Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 23:48, реферат
Воспитательный процесс разворачивается в социуме, имеющем свои пространственные рамки.
Социальное пространство – это совокупность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед человеком или с его участием либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определённом образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля и пр. Т.о., социальное пространство – это совокупность социальных отношений ежедневно разворачивающихся перед человеком с его участием.
Дифференциация
процессов и институтов
социализации тесно
связана с усложнением
социальной структуры
и организации общества.
В древнейших человеческих
обществах социализация
детей осуществлялась
совместными усилиями
всей общины, главным
образом путём последовательного
включения детей по
мере их роста в различные
формы игровой, общественно-производственной
и ритуальной деятельности,
которые ещё недостаточно
отделены друг от друга,
так что все древнейшие
институты социализации,
например возрастные
группы, полифункциональны
и выполняют одновременно
трудовые, социально-организационные
и ритуальные функции.
Позже важнейшим институтом
первичной социализации
становится большая
семья; это способствует
индивидуализации и
одновременно социальной
дифференциации содержания,
задач и методов воспитания
в зависимости от имущественного
положения и социального
статуса той или иной
семейной группы. Однако
семейное воспитание
никогда не могло обеспечить
адекватную подготовку
ребёнка к всё более
многообразным и усложняющимся
формам жизнедеятельности.
Отсюда – сохранение
и трансформация древнейших
форм общинной социализации
и возникновение на
их основе или в противовес
им новых общественных
институтов, специально
предназначенных для
передачи унаследованного
опыта – школ, особых
форм производственного
ученичества и т.п.
По
мере урбанизации и
модернизации значение
общественных институтов
и средств социализации
неуклонно растёт. Воспитание
становится непосредственно
общественным и даже
государственным делом,
требующим планирования,
управления и систематической
координации. Отдельные
аспекты и функции социализации
при этом обособляются,
что отражается в дифференциации
таких социально-педагогических
понятий, как воспитание,
образование, обучение
и просвещение, каждому
из которых соответствует
специфический вид деятельности
и своя собственная
институциональная
система. Однако эти
тенденции отнюдь не
являются линейными
и реализуются сложным
и противоречивым образом.
Сравнительно-историческое
изучение стиля социализации
детей у разных народов
и на разных стадиях
развития предполагает
дифференцированный
анализ: 1) целей и задач
воспитания; 2) его средств
и методов; 3) агентов
и институтов социализации; 4)
её результатов.
Усложнение
содержания социализации
в современную
эпоху усугубляется
тем, что её традиционные
институты исторически
складывались стихийно,
их функции многократно
изменялись и накладывались
друг на друга, а предъявляемые
к ним обществом нормативные
требования не всегда
соответствуют их реальным
возможностям. Тем более,
что каждый из этих институтов
находится в процессе
сложной и противоречивой
эволюции.
Уже
простое увеличение
количества относительно
автономных и не складывающихся
в единую иерархическую
систему институтов
социализации (важнейшие
из них – семья,
школа, общество сверстников
и средства массовой
коммуникации) повышает
степень автономии формирующейся
личности от каждого
из этих институтов
в отдельности. Кроме
того, чем выше уровень
функциональной организованности,
тем сильнее потребность
личности в каких-то
неформальных, нерегламентированных
отношениях. Наконец,
сами воспитательные
воздействия и процессы
наряду с явными, осознанными,
имеют свои латентные,
неосознанные функции,
которые могут противоречить
первым. Если, например,
телевидение отображает
все стороны социальной
действительности, это
способствует приобщению
детей и подростков
и к таким аспектам жизни,
от которых взрослые
хотели бы их уберечь.
Если же содержание
телепередач слишком
тщательно «процежено»,
они теряют притягательность
и могут даже вызвать
эффект бумеранга. Неконтролируемый
психологический климат
в семье значит не меньше,
чем направленное родительское
воспитание. Даже школьная
оценка, и та полифункциональна.
Её явная, открытая функция
в том, чтобы количественно
зафиксировать уровень
учебных достижений
школьника и тем самым
стимулировать его дальнейшие
усилия. Но одновременно
с этим данная система
ориентирует ребёнка
на формально-количественные
показатели, причем
идущие исключительно
«сверху», со стороны
учителя. Это способствует
усвоению почтительного
отношения не только
к интеллектуальному
авторитету, но и власти.
1.3. Психологический климат группы.
Расположение ребенка
в социальном пространстве
опосредуется его
нахождением в
какой-либо социальной
группе. Так, школьник
входит в социальное
школьное пространство
благодаря тому, что
он является учеником
определенного класса.
Малыш вписывается
в пространство двора,
будучи жителем определенного
дома:
Социальное пространство
влияет на человека
через группу,
а через нее
он входит в
социум и сам
составляет часть
социума.
Механизмом формирующего
влияния группы на ребенка
является психологический
климат, а вернее, социально-психологический
климат группы.
Социально-психологический
климат группы (семьи,
товарищества, школы,
творческой группы,
региона, общества)
— это система
отношений, влияющих
на самочувствие личности
и тем самым определяющих
направленность и характер
деятельности, а значит,
и развития личности.
Когда мы говорим, что
ребенок воспитывается
в социуме, то подразумевается
не число людей, не их
внешний вид и даже не
их образование или
профессия, хотя последнее
немаловажно, в первую
очередь, предполагается
соответствующий его
развитию социально-психологический
климат, социальное
поле отношений, в котором
размещено "Я" ребенка.
Он слагается
из устойчивых
отношений группы
к человеку (значит,
друг к другу), к делу,
объединяющему членов
группы, к руководителю
группы, а также к событиям,
происходящим в группе
и за ее пределами, к
обществу как таковому,
представительство
которого так сильно
ощутимо в школе, и каждого
члена в группе к самому
себе. В узел схватывается
вся эта совокупность
отношений общим отношением
к группе каждого члена
ее.
Социально-психологический
климат — чрезвычайной
сложности тонкости
феномен, потому
что это удивительное
поле отношений
существует лишь
благодаря динамике
выражаемых отношений,
идущих от одного субъекта
к другому. Климат рождается
в момент выявляемых
отношений и существует
пока посыл отношений
от одного субъекта
к другому совершается.
Объекты не обладают
способностью создавать
социально-психологический
климат, так как не выступают
субъектами отношений.
Отношенческое поле
климата группы всегда
в движении — как некое
электромагнитное поле,
как световое пространство,
заполняемое волнами
световых лучей. Фраза,
взгляд, поза, пластика,
действие, даже платье,
даже мизансцена - все,
как лучи света, как
электромагнитная волна,
свидетельствуют о климатическом
поле группы, несущем
в себе социальное отношение.
Климат группы
благоприятен, если
названные отношения
позитивны. Мера
благоприятствия
группового климата
обусловлена уровнем
положительных отношений.
Неблагоприятным становится
психологический климат,
как только одно из этих
ключевых отношений
принимает свое негативное
направление ("отрицательный
вектор"). Если дело
неинтересно, если руководителю
не доверяют, если неуважительны
по отношению друг к
другу, если каждый или
большинство несет в
себе антиобщественную
направленность, то
климат группы становится
разлагающим фактором,
тормозящим развитие
каждого из группы, в
том числе, и того, кто
выбивается в лидеры.
Социально-психологический
климат складывается
в течение некоторого
времени деятельного
существования
групп, рождаясь
как устойчивое
образование из
многократного воспроизведения
социально-психологической
атмосферы, которая,
в отличие от
климата, неустойчива,
сиюминутна, летуча
и переменчива. Для установления
климата необходимо
время и некоторая история
жизнедеятельности
группы. Атмосфера —
непосредственная психологическая
реакция в виде самочувствия
группы на какой-либо
жизненный агент. Появилось
солнце — все повеселели.
Кого-то обидели — тревожность
нависла психологическим
облаком. Открылась
радостная перспектива
— повысился общий тонус
и смягчились взаимоотношения.
Понятно, что педагог
может влиять на
атмосферу, а изменяя
ее, улучшая ее
и каждый раз воссоздавая
ее в благоприятных
характеристиках, он,
конечным порядком,
создает климат, как
длительную и устойчивую
атрибутику группы.
Назовем характеристики
социально-психологического
климата, благоприятного
для личностного
развития:
— доброжелательность
как расценивание
поведения любого члена
группы в благоприятном
для него смысле;
— защищенность
как безусловное
отсутствие агрессии
в адрес любого
человека и готовность
оказать помощь;
— работоспособность
как созидательная
активность группы положительной
мотивации и мобильность
группы;
— инициативность
как индивидуальная
активность каждого
члена группы и
свободное проявление
личностного "Я";
— мажор и оптимизм
как устремление
группы к радостным
перспективам.
Аналогичны характеристики
неблагоприятного
климата группы: агрессивность,
незащищенность, леность,
пассивность, пессимизм,
унылость, инертность.
Данные характеристики
определяют состояние
ребенка в группе,
а ключевые отношения
в группе обусловливают
формирование ценностных
отношений ребенка.
Первое и второе тесно
связаны. Неблагоприятное
состояние ребенка препятствует
свободному развитию
его ценностных отношений.
Поэтому педагог, прежде
всего, направляет свои
профессиональные усилия
на создание психологической
атмосферы группы. Способы
влияния на атмосферу (в
итоге, на климат) достаточно
разнообразны и, на первый
взгляд, не поддаются
жесткому обозначению.
Звук скрипки, запах
пирога, ласковое слово,
нарядные одежды, ритмические
движения и т.д. — все
это кажется случайным,
стихийным, зависимым
от индивидуального
творческого выбора
педагога. Но все укладывается
в ясные структуры, если
подойти к определению
способов с позиции
двух оснований: 1) кто
субъект влияния на
атмосферу? 2) по какому
психологическому каналу
направлено это влияние?
Субъектом создания атмосферы может быть сам педагог, либо ребенок как член группы, либо какое-то третье лицо, привлеченное педагогом и представшее перед группой непосредственно (директор, писатель, ученый, родитель, артист, представитель власти, герой труда) или опосредованно (через фонозапись, фотографию, суждение, видеозапись). Их влияние направляется по аудиальному (слово, музыка, звуки природы), визуальному (предмет, иллюстрация, художественное полотно, вещь, образ природы), по кинестетическому (движения, запахи, действия, лакомство, улучшенные условия) каналу. Разнообразие сочетаний названных параметров порождает разнообразие способов.
Способ влияния на групповую
атмосферу в каждый
момент — это выбор
ответа на вопросы: кто
влияет? и каким средством?
Однако способ
сам по себе
не окажет решительного
влияния, он вообще
нейтрален по отношению
к атмосфере.
Слова педагога
могут повысить, но
и понизить атмосферу.
Прозвучавшая песня
улучшает, но и
ухудшает психологические
обстоятельства. Предложенное
угощение тоже обладает
двояким влиянием.
Решает дело содержание
влияния, но не
формы влияния.
Содержание должно
быть социально-ценностным.
В группу привносится
ценность и, вовлекая
в проживание ценностного
отношения членов
группы, содействует
преобразованию всей
совокупности отношений
в группе.
Привнести в группу
ценность — это
значит выразить
социально-ценностное
отношение "здесь
и сейчас"; проявить,
проиллюстрировать,
декларировать, утвердить,
продемонстрировать,
публично защитить,
отстоять, провозгласить,
оценить значимость
для жизни человека.
Формы такого привнесения
самые разнообразные,
как разнообразно в
своих проявлениях отношение:
слово, мимика, жест,
действие, поступок,
мотивировка, предметное
обставление, поза, пластика,
интонация, мелодика
голоса или мелодика
движений, темпо-ритм
и прочее. Если сопоставить
лишь только лексические
формы выражения отношения,
то станет ясна широчайшая
палитра форм привнесения
ценности в группу. Произведем
же такое сопоставление
разных лексических
форм:
— Здравствуйте!
— "Доброе утро!"
— "Приветствую вас!"
— "Счастливого дня!"
— "Спасибо!" - "Благодарю!"
- "Признателен" -"Весьма
тронут" — "Такая
неоценимая услуга";
— "Начнем работать" - "Приступим"
- "За дело!" -"Работа
ждет!" — "Предстоит
удовольствие от работы..."
— "Дети!" - "Ребята!" - "Друзья!"
- "Товарищи мои!" -"Дамы
и господа!"
— "Судари и
сударыни!" — "Милые
мои!.. Педагогически
важно здесь
следующее: предъявление
любой ценности
изменяет атмосферу,
будь это ценность
человека, дела, красоты,
знания, чести, свободы
или что-то иное, более
широкое или же более
узкое. Иногда достаточно
одного слова, одной
улыбки, одного действия,
чтобы развернуть вектор
социально-психологической
атмосферы в группе
в сторону улучшения.
Информация о работе Социальное пространство воспитательного процесса