Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 14:31, реферат
Давайте обратимся к термину «педагогика» и уточним значения, которые сегодня придают этому слову.
Все мы целенаправленно или неосознанно воспитываем или поучаем кого-нибудь: своих близких, коллег по работе, в крайнем случае, хотя бы самих себя. В жизни можно встретить людей, которые испытывают потребность и имеют привычку постоянно поучать. В этом случае о человеке говорят, что «он любит воспитывать». Подобные люди могут справедливо полагать, что они и есть самые настоящие учителя и воспитатели.
Что такое «педагогика»?
Давайте обратимся к термину «педагогика»
и уточним значения, которые сегодня придают
этому слову.
Все мы целенаправленно или неосознанно
воспитываем или поучаем кого-нибудь:
своих близких, коллег по работе, в крайнем
случае, хотя бы самих себя. В жизни можно
встретить людей, которые испытывают потребность
и имеют привычку постоянно поучать. В
этом случае о человеке говорят, что «он
любит воспитывать». Подобные люди могут
справедливо полагать, что они и есть самые
настоящие учителя и воспитатели. Значит,
воспитание и образование человека —
один из видов человеческой деятельности.
Однако всегда ли такой человек отдает
себе отчет в сути процесса и по окончании
обучения другого? Почему это происходит?
Когда эта деятельность становится сознательной?
Когда работа по образованию и воспитанию
человека превращается в искусство?
«Никогда не следует исчерпывать
предмет до того, чтобы уже ничего не оставалось
на долю читателя; дело не в том, чтобы
заставить его читать, а в том, чтобы заставить
его думать».
Ш. Монтескье
«Педагогика» — слово греческого происхождения,
буквально оно переводится как «деторождение»,
«детовождение» или искусство воспитания.
Это слово появилось вместе с педагогическим,
историческим и философским наследием
античной цивилизации и педагогическими
ценностями Византии и других стран. Столь
обширное наследие было воспринято восточными
славянами одновременно с их приобщением
к христианскому миру. Русские книжники,
знавшие греческий язык, читали труды
античных мыслителей в оригинале и внесли
в обиход новые слова — «педагог» и «педагогика».
В результате в Древней Руси слова «воспитатель»
и «воспитание» имели тот же смысл, что
и греческие «педагог» и «педагогика».
Известно, что в древнерусской книжности
был свой канонический жанр «учительной
литературы» (один из ведущих), включавший
тексты наставительного характера. А значит,
на Руси, как и в других странах, веками
создавалась самобытная преподавательская
культура, развивающая педагогическое
самосознание.
Такая потребность возникла, когда у людей
сформировался некоторый опыт в данной
сфере, позволивший разработать определенные
правила и наставления.
Педагогика — совокупность знаний и умений
по обучению и воспитанию, эффективных
способов передачи накопленного опыта
и оптимальной подготовки подрастающего
поколения к жизни и деятельности.
Педагогика — наука о целенаправленном
процессе передачи человеческого опыта
и подготовки подрастающего поколения
к жизни и деятельности.
Потребность передавать опыт от поколения
к поколению появилась, наряду с другими
потребностями человека, на самом раннем
этапе возникновения общества. Поэтому
практика воспитания первоначально определялась
как передача жизненного опыта человека
от старшего поколения к младшему. Воспитание
было таким же общественным явлением,
как и любая деятельность человека: охота,
собирательство, изготовление орудий
труда. Человек рос как личность, усложнялся
его социальный опыт, и вместе с ним, усложнялись
процесс и цели воспитания.
Вначале педагогическая мысль оформлялась
в виде отдельных суждений и высказываний
— своеобразных педагогических заповедей.
Их темой были правила поведения и отношения
между родителями и детьми.
До того как зародилась письменность,
эти суждения имели устное бытование и
до нашего времени дошли в виде пословиц,
поговорок, афоризмов, крылатых выражений.
Истоки народной педагогики, как первого
этапа развития педагогики вообще, мы
находим в сказках, былинах, песнях, частушках,
детских прибаутках, пословицах, поговорках,
заговорах, колыбельных песнях и песнях-хороводах,
загадках, скороговорках, считалках, оглядках,
исторических преданиях, народных приметах.
Только затем, с появлением письменности,
они обрели более «сухую», не иносказательную
форму, и стали носить характер Советов,
не-писаных Правил и Рекомендаций.
Педагогика представляет собой науку
о сущности, закономерностях, принципах,
методах и формах обучения и воспитания
человека.
Так, например, известно множество русских
пословиц и поговорок, имеющих педагогическое
назначение: «Не везде сила — где уменье,
а где — и терпенье», «Чего в другом не
любишь, того и сам не делай», «С кем хлеб-соль
водишь, на того и походишь», «Доброе братство
сильнее богатства», «Природу не надо
увечь, а надо беречь», «Корень учения
горек, да плод сладок», «Наука не пиво,
в рот не вольёшь», «Повторение — мать
учения», «От умного научишься, от глупого
разучишься», «Век живи — век учись», «Учение
— красота, а неучение — сухота».
С глубокой древности была осознана роль
материнского общения, с первых месяцев
жизни ребенка. Атмосфера материнской
любви, нежности, заботы выражалась специальными
художественными средствами, имеющими
воспитательное развивающее значение.
К ним относятся: колыбельные песни, пестушки,
потешки, прибаутки. Материнская поэзия
несла ребенку массу информации о жизни,
обогащала его душу, помогала войти в мир.
Например, пестушка — короткий стихотворный
приговор, которым сопровождала мать движения
ребенка в первые месяцы его жизни:
Потягушки, потягушки! А в ручки хватанушки,
Поперек толстонушки. А в роток говорок,
А в ножки ходонушки. А в головку разумок.
Издавна был ясен многоплановый характер
пестушек — магический заговор на здоровье
ребенка (из язычества), развитие слуха,
эстетического чувства и способа общения,
настрой на гармоничный музыкально-поэтический
лад. Пестушка пробуждала чувство ритма,
желание двигаться, слушать и говорить.
Тон и манеры поведения, вежливость в общении
составляли весьма важную часть нравственной
культуры народа, его педагогических воззрений.
Именно че-рез народное творчество на
Руси, и в других странах, определялись
и выражались своя этика и эстетика отношений,
способы общения с окружающими людьми.
В. И. Даль в свое время собрал воедино
свод народно-поэтических моральных стандартов:
«От учтивых слов язык не отсохнет», «В
чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив»,
«Не стыдно молчать, когда нечего сказать».
Подобные правила-наставления можно найти
в «Поучении» детям Владимира Мономаха.
Однако наибольший интерес представляют
разные институты воспитания и обучения,
существовавшие в тот период на Руси.
Например, «кормильство» — своеобразная
форма домашнего воспитания детей феодальной
знати. В возрасте 5-7 лет малолетний княжич
отдавался кормильцу, которого князь подбирал
из числа воевод, знатных бояр. При этом
кормилец выполнял несколько функций.
Он был не только наставником-воспитателем,
но и распоряжался делами в порученной
ему отдельной волости от имени воспитанника.
В обязанности кормильца как наставника
входило умственное, нравственное и военно-физическое
воспитание, раннее привлечение княжича
к государственным делам.
Другой институт воспитания и обучения
в Древней Руси — «дядьки». Дети воспитывались
у брата матери, то есть у родного дяди.
В свою очередь отец ребенка принимал
на воспитание детей родной сестры. В результате
создавались оригинальные семьи, в которых
«дядьки» воспитывали племянников и племянниц.
«Дядьки» были наставниками племянников,
а те — первыми их помощниками.
Институт «кумовства» — трансформация
«дядьки» из воспитателя племянников
в своей семье в духовного и нравственного
наставника детей в семье родителей. С
принятием христианства «кум» и «кума»
стали крестными отцом и матерью.
Позже появились институт «мастеров грамоты»
— одиночек и школы «мастеров грамоты».
Мастера грамоты были главными лицами
народного просвещения и подготовки духовенства,
сделавшие промысел из обучения грамоте.
Как правило, они основывали школы: в семье,
в домах учителей, при монастырях и церквах.
Обучение детей было тяжелым делом, требовавшим
времени и великой затраты сил, чтобы научить
немногому — читать и писать.
История развития русского педагогического
самосознания по П. Ф. Каптереву, выдающемуся
русскому педагогу конца XIX и начала XX
века, проходит три периода: церковный,
государственный и общественный.
Истоки педагогической мысли как отражение
практики обучения и воспитания обнаруживают
у различных народов, прежде всего в древних
памятниках письменности. Например, в
таких произведениях древнерусской литературы,
как «Слово о пользе учения», «Сборник
афоризмов "Пчела"», «Послание» Климента
Смолятича, «Слово о законе и благодати»,
«Повесть об Акире Премудром» — можно
почерпнуть знания об особенностях образования
и воспитания просвещенной Древней Руси
X-XIII веков. Богата традициями русская
педагогическая мысль.
Вопросы образования и воспитания всегда
привлекали к себе внимание писателей,
философов и ученых.
Не случайно истоки теоретической педагогической
мысли открывают в работах великих древних
философов — Платона и Аристотеля. В рамках
становящейся философской парадигмы они
сформулировали основы возрастной периодизации
и раскрыли этапы образования и воспитания
человека.
Педагогика обрела статус науки благодаря
трудам и авторитету выдающегося чешского
педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670).
Он изложил свои основные идеи в труде
«Великая дидактика», который получил
мировое признание,
Однако в Европе употребление слова «дидактика»
(от греч. didaktikos — поучающий, didasko — изучающий)
первоначально было введено в Германии.
С 1613 г., благодаря Кристофу Хельвигу и
Йохиму Юнгу, оно понималось как искусство
обучения.
Сегодня дидактика (теория и методика
обучения) определилась в качестве самостоятельной
отрасли общей педагогики.
Интенсивное развитие педагогической
теории и практики (в рамках различных
образовательно-воспитательных учреждений)
в XVIII веке привело к основанию специальных
учебных заведений по подготовке педагогов.
Таким образом «Педагогика» сформировалась
в качестве учебной дисциплины. Первые
учебные заведения по профессиональной
подготовке учителей появились в Германии.
На протяжении столетий «Педагогика»
развивалась как практика обучения и воспитания
детей. Поэтому вначале в качестве научной
отрасли выделились направления дошкольной
и школьной педагогики.
Профессиональная педагогика появилась
с возникновением педагогической специальности.
В современных условиях педагогику рассматривают
как науку и практику обучения и воспитания
человека на всех возрастных этапах его
личностного и профессионального развития,
поскольку:
1) современная система образования и воспитания
касается практически всех людей;
2) во многих странах создана система непрерывного
образования человека;
3) она включает в себя все звенья — от
дошкольного учреждения до профессиональной
подготовки и курсов повышения квалификации.
Спектор ответвлений «педагогик» расширился
только в конце XIX и начале XX века.
Сегодня активно развиваются следующие
отрасли – педагогика высший школы, педагогика
взрослых, история педагогики, сравнительная
и социальная педагогика и т.д.
Поскольку объектом обучения и воспитания
является человек, поскольку педагогика
относится к наукам о человеке, она занимает
определенное место в системах человекознания
и гуманитарных наук.
Таким образом, какое же значение вкладывают
в термин «Педагогика»?
1 Во-первых, выделяют «бытовое» значение
педагогики. Каждый человек на протяжении
жизни выступает в роли «педагога». То
есть обучает и воспитывает своих детей,
членов семьи, сотрудников по работе.
2 Во-вторых, подчеркивают практическое
значение педагогики. Педагогику рассматривают
как одну из сфер человеческой деятельности,
связанную с передачей жизненного опыта
от старшего поколения к младшему. Здесь
уместно говорить о взаимосвязи народной
(житейской) педагогики с педагогическим
мастерством и искусством воспитания.
Не случайно высшее проявление педагогической
деятельности называют искусством.
3 В-третьих, педагогика понимается как
наука и, одновременно, как отрасль человековедения.
Педагогика познает и совершенствует
способы влияния на развитие человека
в нерасторжимом слиянии природного, общественного
и индивидуального. Поэтому педагогические
учения, теории, модели, прогнозы и рекомендации
строятся только на фундаменте целостного
и системного значения о развивающимся
человеке; оно «добывается» психологией,
философией, историей, социологией и другими
науками о человеке.
4 В-четвертых, педагогика представляет
собой учебную дисциплину, включающую
а себя теоретический и практический аспекты
обучения и воспитания.
5 В-пятых, значение педагогики как отрасли
гуманитарного значения входит в общекультурный
контекст современной жизни. Оно выявляется
в качестве педагогической культуры человека.