Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 11:44, курсовая работа
Цель исследования: теоретически обосновать влияние индивидуального воздействия на воспитание и развитие ребенка в истории педагогики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ 5
1.1 Взгляды отечественных мыслителей на проблему индивидуального подхода к личности ребенка 5
1.2 Взгляды зарубежных ученых на проблему индивидуального подхода к личности ребенка. 13
2. СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА К ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА 15
2.1 Понятие и структура личности 15
2.2 Индивидуально-типологические особенности личности 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Темперамент - это совокупность динамических проявлений психики. Он индивидуален у каждого человека и зависит исключительно от ритма и интенсивности психических процессов личности. Темперамент отвечает за впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность человека. Много в жизни человека зависит от его темперамента. Некоторые, благодаря настойчивости и энергичности достигают намеченных высот, другие своей усидчивостью и терпением покоряют не покоримое, но без сложного, правильно намеченного процесса воспитания, взращивания положительных черт и характеристик различных темпераментов невозможно было бы достичь значительных результатов. При планировании воспитательных мероприятий, необходимо учитывать тип темперамента воспитанника и его особенности восприятия материала.
И.П.Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов:
1. Силу возбуждения и неуравновешенность;
2. Уравновешенность и неуравновешенность этих процессов;
3. Их подвижность.
На основе изучения протекания этих процессов он определил 4 типа
высшей нервной деятельности:
1. Сильный, неуравновешенный, характеризующийся сильным возбуждением и менее сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Это может привести к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого ребенка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную и посильную деятельность.
Нужно контролировать выполнение заданий, требовать доводить начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные задания, умело опираться на их интересы.
2. Сильный уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому темпераменту. Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий. Особенности детей этого типа высшей нервной деятельности отчетливо проявляются при поступлении в детский сад: они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни группы, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх.
3. Сильный, уравновешенный, инертный, (соответствует флегматическому темпераменту). Дети – флегматики спокойны , терпеливы, прочное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот.
Конечно, такие черты как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать эти особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами семьи ребенка.
4. Слабый, характеризующийся слабостью, как возбуждения, так и торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности, (соответствует меланхолическому темпераменту). Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении в детский сад, школу долго не могут привыкнуть к новой обстановки, коллективу детей тоскуют, грустят. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка : он теряет вес, у него нарушается аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций.
Свойство нервной системы
Способности человека определены его возможностями, в различных сферах деятельности. И, чаще всего, говоря о способностях, мы подразумеваем возможности человека интеллектуальные или физические, волевые или эмоциональные или пр. В научных кругах разделяют понятия «задатки» и «способности». Задатки даются человеку природой, их определяют составляющие природную основу развития способностей личности14. На основе природных задатков происходит формирование тех или иных способностей. Если человек не развивает своевременно свои задатки, то со временем они притупляются и исчезают.
Способности определены как индивидуально-
Общие способности проявляются одинаковым образом во всех видах деятельности человека. Это и внимательность, и обучаемость, и память, и даже уровень интеллектуального развития человека.
Специальные способности проявляются только при деятельности человека в специфических областях. К примеру, музыка, математика, химия и пр. Таким образом, если у воспитанника замечен интерес к музыке – это говорит о том, что надо развивать его специальные музыкальные способности.
В воспитании, применяя индивидуальный подход к личности воспитанника, обязательно необходимо учитывать его природные задатки и выработанные возможности.
Воля потенциально заложена еще до рождения человека. И наряду с этим данное качество можно развивать на протяжении жизни. Диапазон воли огромен. Воспитанник может характеризоваться от слабовольной личности до человека большой силы воли.
Чувства и эмоции – так называется душевное переживание человека по отношению к людям или к тому делу, которым он занимается или к сложившейся вокруг него обстановке.
Чувства и эмоции взаимосвязаны. Они
проявляются в различных
Чувства имеют более сложную природу. Чувства не могут проявляться моментально. Они формируются на базе устоявшихся отношений или сложившегося мнения. Для чувств характерны устойчивость, постоянство и длительность. Они сложно переживаемы человеком, независимо от природы своего происхождения.
В свою очередь чувства имеют классификацию. Они различны по содержанию. Различают следующие виды чувств:
В проявлении моральных чувств отражается отношение человека к поведению окружающих и, к собственному поведению в том числе. Такие чувства присущи человеку, когда он внутренне оценивает свое отношение к выполнению или нарушению общественных принципов морали как окружающими, так и самим собой.
Интеллектуальные чувства
Эстетические чувства отражают
восприятие человеком окружающего
мира, отношений между людьми. Когда
человек переживает свое отношение
к гармонии в природе, красоте
или серости будней или близкому
человеку он переживает эстетические
чувства. Только самобытного человека,
который занимает активную жизненную
позицию и творчески, всесторонне
проявляет себя в жизни, возможно,
назвать личностью
В воспитании, применяя индивидуальный подход к личности воспитанника, необходимо обратить внимание на степень эмоциональности воспитанника, насколько он черств или чувствителен. Для того, чтобы понять состояние личности, следует сделать так, чтобы воспитанник сам помог вам в этом разобраться. Необходимо сделать его своим другом и соратником, как бы это громко не звучало, разговор с ребенком «на равных» принесет больше продуктивных плодов, нежели назойливые поучения.
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Каждый из них отдавал предпочтение определенному аспекту индивидуального подхода в воспитании: К.Д. Ушинский подчеркивал творческий характер решения проблемы, Н.К. Крупская в своих работах раскрывает значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка в условиях воспитания в коллективе, развитие с самого раннего возраста нравственных качеств, способностей, интересов в соответствии с задачами подготовки детей к жизни, к труду. А.С.Макаренко развитие индивидуальности связывал не только с особенностями человека, но и с темпераментом, с чертами характера.
Существование индивидуальных
различий между людьми – факт очевидный.
Необходимость индивидуального
подхода вызвана тем
Индивидуальный подход должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей. Пренебрежение каким-либо показателем может повлечь за собой плачевные последствия, которые скажутся на развитии и дальнейшей судьбе ребенка.
Индивидуальный подход требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных проявлениях. Во всех случаях необходимо учитывать особенности отношений в семье, в коллективе, находить другие причины формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребенка и исходя из этого осуществлять процесс обучения и воспитания.
Проблема индивидуального подхода к личности ребенка и на сегодняшний день остается актуальной, ведь от того как будет проходить процесс обучения и воспитания зависит не только судьба человека, но и судьба человечества.
Информация о работе Проблема индивидуального подхода к личности ребенка в истории педагогики