Коррекционные основы воспитания здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2015 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить влияние опытов и экспериментов воспитания здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза Формирование здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при реализации системы оздоровления, которая включает:
- закаливание;
- двигательную активность;
- рациональное питание;
- гигиену режима;
- лечебно-профилактические мероприятия.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1 Обоснование необходимости развития здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытов и экспериментов 6
1.2 Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста 10
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста 15
2.1 Методика исследования особенностей формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста 15
2.2 Методические рекомендации об использовании педагогической технологии формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни 18
2.3 Результаты по изучению основ здорового образа жизни 26
Заключение 29
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

Курсовая №2 Коррекционные основы воспитания здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста(1).doc

— 146.50 Кб (Скачать)

Педагогическая технология формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста предполагает:

- Системную  разработку проблемы в разных  направлениях: работу с педагогами  и родителями, формирование здоровье  сберегающего пространства, работу  с детьми;

- применение  разнообразных форм и методов  работы;

- использование разных видов деятельности, детей, а также совместной деятельности детей и взрослых;

- последовательное  формирование у ребенка представлений  о ЗОЖ;

- открывает  возможности для мониторинга  представлений детей о ЗОЖ  на любом этапе работы.

Методические рекомендации об использовании педагогической технологии формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни раскрывают целенаправленное использование различных форм, средств и методов представлений о ЗОЖ у старших дошкольников, а также создание необходимых условий для формирования этих представлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Дошкольный возраст по утверждению специалистов относится к решающем в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. Как раз до семи лет происходит наиболее интенсивное становление детского организма.  В это же самое время активно формируется характер, привычки, закладываются жизненные приоритеты личности. Именно поэтому весьма и весьма важно в эти годы активно прививать детям основные знания, умения и навыки здорового образа жизни дошкольников.

В современном воспитательном процессе приоритетным направлением в воспитании детей дошкольного возраста является повышение уровня здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни, а также воспитание потребности в регулярных занятиях и получении новых знаний. Стоит заметить, что в этом возрасте у дошкольников отсутствуют такие качества, как:

- усидчивость,

- контроль  и коррекция эмоций и настроения,

- способность  быстро переключаться с одной  деятельности на другую.

Стало быть, перед взрослыми, педагогами и, в первую очередь, родителями, становится задача сформировать в маленьком человеке эти навыки, которые будут способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья малыша.

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников должно проводиться постоянно без выходных и праздничных дней.

Ребенок с младенчества должен усвоить, что здоровым быть хорошо, а болеть плохо. Чтобы всегда быть здоровым он должен соблюдать определенные правила и не делать того, что может привести к болезни или травмам.

Малыш всегда следует образу жизни старших, мамы и папы. Поэтому родители, в первую очередь, сами должны вести здоровый образ жизни и не подавать плохой пример своему чаду.

Таким образом, комплексный подход в формировании культуры здорового образа жизни  у дошкольников позволит привить им необходимые привычки и навыки, которые будут основой для дальнейшей их жизни.

Организуя с детьми занятия и различные виды деятельности по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни, мы поняли насколько важно и актуально это сегодня. Ведь укрепление здоровья – одно из ведущих направлений деятельности педагога детского сада.

Наиглавнейшее требование здесь состоит в том, чтобы не допустить снижение имеющегося уровня здоровья ребенка. Выполнить его можно лишь при наличии четко продуманной системы, включающей оздоровительные мероприятия, гигиенический режим, психологический климат, индивидуализацию всех режимных моментов.

Итак: как показала практика, планомерная работа приводит не только к улучшению здоровья детей, но и к повышению их самооценки, воспитанию уверенности в себе, расширяет кругозор.

Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы психического и физического здоровья закладываются в детском возрасте. Считаем, что важно с самого детства формировать у человека знания о здоровом образе жизни стараюсь учить детей любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни предусматривает обновление педагогических технологий. Отход от прежней цели образования – формирование научных знаний об окружающей действительности. На современном этапе ребенок – активный участник педагогического процесса. Ориентация ребенка на самопознание, самоопределение и самовоспитание, использование всего общественно – исторического опыта предшествующих поколений.

Эффективность работы по комплексному подходу в организации здорового образа жизни детей дошкольного возраста,  определена следующими показателями:

1.    Снижение заболеваемости.

2.    Рост психического и физического  здоровья

3.    Повышение двигательной активности

4. Сознательное  отношение детей к собственному  здоровью и использование доступных  способов его укрепления.

5.    Общая подготовленность к обучению  в школе.

6.    сотрудничество детского сада с родителями в вопросе организации здорового образа жизни.

В процессе проделанной работы наметились положительные результаты:

- для детей

Сформированные навыки здорового образа жизни.

Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.

Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

- для родителей

Сформированная активная родительская позиция.

Повышение компетентности родителей в вопросах здоровья.

Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Амосов, Н.М. Эксперимент по преодолению старости / Н. М. Амосов. – М.: АСТ, 2009. – 128 с.

2. Авдеева  Н.Н. Безопасность: Учебное пособие  по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб.: Детство-пресс, 2010 – 144с.

3. Васильева  Е.Н. Особенности формирования положительного  эмоционального отношения у детей  старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к близким взрослым и сверстникам: Дис. канд. психол. наук. – Н.Новгород, 2004.

4. Волковская  Т.Н. Возможные способы организации  и содержание работы с родителями  в условиях коррекционного дошкольного  учреждения // Дефектология. – 2009. – № 4.

5. Гузеев  В.М. Организация урока в форме  проблемного семинара // Народное  образование. – 2009. – № 8.

6. Детство: Программа развития и воспитания  детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; Под  ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное.– 244 с– СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 255с.

7. Карепова  Т.Г. Формирование здорового образа  жизни у дошкольников: планирование, система работы / Т.Г. Карепова. –  Волгоград: Учитель, 2010. – 170 с.

8. Касьянова  Л.Г. Формирование представлений  о здоровом образе жизни у  детей старшего дошкольного возраста: Дисс. канд. пед. наук. – Шадринск, 2012.

9. Кондратьева  Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова Т.А. и  др. "Мы". Программа экологического  образования детей – СПб.: Детство-пресс, 2012 – 240с.

10. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.А.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. – М.: МарТ, 2005. – 448 с.

11. Мухина  В.С. Возрастная психология: феноменология  развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: "Академия", 2010.- 456с.

12. Марков  В.В. Основы здорового образа жизни  и профилактика болезней / В.В. Марков. – М.: Академия, 2011. – 320 с.

13. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного  возраста / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 4. – С. 14-17.

14. Новикова  И.М. Формирование представлений  о здоровом образе жизни у  дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2009 – 96с.

15.Новикова  И.М. Изучение способностей становления  самосохранительного поведения  в условиях мегаполиса //Экология  и промышленность России. – 2009. – Декабрь.

16. Новикова  И.М. Социокультурный аспект проблемы  отношения родителей к здоровому  образу жизни. – М., 2011 – 18с.

17. Новикова  И.М. Формирование представлений  о здоровом образе жизни у  детей с задержкой психического  развития //Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2006. – № 6.

18. Новикова  И.М. К вопросу о состоянии проблемы  формирования представлений о  здоровом образе жизни у детей //Гуманитарные и социально-экономические  науки. – 2010. – № 8.

19. Новикова  И.М. Представления о здоровом образе жизни старших дошкольников с ЗПР // Коррекционная педагогика. – 2010. – № 5.

20. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: Современное  слово, 2005. – 720 с.

21. Прищепа  С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет.-М.: Сфера 2009. -128с.

22. Программа  воспитания и обучения в детском  саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и  доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 208 с.

23. Программа  воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 208 с

24. Радуга: программа воспитания, образования  и развития детей от 2 до 7 лет  в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. 25. 25. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. – М.: Просвещение, 2010. – 111 с.

25. Рыжова  Н.А. Экологическое образование в  детском саду. – М.: Карапуз, 2011 – 423с.

26. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 208 с.

27. Сластенин, В.А. Общая педагогика: учебное пособие  для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Сластенин. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 288 с.

28. Соловьев  Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры / Г.М. Соловьев. – Ставрополь: СГУ, 2007. – 111 с.

29. Сухарев  А.Г. Здоровье и физическое воспитание  детей и подростков / А.Г. Сухарев. – М.: Медицина, 2010. – 270 с.

30. Степанова  О.А. Профилактика школьных трудностей у детей. – М.: ТЦ Сфера, 2011 – 128с.

 

 


Информация о работе Коррекционные основы воспитания здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста