Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:09, курсовая работа
В данной курсовой работе рассматриваются методики изучения одной из частей речи – имени существительного. Приступая к изучению имени существительного, пятиклассники владеют некоторым объемом знаний об этой части речи. Задача уроков в V и VI классах – углубить и систематизировать имеющиеся знания, пробудить интерес к дальнейшему изучению одной из центральных частей речи в русском языке.
Цель работы: - сравнить различные подходы к изучению имени существительного.
Предмет исследования: методика изучения имени существительного в начальной школе, на уроках русского языка.
Введение 2
Система работы над именами существительными в III классе условно делится на четыре ступени. 12
Исследовательская часть. 17
1. Тест по русскому языку по теме "Имя существительное". 17
IX. Итог. 31
Заключение 32
Литература 32
При изучении рода имен существительных необходимо использовать слова, распознавание рода которых вызывает затруднения у учащихся и они допускают ошибки: табель (м.), мебель (ж.), карамель'(ж.), вермишель (ж.), тюль (м.), фильм (м.), медаль (ж.), помидор (м.), туфля (ж.), калоша (ж.), прорубь (ж.), тополь (м.), морковь (ж.).
Целесообразно принести на урок толковый словарь и показать, как в случаях затруднения с помощью словаря можно узнать род существительных. Специальные уроки отводятся для наблюдений над родовыми окончаниями имен существительных и, в частности, для упражнений в написании безударных окончаний среднего рода (дерево, болото, повидло, полено, покрывало, сердце, полотенце и др.). Обращается внимание на согласование существительного и прилагательного: топкое болото, глубокое озеро, голубое блюдо и т.п.
Предметом особого изучения являются существительные мужского и женского рода которые оканчиваются на шипящие (камыш, глушь)
Учитывая, что учащиеся уже
знают о роли ь как показателя
мягкости согласных и как
1) нож, грач, плащ, карандаш;
2) рожь, ночь, вещь, мышь.
Выяснив, чем похожи все
написанные слова и по какому признаку
они поделены на группы, дети делают
вывод о том, в каких существительных
на конце пишется ь. Чтобы предупредить
ошибочное написание ь у
Ознакомление с числом имен существительных.
В процессе работы над числом имен существительных во II классе у учащихся формируются умения:
1) различать слова в
единственном и множественном
числе по смыслу и по
2) образовывать от формы
единственного числа форму
3) правильно употреблять
существительное в речи, учитывая
при этом связь слов в
Сущность категории числа имен существительных учащиеся усваивают на основе сравнения слов, обозначающих один и несколько однородных предметов: яблоко — яблоки, тетрадь — тетради, газета — газеты. Выясняется, сколько предметов обозначает существительное яблоко и существительное яблоки. (Аналогично идет работа и с другими словами.) Обобщение и вывод достаточно прост: если существительное обозначает один предмет, оно употребляется в единственном числе, если два или несколько предметов, то во множественном числе. Известно, что в русском языке не все существительные изменяются по числам. Программа начальной школы не предусматривает ознакомления с группами существительных, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе. Однако учащиеся II и III классов нередко обращаются с вопросами, подобными следующему: «Как изменить слово ножницы, чтобы оно было в единственном числе?» Возникает необходимость сообщить детям о том, что в нашем языке есть существительные, которые употребляются только во множественном числе: ножницы, клещи, салазки, чернила, щи, ворота, очки, каникулы и др. Если в предложении нужно указать, сколько было салазок, ножниц и других предметов, то добавляются слова: одни, двое, много (одни салазки, двое очковг много ножниц и т. д.). Существительные, которые употребляются только во множественном числе, не имеют рода. Есть в нашем языке и существительные, которые употребляются только в единственном числе: сметана, молоко, сахар, картофель, золото, чистота, смелость, ходьба, грусть и др. (об этих словах можно сказать учащимся II класса). В процессе работы над формой числа имен существительных необходимо систематически практиковать учащихся и в распознавании рода. Происходит как бы взаимодействие этих двух операций: для того чтобы определить род, нужно существительное поставить в единственном числе. Овладение таким взаимодействием составляет основу для формирования у учащихся в дальнейшем умения распознавать тип склонения имен существительных. Наблюдения над изменением имен существительных по числам фактически представляют собой начальный этап работы над формой слова (форма единственного и форма множественного числа). Изменяя существительное по числам, т. е. изменяя окончание, учащиеся наглядно убеждаются в том, что лексическое значение слова остается прежним.
Падеж — категория синтаксическая.
Падеж о склонении имени существительного выражает отношение существительного к другим членам предложения. Следовательно, усвоение падежа основано на понимании учащимися связи слов в предложении. Работу над падежами можно начинать только после того, как учащиеся научатся выделять в предложении слова, связанные по смыслу и грамматически (словосочетания). И в дальнейшем вся работа над падежами — это работа над связью слов в предложении. Ученик должен четко знать, с каким словом в предложении связано данное имя существительное. Первоначальные наблюдения над изменением окончаний существительных в зависимости от другого слова в предложении начинают проводиться раньше, чем учащиеся знакомятся с падежом. Фактически уже в I классе дети знакомятся с изменением формы слова. В начальных классах до изучения темы «Склонение» важно обратить внимание детей на то, что, включая слова в предложение, часто приходится изменять букву или буквы в конце слова. Изменение необходимо для того, чтобы установить связь между словами в предложении. Смысл слова при этом не измен яется.
Однако в I классе дети не осознают еще формы слова, а только подводятся к этому. Элемент осознания вносит знакомство с окончанием во II классе. Наблюдая за изменением окончания слова в зависимости от другого члена предложения, учащиеся выделяют в слове изменяемую часть и выясняют, что она служит для связи слов. Устанавливается зависимость между вопросом, на который отвечает существительное, и окончанием слова (изменяется вопрос — изменяется и окончание).
Основная задача работы над
именами существительными в III классе
— научить сознательно
1. Именительный падеж существительных 1, 2, 3-го склонения.
2. Родительный падеж.
3. Дательный падеж.
4. Сопоставление родительного и дательного падежей.
5. Винительный падеж.
6. Сопоставление родительного и винительного падежей.
7. Творительный падеж.
8. Предложный падеж.
9. Сопоставление винительного и предложного падежей.
10. Сопоставление дательного и предложного падежей.
11. Сопоставление родительного,
дательного и предложного
В соответствии с этой последовательностью
вначале учащиеся познают характерные
признаки одного падежа существительных
всех трех склонений, а затем этот
падеж сравнивается с другим падежом,
в каком-либо отношении сходным
с изученным ранее или
Система работы над именами существительными в III классе условно делится на четыре ступени.
Первая ступень (1—15-й уроки) — понятие о склонении как изменении окончаний имен существительных по вопросам в зависимости от связи слов в предложении; изучение особенностей каждого из падежей.
На данном этапе учащиеся знакомятся с названием падежей, вопросами и предлогами каждого из падежей, учатся склонять имена существительные с ударными окончаниями, овладевают последовательностью действий, которые необходимо выполнить для того, чтобы распознать падеж имени существительного по совокупности его основных признаков.
Исходя из сущности падежа, ознакомление со склонением проводится в процессе анализа предложений,, выделяется основа предложения (подлежащее и сказуемое) и словосочетания. Наблюдая за изменением окончаний одного и того же существительного в сочетании с разными словами, учащиеся подводятся к выводу о том, что изменение окончаний существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонением. Начальной формой существительного является именительный падеж единственного числа. Существительное в именительном падеже не зависит в предложении от других его членов и чаще всего выступает в роли подлежащего.
На падежную форму слова
влияет в предложении предлог. Предлоги
и падежные окончания являются средствами
выражения связи слов, объединенных
в словосочетание. Взаимодействие предлога
и окончания обусловливает
Сознательное употребление имени существительного в определенном падеже, а также правильное написание окончаний предполагает прежде всего распознавание падежа. Поэтому на первой ступени большое место отводится формированию у учащихся умения отличать один падеж от другого.
Каждый падеж характеризуется
рядом существенных признаков. Основными
из них являются вопросы, предлоги,
значение, окончания, синтаксическая функция.
Трудность для учащихся при распознавании
падежей заключается в том, что
каждый падеж имеет несколько
значений, а вопросы, предлоги и окончания
разных падежей могут совпадать.
Поэтому очень важно учить
распознавать падежи по совокупности
признаков: вопрос, предлог, окончание,
член предложения (последнее важно
при распознавании
С основными значениями падежей
учащиеся лишь знакомятся, поэтому
они, естественно, затрудняются ориентироваться
на значение падежа в целях его
распознавания. Наблюдения над значениями
падежа важны в том отношении,
что возникает возможность (хотя
и элементарного) раскрытия роли
падежной формы слова для передачи
мысли в структуре целого предложения.
Например, учащиеся наблюдают над
употреблением существительных
в родительном падеже со значением
принадлежности предмета кому-либо (тетрадь
ученицы, гнездо орла, рисунок художника),
материала, из которого сделан предмет
(ваза из стекла, конверт из бумаги),
а также существительных в
творительном падеже, указывающем на
лицо, совместно с которым
Чтобы учащиеся могли пользоваться вопросами для распознавания падежей, необходимо, во-первых, чтобы учащиеся ставили вопрос к существительному от того слова, к которому существительное относится в предложении, связано по смыслу (а не «вырывали» существительное из предложения), во-вторых, чтобы учащиеся хорошо знали вопросы падежей. Для этого целесообразно сравнить вопросы всех падежей, выделив при этом сходные вопросы и свойственные только одному падежу (наглядно это можно сделать по таблице, о которой говорилось выше). Учащиеся узнают, что нельзя для распознавания падежей пользоваться смысловым вопросом г д е?, так как он повторяется. Напротив, на вопрос откуда? отвечает существительное только в родительном падеже, и этот вопрос является показателем данного падежа. Все падежные вопросы, кроме кого? что?, помогают отличить один падеж от другого. Специфично окончание творительного падежа. Этот падеж можно распознать как по вопросу, так и по окончанию.
В русском языке есть предлоги,
которые употребляются только с
одним падежом и, следовательно,
являются показателем этого падежа.
Так, предлоги от, до, из, без, у, для, около
употребляются только с родительным
падежом, к — только с дательным,
про, через — с винительным, над
— с творительным, о, об, при —
с предложным. Не целесообразно требовать
механического запоминания
Изучение с учетом единого плана облегчает учащимся сопоставление падежей, а следовательно, и их распознавание.
Вторая ступень. 1, 2 и 3-е склонение имен существительных. (Уроки 16—21.)
На данном этапе у учащихся формируется умение распознавать склонение имен существительных по роду и по окончанию в начальной форме.
В целях активизации
Труднее учащимся узнать склонение
у существительных в косвенных
падежах. Поэтому, после того как
учащиеся научились определять склонение
у существительных в
Важно, чтобы учащиеся лаконично доказывали, как определить склонение (например, местность — существительное женского рода с ь на конце,— значит 3-го склонения).
Третья ступень. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном числе. (Уроки 22—50.)
Основная задача данного этапа — формирование навыка правописания безударных падежных окончаний и развитие осознанного употребления имен существительных в разных падежах.
Информация о работе Методика изучения имени существительного в начальных классах