Социальное пространство воспитательного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 23:48, реферат

Краткое описание

Воспитательный процесс разворачивается в социуме, имеющем свои пространственные рамки.
Социальное пространство – это совокупность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком или с его участием либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определённом образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля и пр. Т.о., социальное пространство – это совокупность социальных отношений ежедневно разворачивающихся перед человеком с его участием.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

На  процесс воспитания влияет и структура  семьи. 

Особенности воспитания единственного  ребенка в семье 

На  этот счет существует две наиболее распространенные точки зрения. Первая: единственный ребенок оказывается более эмоционально устойчив, нежели другие дети, потому, что не знает волнений, связанных с соперничеством братьев. Вторая: единственному ребенку приходится преодолевать больше трудностей, чем обычно, дабы приобрести психическое равновесие, потому что ему не достает брата или сестры. Что бы там ни говорили психологи, жизнь единственного ребенка в семье нередко складывается так, что подтверждает именно эту, вторую, точку зрения. Трудности, однако, не являются абсолютно неизбежными, и тем не менее встречаются настолько часто, что было бы глупо их не замечать. 

Бесспорно, родители, имеющие  единственного ребенка, обычно уделяют ему  чрезмерное внимание. 

Они слишком заботятся  о нем только потому, что он у них  один, тогда как  на самом деле он 

всего лишь первый. И действительно, немногие из нас способны спокойно, со знанием дела

обращаться  с первенцем так, как мы держимся потом  с последующими детьми. Главная причина  тут - неопытность. Имеются, однако, и другие основания, обнаружить которые не так - то легко. Если не

касаться  некоторых ограничений  физического порядка, одних родителей  пугает ответственность,

которую накладывает на них  появление детей, другие опасаются, что  рождение второго  ребенка

скажется  на материальном положении, третьи, хотя никогда не признаются в этом, просто не любят детей, им вполне достаточно одного сына или одной дочери. 

Некоторые помехи психическому развитию детей имеют  совершенно определенное название - тепличные  условия, когда ребенка  холят, нежат, балуют, ласкают - одним словом, носят на руках, Из-за столь чрезмерного внимания психическое развитие его неизбежно замедляется. В результате чрезмерной снисходительности, которой мы окружаем его, он непременно столкнется с очень серьезными трудностями и разочарованием, когда окажется за пределами домашнего круга, поскольку и от других людей будет ожидать внимания, к какому привык в доме родителей. По этой же причине он слишком серьезно станет относиться и к самому себе. Именно потому, что его собственный кругозор слишком мал, многие мелочи покажутся ему слишком большими и значительными. В результате общение с людьми будет для него гораздо труднее, чем для других детей. Он начнет уходить от контактов, уединяться. Ему никогда не приходилось делить с братьями или сестрами родительскую любовь, не говоря уже об играх, своей комнате и одежде, и ему трудно найти общий язык с другими детьми и свое место в ребячьем сообществе. 

Как  предотвратить все  это? Наверное, с помощью  второго ребенка. И это верно, но если

некоторые особые проблемы и можно разрешить подобным путем, то где уверенность, что стоит родить еще одного ребенка, как мы сразу же добьемся полной адаптации первого. В любом случае нужно всеми силами преодолевать стремление растить ребенка в тепличных условиях. Можно утверждать, что воспитание единственного сына или единственной дочери гораздо более трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Даже в том случае, если семья испытывает некоторые материальные затруднения, нельзя ограничиваться одним ребенком. Единственный ребенок очень скоро становится центром семьи. Заботы отца и матери, сосредоточенные на этом ребенке, обыкновенно превышают полезную норму. Любовь родительская в таком случае отличается известной нервозностью. Болезнь этого ребенка или смерть переносится такой семьей очень тяжело, и страх такого несчастья всегда стоит перед родителями и лишает их необходимого спокойствия. Очень часто единственный ребенок привыкает к своему исключительному положению и становится настоящим деспотом в семье. Для родителей очень трудно бывает затормозить свою любовь к нему и свои заботы, и волей - неволей они воспитывают эгоиста. 

Дня развития психики  каждый ребенок требует  душевного пространства, в котором он мог  бы свободно передвигаться. Ему нужна внутренняя и внешняя свобода, свободный диалог с окружающим миром, чтобы его не поддерживала постоянно рука родителей. Ребенку не обойтись без испачканного лица, разорванных штанов и драк. 

Единственному ребенку часто  отказано в таком  пространстве. Осознано или нет, ему навязывают роль образцового ребенка. Он должен особенно вежливо здороваться, особенно выразительно читать стихи, он должен быть образцовым чистюлей и выделяться среди других детей, Относительно него строятся честолюбивые планы на будущее. За каждым проявлением жизни ведется внимательное, с затаенной оченностью, наблюдение. Недостатка в хороших советах ребенок не испытывает на протяжении всего детства. Такое отношение к нему несет опасность, что единственный ребенок превратится в избалованного, несамостоятельного, неуверенного в себе, переоценивающего себя, разбросанного ребенка. 

Но  этого может и  не быть, так как  в поведении с  единственными детьми есть основополагающие правила. Они все  могут быть сформулированы в одном предложении, которое должно стать  законом для каждой семьи, где растет один ребенок: только никакой исключительности! 

Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой  – это определенные обстоятельства в  жизни семьи, чаще – низкая педагогическая культура родителей. Но и то, и другое во многом зависят  от видов и типов семей. Множество причин неправильного воспитания можно свести к следующим: 

Расширение  сферы родительских чувств. Обусловливаемое  нарушение: повышенная протекция (повторяющаяся  или доминирующая). Данный источник нарушения  воспитания возникает  чаще всего тогда, когда в силу каких-либо причин супружеские отношения между родителями оказываются нарушенными: Супруга нет (умер, в разводе), либо отношения с ним удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании (эмоциональная холодность, несоответствие характеров). Нередко при этом мать (реже отец), сами того не осознавая, хотят, чтобы ребёнок, а позднее подросток, стал для них чем-то большим, нежели просто ребёнком. Они хотят, чтобы удовлетворял хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в ходе супружеских отношений (взаимная и исключительная привязанность, частично, эротические потребности). Отношения с ребёнком, а позднее  подростком, становится исключительным, важным для родителя. Мать нередко оказывается от повторного замужества. Появляется стремление отдать сыну “все чувства”, “всю любовь”. В детстве стимулируются эротические отношения к матери (ревность, детская влюбленность). В подростковом возрасте у родителя возникает страх перед нарастающей самостоятельностью подростка. Появляется стремление удержать его с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекции. 

Стремление  к расширению именно супружеских отношений, как правило, не осознается самой матерью (оно  строго табулировано). Это желание проявляется косвенно, в частности, в высказываниях о том, что её никто не нужен, кроме сына, в характерном противопоставлении идеализированных отношений с мужем. Иногда такие матери осознают свою ревность к подругам сына, чаще они рационализируют её в виде многочисленных придирок к ним. 

Предпочтение  в подростке детских  качеств. Обусловливаемые  нарушения в воспитании: потворствующая гиперпротекция. В этом случае у  родителей наблюдается  стремление игнорировать поведение детей, стимулировать у  них детские качества (детскую импульсивность, непосредственность, игривость). Для таких родителей подросток всё еще “маленький”. Нередко они открыто признают, что маленькие им вообще нравятся больше, что с большими им не так интересно. Рассматривая подростка как “ещё маленького”, родители снимают уровень требований к нему, стимулируя развитие инфантилизма.  

Воспитательная  неуверенность родителей. Обусловливаемое  нарушение в воспитании: потворствующая гиперпротекция либо пониженный уровень  требований. В этом случае из-за каких-то психологических особенностей родителей происходит перераспределение власти в семье между родителем и подростком. Родитель идёт на поводу у подростка, уступает даже в вопросах, в которых, по собственному мнению, уступать нельзя. Это происходит потому, что ребёнок сумел найти к этому родителю подход, нащупать его слабое место и использует это, чтобы добиться ситуации “минимум требований – максимум прав”. Типичная ситуация в этом случае: бойкий, уверенный в себе подросток, смело ставящий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с подростком родитель. Один из вариантов “слабого места” связан с психологическими особенностями родителя. Определенную роль в формировании этой особенности могли сыграть отношения родителя с его собственными родителями. В определенных условиях дети, воспитанные требовательными, эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в своих детях тех же требовательных эгоцентричных существ, испытывают по отношению к ним тоже чувство “неоплатного долга”, какое испытывали ранее по отношению к собственным родителям. Характерная черта высказываний таких родителей – признание массы ошибок, совершенных в воспитании. Такие родители боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им. 

Фобия утраты ребёнка. Обусловливаемое нарушение – гиперпротекция (потворствующая или доминирующая). Слабое место – повышенная неуверенность родителей, боязнь ошибиться, преувеличение представлений о хрупкости ребёнка, его болезненности – всё это могло развиться в связи с историей рождения ребёнка (его долго ждали, родился хрупким и болезненным и т.п.) Другой источник – перенесённые тяжелые заболевания ребёнка, особенно, если они были длительными. Отношение родителей к ребёнку в этом случае формируется под воздействием накопленного страха его утраты. Этот страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к каждому пожеланию ребёнка и спешить с его выполнением, других – докучно опекать его. 

Неразвитость  родительских чувств. Обусловливаемые  нарушения воспитания: гиперпротекция, эмоциональное отвержение, “повышенная моральная ответственность”, жестокое обращение. Воспитание становится адекватным лишь тогда, когда родителями движут какие-либо достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребёнку, потребность реализовывать себя в детях, “продолжить себя”. Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встречается у родителей детей с отклонениями характера. В тоже время это явление очень редко осознается, а ещё реже признается такими родителями. Внешне оно проявляется в желании иметь дело с ребёнком, особенно, подростком, в плохой переносимости его общества, в поверхностном интересе к его делам. Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, то, что он сам в своё время не испытывал родительского тепла. Другой причиной могут быть особенности характера родителя, например, шизоидность. Родительские чувства нередко значительно слабее у молодых родителей, усиливаясь с возрастом (любящие бабушка и дедушка). При трудных, напряженных условиях жизни на ребёнка часто перекладывается значительная часть родительских обязанностей, либо к нему возникает раздражительно-враждебное отношение. Типичные высказывания таких родителей содержат жалобы на утомительность родительских обязанностей, сожаление, что эти обязанности отрывают от чего-то более важного и интересного. Для женщин с неразвитым родительским чувством характерны эмансипационные устремления. 

Проекция  на ребёнка собственных  нежелаемых качеств. Обусловливаемое нарушение воспитание: эмоциональное отвержение, жестокое воспитание. Причиной такого воспитания является то, что в ребёнке родитель видит черты, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это может быть агрессивность, склонность к лени, тяга к алкоголю, те или иные сексуальные склонности, чрезмерная тяга к сопротивлению, протесту, несдержанности. Ведя борьбу с таким же истинным или мнимыми качествами у подростка, родитель (чаще отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с тяжелым качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него самого этого качества нет. Эти родители много и охотно говорят о своей непримиримости и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями ребёнка, о мерах и наказаниях, которые они в связи с этим применяют. В высказываниях родителей сквозит невез   в сына, нередки инквизиторские интонации с характерным стремлением в любом поступке выявить “истинную”, т.е. плохую, причину. Этой причиной чаще всего бывает качество, с которым родитель не осознаваемо борется.  

Внесение  конфликта между  супругами в сфере  воспитания. Обусловливаемые  нарушения воспитания: противоречивый стиль  воспитания – соединение потворствующей гиперпротекции одного родителя с  отвержением либо доминирующей гиперпотекции другого. Конфликтность во взаимоотношениях между супругами – нередкое явление даже в относительно стабильных семьях. Нередко воспитание превращается в поле битвы конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь заботой о “благе ребёнка”. При этом разница во мнениях родителей чаще бывает диаметральной: один настаивает на строгом воспитании, другой родитель склонен жалеть ребёнка. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать ребёнка, сколько то, кто прав в споре. 

3. Педагогическая культура  родителей. 

Детское развитие – зеркало  практики воспитания ребёнка. Наиболее благоприятный  вариант взаимоотношений  родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребёнка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а наибольше умения слушать и слышать друг друга, стремления к поиску совместных решений, доводов, наблюдений.  

Информация о работе Социальное пространство воспитательного процесса