Изучение воображения дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление психолого-педагогических условий развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, предметом были поставлены следующие задачи исследования:

Исходя из цели исследования определяем следующие задачи:

1) изучить психологическую литературу по проблеме воображения;
охарактеризовать виды, функции, механизмы воображения, этапы его развития;
подобрать психологические методики для диагностики уровня развития воображения ( на примере дошкольного возраста).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития воображения в детском дошкольном возрасте……………………………………………………..………6

1.1 Понятие о воображении, его видах, функциях, механизмах, физиологической основе…………………………………………...……………..6

1.2 Проблема происхождения и развития воображения у дошкольников………………………………………………………….………...10

1.3 Условия развития воображения в дошкольном возрасте…………18

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития воображения дошкольников……………………………………………...……..25

2.1 Организация исследования……………………………………….....25

2.2 Описание результатов исследования……………………………….29

Заключение…………………………………………………………….…………36

Список использованной литературы………………………………..………….38

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

     Ребенку давали лист бумаги, цветные карандаши  и предлагали придумать и нарисовать  несуществующее животное и назвать несуществующим именем. Далее оценивалось качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делался вывод об особенностях воображения ребенка.

     Степень изображения оригинальных образов  оценивалась по следующим признакам:

     10 баллов: ребенок за отведенное  время придумал и нарисовал  нечто оригинальное, необычное, явно  свидетельствующее о богатом  воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

     8-9 баллов: ребенок придумал и нарисовал  что-то достаточно оригинальное, с фантазией, эмоциональное и  красочное, хотя изображение не  является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

     5-7 баллов: ребенок придумал и нарисовал  нечто такое, что в целом  является не новым, но несет  в себе явные элементы творческой  фантазии и оказывает на зрителя  определенное эмоциональное впечатление.  Детали и образы рисунка проработаны средне.

     3-4 балла: ребенок нарисовал нечто  очень простое, неоригинальное, причем, на рисунке слабо просматривается  фантазия и не очень хорошо  проработаны детали.

     0-2 балла: за отведенное время  ребенок так и не сумел ничего  придумать и нарисовать, лишь отдельные штрихи и линии.

     В соответствии с данными признаками делался вывод об уровне развития воображения:

     10-8 баллов: выше среднего 

     5-7 баллов: средний уровень

     3-0 балла: ниже среднего

     Индивидуальные  данные по результатам данной методики приведены в Приложении 3. Анализ полученных данных позволил нам распределить детей по уровням диаграмма 2.

     Диаграмма 2. Распределение испытуемых по уровню творческого воображения

 

     На  уровне выше среднего оказалось 20% воспитанников экспериментальной группы. За отведенное время 2 ребенка придумали оригинальный рисунок, тщательно проработав его детали. Приведем пример.

     Настя И. нарисовала 4 рисунка.

     Экспериментатор. Почему ты нарисовала 4 рисунка?

     Настя И. Просто захотела.

     Экспериментатор. А это у тебя кто?

     Настя И. Рататит – летучий паук, Зомби белка, Дрампомпин и Летучая коза.

     В ходе занятия она использовала все цветные карандаши.

     На  среднем уровне оказалось 30% воспитанников экспериментальной. Дети не придумывали оригинальных рисунков, но сами рисунки были яркими и эмоциональными.

     Дети, показавшие низкий уровень 50%, рисовали простые, неоригинальные рисунки. На рисунке были плохо проработаны детали. Дети часто отвлекались, не могли выбрать цвет карандаша. Проследим действия ребенка в ходе выполнения задания.

     Ксюша Ш. Долго думала, глядя на лист бумаги. Затем взяла простой карандаш и начала рисовать. Нарисовала что то непонятное. Положила карандаш на стол и осмотрела комнату, после чего посмотрела на свои руки, поправила платье и снова взяла карандаш. Закончив рисовать, положила карандаш.

     Экспериментатор. Что ты нарисовала?

     Аня. Это ребенок. А это киса.

     Экспериментатор. А что делает киса?

     Аня. Летает.

     В целом по проведенному нами экспериментальному занятию «Несуществующее животное» можно констатировать следующее. С поставленной задачей справилось заметно меньшее число испытуемых, чем в предыдущем занятии. Об этом можно судить по данным двух экспериментов.  Полагаем, что этот факт можно объяснить тем, что детям легче справиться с заданием, если в нем присутствует какая-либо помощь, в данном случае это комплект карточек с изображением фигур.

     После проведения данного эксперимента, мы пришли к выводу, что в данной группе детей необходима целенаправленная работа, целью которой будет развитие воображения дошкольников. 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     По  итогам проведенного исследования можно  сделать следующие выводы. Воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни, так как вся жизнедеятельность человека связана с творчеством, начиная от приготовления пищи до создания литературных произведений или изобретательства. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль в преобразовании объективного мира.

     В результате работы достигнута цель исследования - мы изучили воображение как психологический  процесс. Отметили, что воображение – это особая форма человеческой психики, благодаря которой человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. На основе изучения психологической литературы охарактеризовали виды воображения:

     1) произвольное и непроизвольное;

     2) воссоздающее и творческое;

     3) мечты и фантазии.

     Исследовали функции, которые выполняет воображение:

  1. гностически-эвристическую;
  2. защитную;
  3. коммуникативную;
  4. прогностическую.

     Отметили, что деятельность воображения осуществляется с помощью определённых механизмов: комбинирование, акцентирование, агглютинация, гиперболизация, схематизация, реконструкция.

     Изучили этапы развития воображения с  раннего возраста до старшего школьного  возраста.

     Проведённые исследования по изучению развития воображения  обнаружили зависимость воображения от накопленного опыта, полученных впечатлений, а также игр и упражнений.

     Подобрали психологические методики для диагностики  уровня развития воображения (на примере  дошкольного возраста).

     Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

  1. Басина Н., Суслова О.С кисточкой и музыкой в ладошке… – М., 1997. С. 321
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 2006. 422 с.
  3. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: Академия, 2001. – 112 с.
  4. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. М., 2003. 365 с.
  5. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М.: Знание, 2003. 50с.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз 1999 . 134с.
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология М.: АСТ,Астрель, 2005.452с
  8. Гребенщикова Е.А. История дошкольной педагогики в России. Хрестоматия. – М., 1976. С. 245
  9. Детская психология/ под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько и др. – Минск, 1988.
  10. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения//Вопросы психологии. – 1993. – № 2.
  11. Заика Е.В., Назарова М.П., Маренич И.А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников.//Вопросы психологии. – 1995 – № 1.
  12. Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание. – 1989. – №2
  13. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие,// Психологический журнал .2001. №5.с.57
  14. Маклаков А.Г. Общая психология . М.: Знание, 2005. 178с.
  15. Мухина В.С. Возрастная психология . М.: Наука, 2007. 258с.
  16. Мухина В.С. Психическое развитие и обучение / Детская психология. – М: Эксмо, 2002. - 352с.
  17. Немов Р.С. Психология . В 3 кн. Книга 1. М.: Владос, 2008. 260с.
  18. Немов Р.С. Психология . В 3 кн. Книга 2. М.: Владос, 2008. 107с.
  19. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология 3 изд.М.: Академия, 2002. 187с.
  20. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 2001. 248с.
  21. Пройслер О. Игровые площадки фантазии // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 9.
  22. Рибо Т. Творческое воображение. 2001.
  23. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Книга1. М.: Владос 2004 383с.
  24. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2003. 712с.
  25. Синельников В. Исследование воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 10.
  26. Слободчиков В.И. Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: Психология развития человека. М.: Школьная пресса, 2000.285с
  27. Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2005 . 34с.
  28. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 1999. С.234
  29. Фрейд З. Леонардо да Винчи. М., 2002.
  30. Шерагина Л.И. Логика воображения .М.: Союз,2001. 285с.

Информация о работе Изучение воображения дошкольников