Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:09, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматриваются методики изучения одной из частей речи – имени существительного. Приступая к изучению имени существительного, пятиклассники владеют некоторым объемом знаний об этой части речи. Задача уроков в V и VI классах – углубить и систематизировать имеющиеся знания, пробудить интерес к дальнейшему изучению одной из центральных частей речи в русском языке.
Цель работы: - сравнить различные подходы к изучению имени существительного.
Предмет исследования: методика изучения имени существительного в начальной школе, на уроках русского языка.
Введение 2
Система работы над именами существительными в III классе условно делится на четыре ступени. 12
Исследовательская часть. 17
1. Тест по русскому языку по теме "Имя существительное". 17
IX. Итог. 31
Заключение 32
Литература 32
2) Открытый урок по
русскому языку во 2-м классе
на тему "Одушевленные и
Цели:
-Формировать у учащихся
-ознакомить с
-развивать внимание, связную речь.
-воспитывать интерес к
Оборудование: карточки для работы в паре, ребусы, карточки для работы фронтальной – светофорики, презентация на компьютере.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок русского языка.. Сядьте красиво, постарайтесь отвечать полно, работать быстро и, конечно, я просто уверена, что вы умницы и будете стараться.
Откройте тетради, запишите число.
II. Минутка чистописания.
Послушайте и скажите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания?
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
Показ образца в программе
Напиши одну букву красиво в тетради.
Верхнее и нижнее соединение «о» с элементом длинная прямая линия с петлёй внизу.
(Показ на доске)
Подчеркните самую красивую букву и соединение.
III. Словарная работа.
Потренируемся, в написание буквы «о» в словах, проведём орфографическую пятиминутку, вспомним написание словарных слов.
Отгадывание ребусов, запись слов выделение орфограмм.
Корова, коньки, ворона, сорока, мороз.
Устно составьте предложение с этими словами.
Индивидуальная работа на компьютере. (Словарный диктант)
IV. Актуализация знаний.
- К какой части речи относятся эти слова? Почему?
-Что такое имя
- На какие группы их можно разделить?
- Прочитайте слова, которые
- Почему одни отвечают на
вопрос что, а другие на
Вывод: В русском языке все имена существительные делятся на две группы.
-Существительные, которые
-Существительные, которые
V. Сообщение темы и целей урока.
Какая у нас тема урока?
“Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные”.
Сегодня мы будем учиться ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. А для этого мы должны быть внимательными, помогать друг другу, отвечать правильно, полными ответами.
VI. Работа по теме урока.
1. Устная фронтальная работа.
Это задание на внимание (работа со светофориками).
Дети показывают светофорами, какие существительные одушевлённые, какие неодушевлённые.
Шутка Удочка Тюлень Бабочка
Внутри слов спрятались ещё слова, найдите их.
Вывод: Как определить одушевлённые существительные или неодушевлённые? (Если слово отвечает на вопрос кто? – оно одушевлённое, что? – неодушевлённое.)
VII. Физминутка.
2. Работа по учебнику.
- Заменить одну букву в словах так, чтобы они отвечали на вопрос кто? Например кол – вол.
- Сильные ребята выберите одну пару слов и составьте с этими словами предложение.
Проверка
- Назовите одушевлённые имена существительные.
- Что они обозначают?
- Кто относится к животным?
- Прочитайте предложения?
Вывод: Все имена существительные, обозначающие рыб, птиц, зверей, насекомых и даже червей – это животные. Это одушевлённые имена существительные
3. Работ в паре.
Найди 6 слов и обведи их в овал.
ЬРАДУГАРДЬАРБЕЛКАМРОЛ
АСЦРОЗАТЦЪЬРЫБКАРРПР
ЧВГУСЕНИЦАРНКОНФЕТАТЭ
- Какие слова нашли?
4. Работа по вариантам.
I в – выпишет одушевлённые имена существительные.
II в – неодушевлённые имена существительные.
- Какие слова выписал I вариант? Почему? Белка, рыбка, гусеница.
- Какие слова выписал II вариант? Почему? Радуга, роза, конфета.
5. Вам встретилось слово гусеница.
- Что вы себе представили?
- К каким существительным
- А я представляю гусеницу
от трактора. А теперь к каким
существительным относится
I - вариант составьте предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос кто?
II - вариант составьте предложение со словом гусеница, которое отвечает на вопрос что?
Вывод: В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются.
VIII. Домашнее задание.
Вспомнить записать слово, которое может быть одушевлённым и неодушевлённым в зависимости от предложения. Составить с ним предложение.
Записать 5 слов одушевлённых и 5 слов неодушевлённых, которые начинаются с первой буквы вашего имени.
В задании, есть ещё одно слово, которое
может быть одушевлённым и неодушевлённым.
Оно меняет своё лексическое значение
в зависимости от предложения, в
котором употребляется и
IX. Итог.
-С какими понятиями мы
-Что такое имя
-На какие группы делятся
-На какой вопрос отвечают
одушевлённые имена
- На какой вопрос отвечают
неодушевлённые имена
-Что нужно сделать, чтобы
отличить одушевлённые имена
существительные от
X. Рефлексия.
Ребята встаньте, пожалуйста, кто доволен собой на уроке, кто заслуживает апплодесментов.
Заключение
Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа,поэтому как учебный предмет он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения системы знаний, на основе который формируются практические навыки, но и важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся.
Литература
1. Алексеева И. А. Русский язык.
Методика и практика
Информация о работе Методика изучения имени существительного в начальных классах