Методика изучения имени существительного в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассматриваются методики изучения одной из частей речи – имени существительного. Приступая к изучению имени существительного, пятиклассни­ки владеют некоторым объемом знаний об этой части речи. Задача уроков в V и VI классах – углубить и систематизировать имеющиеся знания, пробудить интерес к дальнейшему изучению одной из цент­ральных частей речи в русском языке.
Цель работы: - сравнить различные подходы к изучению имени существительного.
Предмет исследования: методика изучения имени существительного в начальной школе, на уроках русского языка.

Оглавление

Введение 2
Система работы над именами существительными в III классе условно делится на четыре ступени. 12
Исследовательская часть. 17
1. Тест по русскому языку по теме "Имя существительное". 17
IX. Итог. 31
Заключение 32
Литература 32

Файлы: 1 файл

Система изучения имен существительных в начальных классах.docx

— 517.69 Кб (Скачать)

 

2) Открытый урок по  русскому языку во 2-м классе  на тему "Одушевленные и неодушевленные  имена существительные"

Цели:

-Формировать у учащихся умения  ставить вопросы к именам существительным,  распознавать одушевлённые и  неодушевлённые имена существительные;

-ознакомить с существительными, которые могут быть одушевлёнными  и неодушевлёнными и в зависимости  от предложения меняют своё  лексическое значение;

-развивать внимание, связную речь.

-воспитывать интерес к предмету, создать атмосферу радости совместного  труда.

Оборудование: карточки для работы в паре, ребусы, карточки для работы фронтальной – светофорики, презентация на компьютере.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас  урок русского языка.. Сядьте красиво, постарайтесь отвечать полно, работать быстро и, конечно, я просто уверена, что вы умницы и будете стараться.

Откройте тетради, запишите число.

II. Минутка чистописания.

Послушайте и скажите, какую  букву мы будем писать на минутке  чистописания?

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

Показ образца в программе чистописания.. (Письмо в воздухе)

Напиши одну букву   красиво  в тетради.

Верхнее и нижнее соединение «о»  с элементом длинная прямая линия  с петлёй внизу.

(Показ на доске)

Подчеркните самую красивую букву  и соединение.

III. Словарная работа.

Потренируемся, в написание буквы  «о» в словах, проведём орфографическую  пятиминутку, вспомним написание словарных  слов.

Отгадывание ребусов, запись слов выделение  орфограмм.

Корова, коньки, ворона, сорока, мороз.

Устно составьте предложение с  этими словами.

Индивидуальная работа на компьютере. (Словарный диктант)

IV. Актуализация знаний.

- К какой части речи относятся  эти слова? Почему?

-Что такое имя существительное? 

- На какие группы их можно  разделить? 

- Прочитайте слова, которые отвечают  на вопрос что? кто?

- Почему одни отвечают на  вопрос что, а другие на вопрос  кто?

Вывод: В русском языке все имена существительные делятся на две группы.

-Существительные, которые отвечают  на вопрос кто?, называются одушевлёнными. 

-Существительные, которые отвечают  на вопрос что?, называются неодушевлёнными. 

V. Сообщение темы и  целей урока.

Какая у нас тема урока?

“Одушевлённые и неодушевлённые имена  существительные”.

Сегодня мы будем учиться ставить  вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. А для  этого мы должны быть внимательными, помогать друг другу, отвечать правильно, полными ответами.

VI. Работа по теме урока.

1. Устная фронтальная  работа.

Это задание на внимание (работа со светофориками).

Дети показывают светофорами, какие  существительные одушевлённые, какие  неодушевлённые.

Шутка Удочка Тюлень Бабочка

Внутри слов спрятались ещё слова, найдите их.

Вывод: Как определить одушевлённые существительные или неодушевлённые? (Если слово отвечает на вопрос кто? – оно одушевлённое, что? – неодушевлённое.)

VII. Физминутка.    

2. Работа по  учебнику.  

- Заменить одну букву в словах  так, чтобы они отвечали на  вопрос кто? Например  кол –  вол.

- Сильные ребята выберите одну  пару слов и составьте с  этими словами предложение.

Проверка 

- Назовите одушевлённые имена  существительные.

- Что они обозначают?

- Кто относится к животным?

- Прочитайте предложения?

Вывод: Все имена существительные, обозначающие рыб, птиц, зверей, насекомых и даже червей – это животные. Это одушевлённые имена существительные

3. Работ в  паре.

Найди 6 слов и обведи их в овал.

ЬРАДУГАРДЬАРБЕЛКАМРОЛ

АСЦРОЗАТЦЪЬРЫБКАРРПР

ЧВГУСЕНИЦАРНКОНФЕТАТЭ

- Какие слова нашли?         

4. Работа по  вариантам.   

I в – выпишет одушевлённые  имена существительные.

II в – неодушевлённые имена  существительные.

- Какие слова выписал I вариант?  Почему? Белка, рыбка, гусеница.

- Какие слова выписал II вариант?  Почему? Радуга, роза, конфета. 

5. Вам встретилось  слово гусеница.    

- Что вы себе представили?

- К каким существительным относится  это слово? Почему? Это одушевлённое  имя существительное, потому что  отвечает на вопрос кто?

- А я представляю гусеницу  от трактора. А теперь к каким  существительным относится слово  гусеница? Это неодушевлённое имя  существительное, так как отвечает  на вопрос что?

I - вариант составьте предложение  со словом гусеница, которое отвечает  на вопрос кто?

II - вариант составьте предложение  со словом гусеница, которое отвечает  на вопрос что?

Вывод: В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.

VIII. Домашнее задание.

Вспомнить записать слово, которое  может быть одушевлённым и неодушевлённым в зависимости от предложения. Составить  с ним предложение.

Записать 5 слов одушевлённых и 5 слов неодушевлённых, которые начинаются с первой буквы вашего имени.

В задании, есть ещё одно слово, которое  может быть одушевлённым и неодушевлённым. Оно меняет своё лексическое значение в зависимости от предложения, в  котором употребляется и изменяется его написании. Какое  это слово? С него мы начнём изучение следующей  темы.

IX. Итог.

-С какими понятиями мы работали  на уроке?

-Что такое имя существительное? 

-На какие группы делятся имена  существительные?

-На какой вопрос отвечают  одушевлённые имена существительные? 

- На какой вопрос отвечают  неодушевлённые имена существительные? 

-Что нужно сделать, чтобы  отличить одушевлённые имена  существительные от неодушевлённых  имён существительных?

X. Рефлексия.  

Ребята встаньте, пожалуйста, кто  доволен собой на уроке, кто заслуживает  апплодесментов.

Заключение

Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа,поэтому  как учебный предмет он имеет  первостепенное значение, так как  является не только предметом изучения системы знаний, на основе который  формируются практические навыки, но и важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся.

 Литература

1. Алексеева И. А. Русский язык. Методика и практика преподавания. – Рн/Д.: Феникс, 2002. – 320 с. 2. Антонова  Е. С. Методика преподавания  русского языка (начальные классы). – М.: Академия, 2010. – 448 с. 3. Антонова  Е. С. Методика преподавания  русского языка. Коммуникативно - деятельностный подход. – М.: КноРус, 2007. – 464 с. 4. Бабайцева В.В. Явления  переходности в грамматике русского  языка. – М.: Дрофа, 2000. – 640 с. 5. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина  О.В. Русский язык. Первые уроки.  – М.: Баласс, 2001. – 250 с. 6. Бунеев  Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.  Русский язык. Учебники для 2, 3, 4 классов. – М.: Баласс, 2001. – 340 с. 7. Гугучкина Е. Е. Русский  язык. 4 класс. Поурочные планы  по учебнику Т. Г. Рамзаевой  «Русский язык: Учебник для 4 класса  четырехлетней начальной школы». Волгоград: Учитель, 2006. – 280 с. 8. Иванов  С.В., Кузнецова М.Н. Русский язык. Учебники для 2, 3, 4 классов. –  М.: Вентана-Граф, 2001. – 340 с. 9. Львов  М. Р. Методика преподавания  русского языка в начальных  классах. – М.: Академия, 2008. –  464 с. 10. Львов М. Р. Словарь –  справочник по методике преподавания  русского языка: Пособие для  студентов педагогических вузов.  – М.: Академия, 2002. – 320 с. 11. Методика  преподавания русского языка  в школе: Учебник. – М.: Академия, 2005. – 368 с. 12. Методика преподавания  русского языка в начальных  классах: Учебное пособие для  студентов высш. пед. учебн. заведений  / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В.  Сосновская. – М.: Академия, 2000. –  472 с. 13. Поздняков Н. С. Методика  преподавания русского языка.  Учебное пособие для педагогических  институтов. – М.: Академия, 2002. –  304 с. 14. Полякова А.В. Русский язык  в начальных классах. 1-2 классы. Методические  рекомендации. – М.: Просвещение, 2006. – 96 с. 15. Полякова А.В. Русский  язык в начальных классах. 3-4 классы. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2007. – 80 с. 16. Полякова  А.В. Русский язык. Учебник для  2, 3, 4 классов. – М., Просвещение, 2001. – 320 с. 17. Рамзаева Т. Г. Русский  язык. Учебники для 1, 2, 3, 4 классов.  – М.: Дрофа, 2001. – 340 с. 18. Рамзаева  Т. Г. Русский язык: Учебник  для 4 класса четырехлетней начальной  школы. М.: Дрофа, 2003. – 240 с. 19. Рахманова  Л.И. Современный русский язык: Лексика. Фразеология. Морфология: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ,  Изд-во «ЧеРо», 2003. – 480 с. 20. Репкин В.В. Русский язык. Учебники для 2, 3, 4 классов. – М.: Вита-Пресс, 2001. – 280 с. 21. Современный русский язык: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис / Под общей ред. Л.А. Новикова. – СПб.: Изд-во «Лань», 2004. – 864 с. 22. Современный русский язык. В трёх частях. – Ч. 2: Словообразование. Морфология / Шанский Н.М., Тихонов А.Н. – М.: Просвещение, 2002. – 256 с. 23. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Русский язык. К тайнам нашего языка. Учебники: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. – М.: Ассоциация XXI век, 2001. – 280 с. 24. Титов В. А. Методика преподавания русского языка. Конспект лекций. – М.: Приор – Издат, 2008. – 174 с. 25. Узорова О. В. Полная энциклопедия для начальной школы. Русский язык. Математика. 1-4 классы. – М.: АСТ, 2009. – 160 с. 26. Узорова О. В. Преподавание русского языка во втором классе. – М.: Академия, 2004. – 144 с.


Информация о работе Методика изучения имени существительного в начальных классах