Изучение воображения дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 08:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление психолого-педагогических условий развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, предметом были поставлены следующие задачи исследования:

Исходя из цели исследования определяем следующие задачи:

1) изучить психологическую литературу по проблеме воображения;
охарактеризовать виды, функции, механизмы воображения, этапы его развития;
подобрать психологические методики для диагностики уровня развития воображения ( на примере дошкольного возраста).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы развития воображения в детском дошкольном возрасте……………………………………………………..………6

1.1 Понятие о воображении, его видах, функциях, механизмах, физиологической основе…………………………………………...……………..6

1.2 Проблема происхождения и развития воображения у дошкольников………………………………………………………….………...10

1.3 Условия развития воображения в дошкольном возрасте…………18

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития воображения дошкольников……………………………………………...……..25

2.1 Организация исследования……………………………………….....25

2.2 Описание результатов исследования……………………………….29

Заключение…………………………………………………………….…………36

Список использованной литературы………………………………..………….38

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 283.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, проблема создания условий  для развития воображения изучена  в достаточной мере. Условия развития воображения прослежены в достаточно широком спектре работ.

     Вместе с тем, проблема управления процессом развития воображения по-прежнему очень остро стоит перед наукой и практикой. В частности, требует дополнительного изучения вопрос эффективности специальных игр и упражнений. 
 
 
 
 

     Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей развития воображения дошкольников 

        2.1 Организация исследования

      Общей целью нашего исследования было изучение психолого-педагогических условий развития воображения детей дошкольного возраста.

     Для реализации диагностического этапа  исследования были поставлены следующие задачи:

  • выявить способность изображать оригинальные образы;
  • оценить степень развития воссоздающего воображения.

     В эксперименте участвовали 20 детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет, группы №4. Его проведение осуществлялось на базе ДОУ №84 «Серебряное копытце» города Набережные Челны.

     Для реализации поставленных задач нами были подобраны две методики, «Дорисовывание геометрических фигур», и тест «Несуществующее животное» в интерпретации А.Э. Симановского.

     Остановимся подробнее на содержании и процедуре проведения выполнения детьми каждого экспериментального занятия.

  1. Методика «Дорисовывание геометрических фигур» использовалась нами для выявления способности изображать оригинальные образы.

     Использовался следующий материал: комплект из десяти карточек.

     Ребенку давали простой карандаш и карточку с фигуркой, поясняя, что он будет дорисовывать фигурки. После дорисовывания им фигурки, его спрашивали: «Что у тебя получилось?» Если ребенок не понимал, ему показывали один пример.

       Выполнение задания градуировалось по следующим уровням:

  1. принятие задания;
  2. характер рисунка;
  3. детализированность рисунка;
  4. место элемента в общем рисунке.

     Для каждого ребенка подсчитывался  коэффициент оригинальности или  количество повторяющихся изображений.

  1. Тест «Несуществующее животное» (в интерпретации А. Э. Симановского).

     Инструкция. Обратиться к ребенку: «Сейчас ты придумаешь животное, которое в природе не существует, и которого ты не видел ни в книжках, ни в мультфильмах. Ты его нарисуешь, назовешь и все о нем расскажешь». После того как ребенок нарисовал свое несуществующее животное, подробно описал его внешний вид, придумал ему название, нужно спросить: «А теперь расскажи про его образ жизни. Как он живет? С кем он дружит? Что ему больше всего нравится? Оно чего-нибудь боится?» и т.п.

     Интерпретация. Способы изображения несуществующего животного характеризуют тип воображения, общий подход ребенка к творческой задаче. Выделяются три основных способа изображения (не считая «нулевого» уровня, когда ребенок рисует реальное животное — заяц, собака, крокодил, человек...):

  • новое существо собирается из деталей реальных животных (тело медведя, заячьи уши, птичий хвост...). Этот способ характерен для рационалистического подхода к творческой задаче;
  • по образу и подобию существующих животных создается целостный образ нового, несуществующего животного (хотя оно может отдаленно напоминать дракона, слонопотама или что-то еще). Этот тип изображения характерен для художественно-эмоционального подхода к творческой задаче;
  • при собственно творческом складе воображения создается абсолютно оригинальное существо. Такой способ изображения встречается при любом складе воображения — и рациональном, и художественном, если у человека есть реальные творческие возможности.

     Разница между вторым и третьим способами конструирования состоит в том, что второй строится по стандартной схеме живого существа: голова с глазами, туловище, конечности (хвост, крылья). Поэтому оно всегда более или менее похоже на что-то существующее.

     Для каждого способа изображения выделяются уровни, соотносимые с уровнями общеинтеллектуального развития.      

     Для рационалистического способа изображения  существенна степень отклонения от реального образца. (Если скомбинированы элементы пяти животных, это естественно, более сложное изобретение, чем собака с птичьим клювом.) Для определения уровня художественного способа изображения выразительным критерием является степень своеобразия: несуществующее животное всегда что-то напоминает, и чем больше оно похоже на что-то существующее (в природе или в культуре), тем ниже уровень исполнения. Уровень собственно творческого изображения определяет степень естественности. Если изображение слишком вычурно, то речь идет не столько об оригинальности, сколько об оригинальничаний: не о подлинных возможностях творчества, а о стремлении произвести впечатление.

     Подчеркнутая  человекообразность или роботообразность фигуры несуществующего животного  рассматривается как проявление неудовлетворенной потребности  в общении. У подростков это явление  почти нормальное: им положено иметь настолько высокую потребность в общении, что она почти никогда не бывает удовлетворена.

     Описание  образа жизни несуществующего животного  дает дополнительную информацию об интеллектуальном развитии ребенка. Так, все названные органы должны для чего-то служить. Разумеется, если орган особенно значим, то о сверхнагрузочной сфере ребенок, скорее всего, умолчит. Но такое нарочитое умолчание, уход от описания того, что явно изображено, — показатель очень выразительный и, разумеется, не свидетельствующий о каких-либо нарушениях логики. Так, если о нарисованных рогах ничего не сказано, то ребенок, скорее всего, боится агрессии.

     Ориентированность ребенка в реальности проявляется  в том, хватает ли у изобретенного  им существа всего, что необходимо для жизни; не забывает ли ребенок в рассказе об образе жизни животного о самых главных жизненных функциях, прежде всего — о питании (о дыхании младшие школьники задумываются редко, о размножении тоже еще не обязаны заботиться). 

     2.2 Описание результатов исследования

     Методика  «Дорисовывание геометрических фигур». Коэффициент оригинальности подсчитывался следующим образом:

     К.ор. (средний по группе) = Σ К.ор. (инд.)/количество детей

     Низкий  уровень выполнения задания: К.ор. меньше среднего по группе на 2 и более балла.

     Средний уровень: К.ор. выше или ниже среднего по группе на 1 балл.

     Высокий уровень: К.ор. выше среднего по группе на 2 и более балла.

     В соответствии с коэффициентом оригинальности выделяются следующие уровни:

     Уровень ниже среднего: дети фактически не принимают задачу. Они рисуют рядом с заданной фигурой что-то свое, или дают беспредметное изображение («такой узор»). Иногда дети рисуют схематичные шаблоны (шаблонные схемы).

     Средний уровень: дети дорисовывают большинство  фигурок, но все рисунки схематичные без деталей и всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

       Уровень выше среднего: дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми в группе). Предложенная фигура является обычно центральным элементом рисунка.

     Отнесение испытуемых к тому или иному уровню осуществлялось с учетом выявления  степени оригинальности изображенного  рисунка.

     На  диаграмме 1 приведены фактические данные, отражающие степень развития воображения по результатам проведения данной методики.

     Диаграмма 1. Сведения о способности детей 5-6 лет изображать оригинальные образы

 

     Таким образом, количественные данные говорят о том, что в экспериментальной группе дети с уровнем воображения выше среднего составляют 10%,   средний уровень у 50%. Детей, находящихся на уровне ниже среднего в экспериментальной группе 40%.

     У детей с уровнем развития воображения выше среднего не возникало трудностей в дорисовывании фигур, в ходе беседы с экспериментатором охотно рассказывали о своих рисунках.

     Дети, оказавшиеся на данном уровне, демонстрировали следующие характеристики:

  • давали схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки;
  • рисунок не повторялся самим ребенком или другими детьми;
  • предложенная фигура являлась обычно центральным элементом рисунка.

     Интересно проследить поведение ребенка в  процессе деятельности.

     Настя И., просмотрев все фигуры, принялась их дорисовывать. Через 10 минут, закончив рисовать, положила карандаш на стол и сказала: «Все».

     Экспериментатор. Что у тебя получилось?

     Миша. Волшебная поляна.

     Экспериментатор. Почему ты нарисовала волшебную поляну, а не что-то другое?

     Настя И. Не знаю. Мне показалось, что это поляна.

     Для детей со среднем уровнем были характерны следующие особенности:

  • дорисовывают большинство фигурок, но все рисунки схематичные без деталей;
  • всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

     Обратимся к конкретному примеру.

     Арсений Е. Долго думал, прежде чем дорисовать фигуру. Нарисовал дом.

     Экспериментатор. Что у тебя получилось?

     Арсений Е.Дом.

     Экспериментатор. А почему у него только окна, а  двери нет?

     Арсений Е. Дверь у него сзади.

     Дорисовывает  другую фигуру.

     Арсений Е.Нарисовал.

     Экспериментатор. Что у тебя получилось?

     Арсений Е. Еще один дом.

     Экспериментатор. Получилось два дома? А почему ты нарисовал еще один дом? Можно  было нарисовать что-то другое.

     Арсений Е. Не хочу. Пусть будет два дома.

     На  протяжении всего занятия вертелся, отвлекался, но с интересом выполнял задания.

       Уровень ниже среднего вобрал в себя воспитанников, которые:

  • фактически не принимают задачу;
  • рисуют либо рядом с заданной фигурой что-то свое, либо дают беспредметное изображение;
  • рисуют схематичные рисунки.

     Дети  с низким уровнем либо не желали рисовать вообще, либо замыкались, когда  экспериментатор задавал вопросы.

     Глеб  К., зайдя в комнату, сел на стул, крепко зажав кулаки. После объяснения задания, взял карандаш в руки и принялся рисовать. Закончив рисовать, положил карандаш на стол, не сказав, что дорисовал фигуру.

     Экспериментатор. Что у тебя получилось?

     Глеб  К. Молчит.

     Экспериментатор. Это у тебя, наверное, домик?

     Глеб  К. Кивает головой.

     Экспериментатор. А это у тебя кто? Ты шарик нарисовал?

     Глеб  К. (почти шепотом) Мячик.

     На  протяжении всего занятия молчал, боялся говорить с экспериментатором. Но с большим удовольствием дорисовывал фигуры.

     В целом по проведенному нами экспериментальному занятию «Дорисовывание геометрических фигур» можно констатировать, что дети легко справились с заданием, необходимости в показе примера дорисовывания фигуры не возникало, что свидетельствует о принятии задания каждым ребенком.

     Тест «Несуществующее животное» использовался нами для выявления способности изображать оригинальные образы.

Информация о работе Изучение воображения дошкольников