Комплексный подход в среднем образовании

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:19, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению вопроса компетентностного подхода к обучению и воспитанию, так как именно процесс обучения и воспитания является основным вопросом науки педагогики, важно рассматривать этот вопрос в рамках именно этой науки.
На сегодня четко определяется разрыв между теорией и практикой, в том смысле, что компетентностный подход документационно обеспечен только в сфере профессионального образования в данном случае – начального. Но как быть преподавателям общеобразовательных дисциплин, ведь они работают в разрыве с мастерами производственного обучения, которые имеют возможность реализовывать компетентностный подход в ходе обучения. Однако, данный разрыв и является основной проблемой в сфере начального и среднего образования.

Файлы: 1 файл

Карманова.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Поморский  государственный университет им.

 М.В. Ломоносова»

 

КОРЯЖЕМСКИЙ ФИЛИАЛ

 

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

кафедра педагогики и 

методики преподавания математики

 

 

 

 

 

 

 

 

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ  ПОДХОД В СРЕДНЕМ ОБРАЗОВАНИИ

(Курсовая работа)

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Карманова Надежда Юрьевна,

Студентка 3 курса математического  факультета, специальность «Математика»

 

Научный руководитель:

Егулемова Наталья Николаевна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и МПМ


 

Защищена с отметкой __________

Научный руководитель _________

Коряжма

2010

 

Содержание

 

Введение

 

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению вопроса компетентностного подхода к обучению и воспитанию, так как именно процесс обучения и воспитания является основным вопросом науки педагогики, важно рассматривать этот вопрос в рамках именно этой науки.

На сегодня четко  определяется разрыв между теорией и практикой, в том смысле, что компетентностный подход документационно обеспечен только в сфере профессионального образования в данном случае – начального. Но как быть преподавателям общеобразовательных дисциплин, ведь они работают в разрыве с мастерами производственного обучения, которые имеют возможность реализовывать компетентностный подход в ходе обучения. Однако, данный разрыв и является основной проблемой в сфере начального и среднего образования.

Цель работы – рассмотрение основ компетентностного подхода в обучении.

Задачи:

  • определить основные понятия подхода, основанного на компетенциях;
  • представить перечень ключевых компетенций;
  • определить три уровня компетенций;
  • описать процесс формирования перечня предметных компетенций учащихся;
  • выделить способы проверки учебных компетенций.

При написании работы использовались следующие методы педагогического исследования:

  • обобщающий метод;
  • теоретический анализ.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка литературы. Список литературы состоит из 15 наименований.

 

§1. Компетенции и компетентности в образовании

 

Термин «компетенция»  означает круг вопросов, в которых  человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек  обладает соответствующими знаниями и  способностями, позволяющими ему эффективно действовать в ней.

Введение понятия «образовательные компетенции» в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать типичную для российской школы проблему, заключающуюся в том, что ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Образовательная компетенция  предполагает не усвоение учеником не связанных друг с другом знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

Компетенции устанавливают  набор системных характеристик  для проектирования образовательных  стандартов, учебной и методической литературы, а также измерителей общеобразовательной подготовки школьников.

В настоящее время предпринимаются попытки определить понятие «компетенция» с образовательной точки зрения. Предлагается следующее определение: «Компетенция – это готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач» [А.В. Хуторской].

Компетенция – это не только индивидуально-психологическая особенность, она также характеризует и определенный круг деятельностей, а также определенный круг объектов, по отношению к которым эта компетенция задается. То есть компетенция – не только индивидуально-психологическая особенность, но и общее качество, стандартизованное для многих индивидов и вводимое в качестве общей нормы. Кроме того, компетенция включает в себя круг реальных объектов, по отношению к которым она задается (например, компетенция путешественника задается к таким атрибутам, как географические объекты, карты, транспортные средства).

Компетенция – это отчужденное, заранее заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определённой сфере.

Различают три основных типа компетенций:

1. профессиональные;

2. мобильные;

3. ключевые.

Так как рассматривается  компетентностный подход в аспекте  общеобразовательных дисциплин, более подробно рассматриваются мобильные и ключевые компетенции.

Мобильные – социальные, коммуникативные, методические и иные, которые необходимы для эффективной трудовой деятельности в рамках различных профессий.

Ключевые – необходимые для получения новых знаний и адаптации имеющихся знаний к новым требованиям. К ним относятся: грамота и счет; использование теоретических знаний в практических целях; умение учиться; умение сотрудничать и работать в команде; умение решать проблемы; ответственность за собственное обучение; коммуникативные умения; ответственность за качество труда и обучения; инициативность, творчество.

В отличие от компетенции  компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности, это уже состоявшееся качество личности ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. Компетентность – это совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

В ходе симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции  для Европы» был определен  следующий примерный перечень ключевых компетенций. Поскольку компетенции – это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе.

В свою очередь, компетенции  позволяют:

Изучать:

  • учиться извлекать пользу из опыта;
  • учиться организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
  • учиться организовывать свои собственные приемы изучения;
  • учиться решать проблемы;
  • самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать:

  • использовать различные базы данных;
  • опрашивать окружение;
  • консультироваться у эксперта;
  • получать информацию;
  • уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать:

  • прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
  • критически относиться к тому или иному аспекту развития общества;
  • учиться преодолевать неуверенность и трудности;
  • выражать и отстаивать свою точку зрения;
  • понимать важность политических и экономических условий, в которых проходит обучение и работа;
  • оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
  • оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать:

  • стремиться к сотрудничеству и учиться работать в группе;
  • принимать решения – улаживать разногласия и конфликты;
  • уметь договариваться;
  • уметь составлять и выполнять контракты.

Приниматься за дело:

  • включаться в проект;
  • нести ответственность;
  • входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
  • доказывать солидарность;
  • уметь организовывать свою работу;
  • уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться:

  • использовать новые технологии информации и коммуникации;
  • доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
  • показывать стойкость перед трудностями;
  • уметь находить новые решения.

При конкретизации приведенных выше ключевых компетенций необходимо учитывать реальную ситуацию. Представленный ниже перечень ключевых компетенций основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

С учетом данных позиций  и опираясь на проведенные нами исследования, определены следующие группы ключевых компетенций:

Ценностно-смысловые компетенции – компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От них зависят индивидуальная образовательная траектория школьника и программа его жизнедеятельности в целом;

Общекультурные компетенции – познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере (например, умение организовывать свободное время);

Учебно-познавательные компетенции – совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической и общеучебной деятельности. К данной группе компетенций относятся способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания;

Информационные компетенции – навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире; умение пользоваться современными средствами информации и информационными технологиями, поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;

Коммуникативные компетенции – знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями, умение представить себя, написать письмо, заявление, заполнить анкету, задать вопрос, дискутировать;

Социально-трудовые компетенции – выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи, умение разбираться в вопросах экономики и права, знание в области профессионального самоопределения;

Компетенции личностного самосовершенствования, – на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.

Перечень ключевых компетенций  представлен в самом общем  виде и нуждается в детализации, как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. Метапредметные функции образовательных компетенций

Компетентность ученика предполагает проявление по отношению к компетенции целого спектра его личностных качеств.

Компетентность всегда окрашена качествами конкретного ученика. Данных качеств может быть множество – от смысловых и связанных с целеполаганием («Зачем мне необходима данная компетенция»?) до рефлексивно-оценочных («Насколько успешно я применяю данную компетенцию в жизни»?).

Информация о работе Комплексный подход в среднем образовании