Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:49, курсовая работа
Цель исследования: выявление психолого-педагогических условий развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, предметом были поставлены следующие задачи исследования:
Исходя из цели исследования определяем следующие задачи:
1) изучить психологическую литературу по проблеме воображения;
охарактеризовать виды, функции, механизмы воображения, этапы его развития;
подобрать психологические методики для диагностики уровня развития воображения ( на примере дошкольного возраста).
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития воображения в детском дошкольном возрасте……………………………………………………..………6
1.1 Понятие о воображении, его видах, функциях, механизмах, физиологической основе…………………………………………...……………..6
1.2 Проблема происхождения и развития воображения у дошкольников………………………………………………………….………...10
1.3 Условия развития воображения в дошкольном возрасте…………18
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития воображения дошкольников……………………………………………...……..25
2.1 Организация исследования……………………………………….....25
2.2 Описание результатов исследования……………………………….29
Заключение…………………………………………………………….…………36
Список использованной литературы………………………………..………….38
Ребенку давали лист бумаги, цветные карандаши и предлагали придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать несуществующим именем. Далее оценивалось качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делался вывод об особенностях воображения ребенка.
Степень изображения оригинальных образов оценивалась по следующим признакам:
10 баллов: ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
8-9
баллов: ребенок придумал и нарисовал
что-то достаточно
5-7
баллов: ребенок придумал и нарисовал
нечто такое, что в целом
является не новым, но несет
в себе явные элементы
3-4
балла: ребенок нарисовал
0-2 балла: за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовать, лишь отдельные штрихи и линии.
В соответствии с данными признаками делался вывод об уровне развития воображения:
10-8 баллов: выше среднего
5-7 баллов: средний уровень
3-0 балла: ниже среднего
Индивидуальные данные по результатам данной методики приведены в Приложении 3. Анализ полученных данных позволил нам распределить детей по уровням диаграмма 2.
Диаграмма 2. Распределение испытуемых по уровню творческого воображения
На уровне выше среднего оказалось 20% воспитанников экспериментальной группы. За отведенное время 2 ребенка придумали оригинальный рисунок, тщательно проработав его детали. Приведем пример.
Настя И. нарисовала 4 рисунка.
Экспериментатор. Почему ты нарисовала 4 рисунка?
Настя И. Просто захотела.
Экспериментатор. А это у тебя кто?
Настя И. Рататит – летучий паук, Зомби белка, Дрампомпин и Летучая коза.
В ходе занятия она использовала все цветные карандаши.
На среднем уровне оказалось 30% воспитанников экспериментальной. Дети не придумывали оригинальных рисунков, но сами рисунки были яркими и эмоциональными.
Дети, показавшие низкий уровень 50%, рисовали простые, неоригинальные рисунки. На рисунке были плохо проработаны детали. Дети часто отвлекались, не могли выбрать цвет карандаша. Проследим действия ребенка в ходе выполнения задания.
Ксюша Ш. Долго думала, глядя на лист бумаги. Затем взяла простой карандаш и начала рисовать. Нарисовала что то непонятное. Положила карандаш на стол и осмотрела комнату, после чего посмотрела на свои руки, поправила платье и снова взяла карандаш. Закончив рисовать, положила карандаш.
Экспериментатор. Что ты нарисовала?
Аня. Это ребенок. А это киса.
Экспериментатор. А что делает киса?
Аня. Летает.
В целом по проведенному нами экспериментальному занятию «Несуществующее животное» можно констатировать следующее. С поставленной задачей справилось заметно меньшее число испытуемых, чем в предыдущем занятии. Об этом можно судить по данным двух экспериментов. Полагаем, что этот факт можно объяснить тем, что детям легче справиться с заданием, если в нем присутствует какая-либо помощь, в данном случае это комплект карточек с изображением фигур.
После
проведения данного эксперимента, мы пришли
к выводу, что в данной группе детей необходима
целенаправленная работа, целью которой
будет развитие воображения дошкольников.
Заключение
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни, так как вся жизнедеятельность человека связана с творчеством, начиная от приготовления пищи до создания литературных произведений или изобретательства. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль в преобразовании объективного мира.
В
результате работы достигнута цель исследования
- мы изучили воображение как
1) произвольное и непроизвольное;
2) воссоздающее и творческое;
3) мечты и фантазии.
Исследовали функции, которые выполняет воображение:
Отметили, что деятельность воображения осуществляется с помощью определённых механизмов: комбинирование, акцентирование, агглютинация, гиперболизация, схематизация, реконструкция.
Изучили этапы развития воображения с раннего возраста до старшего школьного возраста.
Проведённые исследования по изучению развития воображения обнаружили зависимость воображения от накопленного опыта, полученных впечатлений, а также игр и упражнений.
Подобрали психологические методики для диагностики уровня развития воображения (на примере дошкольного возраста).
Таким
образом, цель работы достигнута, задачи
решены.
Список использованной литературы