Изучение уровня сформированмматического строя речи у дошкольников с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - рассмотреть особенности формирования грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии;
2. Определить особенности развития грамматического строя у детей дошкольного возраста с ОНР;
3. Апробировать методы диагностики исследования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. 6
1.1. Аспекты изучения формирования грамматического строя речи 6
1.2. Формирование грамматического строя речи в онтогенезе. 8
1.3.Характеристика ОНР у детей. 10
1.4. Состояние проблемы изучения грамматического строя у
дошкольников с ОНР. 13
Глава 2. Определение уровня сформированости грамматического строя
речи у дошкольников с ОНР. 17
2.1. Задача экспериментального исследования, характеристика
детей экспериментальной группы. 17
2.2. Анализ экспериментального исследования. 18
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложение 37

Файлы: 1 файл

курсовая работа Л - 31-1.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

     Дети  с ОНР не могут спонтанно стать  на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям, требуется длительное специальное коррекционное воздействие.

     Логопедия как наука позволяет изучить  речевые нарушения, предупредить и  преодолеть их в процессе воспитания и обучения ребенка.

     Логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным. От специалиста требуется понимание закономерности процесса становления детской речи в норме и патологии.

     Значение  логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым  обеспечить полноценное, всестороннее его развитие. 
 
 
 

      Список  использованной литературы:

1. Абросова Е.  В. Особенности усвоения категории  падежа имени существительного     дошкольниками с общим недоразвитием  речи // Логопед в дет. саду. –  2007. - № 5. – С. 28-39.

2. Артамонова  С. В. Психолого-педагогические исследования особенностей коммуникативного воздействия со взрослыми и сверстниками детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в условиях детской поликлиники // Логопедия. – 2007. - № 1. – С. 40-48.

3. Баева В.  Воспитатель в группе детей  с ОНР // Дошк. воспитание. – 2007. - № 7. – С. 75-77.

4. Валявко С.  М. Психолого-педагогические аспекты  изучения речевой активности  дошкольников с общим недоразвитием  речи // Спец. психология. – 2007. - №  3. – С. 46-53.

5. Ворончихина  В. М. Учимся говорить : Логопед. занятия для детей с ОНР 2-3-го уровня (1-й год обучения) / В. М. Ворончихина, Г. А. Колесникова, Л. М. Кузьминых // Дошк. образование. – 2006. - № 13. – С. 7- 18 ; № 14. – С. 7-18 ; 2007. - № 1. – С. 7-18.

6. Дудьев В.  П. Невербальная коммуникация и ее развитие у дошкольников с общим недоразвитием речи в системе коррекционно-пед. воздействия // Практ. психология и логопедия. – 2007. - № 1. – С. 17-26.

7. Зубкова Ю.  С. О некоторых особенностях  слоговой структуры слова у  учащихся с ОНР // Логопедия. – 2007. - № 1. – С. 36-40.

8. Иванова С.  А. Об особенностях диалога  дошкольников с ОНР // Логопед  в дет. саду. – 2007. - № 1. –  С. 63-69.

9. Игнатьева  С. А. Оценка состояния коммуникативно-речевой  деятельности детей старшего  дошкольного возраста с ОНР / С. А. Игнатьева, Е. О. Канунникова, Е. С. Парахина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. - № 2. – С. 29-32.

10 Ильясова Т.  А. Эффективные приемы развития  логического мышления у детей  с ОНР на занятиях по обучению  грамоте // Логопедия сегодня. – 2007. - № 4. – С. 72-73.

11. Кузнецова  Л. Дидактические игры для ознакомления  дошкольников [с ОНР] с пространственными  предлогами / Л. Кузнецова, А. Дройская // Дошк. воспитание. – 2007. - № 10. –  С. 106-107.

12. К вопросу  о формировании лексико-грамматических средств языка у дошкольников с ОНР / Безрукова С. А. и др. // Логопед в дет. саду. – 2007. - № 6. – С. 40-52.

13. Леханова О.  Как понять себя и другого? : Работаем со ст. дошкольниками  с ОНР // Дошк. воспитание. – 2007. - № 9. – С. 100-105.

14. Леханова О.  Л. Особенности понимания и  использования невербальных средств  общения детьми с общим недоразвитием  речи // Практ. психология и логопедия.  – 2007. - № 5. – С. 23-28.

15. Нищева Н.  В. Подгрупповое логопедическое  занятие в подготовительной к школе группе для детей с ОНР из цикла "Четыре времени года" // Дошк. педагогика. - 2007. - № 7. - С. 36-39.

16. Ромусик М.  Н. Психолого-педагогическое изучение  детей с общим недоразвитием  речи // Логопед в дет. саду. –  2007. - № 2. – С. 18-21.

17. Рудакова Н.  П. Формирование грамматического  строя речи у дошкольников  с ОНР // Логопед в дет. саду. – 2007. - № 7. – С. 14-23.

18. Рудакова Н.  П. Формирование предлогов в  речевой практике детей с общим  недоразвитием речи // Логопед. - 2007. - № 5. - С. 78-80.

19. Сафонова О.  В. Коррекционно-педагогическая  работа по активизации речевой  деятельности дошкольников с  общим недоразвитием речи // Логопед  в дет. саду. – 2006. - № 6. –  С. 48-53.

20. Тишина Л.  А. Формирование представлений  о слове у старших дошкольников с общим недоразвитием речи : (на примере глагол. лексики) / Тишина Л. А., Сальникова Н. В. // Логопедия сегодня. – 2007. - № 4. – С. 13-17.

21. Туманова Т.  В. Системный подход к работе  с детьми, имеющими общее недоразвитие  речи // Практ. психология и логопедия. – 2007. - № 4. – С. 60-63.

22. Учите детей  говорить : Пособие по формированию  связ. речи у детей ст. дошк. возраста  с ОНР / И. Б. Козина и др. // Дошк. образование. – 2007. - №  13. – С. 7-10, 15-18; № 14. – С. 5-10, 15-20; № 15. – С. 9-16.

23. Формирование  лексико-грамматических средств  языка у дошкольников с общим  недоразвитием речи / Жемайтите Н.  Г. и др. // Логопед в дет. саду. – 2007. - № 5. – С. 49-61.

24. Фуреева Е.  П. Особенности формирования понимания  логико-грамматических конструкций у младших школьников с общим недоразвитием речи / Е. П. Фуреева, Е. А. Штеле // Шк. логопед. – 2006. - № 6. – С. 69-81.

25. Швецова И.  Формирование фонематического восприятия  и звукового анализа у дошкольников  с общим недоразвитием речи // Дошк. воспитание. – 2007. - № 5. – С. 71-77.

26. Щеткова И.  В. О приемах развития фонематического  восприятия у дошкольников с  ОНР / Щеткова И. В., Рычагова  Л. Д. // Логопед в дет. саду. –  2007. - № 1. – С. 56-62.

27. Юсупова Г.  Х. Психокоррекционная работа  по преодолению личностных нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи // Спец. психология. – 2007. - № 3. – С. 54-63.  
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Протокол выполнения детьми задания 1

  Всего баллов за задание Критерий смысловой  целостности Критерий лексико-грамматичес. оформления Критерий самостоятел. выполнения
Анна  Н. 3,5 1 2,5 0
Сергей  Ф. 0 0 0 0
Павел Д. 6 1 2,5 2,5
Алексей В. 10 2,5 2,5 5
Марина  С. 10 2,5 2,5 5
Сибел А. 2 1 1 0
Никита  О. 10 2,5 5 2,5
Маша  Б. 10 5 2,5 2,5
Александр С. 12,5 5 2,5 5
Юлия  П. 6 2,5 1 2,5
 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2  

Протокол выполнения детьми задания 2

  Всего баллов за задание Критерий смысловой  целостности Критерий лексико-грамматичес. оформления Критерий самостоятел. выполнения
Анна  Н. 6 2,5 2,5 1
Сергей  Ф. 5 2,5 2,5 0
Павел Д. 6 2,5 1 2,5
Алексей В. 10 2,5 2,5 5
Марина  С. 10 2,5 2,5 5
Сибел А. 5 2,5 2,5 0
Никита  О. 7,5 2,5 2,5 2,5
Маша  Б. 10 2,5 2,5 5
Александр С. 10 5 2,5 2,5
Юлия  П. 10 2,5 5 2,5
 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 

     Методика 1 – Составление  рассказа по картинке (О.С.Ушакова).

     Цель: определить уровень развития связной монологической речи.

     Материалы: сюжетная картинка с простым, доступным для ребенка сюжетом.

     Инструкция. Я покажу тебе картинку. Придумай рассказ: что происходит, о чем говорят, что будет потом.

     Если  ребенок затрудняется в описании, можно ему помогать, задавая наводящие вопросы. Не следует составлять предложения вместо ребенка или давать ему свои варианты ответов на наводящие вопросы.

     Анализ  результатов.

     Рассказ ребенка, описание им картинки оцениваются  следующим образом:

     1 балл – ребенок составляет 2 –  3 описательных предложения, состоящие  из существительных и глаголов; часто предложения не связаны  между собой (низкий уровень).

     2 балла – ребенок составляет  рассказ из 4 – 5 предложений, при  этом предложения могут отражать события, непосредственно не отраженные на картинке (средний уровень).

     3 балла – ребенок составляет  развернутый рассказ с использованием  прилагательных, наречий, а также  диалогов между персонажами, изображенными  на картинке; предложения могут  передавать желания, чувства героев (высокий уровень).

     ПРИЛОЖЕНИЕ 4

     Методика 2 – Последовательные картинки (О.У.Ушакова, Е.М.Струнина ).

     Цель: определить уровень развития связной речи с использованием серии сюжетных картинок.

     Материалы: наборы последовательных картинок (см. Приложение 2).

     Инструкция. У меня есть картинки. Если их разложить в правильном порядке, то из них может получиться рассказ. Посмотри внимательно на эти картинки, подумай и разложи их так, чтобы из них можно было составить рассказ.

     Анализ  результатов.

     1 балл – рассказ составлен не  правильно, на уточняющие вопросы  не отвечает, логические связи не обосновывает;

     2 балл – рассказ составлен правильно,  состоит из 3 – 4 предложений, но  ребенок на уточняющие вопросы  не отвечает, логические связи  не обосновывает;

     3 балла – рассказ составлен  правильно, состоит из распространенных предложений, на уточняющие вопросы отвечает.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Методика 3 – Сочинение  рассказа (сказки) (О.С.Ушакова, Е.М.Струнина).

Информация о работе Изучение уровня сформированмматического строя речи у дошкольников с ОНР