Социальное пространство воспитательного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 23:48, реферат

Краткое описание

Воспитательный процесс разворачивается в социуме, имеющем свои пространственные рамки.
Социальное пространство – это совокупность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком или с его участием либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определённом образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля и пр. Т.о., социальное пространство – это совокупность социальных отношений ежедневно разворачивающихся перед человеком с его участием.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

      Чрезвычайно ответственное  место в системе  семейного воспитания  принадлежит трудовому  воспитанию детей.  С раннего возраста  ребятишки, как правило, в меру своих сил и возможностей стремятся участвовать в домашних делах, помогать взрослым, в своих играх имитируют различные виды труда. Важная задача родителей — не отбивать у детей охоту к трудовым занятиям, поощрять их в этом отношении, оказывать всяческое содействие. Доступные формы самообслуживания, участие в домашних хлопотах, вооружение ребенка разнообразными трудовыми умениями и навыками, разъяснение ему роли труда в жизни человека и общества, ознакомление с профессиями, поощрение участия в общественно полезном труде — все это весьма существенно для подготовки добросовестного труженика, способного в будущем обеспечить себя и свою семью всем необходимым и принести пользу обществу. 

     Среди конкретных  направлений всестороннего  развития личности ребенка в условиях семьи немаловажную роль играет эстетическое воспитание. Тесно связанное с другими сторонами воспитания, оно способствует приобщению детей к прекрасному, учит воспринимать и ценить красоту в жизни, природе, искусстве, приучает их творить по законам красоты. В этих целях родители должны использовать занятия рисованием, лепкой, совместное прослушивание музыки, песен, обучение ребенка игре на музыкальных инструментах, посещение театров, музеев, выставок, экскурсии по родным местам и многое другое. Задача семьи — воспитывать не только потребителей, созерцателей прекрасного, но и активных участников его созидания во всех возможных областях и сферах. 

       У родителей как  воспитателей ничего  не получится,  если они не  будут знать особенностей своего ребенка. Ведь каждый человек, сколько бы ему ни было лет, — это конкретная своеобразная личность. Поэтому отцу и матери нельзя довольствоваться обыденным представлением о своем сыне или дочери. В целях воспитания требуется постоянное и глубокое изучение ребенка, специальное выявление его интересов, запросов, увлечений, склонностей и способностей, достоинств и недостатков, положительных качеств и отрицательных черт. Только тогда отец и мать получат возможность целенаправленно и обоснованно, следовательно, и плодотворно влиять на формирование личности растущего человека, акцентируя внимание на ее позитивных сторонах и развивая их, а с другой стороны, настойчиво преодолевая негативные черты. 

          Целью семейного  воспитания является  формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и всё это составляет задачи семейного воспитания. 

           Семейному воспитанию  присущи свои методы, вернее, приоритетное  использование некоторых  из них. Это личный номер, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор методов идёт сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуаций. 

      Существует классификация  семей не только по составу (многодетные семьи, молодёжные, однодетные, бездетные, неполные семьи), но и по характеру взаимоотношений в них. Например, идеальная, средняя, негативная, скандально-раздраженная. Или: гармоническая, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Выделяют также семьи благополучные, псевдоблагополучные, неблагополучные, в которых имеется явные дефекты воспитания. 

      Вместо абстрактного  противопоставления  “благополучных”  и ”неблагополучных”  семей социологи  и криминологи  различают семьи  с разным воспитательным потенциалом. По этому признаку различают 10 типов семей: 1) воспитательно-сильные; 2) воспитательно-устойчивые;  3) воспитательно-неустойчивые; 4) воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними; 5) воспитательно-слабые с постоянно конфликтной атмосферой; 6) воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой; 7) маргинальные: с алкогольной, сексуальной деморализацией и т.д. 8) правонарушительские; 9) преступные; 10) психически отягощенные. 

     В семьях первого  типа, доля которых во всём контингенте семей составляет 15-20%, воспитательная обстановка близка к оптимальной. Главный её признак – высокая нравственная атмосфера семьи в целом. Это важнее, чем формальная полнота семьи, хотя вероятность противоправного поведения детей из неполных семей в 2-3 раза выше, чем из семей с обычной структурой. 

     Второй тип семей  (35-40%) создаёт в  целом благоприятные  возможности для  воспитания, а возникающие  в семье трудности  и недостатки преодолеваются  с помощью других  социальных институтов, прежде всего школы. 

    Для третьего типа  семей (10%) характерна  педагогическая позиция  родителей (например, гипероника и т.п.), которая тем не  менее выравнивается  благодаря сравнительно  высокому общему  воспитательному  потенциалу семьи. 

   Четвёртый тип  (15-20%) объединяет  семьи, где родители  по разным причинам (плохое  здоровье, перегруженность  работой, недостаток  образования или  педагогической культуры) не в состоянии  правильно воспитывать  детей, утратили  контроль за их  поведением, уступив свое влияние обществу сверстников. 

    Остальные типы (10-15%) являются с социально-педагогической  точки зрения отрицательными, а то и криминогенным.  Риск правонарушений  несовершеннолетних, воспитывающихся  в обстановке постоянных  и острых конфликтов  и в психически отягощенных семьях, в 4-5 раз, а в семьях, где царят агрессивность и жестокость, в 9-10 раз выше, чем у тех, кто растёт в педагогиски сильных и устойчивых семьях. Дело не только в безнадзорности, с которой связано 80% преступлений (в 20-50% случаев безнадзорным оказывался и потерпевший подросток), но и в том, что дети воспринимают поведение старших членов семьи как нормальное, обычное, эмоционально отождествляются с родителями и воспроизводят стереотипы их поведения, не задумываясь над тем, насколько они правильны с точки зрения общества. 

    Исследования современных  психологов свидетельствует,  что молодые родители  не умеют воспитывать  своих собственных  детей. Причин  этому много. Например, такие: однодетность  и малодетнось  в городских условиях уже во многих поколениях приводит к тому, что люди не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, не имеют опыта семейных отношений; жизнь порознь со старшими поколениями лишает молодые семьи возможности пользоваться мудростью старших вопросах воспитания детей; основательно утрачены традиции народной педагогики; если ранее в условиях деревни, где все друг друга знали, родителям было стыдно иметь шесть невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно, то в условиях города усилилась анонимность общения детей и взрослого населения; возрастающие социальные и экономические трудности, низкая зарплата и задержка её выплаты, полная или частичная безработица и необеспеченность  в семьях снижает уровень внутрисемейного эмоционального настроя, повышает конфликтность в семье, ухудшает семейные отношения и воспитание; в отношениях членов семьи повысился уровень взаимной  психологической эксплуатации, когда члены семьи стремятся проявить свой характер. 

     В этих случаях существует следующие особенности влияния видов семей на воспитание детей: 

1. Уровень протекции  в процессе воспитания. Речь идет о  том, сколько сил,  внимания, времени  уделяют воспитанию  ребенка. Наблюдаются  два отклонения  уровня протекции:  чрезмерная (гиперпротекция)  недостаточная (гинопротекция). О гиперпротекции говорим тогда, когда родители уделяют ребёнку крайне много сил, времени, внимания, когда его воспитание стало центральным делом в жизни родителей, основным, чему посвящена жизнь. Гипопротекция – случай крайне пониженного уровня протекции. Ребёнок при этом оказывается на переферии внимания родителей, до него “руки не доходят”, родителю “не до него”. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное. 

2. Степень удовлетворения потребностей ребенка – в какой мере деятельность родителей настроена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых (в питании, одежде, предметах развлечения), так и в духовных (и прежде всего – в его общение с родителями, в их любви и внимании). Так называемое “спартанское воспитание” – пример высокого уровня протекции (родитель много занимается воспитанием, уделяет ему большое внимание) и низкого удовлетворения потребностей ребёнка. В сепени удовлетворения потребности также возможны два отклонения: 

а) О потворствовании  говорят в том  случае, когда родители стремятся к максимальному  удовлетворению любых  потребностей ребёнка. Они балуют его. Любое  его желание для  них – закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющееся типичной рационализацией: “слабость” ребёнка, его исключительность, желание дать ему то, чего в своё время был лишен сам родитель; то, что ребёнок растёт один, без отца. 

б) Игнорирование потребностей ребёнка. Данный стиль  воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребёнка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребности в эмоциональном контакте, общении с родителями, в их любви. 

3. Количество требований  к ребёнку в  семье. Требования к ребёнку – неотъемлемая часть воспитательного процесса.       

Это и обязанности  ребёнка, т.е. задания, которые ребенок  выполняет (учеба, уход за собой, участие  в организации  быта, помощь другим членам семьи). Во-вторых, это   – требования-запреты (то, чего ребёнок не должен делать). Невыполнение требований ребёнком предусматривает санкции (от мягкого осуждения до сурового наказания). Формы нарушения системы требований к ребенку различны. Рассмотрим нарушения в системе обязанностей ребёнка              – в количестве этих обязанностей: 

- чрезмерность требований (обязанностей) 

- повышенная моральная  ответсвенность. Требования  к ребёнку в  этом случае очень  велики, непомерны,  не соответствуют  его возможностям, не только не  содействуют развитию  личности, а напротив, ставят его под угрозу. Особенно важны два случая чрезмерности обязанностей. В одном на ребёнка перекладываются более или менее значительная часть обязанностей родителей (ведение хозяйства, уход за малолетними детьми). Такие родители, как правило, осознают, что ребёнок очень загружен, но не видят чрезмерности нагрузки. Они уверены к тому же, что этого требуют обстоятельства, в которых семья находится в данный момент. В другом случае от ребёнка ожидают значительных и не соответствующих его способностям успехов в учебе или других престижных занятиях (художественная самодеятельность, спорт, занятие музыкой и т.п.) 

- Недостаточность  обязанностей ребенка.  В этом случае  ребенок имеет  минимальное количество  обязанностей в  семье, трудно  привлечь его к какому-либо делу по дому. 

4. Количество требований-запретов. Требования-запреты,  т.е. указания на  то, что ребёнку  делать нельзя, определяют, прежде всего,  степень его самостоятельности,  возможность самому  выбирать способ  поведения. И здесь  возможны два отклонения: чрезмерность и недостаточность требований-запретов. 

Чрезмерность  требований-запретов. В этом случае ребенку  все “нельзя”. Перед  ним становится огромное количество требований, ограничивающих его  свободу и самостоятельность. Такое положение  стимулирует у стеничных (работоспособных, устойчивых к различным помехам, способных к длительной непрерывной деятельности) детей развитие реакции эмансипации ( протеста против родителей и любого авторитета), не менее стеничных – провоцирует повешенную чувствительность к происходящим с ними событиями, повышенную тревожность, боязнь новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.д. А это воспитывает в них робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжительному переживанию, чувство собственной недостаточности, повышенную моральную требовательность к себе и заниженный уровень притязаний. 

Недостаточность требований-запретов. В этом случае ребёнку  всё можно. Даже если и существуют какие-то запреты, ребенок  легко нарушает их. Он сам определяет время возвращения домой, круг друзей, вопрос о курении и т.д. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Родители при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. 

5. Строгость санкций. 

Чрезмерность  санкций (жестокий стиль  воспитания). Для этих родителей характерна приверженность к строгим наказаниям, чрезмерная реакция даже на незначительные нарушения. 

Минимальность санкций. Родители склонны  обходиться без наказаний  или применяют  их редко. Они уповают  на поощрения, сомневаются в результате любых наказаний. 

6. Неустойчивость стиля  воспитания. Резкая  смена стиля воспитания (смена  воспитательных приемов  – переход от  очень строгого  к либеральному, и  наоборот, от значительного  внимания к ребёнку  к эмоциональному  отвержению) – относительно часто встречается в семьях детей с отклонениями характера. Такой стиль содействует формированию таких черт, как упрямство, склонность противостоять любому авторитету. Родители таких детей, как правило, признают значительные колебания в воспитании детей, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний. 

Информация о работе Социальное пространство воспитательного процесса