Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:19, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению вопроса компетентностного подхода к обучению и воспитанию, так как именно процесс обучения и воспитания является основным вопросом науки педагогики, важно рассматривать этот вопрос в рамках именно этой науки.
На сегодня четко определяется разрыв между теорией и практикой, в том смысле, что компетентностный подход документационно обеспечен только в сфере профессионального образования в данном случае – начального. Но как быть преподавателям общеобразовательных дисциплин, ведь они работают в разрыве с мастерами производственного обучения, которые имеют возможность реализовывать компетентностный подход в ходе обучения. Однако, данный разрыв и является основной проблемой в сфере начального и среднего образования.
Первым заданием проверяется усвоение учащимся способа решения задач по пройденной теме, определяются нижние уровни сформированности учебных действий и действия контроля. Второе задание тоже на известный способ действий, но оно составлено так, что содержит в себе шаг, переход к третьему заданию, рассчитанному на зону ближайшего развития учащегося.
Третье задание – на новый способ действия, но выполняется на основе известного способа действий. Средства для этого заложены во втором задании. Таким образом, мы можем увидеть высшие уровни сформированности учебных действий учащегося.
Открытие учеником нового способа действий говорит и о высоком уровне действия контроля и действия оценки. После третьего задания учащемуся предлагается один или два вопроса для того, чтобы он письменно порассуждал на предмет собственной версии решения новой задачи. Эти рассуждения и сама версия решения являются материалом для развертывания исследовательской деятельности учащихся на последующих уроках и постановки новой учебной задачи. В конце работы ученик отвечает на вопросы, которые позволяют определить уровни сформированности целеполагания и познавательного интереса. Во время выполнения контрольной работы учащимся разрешается задавать вопросы учителю. Это тоже позволяет диагностировать уровни сформированности отдельных компонентов учебной деятельности. Сопоставив ответы ученика в работе и непосредственное выполнение им заданий, можно получить дополнительную информацию о его индивидуальном уровне компонентов учебной деятельности. Добавочную информацию об этом дают также наблюдение или индивидуальная беседа с учеником по проведенной работе. Анализ работ проводят учитель математики и психолог.
В качестве примера приведем две диагностических контрольных работы для учащихся 4-5 классов и учащихся 5-6 классов соответственно.
Работа №1 (4-5 класс)
Оцени возможность выполнения тобой каждого из заданий, не решая их. Почему ты так думаешь?
Задание 1. Реши примеры:
а) 2,317 + 251,3 = б) 15,3 – 3,728 =
Задание 2. Верно ли равенство? Если нет, то в чем ошибка?
а) 4,6 м = 460 дм; б) 78,7 дм2 = 78700 см2; в) 3460 дм2 = 34,6 м2
Задание 3. Ответь письменно на вопрос и реши примеры. Чем отличаются выражения, и чем будут отличаться результаты произведений?
0,5*2 0,5*0,2
Перед решением задания 4 ответь на вопросы:
Задание 4. Реши задачу:
Вычисли площадь прямоугольника со сторонами 0,8 м и 3,5 м. Найденную площадь запиши в квадратных метрах. Можно ли твоим способом решать другие подобные задачи? Почему ты так думаешь?
Вопросы после работы:
3. Чему бы ты хотел научиться на следующих уроках математики?
4. Что тебе понравилось в этой работе? Почему?
Работа № 2 (5-6 класс)
Оцени возможность выполнения тобой каждого из заданий, не решая их. Почему ты так думаешь?
Задание 1. Отметь на числовой оси точки, координаты которых соответствуют следующим значениям выражений:
а) – 2 (– 4); б) – 16:4.
Задание 2. Докажи правильность или неправильность решения.
Влияют ли различия в условиях этих задач на их решение? Обоснуй свою точку зрения.
Прежде чем выполнять задание 3, ответь на вопросы:
Попробуй предложить свой способ решения.
Задание 3. Найди координаты точек А и Б.
А
а) 0 А Б б) 0 Б
в) 0 г) 0 Б
А А
Б
Можно ли твоим способом находить другие точки, не лежащие на числовой оси? Докажи.
Примечание: звездочки показывают местоположения точек на плоскости; размер значения не имеет, так как точка безразмерна. Дети должны сами выбрать удобную меру (единичный отрезок) и поставить числа. В своих выбранных единицах они должны указать координаты точек, то есть числа. При этом перед ними стоит задача определить координаты точек, стоящих на плоскости, – это новая учебная задача. Они могут: назвать координату предложенной оси; сказать, что определить координаты у таких точек нельзя; могут придумать способ, как отличить точки, стоящие не на прямой, то есть «изобрести» систему координат.
Вопросы после работы:
4. Что тебе понравилось в этой работе больше всего? Почему?
В результате выполнения курсовой работы был проведен анализ компетенции и компетентности в образовании; были рассмотрены метапредметные функции образовательных компетенций; определены основные уровни компетенций, детальное описание процесса формирования перечня предметных компетенций учащихся; описаны основные способы проверки учебной компетентности.
В ходе работы был разработан ряд ключевых компетенций для учащихся: получение знаний из различных источников, умение добывать нужную информацию, анализировать полученные данные и применять их на практике, формирование коммуникабельности в процессе обучения и работы.
Так же были определены три уровня компетенций: предметные, общепредметные и ключевые компетенции. Так предметные компетенции, относящиеся к общему содержанию образования, общепредметные к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей, а ключевые – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
При изучении процессов формирования перечня предметных компетенций учащихся было выявлено, что у школьника развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых до производственных и социальных.
В ходе выполнения работы были выделены способы проверки учебных компетенций, такие как наблюдение и оперативное отслеживание в виде диагностических контрольных работ.
Информация о работе Комплексный подход в среднем образовании