Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:43, реферат
Каждый думающий человек, живущий в нашем обществе, может понять, на основе своего собственного опыта и наблюдения за живущими рядом с ним людьми, что тревога является всепроникающим и глубинным явлением. Можно предположить, что думающий человек осознает не только более явные причины, вызывающие тревогу в наши дни, такие, как угроза войны, отсутствие действенного контроля над ядерным оружием и радикальные политические и экономические перемены; он увидит также менее очевидные, более глубокие и в большей степени, касающиеся каждого индивида лично источники тревоги, находящиеся в нем самом и свойственные людям, с которыми он общается. Это отсутствие согласия человека с самим собой, отсутствие психологически принятых ориентиров и отсутствие общепринятых ценностей и правил выхода из конфликтных ситуаций.
Для проведения игры педагогу необходимо подготовить кубики с нарисованными на них лицами, изображающими различные чувства (радость, злость, печаль, веселье, обида и др.).
На первом этапе педагог знакомит ребенка с изображениями, называя чувства. Затем он просит ребенка показывать ему кубик и называть, какое чувство на нем нарисовано. При этом вовсе не обязательно, чтобы ребенок называл именно то чувство, которое первоначально было закреплено за изображением.
На
следующем этапе педагог
Усложнение игры заключается в том, что ребенку предлагается не только назвать чувство, которое изображено на кубике, но и рассказать, в какой ситуации он испытывал (испытывает, мог бы испытывать) это чувство.
«Мир чувств»
Данная игра позволяет ребенку ощутить безопасную дистанцию, необходимую для словесного описания своих переживаний. Вовлечение в игру способствует снятию психологических защит и в условном игровом контексте делает возможным словесное описание ребенком своих переживаний. Кроме того, игра позволяет ребенку отреагировать свои чувства, которые он осознает, но не может выразить словами.
В ходе игры педагог располагается на уровне ребенка: либо за столом, либо на полу. У него имеются 8 листов бумаги размером 10x15 см, а также маркер и стаканчик с фишками. Это могут быть крышки от бутылок, кружочки, вырезанные из цветного картона, или игральные фишки.
В начале игры ребенка просят перечислить все знакомые ему чувства. При этом педагог с помощью рисунков на листе бумаги схематично передает это чувство (например, радость – улыбка, грусть – слеза и т. д.). Педагог старается, прежде всего, выяснить те чувства, которые связаны с имеющимся нарушением у ребенка. При затруднении словесного выражения чувства педагог может подсказать ребенку варианты. После того, как все 8 листов заполнены, педагог располагает их перед ребенком. Затем рассказывает какую-либо историю, при этом он кладет фишки на те картинки, которые соответствуют его чувствам. Задание можно несколько усложнить, если с помощью фишек передавать интенсивность и силу чувства: чем сильнее чувство, тем больше фишек на одной картинке.
Следующие истории ребенок рассказывает сам, а педагог кладет фишки на соответствующие рисунки. Если для передачи чувств не хватает изображений, их можно нарисовать дополнительно. Данная игра особенно эффективна при работе с тревожными детьми: она позволяет разобраться в причинах, вызывающих у ребенка тревожное состояние.
«Направленная визуализация»
В основе этой игры лежит метод релаксации. При использовании этой игры в работе с детьми вначале необходимо применять упражнения, направленные на достижение сфокусированного внимания на фоне релаксации, а затем вызывать у ребенка зрительные образы.
При использовании этого метода ребенок получает контроль над собственным телом и чувствами, но только при условии, что он способен к последовательному выполнению простых заданий и не сопротивляется релаксации.
Ребенку предлагается расположиться в специальном, удобном кресле или на кроватке. Затем ребенка просят сконцентрироваться поочередно на каждой группе мышц (ноги, руки, тело, лицо), попеременно напрягая и расслабляя их. В конечном итоге достигается расслабление всех мышц. Хотя глубокая мышечная релаксация способствует успешному проведению направленной визуализации, на начальных этапах работы или при работе с маленькими детьми (которым трудно сохранять неподвижное положение) достаточно просить ребенка просто выполнять задания, связанные с фокусировкой внимания на разных мышечных группах. Следует учить ребенка достигать релаксации с открытыми глазами. Это поможет ему в дальнейшем активизировать свое воображение в условиях, не способствующих погружению в глубокую релаксацию.
«Сочинение историй с помощью предметов»
Эта игра позволяет ребенку определиться со своими чувствами и осознать последствия своих действий в той или иной ситуации.
Для проведения игры понадобятся пять или шесть предметов. Эти предметы кладут перед ребенком и объясняют, что ему нужно придумать о них историю, причем история должна быть интересной и должна чему-то учить. После этого ребенок выбирает предмет и придумывает о нем историю. Во время рассказывания педагог может проанализировать, с каким героем идентифицирует себя ребенок, какие приписывает ему чувства и поступки, насколько они реальны. Затем педагог пересказывает историю, придуманную ребенком.
Основная цель сочинения ребенка и его пересказа педагогом заключается в предоставлении ребенку возможности понять свои чувства и осознать последствия своих действий.
«Стройка»
Данная игра поможет ребенку научиться вербально и невербально выражать свои эмоции.
Для проведения игры необходимы кубики, используемые в качестве строительного материала. Педагог объясняет ребенку, что они вместе будут строить дом (заборчик, башню и т. п.). Но прежде чем положить кубик, ребенку нужно рассказать, что его раздражает больше всего. Только после этого он может положить свой кубик. Затем педагог делает то же самое. В следующий раз ребенок может рассказать, что ему больше всего нравится, затем — что его веселит, от чего ему грустно, чего он боится и т. д.
«Фотоальбом»
Данная игра позволяет не травмирующим ребенка образом выяснить его чувства по поводу определенных событий и значимых для него людей, а также помогает ребенку выразить свои чувства.
Для проведения игры необходимо попросить родителей, чтобы они подобрали и принесли семейные фотографии, на которых достаточно четко были бы изображены близкие родственники ребенка и, по возможности, жизненные ситуации, отражающие различные стороны жизни ребенка. Также понадобятся ножницы, клей, фломастеры, бумага, скотч.
Принесенные фотографии раскладываются на полу, чтобы их можно было хорошо видеть. Затем педагог задает ребенку вопросы, касающиеся изображенных на фотографиях людей. После чего выявляются фотографии, которые ребенку почему-либо не нравятся. Педагог расспрашивает ребенка, что именно на них ему не нравится, и просит сделать так, как ему бы понравилось: разрисовать фотографии, вырезать тех людей, которые ему не нравятся, приклеить тех, которые нравятся, и т.д. Если ребенок не обладает достаточными техническими навыками, педагог может помочь ему в изменении фотографий. Измененные фотографии складываются в отдельный «фотоальбом».
Подобную игру можно проводить несколько раз в течение всего процесса коррекции для отслеживания того, изменяется ли отношение ребенка к близким родственникам. Переделанные фотографии могут служить также достаточным информационным материалом. С разрешения ребенка этот «фотоальбом» можно показать родителям.
2.2. Методы снятия тревожности у младших школьников.
Для снятия тревожности у младших школьников существуют целые комплексы приемов, упражнений. Однако центральную роль играют два метода.
1. Метод последовательной десенсибилизации. Суть его состоит в том, что ребенка помещают в ситуации, связанные с областью, вызывающей у него тревогу и страх, начиная с тех, которые могут лишь немного волновать его, и, кончая теми, которые вызывают сильную тревогу, возможно, даже испуг. Для снятия напряжения ребенку предлагают сосать конфету.
2.
Метод «отреагирования»
страха, тревоги, напряжения. Осуществляется
с помощью игры-драматизации «в очень
страшную, страшилищную школу», где сначала
с помощью кукол-петрушек, а затем без
них в форме театральных этюдов дети изображают
пугающие их ситуации школьной жизни,
причем все пугающие моменты должны быть
доведены до крайней степени («так, чтобы
зрителям было очень страшно»). Кроме того,
можно применять приемы «рисование страхов»,
«рассказы о страхах», причем акцентироваться
должна школьная тематика. В ходе этой
работы всячески поощряются попытки юмористического,
карикатурного изображения ситуаций.
Состояние чистой или как говорят психологи, "свободно плавающей", тревоги крайне трудно перенести. Неопределенность, неясность источника угрозы делает поиск выхода из положения очень трудным, сложным. Испытывая гнев, я могу бороться. Испытывая печаль, я могу искать утешения. Но в состоянии тревоги я не могу ни защищаться, ни бороться, потому что не знаю против чего бороться и защищаться.
Как только возникает тревога, в душе ребенка включается целый ряд механизмов, которые "перерабатывают" это состояние во что-то другое, пусть тоже неприятное, но не столь невыносимое. Такой ребенок может внешне производить впечатление спокойного и даже самоуверенного, но необходимо научиться распознавать тревожность и "под маской".
Над
проблемой «тревожности» у
Так, например, Рогов Евгений Иванович разработал коррекционную работу с учащимися, испытывающие так называемую открытую тревогу, Рогов Е.И. предлагают ряд приемов, например «приятное воспоминание», где школьнику предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения или прием «Улыбка», где даются упражнения для расслабления мышц лица.
Раиса Викторовна Овчарова выделила способы преодоления тревожности у детей, где работа педагога по снятию тревожности и страхов может проводиться непосредственно в ходе учебных занятий, когда используются отдельные методы и приемы.
А. М. Прихожан разработал методы и приемы психо-коррекционной работы с тревожностью, описал работу по психологическому просвещению родителей и учителей. Им были разработаны коррекционные программы:
-Программа для детей, поступающих в школу;
-Программа для учащихся при переходе из начальной школы в среднюю.
-Программа по развитию уверенности в себе и способности к самопознанию и др.
Е. Савина и Н. Шанина разработали рекомендации воспитателю детского сада, следование которым позволяет уменьшить или предотвратить детскую тревожность.
М.И.Чистякова в своей книжке «Психогимнастика» разработала упражнения на релаксацию, как отдельных мышц, так и всего тела, которые будут весьма полезны для тревожных детей.
Глава 3. Заключение.
Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться разными эмоциями
Тревожность - индивидуальная
Тревожность может порождаться
как реальным неблагополучием
личности в наиболее значимых
областях деятельности и
Тревожность как свойство
Однако повышенный уровень
Тревожность оказывает
Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе.
Таким образом, вопросы
Информация о работе Коррекция детской тревожности с помощью различных методов игровой терапии