Коррекция детской тревожности с помощью различных методов игровой терапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:43, реферат

Краткое описание

Каждый думающий человек, живущий в нашем обществе, может понять, на основе своего собственного опыта и наблюдения за живущими рядом с ним людьми, что тревога является всепроникающим и глубинным явлением. Можно предположить, что думающий человек осознает не только более явные причины, вызывающие тревогу в наши дни, такие, как угроза войны, отсутствие действенного контроля над ядерным оружием и радикальные политические и экономические перемены; он увидит также менее очевидные, более глубокие и в большей степени, касающиеся каждого индивида лично источники тревоги, находящиеся в нем самом и свойственные людям, с которыми он общается. Это отсутствие согласия человека с самим собой, отсутствие психологически принятых ориентиров и отсутствие общепринятых ценностей и правил выхода из конфликтных ситуаций.

Файлы: 1 файл

Тревожность.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

   Тревожные дети имеют склонность к вредным  привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом). Манипуляция с собственным телом  снижает у них эмоциональное  напряжение, успокаивают.

   Распознать  тревожных детей помогает рисование. Их рисунки отличаются обилием штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений. Нередко  такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких.

   У тревожных детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидит аккуратно, старается не делать лишних движений, не шуметь, предпочитает не обращать на себя внимание окружающих.  Таких детей называют скромными, застенчивыми. Родители сверстников обычно ставят их в пример своим сорванцам: «Смотри, как хорошо ведет себя Саша. Он не балуется на прогулке. Он каждый день аккуратно складывает игрушки. Он слушается маму». И, как ни странно, весь этот перечень добродетелей бывает правдой – эти дети ведут себя «правильно».

   Но  некоторых родителей волнует  поведение своих детей. «Саша  совсем не любознательный. Любит делать только то, к чему привык.  Никак  не удается заинтересовать его чем-то новым. «Люба очень нервная. Чуть что – в слезы. И не хочет  играть с ребятами – боится, что они поломают ее игрушки». «Алеша постоянно жмется к маминой юбке – не оттащишь».

   Таким образом, поведение тревожных детей  отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в  постоянном напряжении, все время, ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами.

   Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых "опасных людей" - пьяниц, хулиганов и т. д.

         Мальчики же боятся физических  травм, несчастных случаев, а  также       наказаний,  которые можно ожидать от родителей  или вне семьи: учителей,       директора школы и т.д.5

         Особенно острой проблема тревожности  является для детей подросткового       возраста. В силу ряда возрастных  особенностей подростничество часто называют "возрастом тревог". Подростки тревожатся по поводу своей внешности, по поводу проблем в школе, взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками. И непонимание со стороны взрослых только усиливает неприятные ощущения.

   Глава 2. Коррекция детской тревожности с помощью различных методов         игровой терапии.

   2.1. Программа «Самочувствие».

   Данная  программа представляет собой набор  игр, объединенных в два цикла  и направленных на снижение уровня тревожности у детей.

   Первый  цикл включает в себя игры, основная цель которых – снижение уровня тревожности, выработка у ребенка  уверенности в своих силах и повышение навыков самоконтроля.

   Второй  цикл включает в себя игры, основная цель которых – помочь ребенку  осознать собственные чувства, переживания  и освоить новые эффективные  социально приемлемые стратегии  поведения.

   Каждое  занятие может включать в себя либо одну игру, как представлено в программе, либо комбинацию нескольких игр на усмотрение педагога. Проведение занятий требует отдельного помещения, желательно расположенного вдали от музыкального и спортивного зала и от других источников повышенного шума.

   Первый  цикл.

   Занятие 1. «Игра в рисунки»

   Занятие 2. «Разрывание бумаги»

   Занятие 3. «Игра с секундомером»

   Занятие 4. «Представь, что ты это можешь»

   Занятие 5. «Игра с глиной (тестом, пластилином)»

   Занятие 6. «Волшебный ковер»

   Занятие 7. «Спрятанные проблемы»

   Второй  цикл.

   Занятие 8. «Чувства»

   Занятие 9. «Мир чувств»

   Занятие 10. «Направленная визуализация»

   Занятие 11. «Сочинение историй с помощью  предметов»

   Занятие 12. «Стройка»

   Занятие 13. «Фотоальбом»

   Первый  цикл.

   «Игра в рисунки»

   Первая  встреча, как правило, вызывает у детей тревогу или усиливает имеющееся чувство тревожности. «Игра в рисунки» позволяет снизить у ребенка уровень тревоги для повышения эффективности дальнейшей работы.

   В начале проведения игры педагог спрашивает у ребенка, играл ли он когда-нибудь в рисунки, и при этом начинает рисовать и одновременно комментировать. Со словами: «Нарисуем-ка домик», – он рисует квадрат, а в нем два квадратика поменьше (окна) и прямоугольник посередине (дверь). «Это – обычный домик, с двумя окнами, крышей и трубами» (треугольник – крыша, два прямоугольника – трубы).

   «В  этом домике жил мальчик (девочка)». Далее педагог обращается к ребенку: «Как звали этого мальчика (девочку)?» Если ребенок не отвечает, педагог говорит сам и обращается к ребенку, чтобы тот подтвердил. Для примера возьмем имя Саша.

   «Саша жил в доме со своими родителями. Однажды они купили ему щенка». Психолог обращается к ребенку: «Как же Саша назвал щенка?» Ребенок может  предложить какую-нибудь кличку. Если он этого не делает, педагог сам ее предлагает. «Назовем его Рексом. Однажды Саша вернулся из садика и не нашел дома Рекса. Он вышел на улицу поискать собаку». Педагог проводит прямую линию от двери вниз.

   Затем он обращается к ребенку: «Как ты думаешь, нашел Саша там свою собачку?» Если ребенок отвечает «нет» или молчит, педагог продолжает рассказ. Если ребенок отвечает «да», педагог говорит: «Подойдя к собачке, Саша увидел, что она только похожа на Рекса, но это не Рекс». Затем продолжает рассказ: «Саша стал дальше искать Рекса». Педагог проводит несколько линий до тех пор, пока не получится что-то похожее на четыре лапы, и тогда говорит: «Саша вспомнил, что Рекс любит гулять в парке и пошел туда». При этом нужно провести линию немного вверх, а затем в сторону, чтобы было похоже на хвост. «Саша ходил по парку (завитушка на хвосте), но так и не нашел Рекса. И тогда он пошел домой». Здесь можно спросить, какое настроение было у Саши, как быстро он шел домой, что делал по дороге. Затем психолог проводит горизонтальную линию влево и соединяет парк (хвост) и дом (голова собаки). В итоге должен получиться рисунок, похожий на собаку. Затем педагог спрашивает: «Что случилось с нашим рисунком?» Если ребенок отвечает, педагог завязывает с ним разговор. Если он молчит, то педагогу самому нужно сказать, что рисунок превратился в собачку. Затем можно предложить ребенку порисовать самому.

   «Игра в рисунок» позволяет ребенку снизить уровень тревожности и дает возможность установить положительные взаимоотношения ребенка с педагогом.     

   «Разрывание бумаги»

   Данная  игра способствует снижению напряжения, дает ребенку возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги у детей.

   Для работы необходимо иметь старые газеты или любую другую ненужную бумагу. В начале игры педагог может, не объясняя правил, просто предложить ребенку рвать бумагу. Затем он сам берет газету и начинает ее рвать и бросать кусочки в центр комнаты, говоря при этом ребенку, что размер кусочков не важен. Если ребенок не подключается сразу к работе, его нельзя заставлять. Педагог может встать спиной к ребенку, делая вид, что не замечает его. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча в центре комнаты становится большой, педагог предлагает ребенку поиграть с кусочками и начинает энергично подбрасывать их вверх, разбрасывать по комнате. 
 

   «Игра с секундомером»

   Эта игра проводится для того, чтобы ребенок овладел навыками самоконтроля. В результате у ребенка повысится мотивация контроля за своими реакциями и он получит возможность почувствовать удовлетворение от результата, выполненного действия.

   Для проведения игры понадобятся секундомер, фишки, принадлежности для рисования, кубики. Ребенку предстоит выполнить одну из двух задач: построить из кубиков башню или раскрасить сделанное по трафарету изображение.

   Начиная игру с секундомером, педагог говорит: «Сейчас я тебе дам десять фишек. Вот кубики. Тебе за 10 минут нужно построить башню. Если ты будешь отвлекаться, то не успеешь. При этом каждый раз, как только ты отвлечешься, начнешь разговаривать, задавать мне вопросы или заниматься чем-нибудь другим, ты будешь отдавать мне по одной фишке. Если же ты справишься с заданием за 10 минут, я дам тебе еще 10 фишек. Когда наберешь 30 фишек, ты выиграешь и получишь приз».

   Усложнение  игры состоит в том, что после  нескольких занятий (когда ребенок  научится не отвлекаться) педагог во время выполнения задания нарочно отвлекает ребенка. При этом последнему дается инструкция не обращать на педагога внимание.

     «Представь, что ты  это можешь»

   Упражнение  используется с целью выработки  у ребенка уверенности в своих  силах. Ребенку предлагается не просто что-то сделать, а представить, что он может это сделать и показать. Например, если попросить ребенка завязать шнурки, он может отказаться. В этом упражнении педагог просит его представить, что он может завязать шнурки и показать, как это делается.

   В воображаемой игровой ситуации ребенок чувствует себя более свободно и не опасается, что у него что-то не получится. Причем в данном случае для ребенка является более ценным сам процесс самостоятельного действия, чем его результат.

   «Игра с глиной (тестом, пластилином)»

   Для проведения игры необходимо иметь пластичный материал (глину, тесто, пластилин), набор формочек (позволяющих отразить разнообразные эмоционально значимые темы), скалку, различные изобразительные и поделочные предметы (камушки, перья, зубочистки, карандаши, стеки, молоток, пластмассовый нож).

   Вначале ребенку дается возможность изучить  свойства предоставленного ему материала, поиграть с ним. При этом педагог может также играть с материалом. Как правило, вначале ребенок некоторое время играет с материалом и предметами, изучая их свойства и наблюдая за реакцией терапевта. Затем он переходит к основному этапу работы – созданию определенных образов. Работа каждого ребенка с материалом индивидуальна, поэтому педагогу нужно вести себя достаточно чутко и осторожно, чтобы выбрать оптимальный момент для того, чтобы вмешаться в процесс детского творчества.

   Существуют  два основных способа работы детей  с материалом:

  1. Создание единичных символических образов.
  2. Создание набора фигур или изображений, которые используются для ролевой игры.

   Данная  игра позволяет ребенку снизить  уровень тревожности, ослабить и  снять эмоциональное и физическое напряжение.

   «Волшебный  ковер»

   Игра  направлена на снятие у ребенка напряжения, скованности и на снижение уровня тревожности.

   Для проведения игры необходимо иметь маленький легкий коврик, который ребенок мог бы легко перемещать, но в то же время мог уместиться на нем сидя и лежа.

   Педагог предлагает коврик ребенку и говорит, что это не простой коврик, а волшебный, и в данный момент он превратился в дом (больницу, садик, кроватку и т. д. в зависимости от проблемы ребенка). Затем педагог предлагает поиграть на этом коврике и сам включается в игру, беря на себя роль мамы (воспитателя или другого человека в зависимости от проблемы ребенка).

   «Спрятанные проблемы»

   Большинство тревожных детей склонны держать  в себе тревожные переживания. Эта  игра позволит ребенку проявить свои чувства, снизить уровень тревожности  и подготовиться к играм второго  цикла.

   Для проведения игры понадобятся пустая емкость с крышкой (ящичек, коробка), фломастеры, бумага. Педагог проделывает в крышке отверстие, чтобы туда можно было просунуть небольшой лист бумаги. Затем он предлагает ребенку нарисовать, что или кто его тревожит (пугает), рассказать об этом, а потом бросить в «почтовый ящик», т.е. спрятать проблему. Если у ребенка недостаточно развиты изобразительные навыки или он отказывается рисовать, можно предложить ему рассказать о своей проблеме, затем дунуть на чистый листочек («вложить» в него проблему) и «спрятать» ее в «почтовом ящике».

   После занятия можно спросить ребенка, что он хочет сделать с содержимым ящика. Если ребенок затрудняется с  ответом психологу нужно предложить различные варианты: выбросить, порвать, смять, сжечь и т.д.

   Второй  цикл.

   «Чувства»

   Основная  цель игры – помочь ребенку в выражении чувств и обучение соотнесению эмоциональных состояний с их рисуночными изображениями.

Информация о работе Коррекция детской тревожности с помощью различных методов игровой терапии