Методика изучения имени существительного в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе рассматриваются методики изучения одной из частей речи – имени существительного. Приступая к изучению имени существительного, пятиклассни­ки владеют некоторым объемом знаний об этой части речи. Задача уроков в V и VI классах – углубить и систематизировать имеющиеся знания, пробудить интерес к дальнейшему изучению одной из цент­ральных частей речи в русском языке.
Цель работы: - сравнить различные подходы к изучению имени существительного.
Предмет исследования: методика изучения имени существительного в начальной школе, на уроках русского языка.

Оглавление

Введение 2
Система работы над именами существительными в III классе условно делится на четыре ступени. 12
Исследовательская часть. 17
1. Тест по русскому языку по теме "Имя существительное". 17
IX. Итог. 31
Заключение 32
Литература 32

Файлы: 1 файл

Система изучения имен существительных в начальных классах.docx

— 517.69 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение

Глава I

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Имя существительное - это  часть речи, обозначающая предмет  и выражающая категориальное грамматическое значение предметности в частных  грамматических категориях одушевленности/ неодушевленности, рода, числа и  падежа. Существительные называют предметы в широком смысле, то есть не только конкретные предметы окружающей действительности, их совокупности или составные части, но и живых существ, а также  действия и состояния в отвлечении от их производителей, свойства и количества в отвлечении от их носителей. Следовательно, значение предметности - это отвлеченное  грамматическое значение, свойственное всем без исключения существительным. Все изменяемые имена существительные  в русском языке изменяются по определенным образцам, которые называются типом склонения. В лингвистике  выделяются три субстантивных склонения, адъективное склонение и притяжательное склонение. Распределение имен существительных  по основным субстантивным типам  склонения зависит от родовой  принадлежности существительного. Необходимо отметить, что школьная лингвистика  почему-то игнорирует притяжательное и адъективное склонения существительных, что представляется совершенно неоправданным. Актуальными вопросами в современной  методике являются формирование интереса к русскому языку и совершенствование  самой методики. В данной работе рассматриваются особенности изучения одной из частей речи - имени существительного. Актуальность исследования. Русский  язык занимает важное место в системе  школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством  обучения, ибо на уроках русского языка  учащиеся приобретают необходимые  умения и навыки, с помощью которых  они овладевают знаниями по другим предметам. Этим определяется важность и необходимость изучения русского языка. Речевое развитие младших  школьников - одна из актуальных проблем  в современной начальной школе. Изучение русского языка ориентировано  на решение таких актуальных задач, как языковое, нравственное и интеллектуальное развитие учащихся.

Методика – это педагогическая наука, которая разрабатывает вопросы содержания принципов и методов обучения конкретному предмету. Актуальными вопросами в современной методике являются формирование интереса к русскому языку и совершенствование самой методики.

В данной курсовой работе рассматриваются  методики изучения одной из частей речи – имени существительного. Приступая к изучению имени существительного, пятиклассни­ки владеют некоторым объемом знаний об этой части речи. Задача уроков в V и VI классах – углубить и систематизировать имеющиеся знания, пробудить интерес к дальнейшему изучению одной из цент­ральных частей речи в русском языке.

Цель работы: - сравнить различные подходы к изучению имени существительного.

Задачи:

Объект исследования:

Предмет исследования:  методика изучения имени существительного  в начальной школе, на уроках русского языка.

 

Теоретическая часть:    

Система работы над темой  «Имя существительное» (как и над  другой грамматической темой) представляет собой целенаправленный процесс, предполагающий строго определенную последовательность изучения грамматических признаков  и обобщенного лексического значения данной части речи, научно обоснованную взаимосвязь компонентов знаний, а также постепенное усложнение упражнений, которые имеют своей  конечной целью формирование навыков  точного употребления имен существительных  в речи и правильное их написание. Объем материала в каждом классе, последовательность работы над ним обусловлены особенностями имен существительных как языкового явления, задачами изучения данной части речи и возрастными возможностями младших школьников.

Задачи изучения имен существительных в I—III классах:

1) формирование грамматического  понятия «имя существительное»;

2) овладение умением различать  по вопросу одушевленные и  неодушевленные имена существительные  (без термина);

3) формирование умения  писать с большой буквы фамилии,  имена и отчества людей, клички  животных, некоторые географические  названия;

4) ознакомление с родом  имен существительных, употребление  ь у существительных с шипящими  на конце;

5) развитие умения изменять  имена существительные по числам, распознавать число;

6) выработка навыка правописания  падежных окончаний имен существительных  (кроме существительных на -мяг  –ия -ий -иет а также кроме  творительного падежа существительных  с основой на шипящие и ц:  свечой, плащом, огурцом);

7) обогащение словаря  учащихся новыми именами существительными  и развитие навыков точного  употребления их в речи (в частности,  наблюдение над многозначностью  имен существительных,- ознакомление  с существительными — синонимами  и антонимами);

8) овладение операциями  анализа, сравнения слов и обобщения.

Каждая из задач решается не изолированно, а во взаимосвязи. Однако на определенных этапах работы по теме уделяется большое внимания одной из задач. Так, например, в I и II классах в центре — усвоение признаков  имен существительных как части  речи (что обозначают, на какие вопросы  отвечают, род, изменение по числам), в III классе основное место отводится  работе над правописанием падежных окончаний. Но это не означает разрыва  в работе над признаками существительных  как части речи и правописанием  окончаний. Напротив, работа в I и II классах  над грамматическими признаками существительных создает основу теоретических знаний для сознательного  формирования навыка правописания. А  при формировании навыка правописания падежных окончаний в III классе постоянно  углубляются знания о роде, числе  и падеже существительных. Третья и четвертая задачи (развитие речи и мышления учащихся) решаются в течение всех лет обучения. Весь процесс изучения грамматического материала и выработки орфографических навыков направлен на обогащение словаря учащихся, на развитие навыков связной речи и мыслительных способностей.

 Имя существительное как часть речи характеризуется определенным лексическим значением и грамматическими признаками. Общим для лексического значения всех имен существительных является предметность. Со стороны семантики существительные очень разнообразны. Они могут обозначать конкретные предметы (книга, шкаф, стакан), живые существа (брат, жук, летчик), явления природы (гроза, ливень, буря, град, метель),' события (война, революция), качества (доброта, смелость, белизна), действия (бег, ходьба, переход), состояние (сон, радость) и т. д.

Грамматические признаки имен существительных: существительные  бывают мужского, женского или среднего рода, изменяются по числам и падежам, могут быть одушевленными или  неодушевленными; в предложении  чаще употребляются в роли подлежащего или дополнения, реже — в роли сказуемого или обстоятельства; с именем существительным в роде, числе и падеже согласуется прилагательное, в числе — глагол (глагол прошедшего времени — в роде и числе).

Смысловые и грамматические признаки имен существительных довольно сложны, а потому постепенно в процессе выполнения практических заданий у  учащихся накапливается конкретный материал для обобщений в дальнейшем знаний об имени существительном  как части речи.

I класс  (12 часов). Подготовительный этап Последовательность работы совпадает с периодом обучения грамоте по классам и предшествует специальному изучению темы в I классе. Подготовка учащихся к осознанию понятия «имя существительное» состоит в том, что дети учатся различать предмет и слово как название этого предмета, развивается внимание к смысловому значению слова (каждое слово что-то обозначает), начинает формироваться умение классифицировать слова на группы с учетом их смысла (слова, обозначающие птиц, овощи, фрукты, обувь, одежду и т. д.). Классификация слов по смысловому значению развивает умение сравнивать слова, устанавливая что-то сходное, умение абстрагировать.

Однако для формирования грамматического понятия учащимся недостаточно осознать конкретный смысл  слова — необходимо усвоение грамматических признаков слова в единстве с  осознанием его лексического значения.

Следующий этап (второе полугодие I класса) характеризуется специальной  работой над лексическим значением  имен существительных и их грамматическим признаком (отвечают на вопрос кто? или  ч т о?, обозначают предметы). Учащиеся учатся отличать слова, отвечающие на вопрос кто?, от слов, отвечающих на вопрос что? На данном этапе первоклассники поднимаются на более высокую  ступень обобщения, чем это было при классификации слов только по смысловому признаку. В I классе у детей  начинает формироваться умение писать с большой буквы некоторые  собственные имена существительные.

II класс  (28 часов). Во II классе углубляются и систематизируются знания учащихся о лексическом значении имен существительных, о собственных и нарицательных, об одушевленных и неодушевленных существительных (без термина); дети знакомятся с родом и числом.

Для формирования понятия  «имя существительное» важно выделить основные лексические группы слов, которые объединяются в данную часть  речи, указать признаки, характерные для всех существительных, раскрыть их роль в нашей речи. С этой целью уже на первом уроке по теме проводится систематизация слов, обозначающих предметы, выделяются группы слов, обозначающих людей, растения, животных, вещи, явления природы, события. Устанавливаются общие для всех этих слов признаки: отвечают на вопрос кто? или что? обозначают предметы.

Своеобразием отличаются существительные, обозначающие действия и качества. По смыслу они сходны с глаголами и прилагательными (правда, существительные обозначают действия и качества без связи  с предметом, т. е. действия и качества мыслятся как нечто самостоятельное). Чтобы учащиеся различали эти  части речи, нужно обратить внимание детей на признаки, по которым подобные существительные отличаются от прилагательных и глаголов, в частности на вопросы  и окончания. Наиболее целесообразно  для этого задание, связанное  с образованием однокоренных слов разных частей речи. Например, учитель пишет  на доске слова: бегает, прыгает, кричит, стучит. Учащиеся объясняют, что эти  слова отвечают на вопрос что делает? и обозначают действия предметов. Затем  следует задание: назвать однокоренные слова,, отвечающие на вопрос что?, и  написать их вместе с вопросом (дети пишут что? — бег, ход, прыжок, крик, стук). Аналогично проводится работа со словами добрый, жадный, скромный, хитрый, белый, от которых учащиеся образуют однокоренные слова, отвечающие на вопрос что? — доброта, жадность, скромность и т. д.

Учащиеся сравнивают написанные глаголы и существительные, прилагательные и существительные, выясняют, что  их можно различать по вопросам, по окончаниям.

Чтобы учащиеся наглядно представили  себе, насколько велика роль имен существительных  в нашей речи, учитель может  предложить в тексте «Книги для чтения»  найти имена существительные, затем  прочитать текст без этих слов. Мысль понять невозможно. Существительные  являются названиями предметов, окружающих нас в жизни, и без этих слов мы не можем передать друг другу  свои мысли.

Как отмечается в лингвистической  литературе, у большинства имен существительных  род определяется по окончанию. Пользоваться окончаниями для распознавания  рода существительных младшим школьникам, естественно, трудно, так как в  русском языке много слов с  безударными окончаниями (яблоко, полено, блюдо); кроме того, у существительных разного рода могут быть одинаковые окончания (рояль, тюль — м. р.; сирень, морковь — ж. р.).

В школьной практике стало  традицией учить распознавать род  существительных путем подстановки  притяжательных местоимений мой, моя  или путем замены существительных  личными местоимениями он, она, оно. Однако этот прием не гарантирует  учащихся от ошибок. Чтобы определить род существительного с помощью  местоимений, учащиеся должны в своей  речи правильно употреблять местоимения (портфель — он, мой; табель — он, мой; мебель — она, моя; туфля —  она, моя; яблоко — оно, мое и т. д.). Поэтому устные упражнения на замену существительных местоимениями  целесообразно проводить уже  в период обучения грамоте (особенно при составлении устных рассказов).

Во II классе в процессе знакомства с родом имен существительных  специальное внимание уделяется  формированию навыка правописания окончаний. Программа ставит задачей научить  правильно писать родовые окончания  имен существительных среднего рода (золото болото г блюдо г полено солнце сердце и др.).

В качестве примера приводим вариант работы над родом имен существительных

Учитель (берет портфель у ученика). Чей портфель?

Ученик. Портфель мой. (Учащиеся записывают предложение: Портфель мой.)

Учитель. Составьте еще одно предложение про портфель. Назовите первое и второе предложения. (Дети называют: Портфель мой. Портфель черный.)

Учитель. Какое слово нужно употребить во втором предложении, чтобы не повторять одно и то же слово портфель? (Учащиеся записывают: Он черный.)

Учитель. Еще к названию каких предметов можно добавить слово мой или заменить его словом он? (Учащиеся приводят примеры слов.) Существительные, к которым можно поставить слово мой или заменить их словом он, относятся к существительным мужского рода.

Аналогичные наблюдения проводятся над существительными тетрадь, перо. Дети делают обобщение о том, какие  существительные относятся к  существительным женского рода, какие  — к существительным среднего рода, приводят примеры, выполняют серию  упражнений, которые формируют умение применять прием подстановки или замены для распознавания рода.

При подборе упражнений учитель  учитывает четкость опоры действий учащихся на ориентиры: ом, мой, она, моя, оно, мое. Например, на начальном этапе  работы над родом существительных  дети рассуждают так: фамилия — она, моя,— значит, женского рода, картофель  — он, мой,—значит, мужского рода и  т. п. Позднее надобность в подобном обосновании отпадает.

Учитель принимает во внимание также сложность условий, в которых  решается задача. Вначале для распознавания  рода используются отдельные слова  в именительном падеже. Затем предлагается работать с текстом, в котором  существительные, естественно, употреблены  и в косвенных падежах как  в единственном, так и во множественном  числе. Ученик называет имя существительное  в начальной форме и после  этого распознает род (например: в  лагере... лагерь, он, мой — мужского рода).

Информация о работе Методика изучения имени существительного в начальных классах