Изучение уровня сформированмматического строя речи у дошкольников с ОНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - рассмотреть особенности формирования грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии;
2. Определить особенности развития грамматического строя у детей дошкольного возраста с ОНР;
3. Апробировать методы диагностики исследования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста. 6
1.1. Аспекты изучения формирования грамматического строя речи 6
1.2. Формирование грамматического строя речи в онтогенезе. 8
1.3.Характеристика ОНР у детей. 10
1.4. Состояние проблемы изучения грамматического строя у
дошкольников с ОНР. 13
Глава 2. Определение уровня сформированости грамматического строя
речи у дошкольников с ОНР. 17
2.1. Задача экспериментального исследования, характеристика
детей экспериментальной группы. 17
2.2. Анализ экспериментального исследования. 18
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Приложение 37

Файлы: 1 файл

курсовая работа Л - 31-1.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный  государственный гуманитарный университет» 
 

Факультет специальной психологии и педагогики

Специальность 050715 Логопедия  
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

«Изучение уровня сформированости грамматического строя речи у дошкольников с ОНР» 
 
 
 
 

                                                 Студентки 3 курса

                                                 Кривопаловой М.А

                                                 Научный руководитель:

                                                 Когут С. Р.,

                                                 ст. преподаватель

                    
               
               
               

Хабаровск 2011

     ОГЛАВЛЕНИЕ

     Введение                                                                                                        3 

     Глава 1. Теоретическое изучение формирования             грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.                           6

     1.1. Аспекты изучения формирования грамматического строя речи     6

     1.2. Формирование грамматического строя  речи в онтогенезе.  8

     1.3.Характеристика  ОНР у детей.   10

     1.4. Состояние проблемы изучения  грамматического строя у 

                      дошкольников с ОНР.                                                               13

     Глава 2. Определение уровня сформированости  грамматического строя 

                    речи у дошкольников с ОНР.                                                     17

                2.1. Задача экспериментального исследования, характеристика

                       детей экспериментальной группы.                                        17

                2.2. Анализ экспериментального исследования.                         18

     Заключение                                                                                                 33

     Список  использованной литературы                                                       35

     Приложение                                                                                                37

                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Грамматические  значения - это значения отношений  между явлениями действительности, обозначенными словами, т. е. это  языковые значения логического (мыслительного) ряда. Различают грамматические значения словообразовательных морфем и грамматические значения в синтаксисе. Чтобы понимать речь, мало знать лексическое значение слов, из которых она состоит, надо еще понять грамматические отношения между этими словами. Если смысл грамматических форм ребенку непонятен, он не понимает и мыслей, высказанных в предложении.

     Трудность обучения грамматическим значениям  родного языка состоит в том, что обучающий (мать, воспитатель, иногда даже учитель в школе) сам не осознает этих значений и употребляет их интуитивно, усвоив их в процессе естественного восприятия родного языка. Именно овладение грамматическими значениями (на уровне интуиции, неосознанно) делает человека существом мыслящим.

     Отсюда  следует, что важнейшей заботой  обучающего (матери, воспитателя, учителя) должна быть забота о том, чтобы дети как можно раньше услышали все грамматические формы родного языка и постепенно проникали в их смысл. Понимание смысла грамматических значений родного языка есть процесс становления и развития интеллекта растущего человека. Однако, если он тормозится неумелым обучением, интеллектуальное развитие ребенка задерживается. Ребенок, не усвоивший грамматического строя родного языка до школы, плохо учится, потому что оказывается неспособным понять связи и отношения между изучаемыми в школе явлениями действительности. В процессе усвоения грамматических значений у детей формируются грамматические навыки.

     В посвященных развитию грамматического  строя речи исследованиях Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, А. М. Леушиной, С.Н. Коновалова, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других отмечается, что для дошкольников с речевым недоразвитием овладение грамматическими категориями представляет особую сложность. Пути научно-практического решения подготовки дошкольников с речевой патологией к обучению в условиях общеобразовательной и специальной школ рассматриваются как создание и реализация гибких программ, позволяющих формировать у детей с речевыми нарушениями знания, умения и навыки в соответствии с компенсаторными возможностями каждого ребенка.

     Таким образом, курсовая работа на тему: «Изучение уровня сформированности грамматического строя речи у дошкольников с ОНР» является актуальной.

     Объект  исследования – процесс формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

     Предмет исследования – это характер недоразвития речи и неречевых психических функций у детей дошкольного возраста с ОНР.

     Цель  исследования - рассмотреть особенности формирования грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.

     Задачи  исследования:

     1. Изучить и проанализировать степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии;

     2. Определить особенности развития  грамматического строя у детей  дошкольного возраста с ОНР;

     3. Апробировать методы диагностики  исследования грамматического строя  речи у детей дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи;

     Методология психолого-педагогического исследования базируется на принципах объективности, качественного анализа особенностей протекания психических процессов, разработанных в трудах отечественных  учёных (Л.С. Выготского, Р.Е. Левиной, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина и др.).

 

Глава 1. Теоретическое  изучение формирование грамматического  строя речи у детей  дошкольного возраста 

     
    1. Аспекты изучения грамматического строя речи.

     Ребенок примерно к 3–5-и годам уже усваивает  основные грамматические стороны речи, т. е. изменение слова по падежам, числам, лицам. У него имеются понятия о временах года, частей суток, появляется способность составлять простые и сложные предложения, в том числе с применением союзов. Постепенно грамматическая сторона речи еще больше совершенствуется. Дети в этом возрасте могут оперировать разными морфологическими средствами для построения грамматической стороны речи, усложняя предложения различными построениями. Однако русский язык богат различными грамматическими правилами и исключениями из них, что трудно усвоить ребенку, поэтому грамматическая сторона речи ребенка состоит из некоторых грамматических ошибок. В дальнейшем у ребенка совершенствуется и синтаксическая сторона речи.

     У младших школьников в речи также еще преобладают простые предложения. В сложных предложениях они употребляют частицы «а», «и», «вот», особенно при пересказе сказок. Часто употребляются предложения с однородными членами, предложения времени и дополнительные.

     В дошкольном возрасте дети способны к овладению устной формой речи и поэтому грамматика, которой они владеют, является, грамматикой устной речи. В устной форме ребенок может использовать диалектизмы и те формы, которые устойчиво употребляет его родственное окружение; в этой речи могут отсутствовать разные формы и конструкции, которые звучат редуцированно, например, окончания среднего рода «о», «е» существительных и глаголов, окончания «ое», «ее» имен прилагательных.

     К системным грамматическим формам и  конструкциям можно отнести те грамматические единицы, конструирование которых  подчиняется определенным правилам, а структура этих средств является достаточно регулярной и частотной. К нормативным грамматическим единицам относят так называемые исключения из правил, т. е. единичные формы, не подчиняющиеся в своем образовании общим правилам. Многими лингвистами, вслед за Л. В. Щербой, выделяются активная грамматика и пассивная грамматика, т. е. грамматика, используемая в продуктивных видах речевой деятельности, и грамматика, используемая в рецептивных видах речевой деятельности.

     Предварительные представления о состоянии грамматического строя ребенка могут быть получены в ходе обследования связной речи. Если иметь дело с ребенком, у которого имеются начатки фразовой речи, то исследование грамматических структур может проводиться в процессе манипуляции с игрушками. При этом можно выяснить, владеет ли ребенок фразой, какова протяженность этой фразы и ее структура. Кроме того, проверяется, понимает ли ребенок простейшие инструкции для выполнения. При исследовании необходимо жестко исключать подсказывающие жесты, интонации, указывающий взгляд. Полезно лишь давать ребенку провокационные задания, например: «Возьми чашку. Поставь чашку под стул», «Возьми маленький кубик. Отдай кубик маме. Возьми большой кубик. Брось кубик на пол» и т. п. Если у ребенка сформирована фразовая речь, то можно начать исследование со сложных предложений, доступных для детей по структуре, постепенно переходя к более простым, пока мы не определим тот уровень, которым ребенок владеет уверенно.

     Чтобы ребенок мог продемонстрировать максимально развернутые предложения, на составление которых он способен, необходимо в период обследования грамматического  строя поддерживать атмосферу игры, поощряя творческие развернутые предложения. Большое значение имеет коммуникативная значимость составленных предложений. Поэтому допускается в формулировки инструкций включать адресата высказывания: «Расскажи мне» или «Расскажи маме», а также живое эмоциональное реагирование на семантику полученного высказывания – смех, вопросы по содержанию, неодобрительное покачивание головой, жесты поощрения и одобрения, а для детей с грубой интеллектуальной недостаточностью или детей раннего возраста – материальное поощрение в виде конфет, печенья, красивых картинок, карандашей и др.

     В структуру обследования синтаксических умений и навыков, как правило, включаются специальные тесты по изучению состояния  навыка согласования и управления.

     К связи слов по типу согласования относят те случаи, когда зависимое слово повторяет все или несколько грамматических категорий главного слова. Например, прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже, а глаголы настоящего времени согласуются с личными местоимениями в числе и лице. Необходимо быть особенно внимательным при предъявлении словосочетаний с числительными.

     В дошкольном возрасте детям предъявляется  в основном материал, в котором  в устной речи достаточно четко можно  различить наличие грамматической связи между словами. Поэтому не стоит без специального обучения требовать от дошкольников согласования в среднем роде существительных и прилагательных, а также глаголов прошедшего времени, поскольку именно эти окончания, кроме ударных, подвергаются фонетической редукции и не очевидны ни при произнесении, ни при восприятии.

     В подобных случаях, определить, есть ли у ребенка понятие о среднем  роде и возможность лингвистически оформить связь согласования, рациональнее использовать согласование существительных с притяжательным местоимением «мое». Другое требование к отбору имен существительных.

     При отборе языкового материала необходимо учитывать очевидность грамматических признаков у главных слов в  словосочетаниях.

     Для исследования уровня грамматической стороны речи в дошкольном возрасте преимущественно отбираются слова первого типа, а для более взрослых детей можно использовать слова второго и третьего типов, поскольку у детей шире опыт общения, в результате которого происходит усвоение нормативных грамматических единиц. Однако если ребенок считает, что девочку зовут Леня, это еще не означает наличие аграмматизма, просто у ребенка нет знакомых с этим именем, и поэтому он не знает его адекватного способа употребления. В качестве материала для заключения о состоянии грамматического строя могут быть использованы только системные регулярные ошибки, а не отдельные оговорки. Навык согласования в самостоятельной речи может быть исследован в процессе манипулятивной или игровой деятельности ребенка.

Информация о работе Изучение уровня сформированмматического строя речи у дошкольников с ОНР