Изучение уровня сформированмматического строя речи у дошкольников с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - рассмотреть особенности формирования грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии;
2. Определить особенности развития грамматического строя у детей дошкольного возраста с ОНР;
3. Апробировать методы диагностики исследования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. 6
1.1. Аспекты изучения формирования грамматического строя речи 6
1.2. Формирование грамматического строя речи в онтогенезе. 8
1.3.Характеристика ОНР у детей. 10
1.4. Состояние проблемы изучения грамматического строя у
дошкольников с ОНР. 13
Глава 2. Определение уровня сформированости грамматического строя
речи у дошкольников с ОНР. 17
2.1. Задача экспериментального исследования, характеристика
детей экспериментальной группы. 17
2.2. Анализ экспериментального исследования. 18
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложение 37

Файлы: 1 файл

курсовая работа Л - 31-1.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

     Цель: определение уровня построения логического высказывания и связного изложения.

     Методика  проведения: детям предлагается самостоятельно придумать сказку и дать ей название. Никаких указаний по выполнению задания не дается.

     Выполнение  задания оценивается по следующим  показателям:

     1 - выраженность сказочного содержания;

     2 - соответствие названия содержанию;

     3 - логичность, законченность построения;

     4 - грамматическая правильность речи;

     5 - использование языковых выразительных  средств.

     Каждый  ответ, соответствующий предложенным критериям, оценивается по 3 балла, общая  сумма - 15 баллов. Таким образом,

     - высокий уровень – баллов;

     - средний уровень – баллов;

     - низкий уровень – баллов.

     ПРИЛОЖЕНИЕ 7

     Методика  № 4 – «Опиши картинку»  (В.П. Глухов)

     Цель: выявить состояние контекстной речи.

     Материал: сюжетные картинки.

     Процедура, проведения: исследование было проведено  индивидуально. Мы предъявляли ребенку сюжетные картинки.

     Предъявляется следующая инструкция: «посмотри  внимательно на картинку и расскажи, что ты на ней видишь. Имена можешь менять по своему усмотрению». Параметры  качественной оценки.

     1 - у существительных / категории  единственного и множественного числа/.

     2 -у глаголов / категории единственного  и множественного

     числа/.

     3 - категории совершенного и несовершенного  вида.

     4 - предлоги.

     5 - наличие местоимений.

     6 - связная речь.

     Оценка  результатов.

     6 баллов - в речи ребенка встречаются 6 фрагментов речи,

     4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи,

     0-1 баллов - не более одного фрагмента  речи.

     Выводы  об уровне развития.

     6 баллов - высокий уровень. 

     4-5 балла - средний уровень, 

     2-3 балла - низкий уровень, 

     0-1 балла - очень низкий уровень.

     ПРИЛОЖЕНИЕ 8

     Методика  № 5 - «Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа)» (В.П. Глухов)

     Цель: выявление возможностей детей с проблемами в развитии воспроизводить небольшой по объему и прост ой по структуре литературный текст.

     Материал: литературный текст школьной программы для первого класса.

     Процедура проведения: Текст прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа. Рекомендуется задавать вопросы по содержанию текста. При анализе составленных пересказов особое внимание обращается на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.

Обработка данных:

     Все результаты мы отмечали в таблице, где  фиксировались наличие и частота  употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций  предложений.

     Оценка  результатов.

     8 - 10 баллов – пересказ составлен  самостоятельно, полностью передается содержание текста, соблюдается связность и последовательность в предложении.

     6-7 баллов – пересказ составлен  самостоятельно, содержание текста  передается полностью. Отмечаются  отдельные нарушения связного  воспроизведения текста.

     4-5 баллов – пересказ составлен с некоторой помощью. Отмечаются отдельные нарушения связного воспроизведения текста, отсутствие художественно-стилистических элементов.

     2-3 балла – используются повторные  наводящие вопросы. Отмечаются  пропуски отдельных моментов  действия или целого фрагмента, неоднократные нарушения связности изложении.

     0-1 баллов – задание не выполнено.

     Выводы  об уровне развития.

     10 баллов - очень высокий уровень  развития речи.

     8-9 баллов - высокий уровень, 

     4-7 баллов - средний уровень. 

     2-3 балла - низкий уровень.

     0-1 балла - очень низкий уровень.

     После проведения эксперимента, полученные результаты были подвергнуты качественной и количественной обработке. 
 

Информация о работе Изучение уровня сформированмматического строя речи у дошкольников с ОНР