Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 22:34, курсовая работа
Цель исследования: изучить влияние опытов и экспериментов воспитания здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при реализации системы оздоровления, которая включает:
- закаливание;
- двигательную активность;
- рациональное питание;
- гигиену режима;
- лечебно-профилактические мероприятия.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Обоснование необходимости развития здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытов и экспериментов 6
1.2 Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста 10
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста 15
2.1 Методика исследования особенностей формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста 15
2.2 Методические рекомендации об использовании педагогической технологии формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни 18
2.3 Результаты по изучению основ здорового образа жизни 26
Заключение 29
Список литературы 32
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.
Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. [Мухина, 2010: 220-221] Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в сохранении и укреплении своего здоровья.
Согласно исследованиям экспертов Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья человека примерно на 50 % зависит от образа его жизни, поэтому работа педагога должна быть направлена на развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ, формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды.
Н.А. Фомина понятие «здоровый образ жизни» определяет как активную деятельность людей, направленная на сохранение и улучшение здоровья. [Фомина, 2010: 53] Основными компонентами здорового образа жизни являются правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма, сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Вопросу формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста посвящены работы И.М. Новиковой, М.Д. Маханевой, В.А. Деркунской, В.Г. Алямовской, Ю.Ф. Змановского, Н.Н.Авдеевой, М.Ю.Картушиной.
Исследователи данной проблемы определяют следующие общие особенности представлений дошкольников о ЗОЖ:
- большинство детей имеют представление о здоровье как о физическом состоянии человека, противоположном болезненному, но назвать качества присущие здоровому человеку затрудняются;
- только
небольшое количество детей
- у детей
нет необходимого запаса
- недостаточно
сформированы представления
Условиями эффективной работы по формированию элементарных представлений о ЗОЖ являются: [Нежина, 2012: 27-28]
- доступность сообщаемых сведений о биологических, социальных, экологических составляющих компонентах ЗОЖ;
- соблюдение принципов наглядности, последовательности, систематичности;
- соблюдение принципа интеграции;
- построение
образовательного процесса с
учетом комплексно –
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Проекты помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей; осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее; способствуют развитию творческих способностей детей. Использование проектов позволяет построить в дошкольном учреждении такой тип взаимодействия, при котором активизируется познавательная творческая деятельность человека (педагога, ребёнка, родителя).
Образовательный процесс в детском саду по приобщению детей к здоровому образу жизни, помимо традиционных форм физкультурно-оздоровительной работы, должен включать также проведение дней здоровья, специальные занятия валеологического содержания, викторины на оздоровительную тематику, чтение художественной литературы. [Касьянова, 2012: 43-44]
Важное значение придается повышению уровня валеологической культуры в семьях посредством проведения просветительской работы с родителями (консультации, беседы, семинары — практикумы, дни открытых дверей, пребывание родителей в группе, посещение занятий и физкультурно-оздоровительных мероприятий, организованный обмен опытом между родителями («Педагогические гостиные»), тематические выставки детских работ под названием «Здоровым быть здорово!», спортивные праздники, разработан совместный проект «В стране здоровой пищи». [Марков, 2011: 143]
Вывод по первой главе: Целью работы с педагогическим коллективом является его подготовка к сотрудничеству с родителями, совершенствование валеологической культуры воспитателей, развитие коммуникативных умений, повышение профессиональной компетентности в области здорового образа жизни. Для реализации цели можно использовать такие формы работы, как анкетирование, консультации, семинары-практикумы, самообразование.
Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, направленная на раскрытие потенциала личности.
Целью исследования явилось изучение коррекционных основ воспитания здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
Этапы работы:
1этап – констатирующий. Данный этап имел следующие задачи:
1.
Определить уровень
2. Выработать
оптимальные формы и методы
работы по формированию
2 этап – формирующий. Формирующий этап имеет следующие задачи:
1. использование
разнообразных форм и методов
работы в формирование у детей
представлений о здоровом
2. Систематическое проведение дидактических, настольно – печатных игр, бесед с детьми экспериментальной группы.
3. Совместная работа с родителями.
3 этап – контрольный.
Задачи контрольного этапа:
1.Проанализировать
результаты экспериментальной
2. Разработать методические рекомендации.
Исследование проводилось среди дошкольников старшей группы детского сада. Количество детей – 9 человек. Испытуемые имели разнополовой и разновозрастной состав (табл. 1). (см. приложение 1)
С целью выяснения уровня знаний о здоровом образе жизни и определения содержания, форм и методов работы проделаем предварительную работу: это наблюдение за поведением детей в различных видах деятельности, особое внимание акцентируем на степень сформированности гигиенических навыков, навыков самообслуживания, беседы, игры здоровье сберегающего характера.
Диагностические задания состояли из 3 направлений, в каждое направление входило по 2 части. Проведение мониторинга проходило по трем уровням: высокий (самостоятельно справляется со всеми заданиями) 3балла, средний (с заданием справлялся при помощи взрослого) 2 балла, низкий (самостоятельно с заданием не справляется или выполняет их в совместной деятельности со взрослым) 1 балл (см. приложение №2).
- определение
представлений детей о
1.диагноститеческую игру «Что это? Покажи у себя».
Игровая задача: игровой персонаж Незнайка задает ребенку вопросы по названиям органов тела. Дети должны назвать и показать их расположение.
2.диагностическая малоподвижная игра «Что мы умеем» [Прищепа, 2009: 36]
Игровая задача:
Незнайка спрашивает: «Что умеют делать
наши руки?....пальчики?....ноги?...
Для изучения ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к своему здоровью, здоровью человека, к здоровому образу жизни нами была проведена у диагностика культуры здоровья. Преследовались следующие задачи:
-изучение
особенностей отношения детей
к здоровью и мотивации
- изучение
особенностей представлений
Нами использовался комплекс диагностических методов: наблюдения, беседы с детьми, диагностические игровые задания, проблемные ситуации, анализ продуктов детской деятельности, анкетирование педагогов, родителей (по В.А. Деркунской).
Анализ результатов диагностики наряду с положительными тенденциями показал следующие недостатки; отсутствие самостоятельных проявлений культуры здоровья, не всегда положительного настроя на выполнение элементарных процессов самообслуживания, испытание трудностей в осознании себя, своих желаний и потребностей и проявление валеологичекой компетентности в разных видах детской деятельности и имеют недостаточный уровень знаний о путях сохранения и укрепления здоровья.
Обследование развития физических качеств по уровням проводилось по программным тестам: определение силы мышц спины, оценка силы и выносливости мышц живота, обследование быстроты, ловкости, гибкости, выносливости.
Результаты диагностики представлены в таблице 3. (см. приложение №3)
Уровень развития визуально-моторной координации определялся координационной устойчивостью и движений (И.К. Шилкова, А.С. Большев, Ю.Р. Силкин) представлены в таблице 4 (см. приложение №3).
Выяснению представлений педагогов о ЗОЖ и их отношение к формированию представлений по этой проблеме у дошкольников способствует анкетирование (см. приложение №4).
По результатам диагностики видно, что большинство детей имеют средний уровень знаний о здоровом образе жизни - 6 детей (правильный ответ без пояснения и аргументации), высокий уровень – 2 детей (правильный ответ с пояснением) и низкий уровень – 1 ребёнок (отсутствие ответа).
Таким образом, исходя из проведенной с детьми работы на констатирующем этапе, стало видно, что у большинства детей имеется средний уровень знаний о здоровом образе жизни. Результаты диагностики развития физических качеств, координационных способностей и культуры здоровья показали, что в образовательном процессе ДОУ есть необходимость организации работы по активизации сенсомоторного развития детей дошкольного возраста, и как результат формирование у них двигательного интеллекта и представлений о здоровом образе жизни.
2.2 Методические рекомендации об использовании педагогической технологии формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни
Для осуществления экспериментальной работы, т.е. формирующего этапа исследовательской работы, была выбрана такая форма организации обучения, как занятия. Занятия, проводимые с детьми, были направлены на то, чтобы дать детям новые знания и закрепить уже имеющиеся, а также оживить познавательный интерес детей в процессе опытов и экспериментов.
Для решения поставленных задач в ходе формирующего этапа экспериментальной работы мы разработали методические приемы, комплексы физкультурных занятий, игр, игровых заданий, физических упражнений и применили их на практике. Весь комплекс методических приемов, направлен на активизацию сенсомоторного развития и формирования двигательного интеллекта дошкольников.
Используемые методические приемы, разделили на два основных вида: развитие моторики и физкультурное развитие. За основу была взята классификация А.Н. Лебедевой, 2004г. [Авдеева, 2010: 143]
Задания на развитие общей и мелкой моторики. В них вошли 2 группы упражнений.
Первая группа направлялась на повышение функционального состояния систем организма:
1. Дыхательные упражнения (используем упражнения на четырехфазное дыхание, упражнения с задержкой дыхания, брюшное дыхание).
2. Стимулирующие упражнения (хлопки, самомассаж: ушных раковин, стоп, пальцев рук и т. д., пальчиковая гимнастика). Данные упражнения обогащают знание ребенка о собственном теле, развивают внимание, произвольность движений, успокаивают и уравновешивают психику.
3. Упражнения и игровые задания на релаксацию.
4. Упражнения с локальными мышечными движениями, направленными на формирование правильной осанки, укрепления мышечного корсета.
5. Упражнения, формирующие равновесие, развитие «чувства опоры» и чувство управления собственным телом.
6. Логоритмики, совершенствующие выработку четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развивают слуховое внимание, двигательную память, фонематический слух и организацию пространственных движений.