Коррекционные основы воспитания здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить влияние опытов и экспериментов воспитания здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при реализации системы оздоровления, которая включает:
- закаливание;
- двигательную активность;
- рациональное питание;
- гигиену режима;
- лечебно-профилактические мероприятия.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Обоснование необходимости развития здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытов и экспериментов 6
1.2 Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста 10
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста 15
2.1 Методика исследования особенностей формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста 15
2.2 Методические рекомендации об использовании педагогической технологии формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни 18
2.3 Результаты по изучению основ здорового образа жизни 26
Заключение 29
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

Курсовая №2 Коррекционные основы воспитания здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста(1).doc

— 146.50 Кб (Скачать)

Вторая группа упражнений была направлена на коррекцию: бедности, однотипности движений тела в пространстве, недостаточной координации и на формирование сенсомоторных координаций и пространственных представлений. В неё входили:

1. Игровые задания на развитие чувства ритма, ритмическая гимнастика.

2. Упражнения на развитие зрительно-моторной, слухомоторной, вестибулярно-ритмической координаций.

4. Упражнения на развитие ловкости и быстроты реакции на сигнал.

5. Самостоятельные  занятия, обеспечивающие оптимизацию  двигательного стереотипа движений индивидуально для каждого ребенка и являющиеся диагностическими для выявления наиболее интересных для детей движений, закрепленных навыков и умений организовать свою деятельность без помех для других детей. Данные самостоятельные занятия отвечают «Федеральным государственным требованиям к общеобразовательным программам дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03. 2010г.)»,  где рекомендуется уделить большое внимание организации самостоятельной двигательной деятельности  детей. [Соловьёва, Якобсон, 2010: 113]

Для комплексов упражнений и занятий можно использовать не только стандартное спортивное оборудование основных цветов: обручи, мячи, кегли, канаты разной толщины, мешочки с песком, но и нетрадиционное физкультурное оборудование: сенсорные мячи, массажные мячи, сенсорные массажные кольца, мягкие модули геометрических фигур, батуты, балансировочные диски, гимнастическое бревно, звуковые дорожки.

С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональные состояния детей. Использование разнообразного оборудования придавало  эмоциональную окраску физкультурным занятиям. Дети лучше усваивали предложенные знания и умения и насыщали ими самостоятельную двигательную деятельность.

Вышеперечисленные задания включались в каждое физкультурное занятие. Комплексное обобщающее занятие, активизирующее сенсомоторное развитие проводилось 1 раз в месяц в условиях физкультурного зала, воспитывая у детей самостоятельность, двигательное творчество, умение владеть своим телом, развивать физические качества и помогали формировать представления о здоровом образе жизни.

Комплексы включали в себя подготовительную, основную и заключительные части. Использовались достаточно знакомые упражнения, которые соединялись с предметами и умением переместить предмет в нужное место и из одного положения в другое. Выполнение упражнений на модулях, и балансировочных досках способствует активизации вестибулярного аппарата, а также формированию интеграции модально-специфических факторов (зрение, слух, вестибулярный аппарат, тактильное ощущение) с двигательной системой.

Происходит развитие пространственного фактора, способности ориентироваться в окружающем пространстве. А также развиваются физические качества и формируются необходимые умения и навыки.

Занятия разрабатывались с учетом физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, уровня их знаний и двигательных умений. Занятия проводились преимущественно в игровой форме.

Немаловажную роль в укреплении здоровья играет закаливание. Закаливание является важным средством укрепления здоровья и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и  отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей. В группе необходимо использовать такие методы закаливания как: 

-многократное мытье рук, умывание в течение  дня прохладной водой;

-полоскание  рта после приема пищи, водой  комнатной температуры;

-  практиковали массаж стопы и ходьбу босиком по массажным коврикам, мокрым полотенцам

- вместе  с  медицинским персоналом  дети  делали обливание ног перед дневным сном.

Такая организация закаливания не требует специальных условий, времени. А главное, систематическое, ежедневное исполнение закаливающих процедур становится для ребенка нормой поведения, потребностью.

Корректирующая гимнастика и закаливающие процедуры дали низкую заболеваемость в группе. Знания о своем теле дали хорошие результаты и в воспитании доброжелательности у детей: дети стали осторожнее в конфликтных ситуациях, делали друг другу замечания: «А если бы стукнулась головой», «Не брызгайся водой, а то поскользнешься и упадешь», «Глаза – наши помощники, надо их беречь» и т.д.

В сюжетно-ролевых играх следует формировать у старших дошкольников поведение, способствующее ЗОЖ, на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки одежды и постельного белья, ограничении времени просмотра телевизионных передач и игр за компьютером, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур, нелекарственных средств.

Детская художественная литература способствует развитию познавательного интереса к человеку, его здоровью и ЗОЖ. Можно организовать выставку детской литературы "Здоровье и здоровый образ жизни". В процессе подготовке к выставке детей знакомят с художественными произведениями по теме ЗОЖ, обсуждают их содержание, разучивают стихотворения, загадки. На открытие выставки приглашают родителей. Внимание детей обращают на разнообразие книг, их красочное оформление; представляют детям новые книги. Затем дошкольникам предлагают рассказать, с какими из представленных книг они уже знакомы, о чем эти книги.

Такие рассказы педагоги и родители готовят с детьми заранее, что способствует преодолению трудностей некоторых дошкольников при составлении самостоятельных рассказов, а также позволяет родителям ощутить необходимость и результативность совместной деятельности с детьми. Книжная выставка длится несколько дней. В это время педагоги продолжают знакомить детей с представленными книгами, в дальнейшем это знакомство продолжается во время сюжетно-ролевой игры "Библиотека".

Совместная деятельность детей и взрослых по изготовлению страниц детского альбома "Здоровый образ жизни" направлена на закрепление и систематизацию представлений дошкольников о здоровье и ЗОЖ. Выполняют альбом на листах бумаги формата А3. Каждая страница выполняется по следам конкретного мероприятия. Иллюстрациями служат детские рисунки, аппликации, поделки из бумаги (в том числе и коллективные), фотографии, марки, открытки и т.д.

Очень любят дети физкультурные занятия, которые являются основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях. Мотивы выполнения активных действий детей на физкультурных занятиях разнообразны. У старших дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно. [Авдеева, 2010: 143]

Благодаря упражнениям дети предоставляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Образ также помогает качественнее выполнить основные движения.  Например, ребенок идет твердым шагом – «волк идет», с гордой осанкой – «лиса – всему краса».

Одной из самых эффективных форм работы с дошкольниками в данном направлении являются экскурсии и прогулки. Закаливающее действие температур, свежий воздух, открытое пространство, общение с природой – все это благотворно сказывается на растущем организме, укрепляет физическое и психологическое состояние ребенка. Непременным условиям успешного развития и воспитания детей на свежем воздухе является одновременное сочетание необходимых структурных компонентов:

- разнообразные  наблюдения;

- дидактические  занятия;

- трудовые  действия;

- подвижные  игры и игровые упражнения;

- индивидуальная работа.

Мероприятия по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный распорядок дня дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует возбуждение, дети не отказываются от еды, они быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

Планомерная работа приводит не только к улучшению здоровья детей, но и к повышению их самооценки, воспитанию уверенности в себе.

Формирование представлений о здоровом образе жизни старших дошкольников необходимо осуществлять, придерживаясь следующих принципов:

- Системный  подход – воспитание осуществляется  не изолированно, а в связи  с нравственным, эстетическим, психофизическим  формированием уровня развития  ребенка. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, не работать с душой и нравственностью. Успешное решение задач по формированию здорового образа жизни  у детей возможно только при объединении усилий детского сада и родителей.

- Деятельностный подход. Формирование представлений о здоровом образе жизни осваивается детьми в процессе совместной деятельности с взрослыми

- Принцип  «Не навреди» предусматривает  использование в  работе только  безопасных приемов оздоровления.

- Принцип  гуманизма. Признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.

- Принцип  альтруизма. Предусматривает потребность  делиться освоенными ценностями  и знаниями о здоровом образе  жизни: «Научился сам – научи  друга».

- Принцип  меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.

Итак: В теоретический блок включены следующие нововведения:

Обучение детей средствам и методам своего физического состояния и использования функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья (точечный массаж; ручной массаж лица, ладоней, ушной раковины; бесконтактный массаж; пальчиковые игротренинги, тренинги на расслабление мышечного напряжения, психогимнастики, гимнастики для глаз, дыхательные и двигательные упражнения, и др. ее виды).

Формирование навыков саморегуляции поведения (социально-поведенческие тренинговые упражнения и этюды).

Оценка и динамический контроль уровня знаний детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни, и организации работы по оздоровлению через систему занятий (включение в занятия песен о здоровье и здоровом образе жизни, оздоровительных игр, просмотров видеозаписей мультфильмов).

Большое внимание на занятиях уделяется формированию у детей навыков эффективной социальной адаптации (умение общаться со сверстниками и старшими, преодолевать негативные эмоциональные состояния и т.д.), осознания важности заботливого отношения к своему организму, представлений о собственном теле, понимания его красоты и совершенства, воспитанию мотивации на здоровый образ жизни.

Практический блок составляют занятия обучения детей навыкам диафрагмально-релаксационного типа дыхания.

Проведенный курс занятий с применением метода БОС, нормализует состояние эмоционально-волевой сферы детей, позволяет выработать у них навыки релаксации, что создает условия для профилактики соматических заболеваний путем использования детьми навыков, приобретенных во время занятий в кабинете БОС.

Для повышения результативности образовательной программы, в целях сформированности основ здорового образа жизни у старших дошкольников используются такие здоровье сберегающие технологии:

  • Игровой точечный массаж для профилактики и лечения насморка. А.А.Уманская, М.Ю. Картушина
  • Пальчиковые гимнастики. С.Е. Большакова, А. Бейлина, О.И. Крупенчук, Е. Синицина, Л. Савина
  • М.И.Чистякова «Психогимнастика»
  • В.Ф.Базарный «Гимнастика для глаз»
  • А.А. Сметанкин Дыхательная гимнастика
  • Артикуляционные гимнастики. Е. Колесникова.

Использование указанных оздоровительных технологий проходит в игровом варианте: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоровительные техники остаются в памяти ребенка надолго.

 

 

2.3 Результаты по изучению основ здорового образа жизни

 

Эффективность реализации методических приемов определялась путем сравнения результатов констатирующего и аналитико-обобщающих этапов эксперимента по следующим показателям:

    •  развитие физических качеств;
    •  развитие координационных способностей;
    •  сформированность представлений о здоровом образе жизни.

У воспитанников получивших знания наблюдается положительная динамика уровня сформированности мотивации к здоровью и здоровому образу жизни; усвоение программного материала по разделу «Здоровый образ жизни», а из этого следует сформированность мыслительных операций (анализ, синтез, сравнения, классификация, обобщение).

Результаты диагностики «Уровни знаний о здоровом образе жизни» отражены в таблице и диаграмме (см. Приложение 5).

Успешность старших дошкольников в формировании основ здорового образа жизни через использование специально организованных форм обучения, обусловлено:

- системой  работы с детьми по данному  направлению;

- наличием  комплексной диагностики потребности  здорового образа жизни дошкольников  старшего возраста, позволяющей  оперативно корректировать педагогический процесс;

- эффективным  взаимодействием с родителями  воспитанников;

- наличием  разнообразных наглядных пособий, способствующих формированию прочных  знаний у младших дошкольников.

Следовательно, занятия направленные на формирование у детей знаний о здоровом образе жизни не только целесообразны, но и необходимы.

Вывод по второй главе: Методика выявления уровня представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни направлена на исследование: представлений детей о ЗОЖ, педагогических условий формирования представлений детей о ЗОЖ в дошкольном образовательном учреждении и социально-педагогических условий формирования представлений детей о ЗОЖ в семье.

Информация о работе Коррекционные основы воспитания здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста