Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:49, курсовая работа
Цель исследования: выявление психолого-педагогических условий развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, предметом были поставлены следующие задачи исследования:
Исходя из цели исследования определяем следующие задачи:
1) изучить психологическую литературу по проблеме воображения;
охарактеризовать виды, функции, механизмы воображения, этапы его развития;
подобрать психологические методики для диагностики уровня развития воображения ( на примере дошкольного возраста).
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития воображения в детском дошкольном возрасте……………………………………………………..………6
1.1 Понятие о воображении, его видах, функциях, механизмах, физиологической основе…………………………………………...……………..6
1.2 Проблема происхождения и развития воображения у дошкольников………………………………………………………….………...10
1.3 Условия развития воображения в дошкольном возрасте…………18
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития воображения дошкольников……………………………………………...……..25
2.1 Организация исследования……………………………………….....25
2.2 Описание результатов исследования……………………………….29
Заключение…………………………………………………………….…………36
Список использованной литературы………………………………..………….38
Таким образом, проблема создания условий для развития воображения изучена в достаточной мере. Условия развития воображения прослежены в достаточно широком спектре работ.
Вместе
с тем, проблема управления процессом
развития воображения по-прежнему очень
остро стоит перед наукой и практикой.
В частности, требует дополнительного
изучения вопрос эффективности специальных
игр и упражнений.
Глава
2. Экспериментальное
исследование особенностей
развития воображения
дошкольников
2.1 Организация исследования
Общей целью нашего исследования было изучение психолого-педагогических условий развития воображения детей дошкольного возраста.
Для реализации диагностического этапа исследования были поставлены следующие задачи:
В эксперименте участвовали 20 детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет, группы №4. Его проведение осуществлялось на базе ДОУ №84 «Серебряное копытце» города Набережные Челны.
Для реализации поставленных задач нами были подобраны две методики, «Дорисовывание геометрических фигур», и тест «Несуществующее животное» в интерпретации А.Э. Симановского.
Остановимся подробнее на содержании и процедуре проведения выполнения детьми каждого экспериментального занятия.
Использовался следующий материал: комплект из десяти карточек.
Ребенку давали простой карандаш и карточку с фигуркой, поясняя, что он будет дорисовывать фигурки. После дорисовывания им фигурки, его спрашивали: «Что у тебя получилось?» Если ребенок не понимал, ему показывали один пример.
Выполнение задания градуировалось по следующим уровням:
Для каждого ребенка подсчитывался коэффициент оригинальности или количество повторяющихся изображений.
Инструкция. Обратиться к ребенку: «Сейчас ты придумаешь животное, которое в природе не существует, и которого ты не видел ни в книжках, ни в мультфильмах. Ты его нарисуешь, назовешь и все о нем расскажешь». После того как ребенок нарисовал свое несуществующее животное, подробно описал его внешний вид, придумал ему название, нужно спросить: «А теперь расскажи про его образ жизни. Как он живет? С кем он дружит? Что ему больше всего нравится? Оно чего-нибудь боится?» и т.п.
Интерпретация. Способы изображения несуществующего животного характеризуют тип воображения, общий подход ребенка к творческой задаче. Выделяются три основных способа изображения (не считая «нулевого» уровня, когда ребенок рисует реальное животное — заяц, собака, крокодил, человек...):
Разница между вторым и третьим способами конструирования состоит в том, что второй строится по стандартной схеме живого существа: голова с глазами, туловище, конечности (хвост, крылья). Поэтому оно всегда более или менее похоже на что-то существующее.
Для каждого способа изображения выделяются уровни, соотносимые с уровнями общеинтеллектуального развития.
Для
рационалистического способа
Подчеркнутая человекообразность или роботообразность фигуры несуществующего животного рассматривается как проявление неудовлетворенной потребности в общении. У подростков это явление почти нормальное: им положено иметь настолько высокую потребность в общении, что она почти никогда не бывает удовлетворена.
Описание
образа жизни несуществующего
Ориентированность
ребенка в реальности проявляется
в том, хватает ли у изобретенного
им существа всего, что необходимо для
жизни; не забывает ли ребенок в рассказе
об образе жизни животного о самых главных
жизненных функциях, прежде всего — о
питании (о дыхании младшие школьники
задумываются редко, о размножении тоже
еще не обязаны заботиться).
2.2 Описание результатов исследования
Методика «Дорисовывание геометрических фигур». Коэффициент оригинальности подсчитывался следующим образом:
К.ор. (средний по группе) = Σ К.ор. (инд.)/количество детей
Низкий уровень выполнения задания: К.ор. меньше среднего по группе на 2 и более балла.
Средний уровень: К.ор. выше или ниже среднего по группе на 1 балл.
Высокий уровень: К.ор. выше среднего по группе на 2 и более балла.
В соответствии с коэффициентом оригинальности выделяются следующие уровни:
Уровень ниже среднего: дети фактически не принимают задачу. Они рисуют рядом с заданной фигурой что-то свое, или дают беспредметное изображение («такой узор»). Иногда дети рисуют схематичные шаблоны (шаблонные схемы).
Средний уровень: дети дорисовывают большинство фигурок, но все рисунки схематичные без деталей и всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.
Уровень выше среднего: дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми в группе). Предложенная фигура является обычно центральным элементом рисунка.
Отнесение испытуемых к тому или иному уровню осуществлялось с учетом выявления степени оригинальности изображенного рисунка.
На диаграмме 1 приведены фактические данные, отражающие степень развития воображения по результатам проведения данной методики.
Диаграмма 1. Сведения о способности детей 5-6 лет изображать оригинальные образы
Таким образом, количественные данные говорят о том, что в экспериментальной группе дети с уровнем воображения выше среднего составляют 10%, средний уровень у 50%. Детей, находящихся на уровне ниже среднего в экспериментальной группе 40%.
У детей с уровнем развития воображения выше среднего не возникало трудностей в дорисовывании фигур, в ходе беседы с экспериментатором охотно рассказывали о своих рисунках.
Дети, оказавшиеся на данном уровне, демонстрировали следующие характеристики:
Интересно проследить поведение ребенка в процессе деятельности.
Настя И., просмотрев все фигуры, принялась их дорисовывать. Через 10 минут, закончив рисовать, положила карандаш на стол и сказала: «Все».
Экспериментатор. Что у тебя получилось?
Миша. Волшебная поляна.
Экспериментатор. Почему ты нарисовала волшебную поляну, а не что-то другое?
Настя И. Не знаю. Мне показалось, что это поляна.
Для детей со среднем уровнем были характерны следующие особенности:
Обратимся к конкретному примеру.
Арсений Е. Долго думал, прежде чем дорисовать фигуру. Нарисовал дом.
Экспериментатор. Что у тебя получилось?
Арсений Е.Дом.
Экспериментатор. А почему у него только окна, а двери нет?
Арсений Е. Дверь у него сзади.
Дорисовывает другую фигуру.
Арсений Е.Нарисовал.
Экспериментатор. Что у тебя получилось?
Арсений Е. Еще один дом.
Экспериментатор. Получилось два дома? А почему ты нарисовал еще один дом? Можно было нарисовать что-то другое.
Арсений Е. Не хочу. Пусть будет два дома.
На протяжении всего занятия вертелся, отвлекался, но с интересом выполнял задания.
Уровень ниже среднего вобрал в себя воспитанников, которые:
Дети
с низким уровнем либо не желали
рисовать вообще, либо замыкались, когда
экспериментатор задавал
Глеб К., зайдя в комнату, сел на стул, крепко зажав кулаки. После объяснения задания, взял карандаш в руки и принялся рисовать. Закончив рисовать, положил карандаш на стол, не сказав, что дорисовал фигуру.
Экспериментатор. Что у тебя получилось?
Глеб К. Молчит.
Экспериментатор. Это у тебя, наверное, домик?
Глеб К. Кивает головой.
Экспериментатор. А это у тебя кто? Ты шарик нарисовал?
Глеб К. (почти шепотом) Мячик.
На протяжении всего занятия молчал, боялся говорить с экспериментатором. Но с большим удовольствием дорисовывал фигуры.
В целом по проведенному нами экспериментальному занятию «Дорисовывание геометрических фигур» можно констатировать, что дети легко справились с заданием, необходимости в показе примера дорисовывания фигуры не возникало, что свидетельствует о принятии задания каждым ребенком.
Тест «Несуществующее животное» использовался нами для выявления способности изображать оригинальные образы.