Проблема индивидуального подхода к личности ребенка в истории педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 11:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать влияние индивидуального воздействия на воспитание и развитие ребенка в истории педагогики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ 5
1.1 Взгляды отечественных мыслителей на проблему индивидуального подхода к личности ребенка 5
1.2 Взгляды зарубежных ученых на проблему индивидуального подхода к личности ребенка. 13
2. СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 15
2.1 Понятие и структура личности 15
2.2 Индивидуально-типологические особенности личности 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

Индивидуальный подход (хз).docx

— 57.70 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»

(ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого»)

 

                                       Кафедра практической психологии и педагогики

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «История педагогики и образования»

на тему: «Проблема индивидуального подхода к личности ребенка в истории педагогики»

 

 

Выполнил: Студент 1 курса группы Б

факультета психологии              направления подготовки: «Психолого-педагогическое образование»

профиль: «Психология и педагогика дошкольного образования»

Голев Евгений Евгеньевич

Научный руководитель:

к.п.н., Шелиспанская Э.В.

 

 

 

Тула, 2013

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ 5

1.1 Взгляды отечественных мыслителей на проблему индивидуального подхода к личности ребенка 5

1.2 Взгляды зарубежных ученых на проблему индивидуального подхода к личности ребенка. 13

2. СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 15

2.1 Понятие и структура личности 15

2.2 Индивидуально-типологические особенности личности 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Всестороннее развитие каждого человека – программная  цель нашего общества – предполагает в качестве важного условия формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития. Каждый человек должен иметь возможности выявить себя. В этом заинтересованы и отдельная личность, и общество в целом.

Возрастные роли человеческого  фактора в развитии нашего общества поставило вопрос об «индивидуальной  работе как важной форме воспитания». Актуальность темы воспитания индивидуального подхода к личности ребенка в истории педагогики, в современном обществе важна как - никогда. Сейчас много говорят о так называемых детях «индиго», которые особо требуют индивидуального воспитания, да и при воспитании обычного современного ребенка принцип ориентировки на среднее развитие не совсем правилен. Учитывая в процессе воспитания индивидуальные особенности личности можно найти «ключ» к каждому воспитаннику.

Объект исследования: процесс воспитания личности детей в истории педагогики.

Предмет исследования: проблема индивидуального подхода к личности ребенка в истории педагогики.

Цель исследования: теоретически обосновать влияние индивидуального воздействия на воспитание и развитие ребенка в истории педагогики.

Данную проблему рассматривали  такие ученые как Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская и многие другие.

 

 

 

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ

    1.   Взгляды отечественных мыслителей на проблему индивидуального подхода к личности ребенка

 

Проблеме индивидуального  подхода в воспитании детей уделяли  внимание многие представители русской прогрессивной педагогики.

В основе индивидуального  подхода лежит выявление особенностей ребенка. Великий русский педагог  К.Д.Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».[7]

К.Д.Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального  подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального  подхода  к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы.

Педагоги и общественные деятели дореволюционной России уделяли внимание разработки теоретических  положений индивидуального подхода к детям дошкольного возраста, внедрению их в практику. Так, Е.Н. Водовозова указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка, для того чтобы уметь всесторонне анализировать его поступки. В воспитании детей она отводила большую роль труду, считал его самым действенным, самым лучшим воспитательным средством. Вместе с тем она также предупреждала, что невозможно выработать единые правила подхода ко всем детям, без исключения, так как дети по своим индивидуальным  особенностям очень разные.

Критически используя  наследие дореволюционной педагогики, Н.К.Крупская рассматривала развитие индивидуальных качеств каждого ребенка как обязательное и необходимое условие его всестороннего воспитания. «Советское воспитание, - писала она, - направлено на то, чтобы в каждом ребенке развивать все его способности, поднять его активность, его сознательность, всесторонне развить его личность, его индивидуальность»[14]. Воспитание личности, указывала Н.К. Крупская развивала принципиально новое направление в вопросе об индивидуальном подходе к детям, обращала внимание на то, что только при условии воспитания ребенка в коллективе может полностью раскрыться его индивидуальность, способности: «Мы считаем, что лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиться. Коллектив не поглощает личность ребенка, но влияет на качество воспитания, на его содержание».

Намечая пути изучения индивидуальности ребенка, Н.К.Крупская указывала на возможность познания многих особенностей детей при анализе их рисунков, лепки, построек из строительного материала.

Н.К.Крупская отмечала особое значение индивидуального подхода  в развитии интересов и способностей детей. Прежде всего говорила она, необходимо развивать такие способности, которые будут играть большую роль в подготовке детей к жизни, к практической деятельности, которые необходимы для любой профессии. «…Есть целый ряд способностей, - писала она, - которые нужны для громадного числа профессии, например, зрительная память, глазомер, развитие чувства осязания, умение координировать свои движения…». При этом она отмечала, что начинать развивать эти способности надо не в школьном, а главным образом, в дошкольном возрасте.

В работах Н.К.Крупская раскрывается значение индивидуального подхода  для всестороннего развития личности ребенка в условиях воспитания в  коллективе, развитие с самого раннего возраста нравственных качеств, способностей, интересов в соответствии с задачами подготовки детей к жизни, к труду. Ее советы ориентируют воспитателя на гуманное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности, стремление понять его сложный духовный мир.

А.С.Макаренко считал принцип  индивидуального подхода к детям  очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при  организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые «запутанные узлы». Этим определением А.С.Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка- это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.

Предавая большое значение индивидуальному подходу, А.С.Макаренко  не рекомендовал какие-то специальные  методы. Один и тот же метод или  прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий  и  индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется не изолировано от общей системы воспитания.

Огромная заслуга А.С.Макаренко  состоит в том, что он не только обосновал, но и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального  подхода к детям.

Развитие индивидуальности А.С.Макаренко связывал не только с  особенностями человека, но и с  темпераментом, с чертами характера. Он считал, что учет проявлений характера и темперамента сложен и должен быть очень тонок по своей воспитательной инструментовки:  «Цели индивидуального воспитания заключаются в определении и развитии личных способностей и направленностей в области не только знания, но и характера…».[1]

Методологическое обоснование  и теоретические положения в  трудах Н.К.Крупская и А.С.Макаренко, являются исходными для дальнейшего  развития педагогике проблемы индивидуального  подхода к детям.

Вскрыв сущность индивидуального  подхода в воспитании, установив  его связь с жизнью, они обосновали положение о том, что  методы и подходы индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения зависят от общих целей и задач воспитания, учета возрастных и индивидуальных особенностей и характера деятельности ребенка. Индивидуальный подход к детям осуществлялся ими в плане проектирования лучших качеств личности, а не только как процесс перевоспитания и исправления недостатков.

Проблема индивидуального подхода  к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении В.А.Сухомлинского. Он подчеркивал  важность развития  индивидуального своеобразия личности ребенка. Подобно тому как дети различают по своим физическим качествам, говорил Василий Александрович Сухомлинский, так неодинаковы силы, необходимые для умственного труда. Память, наблюдательность, воображение, мышления не только по их глубине, устойчивости, быстроте протекания, но и в качественном отношении имеют индивидуальную характеристику у каждого школьника.

Особое внимание у В.А. Сухомлинского  привлекли слабоуспевающие дети. Он четко указывает на их главный  недостаток – неразвитость умственных способностей: неустойчивость внимания и памяти, инертность мышления, бедность речи, отсутствует любознательность, неразвитость эмоциональной сферы.

Но откуда берутся такие дети? Стремясь вскрыть действующие здесь  причинно- следственные связи, В. А. Сухомлинский установил, в частности зависимость  успеваемости от здоровья или нездоровья детей.

Этот фактор по сути дела выпадал из поля зрения исследователей. Обычно учитывались лишь проблемы, вызванные длительным отсутствием  ученика в школе по болезни. Василий  Александрович перевел вопрос в  иную плоскость: а всегда ли мы учитываем  хроническое недомогание детей, посещающих уроки, по фактически на них не работающих?

Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка В.А.Сухомлинский считал нужным начинать с его семьи, одновременно подчеркивая необходимость  педагогического просвещения родителей: «По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех…»[10]. При этом он отмечал, что общие формы работы с родителями необходимо сочетать с  индивидуальными, так как в каждой семье свой уклад жизни, традиции и сложные взаимоотношения между ее членами.

Для ребенка семья является естественной воспитывающей средой. Она накладывает свой отпечаток  на его характер и поведение. В  семье он получает первые уроки в  познании мира и знакомится с элементарными  законами жизни.

Семья во многом определяет отношение ребенка к трудовой деятельности, культуру его поведения, активность и инициативность, дисциплинированность и целый ряд других качеств  личности.

Влияние семьи нередко  бывает столь сильным, что создается  впечатление, будто характер родителей  полностью передается детям по наследству. Бесспорно, окружающая среда, в особенности  условия домашнего быта, оказывают  огромное влияние на формирование личности ребенка. Но все же ведущим фактором во всестороннем развитии человека является воспитание. Следовательно, и в семье ребенок должен получать правильное воспитание. Выражение «дети – это зеркало семьи» точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности: в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, в других, напротив, царит культ жестокости.

В.А.Сухомлинский находил  интересные формы работы для развития индивидуальности каждого ребенка  при воспитании его эстетических чувств.

Педагог-гуманист В.А. Сухомлинский в общении с детьми делал ставку на индивидуальное своеобразие каждой личности. Исходя из природы ребенка, он считал недопустимым "вырывать" его из естественной среды, которая  служит ему не только источником личностного  развития, но и является фактором нравственного  и эстетического воспитания. Всякое воздействие на личность, по мнению В.А. Сухомлинского, должно развивать  ее, и поэтому педагогу следует  избегать наказания детей. Этим утверждением автор не столько отрицает наказание  как прием педагогического воздействия, сколько подчеркивает, что школа  и унижение ребенка несовместимы.

К идее необходимости индивидуального  подхода в обучении приходит и  Л. Н. Толстой, учитывая в работе с  сельскими детьми Яснополянской  школы личностные качества ребенка: как он слушает учителя, как относится  к его слову, к содержанию, что  представляют собой его творческие работы. Лев Николаевич утверждал, что ребенок от природы совершенен. И задача воспитательного процесса не нарушить это природное совершенство и приумножить, выявлять и развивать лучшие качества человека изначально природно заложенные.

Информация о работе Проблема индивидуального подхода к личности ребенка в истории педагогики