Коррекционные основы воспитания здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить влияние опытов и экспериментов воспитания здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при реализации системы оздоровления, которая включает:
- закаливание;
- двигательную активность;
- рациональное питание;
- гигиену режима;
- лечебно-профилактические мероприятия.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Обоснование необходимости развития здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытов и экспериментов 6
1.2 Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста 10
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста 15
2.1 Методика исследования особенностей формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста 15
2.2 Методические рекомендации об использовании педагогической технологии формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни 18
2.3 Результаты по изучению основ здорового образа жизни 26
Заключение 29
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

Курсовая №2 Коррекционные основы воспитания здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста(1).doc

— 146.50 Кб (Скачать)

                      ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

Курсовая работа:

Коррекционные основы воспитания здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

Студентки 6 курса 606 группы

заочной формы обучения

Казаковой Светланы Юрьевны

 

Руководитель:

Кротова Татьяна Викторовна,

доцент кафедры дошкольной          

педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2014 г.

План

 

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе. Дошкольный возраст - уникальный, самоценный период становления человека и его здоровья. Актуальность данной проблемы связана с неблагоприятными тенденциями показателей здоровья дошкольников. Решение этой проблемы говорит о необходимости усиления работы в детских садах (профилактики и коррекции).

Дошкольный возраст является важным и ответственным периодом. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и педагогами. Именно в это время нужно начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников.

Надо отметить, что в настоящее время отмечается низкий уровень знаний о ценности своего здоровья родителей и о здоровье их детей. Как известно, здоровье чаще всего зависит от образа жизни, чуть менее – от окружающей среды. Наследственность и состояние здравоохранения в стране в гораздо меньшей степени влияют на состояние здоровья поколения. Поэтому задача родителей и педагогов — воспитать у дошкольника уважение к собственному здоровью и обязанности его беречь. И начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников как можно раньше.

В дошкольный период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма. Очень важно в это время заложить детям определенную базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, сформировать потребность регулярных и систематических занятий физической культурой и спортом.

Теоретической основой исследования являются: теория формирования здорового образа жизни (Н.М.Амосов, Н.Г.Веселов, М.Я.Виленский), современные исследования в области валеологии (И.А.Аршавский, И.М.Воронцов, Г.К.Зайцев), исследования, направленные на решение проблем физкультурно-оздоровительных работ с детьми в условиях ДОУ (В.П.Богданов, Л.Л.Головина), теория личностно-ориентированного педагогического образования (А.С.Белкин, А.В.Запорожец, А.В.Петровский и др.), исследования в области педагогической технологии конструирования взаимодействия субъектов педагогического процесса (Т.И.Бабаева, А.В.Петровский и др.).

Объект исследования – воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования – педагогическая технология формирования у детей представлений о здоровом образе жизни.

Цель исследования: изучить влияние опытов и экспериментов воспитания здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при реализации системы оздоровления, которая включает:

- закаливание;

- двигательную активность;

- рациональное питание;

- гигиену режима;

- лечебно-профилактические мероприятия.

Для того, чтобы достичь поставленную цель и удостовериться в правильности поставленной гипотезы, необходимо решить в процессе исследовательской работы следующие задачи:

1.​ Обосновать  необходимость развития здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытов и экспериментов.

2.​ Рассмотреть  формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.

3.​ Провести  экспериментальную работу по  формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.

4.​ Обосновать  методику исследования особенностей  развития здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

5.​ Разработать  методику организации экспериментальной  деятельности с детьми старшего  дошкольного возраста.

6.​ Обобщить  результаты по изучению здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Методологическую основу исследования составили понятия здоровья как социально-педагогической и психологической категории; современные философские, социально-педагогические концепции, определяющие сущность, содержание и организационные формы процесса формирования культуры здорового образа жизни.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

 

1.1 Обоснование необходимости развития  здорового образа жизни у детей  старшего дошкольного возраста в процессе опытов и экспериментов

 

Всем известно, что здоровье человека начинается в детстве. Точнее сказать, здоровье человека закладывается задолго до появления ребенка на свет и формируется в период детства. Во все времена считалось, что здоровье детей является показателем состояния физического и нравственного здоровья общества в целом. К сожалению, нынешнее состояние здоровья детей имеет целый ряд негативных тенденций. Заболеваемость новорожденных за последние 5 лет возросла почти в 2 раза [Карепова, 2010: 62-63]. Растет число детей, родившихся недоношенными. Начиная с 1985 г. отмечается увеличение частоты врожденных аномалий и рост детской смертности. Рождение здорового ребенка стало редкостью.

В связи с этим все более ясной становится необходимость целенаправленной и организованной работы по сохранению и укреплению здоровья детей и молодого поколения, формирования сознательного отношения к здоровью, профилактике вредных привычек, воспитанию лучших человеческих качеств. Воспитание и образование должны стать поистине «здоровье сохраняющими». [Авдеева, 2010: 143]

Очевидно, что прочный фундамент здоровья должен быть заложен именно в детстве, так как от этого будет зависеть качество всей последующей жизни человека. Современные дошкольные образовательные учреждения могут и должны оказать существенное влияние на оздоровление детей в процессе обучения и воспитания, а также на весь образ жизни ребенка.

Первым необходимым условием успешной работы по сохранению здоровья детей является тесное взаимодействие и преемственность дошкольного учреждения, семьи и школы.

Вторым условием успешного внедрения здоровье сохраняющего воспитания и образования является понимание того, что «здоровый образ жизни» должен стать не только расхожей фразой, а действительно образом, стилем жизни взрослых – как педагогов, так и родителей.

В России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньшее поколение своих родителей и не может восполнить убыли населения. Такой тип воспроизводства населения не отмечался ни в одной стране мира, даже во время войны. Этот пример говорит о социальной катастрофе, связанной, прежде всего, с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения России.

В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное президентом России В. В. Путиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства и правительства за будущее страны.

По вопросам сохранения и укрепления здоровья уделялось пристальное внимание во все времена и у всех народов. [Новикова, 2009: 60]

Вопрос, что понимать, под нормой здоровья человека не прост, он занимал ученых на протяжении всей истории медицины. Еще замечательный врач древности Авиценна, отмечая всю сложность и многослойность процессов, происходящих в организме, писал, что «… бывает тело, здоровое до предела; тело здоровое, но не до предела; тело не здоровое, но не больное; тело в хорошем состоянии, быстро воспринимающее здоровье; тело, больное легким недугом; наконец, тело, больное до предела». [Рыжова, 2011: 32-33]

Лучшие умы человечества изучали проблему укрепления и сохранения здоровья. Но проблема эта остается насущной и в настоящее время. Известный отечественный педагог В.А.Сухомлинский считал, что «…забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя, а во главе педагогических мероприятий, проникая через всю воспитательную работу, должна стать забота об укреплении здоровья ребенка». [Сухомлинский, 2009: 52-53]

Уровень состояния здоровья (физического и психоэмоционального) детей как дошкольного, так и школьного возраста ежегодно падает. Это зависит от множества причин, в том числе и от увеличения умственной нагрузки, уменьшения возможности для двигательного и эмоционального отдыха, низкого уровня знаний о ЗОЖ.

Реалии современного мира (техногенные катастрофы, экологические катаклизмы, некачественная вода, химические добавки в продуктах питания, электронно-лучевое облучение при злоупотреблении компьютерными играми и телевизором, постоянно звучащая рок-музыка, социальная напряженность в обществе, дискомфортные условия для проживания во многих регионах, быстрое истощение резервных возможностей организма зимой, резкие перепады атмосферного давления, температуры и т. д.) подтверждают актуальность этой темы в дошкольном образовании.

Отношение детей к своему здоровью - фундамент, на котором может быть выстроено здание потребности в ЗОЖ. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Необходимо, чтобы дети поняли: сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и свое здоровье, и свою жизнь надо уметь защищать с самого раннего возраста. [Сухарев, 2010: 244-243]

Именно поэтому в детском саду и дома следует воспитывать у ребенка:

- привычку  к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку;

- основы  культурно-гигиенических навыков;

- элементов  самоконтроля во время разнообразной  двигательной деятельности;

- понимание  того, как влияют физические упражнения  на организм человека, его самочувствие;

- умение  правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда предотвращать их.

Все эти задачи ставят современными программами для дошкольных образовательных учреждений, по которым работают детские сады в нашей стране. Анализ их позволяет выделить главные задачи, встающие перед педагогом при воспитании у дошкольников привычки к ЗОЖ. Дети должны научиться: [Новикова, 2010: 87-88]

- определять  свое состояние и ощущения;

- понимать  необходимость и роль движений  в физическом развитии;

- выполнять  гигиенические требования к телу, одежде;

- использовать  знания о том, что полезно и что вредно для организма.

Важно отметить, что полноценная готовность ребенка к школьному обучению невозможна без приобретения им навыков ЗОЖ. Помимо общепринятых рекомендаций по выполнению режима дня, достаточной двигательной активности, ЗОЖ предполагает воспитание у детей активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, которая обуславливает сам стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, понимание того, как эту жизнь и здоровье сохранить в окружающей среде, полной незаметных опасностей.

Так как под здоровым образом жизни понимается активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья, то к этой активности следует отнести такие компоненты как правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма и сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Именно эти компоненты должны быть заложены в основу фундамента здорового образа жизни дошкольника.

Главным образом в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников и правильного отношения к своему здоровью у дошкольников являются соответствующие игры, просмотр фильмов, мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы, викторины, пешие прогулки, дни здоровья, спортивные праздники. Именно такие мероприятия являются наиболее интересными для детей, и в этом процессе продуктивней формировать нужное отношение к здоровому образу жизни у дошкольников.

В ходе физкультурно-оздоровительной работы, а именно физкультурных минуток, минуток здоровья, двигательных разрядок, элементов релаксации и т.п., закладываются физические, психические и нравственные качества детей, воспитываются самостоятельность и творчество. [Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова Т.А., 2012: 143]

Необходимо уделить серьезное внимание культурно-гигиеническим навыкам, сформировать привычки правильного умывания, вытирания, ухаживания за полостью рта, пользования носовым платком, правильного поведения при кашле и чихании.

Необходимо чтобы дети имели возможность систематически двигаться. Для этого нужно способствовать развитию основных двигательных качеств, поддерживать в течение всего дня работоспособность на высоком уровне. Однако нужно учитывать, что здоровый образ жизни дошкольников предполагает чередование активных и спокойных игр, так что разумный баланс между двигательной активностью и отдыхом должен быть сохранен.

Информация о работе Коррекционные основы воспитания здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста