Проблема индивидуального подхода к личности ребенка в истории педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 11:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: теоретически обосновать влияние индивидуального воздействия на воспитание и развитие ребенка в истории педагогики.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ 5
1.1 Взгляды отечественных мыслителей на проблему индивидуального подхода к личности ребенка 5
1.2 Взгляды зарубежных ученых на проблему индивидуального подхода к личности ребенка. 13
2. СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 15
2.1 Понятие и структура личности 15
2.2 Индивидуально-типологические особенности личности 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

Индивидуальный подход (хз).docx

— 57.70 Кб (Скачать)

Необходимость учета индивидуальных особенностей ребенка признавали и  другие российские ученые. По мнению Н.И. Пирогова, "нельзя всех и каждого  стричь под один гребень, а действовать  разумно, применяясь к свойству самого предмета, к личности и степени  развития учеников и самих учителей - вот в чем заключается главное  дело педагогического искусства".

П.Ф. Каптерев считает, что в условиях массовой школы индивидуализация оказывается трудно осуществимой, но насущно необходимой. Помочь здесь может, по мнению педагога, типизация психических свойств учеников, возможность создания типов умов и поведения, среди которых особо он выделяет "душевные типы", позволяющие приблизить учителя к ученикам, понять их личную "мыслительность, чувствования и волю".

Проблема  индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без знаний педагогом психологии. Советские психологи А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б.Эльконин и другие занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности.

Для формирования личности имеют большое значение  особенности высшей нервной деятельности человека: темперамент сказывается на активности, работоспособности, легкости приспособления к изменяющимся условиям, уравновешенности поведения.

Проблема формирования личности включает учение о характере, и советские психологи уделяли  большое внимание воспитанию характера.

Характер – совокупность наиболее устойчивых отличительных  черт личности человека. Формируется  в процессе его воспитания и обучения,  в  трудовой и общественной деятельности.

Проблеме воспитания навыков организованного, произвольного поведения уделяли большое внимание советские психологи Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, А.В.Суровцева, С.Л.Рубинштейн и другие. Особое внимание они обращали на индивидуальный подход в воспитании у детей нравственных качеств личности, поискам адекватных приемов воспитательного воздействия.

Деятельность – важнейшая  форма проявления жизни человека, его активного отношения к  окружающей действительности. В деятельности обязательно должна быть поставлена определенная цель, что придает действиям  направленность и осознанность. Основными  видами деятельности ребенка являются игра, а также посильный труд, как физический, так и умственный, учебная деятельность.[8]

В активной деятельности развиваются  психические процессы, формируются  умственные, эмоциональные и волевые  качества личности, ее способности  и характер. Проблема индивидуального  подхода, поэтому не может рассматриваться  вне деятельности, без учета отношения  ребенка к окружающим, его интересов.  

Необходимым условием осуществления  индивидуального подхода является органическое сочетание дифференцированного  подхода к каждому ребенку  с воспитанием и формированием  коллектива.

Очень важным условием эффективности  индивидуального подхода является опора на положительный характер, в свойствах личности ребенка.

Глава 2 Взгляды зарубежных ученых на проблему индивидуального подхода к личности ребенка

 

Вопрос индивидуального  подхода в образовании в XIX веке занимает умы не только российских, но и зарубежных педагогов. Сторонник  народной национальной школы Германии Адольф Дистервег, педагог демократ, "учитель немецких учителей", уделял учету индивидуальных особенностей ученика особое внимание. Ученый призывает учителя к тщательному наблюдению за ребенком, глубокому уяснению законов его развития. Незнание этих законов является, по его словам, педагогическим неведением, нежелание их изучить педагогическим невежеством, нежелание с ними считаться - педагогическим варварством. 

21. Одним из первых в педагогике обратил внимание на индивидуальный подход к учащимся Я.А. Коменский – великий чешский педагог – в его педагогической системе четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений. В своем фундаментальном труде "Великая дидактика" он отмечает, что ученики различаются своими способностями - "у одних особенности острые, у других - тупые, у одних - гибкие и податливые, у других - твердые и упрямые, одни стремятся к знаниям ради знания, другие увлекаются механической работой. Я.А. Коменский утверждает, что "ко всем способностям можно подходить с одним и тем же искусством и методом". Таким образом, педагог усматривает необходимость сочетания организации индивидуальной деятельности. Отмечая важность и целесообразность организации учебной работы на занятиях, соблюдая правило "учить всех всему", учитывая принцип природ сообразности, Я.А. Коменский впервые теоретически обосновал необходимость сочетания обще классной и индивидуальной работы, рассматривая индивидуальный подход к обучающимся как средство продвижения каждого ученика к новым уровням развития при помощи дидактики, не ограничиваясь приспособлением содержания, методов обучения к уровню подготовленности обучающихся.

Особое место занимают труды Жан-Жак Руссо. Он исходил из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Согласно теории Руссо, воспитывать ребенка необходимо природосообразно, следовать естественному ходу его развития. А для этого надо тщательно изучать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности. Руководство взрослых по воспитанию ребенка, подчеркивал Руссо, должно быть продуманным, тактичным и тонким.

 

 

2. СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

2.1 Понятие и структура личности

 

Вопрос воспитания личности с учетом её индивидуальных особенностей неоднократно разрабатывался в философии, общей  и социальной психологии и педагогике. Особое место этот вопрос занимает в педагогических исследованиях. Именно поэтому педагогические аспекты  формирования личности в различной  степени находят свое отражение  и в классической и в современной  педагогике. Достойные внимания, глубокие мысли по этому вопросу можно  найти в трудах Блонского П.П. , Дистервега А., Коменского Я.А., Макаренко А.С., Ушинского К.Д., Шацкого С.Т., Сухомлинского В.А.Особое, существенное значение для педагогики имеет факт определения понятия «личность». Остановимся на этом вопросе подробнее и рассмотрим различные способы формирования определения понятия «личность».

Немов Р.С. дает определение личности следующим образом: «это человек, рассматриваемый в комплексе его психологических характеристик. Данные характеристики определены социально, природно проявляются в общественных отношениях. Психологические характеристики устойчивы, они определяют нравственные поступки человека, которые имеют важное значение для него лично и для окружающих».

Личность сегодня получила массу  определений, как в психологии, так  и в педагогике. Психология трактует личность как социально-психологическое  образование, которое формируется  благодаря жизни человека в обществе. У индивида в момент рождения еще  нет приобретаемых (личностных) качеств.

Педагоги склонны к тому, что  личность, это, прежде всего человек, субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию. 

Учитывая последнее определение  личности, можно утверждать, что  к числу личностных не относятся такие особенности, которые природно - 
обусловлены и не зависят от жизни человека в обществе. Кроме того, к числу личностных не относятся психологические качества человека, которые характеризуют его познавательные процессы, его индивидуальный стиль деятельности. Исключение составляют только те качества психологии человека, проявление которых возможно в отношении к людям в обществе.

Наряду с понятием «личность» применимы  термины «человек», «индивид», «индивидуальность». По смыслу и содержанию эти понятия  переплетены и в некоторых  случаях взаимозаменяемы.

Индивидуальность определяется как  единство неповторимых личностных свойств  конкретного человека. Заключается  она в своеобразии психофизиологической структуры человека, учитывая при  этом тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт и  пр. Не может пройти мимо внимания воспитателя  изменение главных личностных качеств  воспитанника, формирование и становление  его как индивидуальной личности современного общества. Воспитатель  должен умело и своевременно корректировать процесс воспитания, при этом, уделяя особое внимание индивидуальным особенностям личности воспитанника.

Понятия индивидуальности и личности - это два различных определения  человека, два способа его бытия. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления  личности и индивидуальности.

Процесс становления личности называют ещё процессом социализации. Он происходит путем освоения человеком общественной сущности. Он, как правило, происходит в исторически важные моменты  жизни человека. Становление личности всегда сопровождается преломлением характера, адаптацией человеком к общественным социальным составляющим. Происходит принятие их социальных норм и правил поведения. Такие перемены связаны с формированием умений и навыков строить отношения с другими людьми. 

Становление индивидуальности происходит в процессе индивидуализации объекта. Индивидуализация представляет собой процесс самоопределения личности. При индивидуализации происходит обособленность личности, формируется её неповторимость. Только самобытного человека, который занимает активную жизненную позицию и творчески, всесторонне проявляет себя в жизни, возможно, назвать личностью индивидуальной или просто индивидуальностью.

Понятия «личность» и «индивидуальность» различны по духовной сущности человека. Суть, понимание этого различия хорошо определяется при помощи эпитетов и  прилагательных. Языковое усиление понятий  просматривается при сравнении  этих двух сущностей. Слово «личность», обычно усиливают эпитетами, такими как «независимая», «эксцентричная», «сильная». Таким образом, подчеркивается уникальности и деятельную представленность человека в глазах окружающих. Если же употребляют понятие «индивидуальность», то о ней говорят «яркая», «эпатажная», «творческая», тем самым подчеркивая качества самостоятельной сущности человека.

Структура личности может быть:

    • статистической;
    • динамической.

Статистическая структура - это  отвлеченная от реальности абстрактная  модель, она характеризует основные психические компоненты индивидуума. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов  психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие:

  • Общие свойства психики для всех людей (эмоции, мышление, ощущения);
  • Особенности социально-специфические, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации);
  • Индивидуально-неповторимые свойства психики (название самоопределяющееся), т.е. свойства, которые характеризуют индивидуально-типологические особенности. Такие свойства, как темперамент, характер и способности, присущи только конкретно определенной личности.

Динамическая модель структуры  личности отображает в контексте  жизнедеятельности человека основные компоненты в психике человека.

Наиболее  распространенной в применении на практике является предложенная К.Платоновым концепция  динамической функциональной структуры  личности. В ней выделены детерминанты, которые определяют свойства, особенности  психики человека, обусловленные  социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом.

2.2 Индивидуально-типологические особенности  личности

 
Любой человек индивидуален по своей  сущности. Индивидуальные особенности  проявляются не только в физическом плане, высокий или низкий рост, маленькие  или большие уши, светлый или  темный волос. Все мы разные по природе  характера, поведению, восприятию информации, по способностям и возможностям. Для  четкой градации индивидуально-типологических особенностей личности обратимся к  психологам. Информация о способах влияния на то или иное личное качество человека, о коррекции природных  задатков способна помочь воспитателю  правильно спроектировать систему воспитательных мероприятий, направленных на становление личности, без ущерба её индивидуальных особенностей.

К индивидуально-типологическим особенностям принято относить следующие характеристики личности:

-характер;

-темперамент;

-способности, возможности, задатки;

-чувства, эмоции

-волю.

Детальное представление об особенностях воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей личности можно сформулировать только при  знакомстве с индивидуально-типологическими  особенностями индивидуума. Остановимся  на каждой их них подробнее.

Характер представляет собой своеобразие склада психической деятельности. Оно проявляется под влиянием социального поведения личности, в первую очередь по отношению к людям, делу, к самому себе. Формирование характера процесс длительный, практически он происходит на протяжении всей сознательной жизни человека по мере познания и сложности практической деятельности. В ходе проведенных психолого-педагогических исследований было выделено две составляющие характера: содержание и форма. Они органичны и едины. Материальные и духовные потребности, интересы и социальные установки человека определяют содержание его характера. Формы характера отвечают за проявление отношений, за эмоциональное поведение, проявление темперамента и воли.  
Современные ученые, в структуре характера кроме формы и содержания выделяют волевые, интеллектуальные и эмоциональные особенности личности. Они индивидуальны для каждого человека. И для того, чтобы понять принципы воспитания с учетом индивидуальных особенностей личности, необходимо изучить их особенности. Исследователи в области педагогики и психологии в структуре характера выделяют темперамент, волю, убеждения, потребности, интересы, чувства и интеллект.

Информация о работе Проблема индивидуального подхода к личности ребенка в истории педагогики