Выполнила: студентка 1 курса
магистратуры
Чугунова Мария
Диалектика (греч. dialektika – веду беседу, спор)
Учение о наиболее общих законах
развития природы, общества и
познания, при котором различные
явления рассматриваются в многообразии
их связей, взаимодействии противоположных
сил, тенденций, в процессе изменения,
развития. По своей внутренней
структуре диалектика как метод
состоит из ряда принципов, назначение
которых – вести познание к
развертыванию противоречий развития.
Суть диалектики – именно в
наличии противоречий развития,
в движении к этим противоречиям.
Основные определения
- Комплекс (лат. Complex — связь, сочетание) — система, совокупность чего-либо.
- Подход – это «совокупность научных представлений о процессе изучения объекта познания» (И. Р. Луговская)
- Комплексная система обучения – способ построения содержания образования и организации процесса обучения на основе единого связующего стержня (например, области детских интересов и склонностей, знакомства с определённым кругом жизненных явлений, изучения родного края, выполнения практических заданий) (Российская педагогическая энциклопедия)
- Комплексный подход – истинно научный подход познания такого многосложного феномена, каким является воспитание. Он применим и эффективно срабатывает при рассмотрении явлений, объектов действительности, отношений, деятельности и т.д. всех систем и уровней. В этом смысле комплексный подход срабатывает как всеобщее требование, как закон. При рассмотрении комплексного подхода к воспитанию, он приобретает ранг основополагающего принципа, отражающего главные, сущностные стороны воспитательного процесса, обуславливающего конечный результат – всестороннее гармоническое развитие личности
Необходимость осуществления комплексного
подхода к воспитанию нашло
определенное развитие в теории
и практике отечественной педагогики.
Так, в теории педагогики комплексный
подход к воспитанию получил
обоснование как один из ведущих
принципов воспитания. Это отражено
в трудах И. А. Липского, С. А. Веретенниковой, С.
В. Кишко, Д. И. Воробьевой, Л. К. Ладутько,
С. В. Шкляр и др.
- Комплексный подход к педагогическим объектам позволяет выделить в научном знании о них такой вариативный элемент знания, как педагогический комплекс. Комплексный подход предполагает управляемое объединение разнородных (в отличие от системного подхода) элементов педагогических объектов, процессов, деятельности и т.п.
- «Комплексный подход «заставляет» функционировать воспитательную систему в целом, как органическое единство взаимосвязанных компонентов, - считает И. А. Липский. – В противном случае самая хорошая по своему замыслу система будет действовать «по частям», не обеспечивая в итоге тех самых воспитательных задач, ради которых она создавалась»
Ряд условий для успешного применения комплексного подхода
- научно-методические
- учебно-материальные
- морально-психологические
- организационно-педагогические