Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:19, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению вопроса компетентностного подхода к обучению и воспитанию, так как именно процесс обучения и воспитания является основным вопросом науки педагогики, важно рассматривать этот вопрос в рамках именно этой науки.
На сегодня четко определяется разрыв между теорией и практикой, в том смысле, что компетентностный подход документационно обеспечен только в сфере профессионального образования в данном случае – начального. Но как быть преподавателям общеобразовательных дисциплин, ведь они работают в разрыве с мастерами производственного обучения, которые имеют возможность реализовывать компетентностный подход в ходе обучения. Однако, данный разрыв и является основной проблемой в сфере начального и среднего образования.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поморский государственный университет им.
М.В. Ломоносова»
КОРЯЖЕМСКИЙ ФИЛИАЛ
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
кафедра педагогики и
методики преподавания математики
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СРЕДНЕМ ОБРАЗОВАНИИ
(Курсовая работа)
Выполнил: Карманова Надежда Юрьевна, Студентка 3 курса математического факультета, специальность «Математика» | |
Научный руководитель: Егулемова Наталья Николаевна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и МПМ |
Защищена с отметкой __________
Научный руководитель _________
2010
Содержание
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению вопроса компетентностного подхода к обучению и воспитанию, так как именно процесс обучения и воспитания является основным вопросом науки педагогики, важно рассматривать этот вопрос в рамках именно этой науки.
На сегодня четко определяется разрыв между теорией и практикой, в том смысле, что компетентностный подход документационно обеспечен только в сфере профессионального образования в данном случае – начального. Но как быть преподавателям общеобразовательных дисциплин, ведь они работают в разрыве с мастерами производственного обучения, которые имеют возможность реализовывать компетентностный подход в ходе обучения. Однако, данный разрыв и является основной проблемой в сфере начального и среднего образования.
Цель работы – рассмотрение основ компетентностного подхода в обучении.
Задачи:
При написании работы использовались следующие методы педагогического исследования:
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка литературы. Список литературы состоит из 15 наименований.
Термин «компетенция» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему эффективно действовать в ней.
Введение понятия «образовательные компетенции» в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать типичную для российской школы проблему, заключающуюся в том, что ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Образовательная компетенция предполагает не усвоение учеником не связанных друг с другом знаний и умений, а овладение ими в комплексе.
Компетенции устанавливают набор системных характеристик для проектирования образовательных стандартов, учебной и методической литературы, а также измерителей общеобразовательной подготовки школьников.
В настоящее время предпринимаются попытки определить понятие «компетенция» с образовательной точки зрения. Предлагается следующее определение: «Компетенция – это готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач» [А.В. Хуторской].
Компетенция – это не только индивидуально-психологическая особенность, она также характеризует и определенный круг деятельностей, а также определенный круг объектов, по отношению к которым эта компетенция задается. То есть компетенция – не только индивидуально-психологическая особенность, но и общее качество, стандартизованное для многих индивидов и вводимое в качестве общей нормы. Кроме того, компетенция включает в себя круг реальных объектов, по отношению к которым она задается (например, компетенция путешественника задается к таким атрибутам, как географические объекты, карты, транспортные средства).
Компетенция – это отчужденное, заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определённой сфере.
Различают три основных типа компетенций:
1. профессиональные;
2. мобильные;
3. ключевые.
Так как рассматривается компетентностный подход в аспекте общеобразовательных дисциплин, более подробно рассматриваются мобильные и ключевые компетенции.
Мобильные – социальные, коммуникативные, методические и иные, которые необходимы для эффективной трудовой деятельности в рамках различных профессий.
Ключевые – необходимые для получения новых знаний и адаптации имеющихся знаний к новым требованиям. К ним относятся: грамота и счет; использование теоретических знаний в практических целях; умение учиться; умение сотрудничать и работать в команде; умение решать проблемы; ответственность за собственное обучение; коммуникативные умения; ответственность за качество труда и обучения; инициативность, творчество.
В отличие от компетенции компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности, это уже состоявшееся качество личности ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. Компетентность – это совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
В ходе симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций. Поскольку компетенции – это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе.
В свою очередь, компетенции позволяют:
Изучать:
Искать:
Думать:
Сотрудничать:
Приниматься за дело:
Адаптироваться:
При конкретизации приведенных выше ключевых компетенций необходимо учитывать реальную ситуацию. Представленный ниже перечень ключевых компетенций основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
С учетом данных позиций и опираясь на проведенные нами исследования, определены следующие группы ключевых компетенций:
Ценностно-смысловые компетенции – компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От них зависят индивидуальная образовательная траектория школьника и программа его жизнедеятельности в целом;
Общекультурные компетенции – познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере (например, умение организовывать свободное время);
Учебно-познавательные компетенции – совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической и общеучебной деятельности. К данной группе компетенций относятся способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания;
Информационные компетенции – навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; умение пользоваться современными средствами информации и информационными технологиями, поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;
Коммуникативные компетенции – знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями, умение представить себя, написать письмо, заявление, заполнить анкету, задать вопрос, дискутировать;
Социально-трудовые компетенции – выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи, умение разбираться в вопросах экономики и права, знание в области профессионального самоопределения;
Компетенции личностного самосовершенствования, – на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Перечень ключевых компетенций представлен в самом общем виде и нуждается в детализации, как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям.
Компетентность ученика предпол
Компетентность всегда окрашена качествами конкретного ученика. Данных качеств может быть множество – от смысловых и связанных с целеполаганием («Зачем мне необходима данная компетенция»?) до рефлексивно-оценочных («Насколько успешно я применяю данную компетенцию в жизни»?).
Информация о работе Комплексный подход в среднем образовании