Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 11:44, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать влияние индивидуального воздействия на воспитание и развитие ребенка в истории педагогики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ 5
1.1 Взгляды отечественных мыслителей на проблему индивидуального подхода к личности ребенка 5
1.2 Взгляды зарубежных ученых на проблему индивидуального подхода к личности ребенка. 13
2. СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 15
2.1 Понятие и структура личности 15
2.2 Индивидуально-типологические особенности личности 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Необходимость учета индивидуальных особенностей ребенка признавали и другие российские ученые. По мнению Н.И. Пирогова, "нельзя всех и каждого стричь под один гребень, а действовать разумно, применяясь к свойству самого предмета, к личности и степени развития учеников и самих учителей - вот в чем заключается главное дело педагогического искусства".
П.Ф. Каптерев считает, что в условиях массовой школы индивидуализация оказывается трудно осуществимой, но насущно необходимой. Помочь здесь может, по мнению педагога, типизация психических свойств учеников, возможность создания типов умов и поведения, среди которых особо он выделяет "душевные типы", позволяющие приблизить учителя к ученикам, понять их личную "мыслительность, чувствования и волю".
Проблема индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без знаний педагогом психологии. Советские психологи А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и другие занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности.
Для формирования личности имеют большое значение особенности высшей нервной деятельности человека: темперамент сказывается на активности, работоспособности, легкости приспособления к изменяющимся условиям, уравновешенности поведения.
Проблема формирования личности включает учение о характере, и советские психологи уделяли большое внимание воспитанию характера.
Характер – совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности человека. Формируется в процессе его воспитания и обучения, в трудовой и общественной деятельности.
Проблеме воспитания навыков организованного, произвольного поведения уделяли большое внимание советские психологи Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, А.В.Суровцева, С.Л.Рубинштейн и другие. Особое внимание они обращали на индивидуальный подход в воспитании у детей нравственных качеств личности, поискам адекватных приемов воспитательного воздействия.
Деятельность – важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. В деятельности обязательно должна быть поставлена определенная цель, что придает действиям направленность и осознанность. Основными видами деятельности ребенка являются игра, а также посильный труд, как физический, так и умственный, учебная деятельность.[8]
В активной деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Проблема индивидуального подхода, поэтому не может рассматриваться вне деятельности, без учета отношения ребенка к окружающим, его интересов.
Необходимым условием осуществления
индивидуального подхода
Очень важным условием эффективности
индивидуального подхода
Вопрос индивидуального подхода в образовании в XIX веке занимает умы не только российских, но и зарубежных педагогов. Сторонник народной национальной школы Германии Адольф Дистервег, педагог демократ, "учитель немецких учителей", уделял учету индивидуальных особенностей ученика особое внимание. Ученый призывает учителя к тщательному наблюдению за ребенком, глубокому уяснению законов его развития. Незнание этих законов является, по его словам, педагогическим неведением, нежелание их изучить педагогическим невежеством, нежелание с ними считаться - педагогическим варварством.
21. Одним из первых в педагогике обратил внимание на индивидуальный подход к учащимся Я.А. Коменский – великий чешский педагог – в его педагогической системе четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений. В своем фундаментальном труде "Великая дидактика" он отмечает, что ученики различаются своими способностями - "у одних особенности острые, у других - тупые, у одних - гибкие и податливые, у других - твердые и упрямые, одни стремятся к знаниям ради знания, другие увлекаются механической работой. Я.А. Коменский утверждает, что "ко всем способностям можно подходить с одним и тем же искусством и методом". Таким образом, педагог усматривает необходимость сочетания организации индивидуальной деятельности. Отмечая важность и целесообразность организации учебной работы на занятиях, соблюдая правило "учить всех всему", учитывая принцип природ сообразности, Я.А. Коменский впервые теоретически обосновал необходимость сочетания обще классной и индивидуальной работы, рассматривая индивидуальный подход к обучающимся как средство продвижения каждого ученика к новым уровням развития при помощи дидактики, не ограничиваясь приспособлением содержания, методов обучения к уровню подготовленности обучающихся.
Особое место занимают труды Жан-Жак Руссо. Он исходил из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Согласно теории Руссо, воспитывать ребенка необходимо природосообразно, следовать естественному ходу его развития. А для этого надо тщательно изучать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности. Руководство взрослых по воспитанию ребенка, подчеркивал Руссо, должно быть продуманным, тактичным и тонким.
Вопрос воспитания личности с учетом её индивидуальных особенностей неоднократно разрабатывался в философии, общей и социальной психологии и педагогике. Особое место этот вопрос занимает в педагогических исследованиях. Именно поэтому педагогические аспекты формирования личности в различной степени находят свое отражение и в классической и в современной педагогике. Достойные внимания, глубокие мысли по этому вопросу можно найти в трудах Блонского П.П. , Дистервега А., Коменского Я.А., Макаренко А.С., Ушинского К.Д., Шацкого С.Т., Сухомлинского В.А.Особое, существенное значение для педагогики имеет факт определения понятия «личность». Остановимся на этом вопросе подробнее и рассмотрим различные способы формирования определения понятия «личность».
Немов Р.С. дает определение личности следующим образом: «это человек, рассматриваемый в комплексе его психологических характеристик. Данные характеристики определены социально, природно проявляются в общественных отношениях. Психологические характеристики устойчивы, они определяют нравственные поступки человека, которые имеют важное значение для него лично и для окружающих».
Личность сегодня получила массу определений, как в психологии, так и в педагогике. Психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. У индивида в момент рождения еще нет приобретаемых (личностных) качеств.
Педагоги склонны к тому, что
личность, это, прежде всего человек,
субъект отношений и
Учитывая последнее
обусловлены и не зависят от жизни человека
в обществе. Кроме того, к числу личностных
не относятся психологические качества
человека, которые характеризуют его познавательные
процессы, его индивидуальный стиль деятельности.
Исключение составляют только те качества
психологии человека, проявление которых
возможно в отношении к людям в обществе.
Наряду с понятием «личность» применимы термины «человек», «индивид», «индивидуальность». По смыслу и содержанию эти понятия переплетены и в некоторых случаях взаимозаменяемы.
Индивидуальность определяется как
единство неповторимых личностных свойств
конкретного человека. Заключается
она в своеобразии
Понятия индивидуальности и личности - это два различных определения человека, два способа его бытия. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.
Процесс становления личности называют ещё процессом социализации. Он происходит путем освоения человеком общественной сущности. Он, как правило, происходит в исторически важные моменты жизни человека. Становление личности всегда сопровождается преломлением характера, адаптацией человеком к общественным социальным составляющим. Происходит принятие их социальных норм и правил поведения. Такие перемены связаны с формированием умений и навыков строить отношения с другими людьми.
Становление индивидуальности происходит в процессе индивидуализации объекта. Индивидуализация представляет собой процесс самоопределения личности. При индивидуализации происходит обособленность личности, формируется её неповторимость. Только самобытного человека, который занимает активную жизненную позицию и творчески, всесторонне проявляет себя в жизни, возможно, назвать личностью индивидуальной или просто индивидуальностью.
Понятия «личность» и «индивидуальность» различны по духовной сущности человека. Суть, понимание этого различия хорошо определяется при помощи эпитетов и прилагательных. Языковое усиление понятий просматривается при сравнении этих двух сущностей. Слово «личность», обычно усиливают эпитетами, такими как «независимая», «эксцентричная», «сильная». Таким образом, подчеркивается уникальности и деятельную представленность человека в глазах окружающих. Если же употребляют понятие «индивидуальность», то о ней говорят «яркая», «эпатажная», «творческая», тем самым подчеркивая качества самостоятельной сущности человека.
Структура личности может быть:
Статистическая структура - это отвлеченная от реальности абстрактная модель, она характеризует основные психические компоненты индивидуума. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие:
Динамическая модель структуры личности отображает в контексте жизнедеятельности человека основные компоненты в психике человека.
Наиболее распространенной в применении на практике является предложенная К.Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности. В ней выделены детерминанты, которые определяют свойства, особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом.
Любой человек индивидуален по своей
сущности. Индивидуальные особенности
проявляются не только в физическом
плане, высокий или низкий рост, маленькие
или большие уши, светлый или
темный волос. Все мы разные по природе
характера, поведению, восприятию информации,
по способностям и возможностям. Для
четкой градации индивидуально-типологических
особенностей личности обратимся к
психологам. Информация о способах
влияния на то или иное личное качество
человека, о коррекции природных
задатков способна помочь воспитателю
правильно спроектировать систему
воспитательных мероприятий, направленных
на становление личности, без ущерба её
индивидуальных особенностей.
К индивидуально-типологическим особенностям принято относить следующие характеристики личности:
-характер;
-темперамент;
-способности, возможности,
-чувства, эмоции
-волю.
Детальное представление об особенностях
воспитательного процесса с учетом
индивидуальных особенностей личности
можно сформулировать только при
знакомстве с индивидуально-
Характер представляет собой своеобразие склада
психической деятельности. Оно проявляется
под влиянием социального поведения личности,
в первую очередь по отношению к людям,
делу, к самому себе. Формирование характера
процесс длительный, практически он происходит
на протяжении всей сознательной жизни
человека по мере познания и сложности
практической деятельности. В ходе проведенных
психолого-педагогических исследований
было выделено две составляющие характера:
содержание и форма. Они органичны и едины.
Материальные и духовные потребности,
интересы и социальные установки человека
определяют содержание его характера.
Формы характера отвечают за проявление
отношений, за эмоциональное поведение,
проявление темперамента и воли.
Современные ученые, в структуре характера
кроме формы и содержания выделяют волевые,
интеллектуальные и эмоциональные особенности
личности. Они индивидуальны для каждого
человека. И для того, чтобы понять принципы
воспитания с учетом индивидуальных особенностей
личности, необходимо изучить их особенности.
Исследователи в области педагогики и
психологии в структуре характера выделяют
темперамент, волю, убеждения, потребности,
интересы, чувства и интеллект.
Информация о работе Проблема индивидуального подхода к личности ребенка в истории педагогики