Методика патриотического воспитания в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.

Оглавление

Введение
Глава1.Педагогические основы патриотического воспитания
1.1.Задачи и принципы патриотического воспитания
1.2. Краеведческая работа как форма патриотического воспитания
Глава 2. Методика патриотического воспитания в начальной школе
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 54.28 Кб (Скачать)

Педагоги, руководствуясь принципами патриотического воспитания, призваны содействовать укреплению дружеских  взаимоотношений народов России (на психологическом, межличностном уровнях) через воспитание у граждан чувств российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости.

Принципы патриотического  воспитания составляют взаимосвязанную, целостную систему, руководствуясь которой педагоги обеспечивают эффективное  выполнение целей и задач воспитания, воплощают в педагогическую практику содержание образования и воспитания при обязательном условии общественного и государственного регулирования деятельности учреждений образования и культуры, общественных организаций, СМИ и семьи по патриотическому воспитанию[4,89]. К принципам патриотического воспитания мы относим направленность воспитания на:

укрепление единства и  целостности Российской Федерации;

учет в воспитании особенностей различных категорий населения (дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников, студентов, работников госучреждений, военнослужащих, жителей городов и сел);

сохранение и развитие исторически сложившихся дружеских  отношений народов России, их сплочение в едином федеративном государстве;

содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;

содействие мирному разрешению межэтнических противоречий и конфликтов;

развенчивание пропаганды расизма, национализма и религиозной розни;

обеспечение равноправия  народов и национальных меньшинств страны;

обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии;

укрепление положительного во взаимоотношениях народов и религиозных конфессий страны;

гуманное, уважительное отношение  к людям различных национальностей  и рас, к их историческому наследию, культурам и традициям;

сочетание в воспитании национального, гражданско-патриотического и общечеловеческого;

обеспечение взаимопонимания  и сотрудничества между людьми, народами, расовыми, этническими и религиозными группами;

формирование у каждого  нового поколения национального самосознания, открытого для восприятия ценностей других народов;

предотвращение межнациональных  конфликтов;

учет в воспитании религиозных  и конфессиональных особенностей различных народов, соблюдение равного статуса вероисповеданий; сотрудничество с традиционными религиями в воспитании чувства уважения и доверия между народами, веротерпимости;

распространение объективной  информации о совместной жизни и проблемах народов России, идей их духовного единства, межнационального мира, сотрудничества и взаимопомощи;

учет национально-культурных запросов разрозненно расселенных  народов и национальных меньшинств страны по сохранению и развитию своей самобытности, традиций, языков, культуры, образования;

сохранение самобытной культуры, языков, традиций и среды обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

учет в воспитании этнополитической ситуации Северного Кавказа, его  историко-культурной специфики, особого  геополитического положения и последствий вооруженных конфликтов;

защиту прав беженцев и  вынужденных переселенцев, учет их национально-культурных особенностей;

овладение русским языком — средством межнационального общения и взаимосближения народов России и СНГ;

обеспечение культурного  взаимодействия Российской Федерации  и стран СНГ в рамках общеевразийского этнокультурного пространства.

 

1.2. Краеведческая  работа как форма патриотического  воспитания

 

Еще совсем недавно можно  было сказать только «военно-патриотическое воспитание», так как патриотизм ассоциировался только рядом с образом врага. Демилитаризация школы, которая идет несколько успешнее демократизации, убрала из учебных планов курс начальной военной подготовки, обязательные «Зарницы» и «Орлята», хотя и сохранила в лексике учителей и администрации «вооружение знаниями».

Патриотическое воспитание, как и нравственное, невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм, которые уместны в военном училище и чужеродны в общеобразовательной школе. Для того чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сердце любовь. Любовь, которую мы не только чувствуем, но и как бы слышим и в словах М. Шолохова, и в прозаическом стихотворении Федора Крюкова «Родимый край»: Родимый край... Как ласка матери, как нежный зов ее над колыбелью, теплом и радостью трепещет в сердце волшебный звук знакомых слов.

Чуть тает тихий свет зари, звенит сверчок под лавкой в уголке, из серебра узор чеканит в окошке месяц молодой... Укропом пахнет с  огорода... Родимый край...

Кресты родных моих могил, и над левадой дым кизечный, и пятна белых куреней в  зеленой раме рощ вербовых, зерно  с буреющей соломой и журавель, застывший в думе, - волнует сердце мне сильней всех дивных стран  за дальними морями, где красота  природы и искусство создали  мир очарований. Тебя люблю, родимый  край.

Напев протяжный песен  старины, тоска и удаль, красота  разлуки и грусть безбрежная —  щемят мне сердце сладкой болью печали, невыразимо близкой и родной.

Молчание мудрое седых  курганов и в небе клекот сизого орла, в жемчужном мареве виденья  зипунных рыцарей былых, поливших кровью молодецкой, усеявших казацкими костями простор зеленый и родной... Не ты ли это, Родимый край?

Во дни безвременья, в  годину смутную развала и паденья  духа я, ненавидя и любя, слезами  горькими оплакивал Тебя, мой Край Родной...»[8,59]

Это произведение, созданное  в 1918 г. (приведено в сокращении), не утратило своей свежести и актуальности и в наши дни.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия — наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место — город или хутор — несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, Малая Родина.

Многие методисты считают, что главным методологическим принципом  патриотического воспитания учащихся должно быть познание и осознание ими своей Малой Родины. Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания Малой Родины, с познания запахов пряных степных трав, таинственного дыхания морских глубин, пения жаворонка в поднебесье. Не случайно ведь в дореволюционной России в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение». В толковом словаре В.И. Даля читаем: «Краеведение — это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности — природы, хозяйства, истории, быта людей — преимущественно местными школами»[4,102]...

«Краеведение — это  прежде всего краелюбие», — напомнил на учредительной конференции Союза  краеведов России избранный его председателем профессор С.О. Шмидт. [15]«Самый массовый вид науки», — говорил о краеведении академик Д.С. Лихачев.[8,61] Высокая наука смыкается здесь с массами. Не только фигурально, но и буквально. Ведь краеведческий клуб — единственное, пожалуй, место, где седовласый профессор может обсуждать общую проблему с молодым учителем или школьником из далекого хутора[4,63].

Вклад краеведов во многие науки трудно переоценить.

. Ведь без комплексного, всестороннего изучения родного края (чем занимается краеведение) невозможно формирование человека культуры.

И как не вспомнить здесь  слова Виталия Закруткина:

«Любовь к Родине. Неизбывная любовь к месту, где ты впервые увидел солнце и склоненную над тобой голову матери, и услышал слова отца, и повторил их, познавая красоту родного языка! Чью душу не тревожила эта светлая, чистая, неподкупная любовь?»[5,71]

Родина без нас обойтись может, мы же без нее — ничто. Эту  великую истину, на которую обращал  внимание В.А. Сухомлинский, должен понимать и чувствовать каждый ребенок[12,104]. Любой школьник, интересующийся краеведением, может выбрать себе занятие по душе. Различают следующие направления  краеведческой работы: географическое, художественное, историческое, литературное, экологическое.

Географическое краеведение  изучает климатические особенности местности и их динамику, лесные и степные массивы, холмы, овраги, отдельные деревья, курганы, фрагменты ландшафта и морских акваторий, степные курганы, отдельные горы и барханы, почвы, животный мир, ручьи и родники. Объектом художественного краеведческого поиска могут стать скульптура, архитектура, художественные ремесла, устное народное творчество, музыкальный фольклор, резьба по дереву, искусство танца и т. п.

Предметом внимания краеведов-историков  является история городов, поселков, отдельных зданий, выдающихся личностей, предприятий, школ, социальных процессов  и явлений, население

В педагогической науке целью  литературного краеведения является выявление двух зависимостей: как  тот или иной город (село) сформировали личность писателя (поэта) и как этот писатель отразил в своем творчестве ту или иную местность.

Основными источниками краеведческой  информации являются:

• периодическая печать (газеты, журналы, альманахи);

• художественная литература (но нужно помнить, что н( каждый писатель-художник достоверно отражает действительность);

архивные фонды;

фонды музеев;

всякого рода планы и карты;

материальные следы культуры (произведения скульптуры, живописи, архитектуры);

• материалы статистики;

• устные свидетельства старожилов. Основные принципы краеведческой работы:

• системный подход;

• предельная достоверность  фактов;

• синхронность отдельных  направлений поиска (например искусство  или природу края нельзя рассматривать  исторического контекста).

Формы краеведческой работы — урочная и внеурочная, как  активная (сам поиск, туризм, полевая  работа) и пассивная (отработка полевых  материалов, экскурсионное обслуживание в школьных музеях).

Внеурочная краеведческая  работа — это поисковые экспедиции, туризм, краеведческие теоретические кружки, тематические вечера, конкурсы, олимпиады, пленэр (живописные этюды с натуры).

Конечным результатом  серьезной краеведческой работы является школьный музей.

Хорошо, когда школьная поисковая  краеведческая работа согласуется  с работой местных государственных  музеев или осуществляется под их патронажем. В этом случае успех обеспечен. К примеру, поисковые экспедиции школьников г. Таганрога многое дали литературному музею А.П. Чехова; школьники г. Ростова под руководством учителя истории, выполнившие раскопки обломков свыше 10 погибших самолетов, множество материалов передали в областной краеведческий музей; государственный музей «Почтовая станция» в г. Аксае начинался со скромного музея одной из школ города.

Качество и объем краеведческой  работы, увлеченность детей и масштабы их деятельности во многом определяет личность учителя. Нельзя рассчитывать на успех, если отностесь к работе формально, без особой личной заинтересованности. Дети ведь сразу почувствуют казенный привкус в общении.

Только после хорошей  методической подготовки можно подойти к практической реализации своих замыслов, ибо одной интуиции в краеведческой работе недостаточно. Содержание, тематика и формы работы с детьми, глубина проработки отдельных задач, конечно же, зависят от возрастной группы..

Для того чтобы младшие  школьники смогли в полной мере почувствовать  особенности школы, проникнуться ее традициями, а затем и продолжить их, взрослые, должны хорошо знать малышей, их особенности.

В книге Ш. А. Амонашвили «В школе — с шести лет» автор  называет ряд свойств , имеющих особое значение для эффективной организации  учебно-воспитательной работы с ними в условиях школы. К этим свойствам  относятся: недостаточность социально-нравственного  опыта; преобладание актуальных потребностей и импульсивной активности; стремление к игровой деятельности[1,79].

Попробуем проследить на примерах работы многих школ, как решаются задачи военно-патриотического воспитания младших школьников с учетом особенностей этого возраста, что можно сделать  в целях становления защитника  Родины в процессе учебно-воспитательной работы.

Многие учителя с первых школьных дней формируют у детей  такие важные понятия, как «Родина», «патриот», «подвиг», «воин-освободитель». Учащихся подводят к осознанию того, что патриотизм — это любовь к Родине, любовь активная, действенная, стремление своими силами укрепить ее могущество.

Пробуждая у детей интерес  к истории, подвигам, учителя составляют списки книг на военно-патриотическую тематику для внеклассного чтения. Часть из них обсуждается на внеклассных занятиях, например: «Володька—партизанский сын» А. Первенцева, «Капитан Гастелло» А. Беляева, «Штурм рейхстага» Б. Горбатова, «Кортик» А. Рыбакова, «Что ты сделал хорошего» Л. Татьяничевой, и др.

В ряде школ умело используется чтение художественных произведений, посвященных юным героям. Нам кажется, что с огромным интересом будут читать третьеклассники «Сказку о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» А. Гайдара.и др., к сожалению, забытые сейчас книги. На встречу с ребятами обязательно необходимо приглашать ветеранов войны. Они познакомят школьников с конкретными, яркими фактами героизма советских воинов, с героическими поступками детей — пионеров и школьников. Потом можно проводить военно – патриотические игры, которые тоже забыты, можно возродить тимуровскую работу , оказывая постоянную помощь ветеранам войны и не только в дни праздников.

Представляют интерес  уроки мужества, проводимые в начальных классах.. Для участия в них в школу прибывают ветераны Великой Отечественной войны. Далее можно а проводить смотр войск Каждый класс имеет свою форму: летчиков, танкистов, пограничников, матросов.. Судейство организуют старшеклассники. Почетное жюри — ветераны.. Таким образом, смотр войск фактически открывают уроки мужества, преломляя преемственность поколений в военно-патриотической деятельности школьников.

Информация о работе Методика патриотического воспитания в начальной школе