Методика патриотического воспитания в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.

Оглавление

Введение
Глава1.Педагогические основы патриотического воспитания
1.1.Задачи и принципы патриотического воспитания
1.2. Краеведческая работа как форма патриотического воспитания
Глава 2. Методика патриотического воспитания в начальной школе
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 54.28 Кб (Скачать)

Дети отвечают.

Посмотрите, на наших стенах есть рецепты, где указано, как правильно  использовать то или иное растение и что из него можно приготовить.

Ведущая. Пусть сегодня  в нашем разговоре о лесе примут участие сами лекарственные растения, и пусть каждый из них сам немного расскажет о себе.

Появляются д е т  и в костюмах лесных лекарственных растений. Каждый из них рассказывает о себе.

Ведущая.А вот и наши гости. Уважаемый Врач, вы их представите?

В р а ч. Я думаю, ребята сейчас сами назовут имя каждого  из них. Ребята, вслушайтесь в загадку, которую вам загадает каждый из гостей, и ответьте на нее.

Шиповник.

Витаминное варенье

Сварим всем на удивленье.

Меня зовут шиповник, у  меня нарядные ярко-розовые цветы  и острые шипы для защиты. Мои  ягоды — чемпионы среди растений по количеству витамина С. Но мало кто знает, что можно использовать не только мои ягоды, отвар которых пьют при боли в желудке или нехватке витаминов, но и мои цветы. Когда они начинают расцветать весной, то их розовые лепестки заваривают и принимают от простуды, а если их сварить в сахарном сиропе, то получится вкусное варенье из розовых лепестков.

Одуванчик.

Я — всем хорошо известное  растение.

Летом желтый я, как солнце.

Отцвету — сменю я цвет.

И увидите в оконце,

Что в другое я одет.

Белый, как зимою зайчик,

Ваш веселый...

(Одуванчик).

Мои цветы одними из первых появляются весной, а когда созревают, то рассыпаются веселыми парашютиками. Листочки одуванчика тоже используют при простуде. А если набрать несколько пригоршней моих зрелых, ярко-желтых цветков, добавить к ним нарезанный с кожицей лимон и сварить с сахаром, то также получится вкусное варенье. Сосна.

Дерево вечнозеленое,

Солнцем оно закаленное.

И зимою не до сна.

На горе растет...

(Сосна).

Отвары из сосновых иголок успокаивают нервную систему, помогают при гриппе и ангине. Из молодых  сосновых шишек можно сварить отменное лакомство. Сначала их надо очистить, на минуту залить кипятком, чтобы размягчить, а затем сварить в густом сиропе. Брусника.

Хороша красавица!

Ягода всем нравится.

Лишь под снегом очень  дико

Видеть ягоду...

Да, ведь даже зимой из-под  снега можно выкопать ярко-красные ягодки брусники. Ох, и вкусна моя ягода, замоченная в сахарном сиропе. Отвар листа брусники используют, если у человека болят почки, а также при носовом кровотечении.

Голубика.

Я — скромная лесная ягода. На поляне дружно в ряд Ягоды мои  глядят. Из-под листьев, посмотри-ка, Показалась... {Голубика).

Да я — голубика. Отвар  моих листьев помогает при сердечных болезнях. Иван-чай.

Пчелы вьются взад-вперед —  Собирают сладкий мед. Перед нами невзначай Появился... {Иван-чай).

Да, мое имя — иван-чай. Люди научились использовать все, что  вырастает весной на моем корне. Листья иван-чая едят как салат, из стеблей  варят суп, корни отваривают, и  они могут по сытности и числу  калорий заменить мясо. А еще можно  все растение иван-чая высушить, смолоть его в муку и испечь из нее хлеб. Про цветки моего  растения я уже не говорю: по ним  мне дано название — иван-чай, значит, их можно заваривать и пить как  вкусный и полезный напиток.

Ведущая. Прекрасно, мы вам  очень рады, дорогие лекарственные растения. А как вы считаете, ребята, о каком дереве чаще всего вспоминают, если хотят рассказать о России? Послушайте загадку о нем:

И не девица, а красавица, Всем полюбится, всем понравится, Черно-белое  на ней платьице, О кудрях ее слава  катится.

Дети отвечают: «Береза».

Верно, это загадки о  березе. Даже одна из самых популярных русских народных песен воспевает  березу, помните, «Во поле береза стояла».

Исполняется хороводная песня  «Во поле береза стояла».

Русский лес не только доктор и утешитель. Он — защитник. Ведь только в лесу человек может найти себе все необходимое для жизни — деревья, чтобы построить жилище, растения и дичь — для пищи, а из меха лесных обитателей человек может сшить себе теплые шубы. А еще совершенно необычную роль взял на себя русский лес в годы тяжелых испытаний нашей Родины. Помните, на уроках музыки вы слушали песню о русском лесе, который стал защитой и охраной для бойцов-партизан, освобождавших свою Родину — Россию — от немецко-фашистских захватчиков. Эта песня так и называется «Шумел сурово Брянский лес». Вот ее начало:

Шумел сурово Брянский лес.

Спускались серые туманы,

И сосны слышали окрест, как шли,

Как шли на битву партизаны. Давайте еще раз послушаем  эту песню. Обратите внимание на то, как будет звучать песня: она  начинается тихо, как будто мы видим  в предрассветном тумане густой лес  и партизан, отправляющихся на битву  с врагом. А в середине песня  звучит громко — музыка здесь рисует картину самого боя. Окончание песни — снова тихое, бой окончился победой, и снова мы видим лишь русский лес, укрывающий в своем сердце своих защитников.

Звучит начало песни «Шумел сурово Брянский лес» С. Каца.

В тяжелые годы военных  испытаний русский лес стал родным домом для тех, кто не сдался врагу, а бесстрашно сражался за свою Родину, своих близких, за будущее своей страны. А теперь давайте вспомним еще одно дерево, его нередко называют символом России, когда хотят подчеркнуть ее несгибаемость, богатырскую силу. О чем моя загадка:

У долины, по-над кручей

Богатырь стоит могучий,

Гром и ветры не страшны,

Желуди на нем видны.

Дети отвечают: «Дуб».

Верно, это дуб. Это дерево воспето в русской народной песне  «Среди долины ровныя», где дуб сравнивается с богатырем, стоящим на часах. В  русском лесу есть немало деревьев, вспоминая которые хочется запеть песни. Давайте вспомним названия песен о лесных растениях («Ой, цветет калина», «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина», «Клен кудрявый, лист резной» и др.). А одним из самых популярных русских растений стала, конечно, калина. Во всем мире знают напев народной песни «Калинка».

Исполняется перепляс под  мелодию «Калинки».

Вот этой известной мелодией мы и завершим сегодня наш разговор о русском лесе — его красоте, пользе и музыкальности.

Воспитательная работа на уроках даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей и если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу.

 

Заключение

Итак, из всего изложенного  можно сделать вывод, что стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм.

Школа всегда развивала в  детях всех народов России чувство  свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения парода. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинно народной многонациональной культуры, верной правде жизни.

Ведущее место в процессе становления патриотического и  интернационального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатыми патриотическими и интернациональными традициями народов России., раскрывает детям суть реформы политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного развития инициативы граждан; оглаживающей механизм демократического выявления и формирования интересов и , воли всех классов и социальных групп; обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, укрепляющей их дружбу и сотрудничество на принципах интернационализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок; создающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления.

 

Литература

Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис-пресс, 2002 – 224 с.

Адаменко С. Воспитываем  патриотов России // Народное образование  – 2005 - №4 – С. 23

Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6 – С. 59

Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 №8 – С. 17

Историческое краеведение / Под ред. Г-Н. Матюшина. — М.,1980.

Краеведение: Пособие для  учителя / Под ред. А.В. Даринского. —  М., 1987.219

Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика – 1998 - №5 – С. 52

Кузнецов С.С. Геологические  экскурсии. — Л., 1987.

Кукушин В.С. История архитекруры  Нижнего Дона и Приазовья. — Ростов н/Д: ГинГо, 1996.

Кукушин В.С. Литературное краеведение. — Ростов н / Д: ГинГо, 1997.

Лещинин Н.П. Литературный музей  и школа. — М., 1976.

Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М., Юрайт, 2001 – 607 с.

Милонов Н.А. Литературное краеведение. — М., 1985.

Проходчик А.Ф. Практикум  по краеведению. — Минск, 1981.

Туристско-краеведческие  кружки в школе /Под ред. В.В. Титова. М., 1988.

Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. — М., 1987.


Информация о работе Методика патриотического воспитания в начальной школе