Изучение воображения дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление психолого-педагогических условий развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, предметом были поставлены следующие задачи исследования:

Исходя из цели исследования определяем следующие задачи:

1) изучить психологическую литературу по проблеме воображения;
охарактеризовать виды, функции, механизмы воображения, этапы его развития;
подобрать психологические методики для диагностики уровня развития воображения ( на примере дошкольного возраста).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития воображения в детском дошкольном возрасте……………………………………………………..………6

1.1 Понятие о воображении, его видах, функциях, механизмах, физиологической основе…………………………………………...……………..6

1.2 Проблема происхождения и развития воображения у дошкольников………………………………………………………….………...10

1.3 Условия развития воображения в дошкольном возрасте…………18

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития воображения дошкольников……………………………………………...……..25

2.1 Организация исследования……………………………………….....25

2.2 Описание результатов исследования……………………………….29

Заключение…………………………………………………………….…………36

Список использованной литературы………………………………..………….38

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития воображения в детском дошкольном возрасте……………………………………………………..………6

       1.1 Понятие о воображении, его видах, функциях, механизмах, физиологической основе…………………………………………...……………..6

       1.2 Проблема происхождения и развития воображения у дошкольников………………………………………………………….………...10

       1.3 Условия развития воображения в дошкольном возрасте…………18

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития воображения дошкольников……………………………………………...……..25

        2.1 Организация исследования……………………………………….....25

       2.2 Описание результатов исследования……………………………….29

Заключение…………………………………………………………….…………36

Список  использованной литературы………………………………..………….38 

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Период  от рождения до поступления в школу  является, по признанию ученых, возрастом  стремительного физического развития ребенка; первоначального формирования психических и физических качеств, необходимых человеку в течение  всей его жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.

     Дошкольный  возраст является наиболее ответственным  этапом дошкольного детства. Высокая  сензитивность этого возрастного  периода определяет большие потенциальные  возможности разностороннего развития ребенка.

     Особенностью этого периода, отличающего его от других последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для преобразования в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее.

     В настоящее время многие педагоги и психологи отмечают, что современному человеку недостаточно владеть определенным кругом знаний и умений, но и необходимо творчески мыслить, принимать неординарные решения, осуществлять деятельность не по готовому образцу, а видеть различные возможности ее осуществления.

     Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через  развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить  наибольшее внимание в воспитании ребенка  в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сензитивным, т. е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения.

     В связи с этим встает проблема развития воображения. Общепризнано, что дошкольное детство является тем возрастом, в котором закладывается фундамент многих личностных качеств ребенка, формируются основы его мировосприятия. Указанный возраст, по мнению Н.С. Лейтеса, обладает повышенными возможностями, которые проявляются в любознательности, остроте восприятия, яркости воображения.

     Проблема  развития воображения изучалась  многими учеными, педагогами, психологами  и отражена в работах Л.С. Выготского, Е.Е. Сапоговой, Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко, Р. Ассаджиоли, Д. Дидро, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, Е.Г. Игнатьева, К.Д. Ушинского, А.В. Петровского, В.А. Крутецкого и др.

     Попытки классифицировать воображение делались неоднократно и с разных позиций. При этом выделение видов воображения  и их классификация зависят у  многих авторов от того, как они  понимают сущность воображения.

     Вместе  с тем, проблема определения эффективных  путей развития воображения у  детей требует пристального внимания у педагогов и психологов, поскольку  ее нельзя признать исчерпывающей, разработанной. Это и обусловило цель нашего исследования.

     Цель  исследования: выявление психолого-педагогических условий развития воображения у  детей старшего дошкольного возраста.

     Объект  исследования – процесс развития воображения у детей 5-6 лет.

     Предмет исследования – воображение у детей старшего дошкольного возраста.

     В соответствии с целью, предметом были поставлены следующие задачи исследования:

     Исходя  из цели исследования определяем следующие  задачи:

     1) изучить психологическую литературу  по проблеме воображения;

  1. охарактеризовать виды, функции, механизмы воображения, этапы его развития;
  2. подобрать психологические методики для диагностики уровня развития воображения ( на примере дошкольного возраста).

     Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы, эмпирические методы (наблюдение), диагностические методы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     глава 1. Теоретический  анализ проблемы развития воображения в  детском дошкольном возрасте 

     1.1 Понятие о воображении,  его видах, функциях, механизмах, физиологической основе

     Как субъект действия человек не только созерцает и познаёт, но и изменяет мир, преобразует природу, создаёт  предметы, которых в ней нет. Но человек не смог бы всего этого совершить, если б не представлял себе ясно результата своих действий. Чтобы преобразовать мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно в представлении.

     Сначала человек тщательно знакомится с  образом вещи, которую необходимо сделать, строит её мысленный образ, а затем воспроизводит его  при создании подобной вещи. Но когда изготавливается совершенно новая вещь, такого образца нет. Тогда самостоятельно мысленно создаётся её новый образ. Такое умение строить новые образы называется воображением [19, С.187].

     Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового – мыслей и образов, на основе которых возникают новые действия и предметы. Это создание того, что ещё не существовало актуально.

     Образы, которыми человек оперирует, включают в себя не только воспринятые ранее  предметы и явления. Это могут быть события, факты, явления, свидетелем которых человек не был и не мог быть. Образы воображения могут содержать в себе предстоящее, желаемое, возможные события и явления. И вместе с тем нечто новое, созданное в воображении, всегда связано с реально существующим. Образы воображения опираются на представления памяти, но они подвергаются в воображении преобразованию. По мнению Р.С. Немова, воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им [17, С.260].

     Воображение связано со всеми сторонами жизнедеятельности  человека с памятью, восприятием, мышлением. Так восприятие произведений живописи становится более содержательным, эмоциональным, когда в нём участвует воображение. Л.С. Выготский говорил: " Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение".[6, С.134]

       Связь воображения с мышлением  ярко появляется в проблемной  ситуации. Сталкиваясь с неизвестным,  человек начинает анализировать,  синтезировать, соотносить воспринимаемое с прошлым опытом, пытается проникнуть в сущность соответствующих фактов, явлений. В этом ему помогает не только мышление и память, но и воображение, ведь оно воссоздаёт целостный образ, восполняет недостающие элементы. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

     Виды  воображения различаются по степени  активности и осознанности человеком  создания им новых образов. В зависимости  от этого различают непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) воображение. При непроизвольном воображении новые образы возникают под воздействием малоосознанных потребностей, влечений, установок. Такое воображение работает, когда человек спит, находится в дремотном состоянии, в грёзах и т. п. [26, С.285]

     Произвольное воображение представляет собой процесс, преднамеренного построения образов в связи с поставленной целью в той или иной деятельности. Произвольное (активное) воображение возникает в раннем возрасте, наибольшее развитие получает в детских играх. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя разные роли, именно в процессе игры требуется активная работа воображения, так как необходимо правильно строить своё поведение в соответствии с принятой на себя ролью. Кроме того, нужно воображать недостающие предметы и сам сюжет игры.[7, С.452]

     Произвольное  воображение разделяется на воссоздающее и творческое. Воссоздающее характеризуется  тем, что в его процессе создаются  субъективно новые образы, новые  для данного индивида, а объективно они уже существуют, воплощены  в определённых предметах культуры. Суть воссоздающего воображения состоит в том, что человек воспроизводит, репродуцирует то, что сам не воспринимал, но что ему сообщают другие люди с помощью речи, чертежей, схем, знаков и т.д.

     Здесь должна существовать связь между образами и условными обозначениями, происходить расшифровка сигналов, символов, знаков.

     Таким образом, воссоздающее воображение  – это создание нового образа на основе словесного описания, восприятия изображений в виде картин, схем, карт, чертежей, мысленных и материальных моделей.

     Воссоздающее  воображение играет важную роль в  жизни человека. Оно позволяет  людям обмениваться опытом, оно помогает каждому человеку овладеть опытом и  достижениями других людей.

     Творческое  воображение – это самостоятельное  создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Это продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей.[20, С.248]

     Особой  формой воображения является мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни человека. Образы, которые человек создаёт в  своих мечтах, отличаются ярким, живым  конкретным характером, эмоциональной  насыщенностью. Однако, мечта полезна лишь тогда, когда она повседневно связывает желаемое будущее с настоящим, если этого нет, то из стимула действия мечта может превратиться в заместителя действия и переродиться в фантазию.

     Нейрофизиологической  основой воображения является образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальных систем, их диссоциация (распадение на отдельные элементы) и объединение в новые системы под влиянием различных мотиваций. Воображение связано с эмоциями, деятельностью подкорковых образований головного мозга, но исследования последних лет подтверждают, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре, но и в более глубоко залегающих отделах мозга – гипоталамолимбической системе.[14, С.178]

     Базой воображения всегда является восприятие, представляющее материал, из которого будет строиться новое. Затем идёт процесс переработки этого материала – комбинирование и перекомбинирование. Составными частями этого процесса являются анализ и синтез воспринятого.

     Вся дальнейшая деятельность воображения осуществляется с помощью следующих механизмов: агглютинация, акцентирование, гиперболизация, схематизация, типизация, реконструкция. Рассмотрим более подробно каждый.

Информация о работе Изучение воображения дошкольников