Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 16:13, реферат
Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук.
Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных
педагогических дисциплин:
Общая педагогика
Возрастная педагогика
Специальная педагогика
Частная методика
История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи.
1. Введение…………………………………………………………….………3
2. Этапы развития педагогики………………………………………………5
3. Древний мир………………………………………………………………5
4. Эпоха возрождения……………………………………………………..10
5. Средние века…………………………………………………………..…12
6. Русская педагогика………………………………………………………14
7. Заключение ………………………………………………………………17
8. Список литературы……………………………………………..………18
Аристотель придавал первостепенное значение государственному воспитанию. Он допускал домашнее воспитание до 7-го возраста под присмотром отца. Однако, настаивал о необходимости государственного контроля за домашним воспитанием (педономы). Воспитанием с 7-го возраста должно было заниматься государство. Идеи Аристотеля оказали огромное влияние на педагогику. Его трактаты служили в течение многих столетий.
Марк Квинтилиан (35 – 96 г.г.)
Главный труд Квинтилиана – «Ораторское образование». Из его 12 книг трактата наиболее известны: «О домашнем воспитании мальчика» и «О риторическом обучении». Чтобы достичь хороших результатов, считал Квинтилиан, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание. Вслед за Плутархом Квинтилиан говорил, что воспитание должно формировать свободного человека. Ребенок – «драгоценный сосуд», с которым надо обращаться бережно и уважительно.
Цель
воспитания он видел в подготовке
молодого человека к исполнению его
гражданских обязанностей. Идеалом
он считал Перикла. Он отдавал предпочтение
организованному школьному
Тертуллиан (160 – 222 г.г.), Августин (354 – 430 г.г.), Аквинат (1225 – 1274 г.г.)
Идеологи раннего христианства иначе, чем представители Античной мысли, трактовали сущность человека и его воспитание. Если одной из основных идей Античности являлся постулат «Что полезно для человека, то должно быть сделано», то христианское учение исходило из иного императива: «Что справедливо, то должно быть сделано». Таким образом, Античность ставила в центр земное существование, а христианство – вечные общечеловеческие ценности. Августин проявлял интерес к психологии ребёнка. Он утверждал, что античная традиция образования погрязла в «вымыслах», изучении «слов», но не «вещей». Главное место в образовании должно занимать изучение Библии.
Эпоха возрождения
В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения
Эразм Роттердамский (1466 – 1536 г.г.), Витторино де Фельтрэ (1378 – 1446 г.г.), Франсуа Рабле (1494 – 1553 г.г.) , Мишель Монтень (1533 – 1592 г.г.)
Итальянские гуманисты (Витторино де Фельтрэ) полагали, что наилучший путь воспитания – освоение классической греко-римской культуры. В качестве образца педагогических идей рассматривались идей Квинтилиана.
Основной труд Монтеня «Опыты» рассматривает человека как высшую ценность. Ребёнок от рождения обладает первозданной чистотой, которую потом «разъедает» общество. Ребёнок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к критическим суждениям. Монтень осуждал гипертрофированное словесное обучение.
В своём главном труде Э.Роттердамский – «О первоначальном воспитании детей» - заявил о необходимости сочетании античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд). Определенным шагом вперед были его взгляды на женское образование.
Ф.Рабле едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого – духовное и телесное развитие личности.
Я.А. Коменский (1592 – 1670 г.г.)
Коменский - отец современной педагогики. «Великая дидактика», вышедшая в Амстердаме в 1654 г. – одна из первых научно – педагогических книг. Она является как бы своеобразным сплавом педагогических идей Нового времени. В ней сформулированы сенсуалистические педагогические принципы. Коменский призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира. В трактате проводиться мысль о необходимости поставить знания закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике.
Взгляды Коменского противоречили
догматам Средневековья. Он видел в
каждой личности совершенное творение
природы, отстаивал право человека
на развитие всех его возможностей.
Коменский был первым из педагогов,
последовательно обосновавшим принцип
природосообразности в
Он определил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса. Классно – урочная система. Выделение из состава философии.
Джон Локк (1632 – 1704 г.г.)
В трудах Джона Локка – «Мысли о воспитании» и «Об управлении разумом» – ярко выражены важные передовые педагогические устремления того времени. Локк утверждал, что человеческое знания является следствием внешнего чувственного опыта. По его теории у человека нет врожденных представлений и идей. Конечную цель воспитания Локк видел в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Он был убежден в целесообразности социальной детерминации школьного образования.
Средние века
Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778 г.г.)
В основе педагогических воззрений Руссо лежит его дуалистическое, сенсуалистическое мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ предполагал наличие внешней силы – творца всего сущего. Центральный пункт педагогической программы Руссо – естественное воспитание. В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» доказывалось, что человек создан на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию.
Главный педагогический труд – «Эмиль». В нем он выдвинул идею свободного воспитания. Главное и наиболее сложное искусство наставника – уметь ничего не делать с учеником. По Руссо на человека действуют три фактора: природа, люди, общество. Составной частью естественного воспитания является отрицательное воспитание.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827 г.г.)
Воспитание униженных и оскорбленных. Песталоцци предлагал при определении основ образования опираться на знание человеческой психологии. Песталоцци разработал метод элементного образования. Суть метода заключается в том, что чтобы пробудить задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке.
И.Ф. Гербарт (1776 – 1841 г.г.)
Гербарт - автор труда «Общая педагогика». Работал в сфере гимназического образования. Центральный тезис рассуждений Гербарта – формирование нравственного человека. Это – ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии – управление, обучение и нравственное воспитание. Им определены три универсальных метода обучения – описательный, аналитический и синтетический.
А. Дистервег (1790 – 1886 г.г.)
Дистервег работал в сфере народной массовой школы. Интерпретатор. Основной педагогический труд – «Руководство к образованию немецких учителей». В нем сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания – природосообразность и культуросообразность.
Он
предлагал в воспитании и обучении
следовать природе человека, учитывать
индивидуальные особенности ребенка
(принцип природосообразности). Принцип
культуросообразности означал организация
учебно-воспитательного
Русская педагогика
В.Г. Белинский (1811 – 1848 г.г.), А.И. Герцен (1812 – 1870 г.г.), Н.А. Добролюбов (1836 – 1861 г.г.), Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889 г.г.)
Белинский определил гуманистические и демократические подходы к воспитанию и образованию. Развивал идею народного воспитания.
Герцен с демократических позиций критиковал официозную школьную политику. Он подчеркивал, что важнейшей целью педагогических преобразований в России должно стать развитие у народа чести, права и гражданства.
Чернышевский вскрывал диалектическую взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и образованием. Он руководствовался антропологическим подходом к человеку и воспитанию.
Добролюбов критиковал ущемления права на образование по сословному, религиозному и национальному признакам. Видел идеальное воспитание в удовлетворении «естественных стремлений» человека.
Л.Н. Толстой (1828 – 1910 г.г.), Н.И. Пирогов (1810 – 1881 г.г.)
В педагогическом наследии Пирогова особое место занимает идеи самопознания посредством воспитания и общечеловеческого воспитания, общечеловеческого образования. Идеал нравственного воспитания в христианской религии. Он выделял два вида воспитания: общечеловеческое и специальное. Разработал проект школьной системы. Являлся сторонником женского образования, но вместе с тем ограничивал сферу применения женского воспитания.
Главный пункт педагогической концепции Толстого – идея «свободного воспитания». Он утверждал, что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие. Вслед за Руссо высказывал убеждение, что в совершенстве детской природе, которой воспитание лишь вредит. В дидактических указаниях Толстого выдвинут принцип учета особенностей ребенка и его интересов.
К.Д. Ушинский (1824 – 1871 г.г.)
Ушинский основатель научной педагогики в России. Стержень его педагогической концепции – принцип народности. Этот принцип должен был реализовываться через приоритет родного языка как предмета школьного образования. Не менее важное место он отводил идее труда как ведущего фактора развития личности. Педагогика по Ушинскому должна твердо стоять на фундаменте обширного круга «антропологических наук». Процесс обучения должен строиться на основополагающих принципах: 1) сознательность и активность,2) наглядность, 3) последовательность, 4) доступность, 5) прочность. Ушинский разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Основополагающий тезис Ушинского – двуединство обучения и воспитания.
П.П. Блонский (1884 – 1941 г.г.)
Блонский стремился превратить педагогику в строго нормативную науку. Педагогика должна изучать причинно-следственные связи в воспитании и обучении. Согласно концепции трудовой школы Блонского предполагалось, что учащиеся должны приобретать знания не через отдельные учебные дисциплины, а посредством трудовой жизни и отношений людей, а также окружающего мира.
Шацкий считал, что главное влияние на ребенка имеют не генетические задатки, а социально-экономическая среда. Главными факторами деятельности ребенка в процессе воспитания и обучения Шацкий называл творчество и самостоятельность.
Н.К. Крупская (1869 – 1939 г.г.)
Крупская являлась проводником идей коммунистического воспитания человека. Она провозглашала право всех граждан на образование независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, равенство в образовании женщины и мужчины, школа на родном языке.
Макаренко А.С. (1888 – 1939 г.г.) разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку». Узловой пункт его теории – тезис параллельного действия., т.е. органического единства воспитания и жизни общества. Квинтэссенцией методики системы воспитания является идея воспитательного коллектива.
В.А. Сухомлинский (1918 – 1970 г.г.) занимался вопросами теории и методики коммунистического воспитания детей: «Формирование коммунистических убеждений молодого поколения», «Воспитание личности в советской школе».
Заключение
Самостоятельность любой науки состоит не в том, пользуется она или не пользуется данными других наук. Советская педагогика использует материалы и данные смежных наук для решения своих задач, на основе строгого отбора и выявления границ их применения.
Итак педагогическая наука – это сгусток многовекового опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука – это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.
Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать. Знание закономерностей обучения и воспитания, овладение методами педагогического процесса – основа учительского мастерства. К усвоению педагогики надо подходить как к научно – познавательной деятельности, на базе которой может и должно развиваться педагогическое искусство как неотъемлемый элемент педагогической деятельности. А педагогом может быть далеко не каждый. Это должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к себе, путь упорного, каждодневного труда.