Идеи трудовой школы в истории педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни. Как известно, формирование личности происходит на основе всех аспектов воспитания: физического, нравственного, умственного, аскетического воспитания, а так же трудового. Таким образом, актуальность проблемы заключается в решении многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения, и в том, что оно существенно зависит от правильного понимания целей, задач и содержания труда.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1 ПРОБЛЕМА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………..4
2 ТРУДОВАЯ ШКОЛА КАК СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН: ТЕОРИЯ И ПРОБЛЕМА……………………………………..……..10
2.1 Теоретическое обоснование (Д.Беллерс, Д.Локк, Ж-Ж.Руссо) идеи соединения обучения с производительным трудом в XVII-XVIII вв. как условия общего развития ребёнка…………………………………………………………..12
2.2 Вопросы вовлечения детей в производительный труд в западноевропейских социальных учениях и педагогической практике первой половины XIX в. (К.А.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн, И.Г.Песталоцци)………16
2.3 Идеи трудовой школы в западноевропейской реформаторской (Г.Кершенштейнер, Д.Дьюи, А.Лай) и русской либерально-демократической (П.Ф.Каптерев, В.П.Вахтеров) педагогике…………………………………….…22
2.4 Трудовое воспитание и политехническое образование в истории советской школы и педагогики (Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский)……………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….33

Файлы: 1 файл

Трудовая школа.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

Учреждение  образования 
“Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина”

 

 

 

                                                                                                                       Кафедра педагогики 
                                                                                                                       начального обучения 

КУРСОВАЯ РАБОТА 
по педагогике

ИДЕИ  ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ В ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ

 

 

 

 

 

                                                                                                 Выполнил  
                                                                                                 Щербина Александр Анатольевич 
                                                                                                студент 32 группы психолого- 
                                                                                                 педагогического факультета

 

                                                                                                 Научный руководитель 
                                                                                                 Сегенюк Г.В., доцент

 

 

 

 

 

 

Брест 2010


 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1 ПРОБЛЕМА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ  ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………..4

2 ТРУДОВАЯ ШКОЛА КАК СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ  ФЕНОМЕН: ТЕОРИЯ И ПРОБЛЕМА……………………………………..……..10

2.1 Теоретическое обоснование (Д.Беллерс,  Д.Локк, Ж-Ж.Руссо) идеи соединения  обучения с производительным  трудом в XVII-XVIII вв. как условия общего развития ребёнка…………………………………………………………..12

2.2 Вопросы вовлечения детей в производительный труд в западноевропейских социальных учениях и педагогической практике первой половины XIX в. (К.А.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн, И.Г.Песталоцци)………16

2.3 Идеи трудовой школы в западноевропейской  реформаторской (Г.Кершенштейнер, Д.Дьюи, А.Лай) и русской либерально-демократической  (П.Ф.Каптерев, В.П.Вахтеров) педагогике…………………………………….…22

2.4 Трудовое воспитание и политехническое  образование в истории советской школы и педагогики (Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский)……………………………………………..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель  воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности  во всех сферах жизни. Как известно, формирование личности происходит на основе всех аспектов воспитания: физического, нравственного, умственного, аскетического воспитания, а так же трудового. Таким образом, актуальность проблемы заключается в решении многих вопросов трудового воспитания  подрастающего поколения, и в том, что оно существенно   зависит   от  правильного  понимания  целей, задач и содержания труда. Предметом моего исследования является трудовая школа как историческая категория. Отсюда целью моей курсовой работы является отражение динамики становления и развития в теории и практике принципа политехнизма как условия всестороннего развития личности.

В рамках моей темы из этой цели возникают следующие задачи:

- выявить социально-исторические  предпосылки возникновения идеи  трудовой школы и политехнического  образования;

- раскрыть вклад представителей разных исторических эпох в теоретическое обоснование и практическую реализацию трудовой школы;

- определить современные проблемы  и задачи трудового воспитания  подрастающего поколения и показать  возможности использования исторического  наследия в их решении.

Общепризнанно, что труд имеет огромное значение в развитии личности. В труде формируется такое важное качество как практичность. Велика роль труда в развитии мышления. По мере овладевания трудовыми навыками развиваются его новые формы: техническое, практическое, логические. Если говорить о коллективном труде, то в процессе труда и общения с другими членами трудового коллектива происходит развитие чувств ответственности и долга. Наконец, включаясь в трудовой процесс  ребенок  коренным  образом  меняет  свое представление о себе и о окружающем  мире. А следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка.

Тогда цель трудового воспитания в ее широком понимании будет ориентироваться на формирование у личности творческого и нравственного отношения к труду, к собственной жизни в соответствии с жизнью других людей.

 

 

 

 

1 ПРОБЛЕМА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ  ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ  ЭТАПЕ

Профессиональное  самоопределение молодежи — извечная социальная проблема. На различных  ступенях развития общества она решалась по-разному. В социалистическом государстве проблема выбора профессии решалась в плане марксистско-ленинского учения о гармоническом развитии личности. В период развернутого строительства коммунизма в нашей стране проблема подготовки, молодежи к сознательному и своевременному выбору трудовой деятельности приобретала особое значение. Свободный и сознательный труд на благо общества является одним из важнейших условий формирования человека. Но правильный выбор профессии определяет не только жизненный путь человека. Работа по душе способствует его психофизиологическому совершенствованию. На современном этапе развития общества в РБ, как и на ранних этапах, разрабатываются и совершенствуются важные задачи образовательно-воспитательных систем. Трудовое воспитание подрастающего поколения, подготовка его к труду закреплены множеством нормативных документов: законы, образовательные стандарты, концепции, и т.д.

Один  из самых важных документов, в котором  поднята проблема воспитания культуры трудовой и профессиональной деятельности, это «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» [утверждено: Постановление Министерства образования Республики Беларусь 14.12. 2006 № 125]. В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь определены подходы к процессу воспитания, представлены основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, составляющие систему воспитания в нашей стране и базирующиеся на принципах непрерывности и преемственности учебно-воспитательной деятельности.

Труд  – целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование действительности, овладение природными и социальными  явлениями, производство материальных ценностей в условиях удовлетворения потребностей людей. Посредством трудовой деятельности человек выражает свое отношение к миру, познает действительность, себя, других людей. В основе трудового процесса лежит умственная и физическая активность человека, которая определяется целью, предметом, средствами и результатами деятельности [7. Глава V, пункте 13]. Трудовое воспитание в современных условиях направлено на поэтапное развитие у обучающихся трудовых умений и навыков, на осознание ими трудовой активности как условия социальной и личностной успешности. Трудовое воспитание предусматривает личностное развитие, становление качеств трудолюбия, конкурентоспособности, бережливости, готовности к длительному напряженному труду и разумному сочетанию труда и отдыха; формирование трудовых умений и навыков, готовности к целенаправленной деятельности по созданию общественно полезного продукта; эстетизацию труда, воспроизводство природных ресурсов и охрану окружающей среды. Ко всему этому выдвигаются определённые условия и возрастные особенности.

Культура  умственного труда – духовная культура человечества, включающая в себя процесс и результаты познания, осмысления и преобразование мира и себя. Выступая как общественное явление, культура умственного труда воспринимается, осваивается и воспроизводится каждой личностью индивидуально. Базовыми компонентами культуры умственного труда являются потребность и способность человека к непрерывному самовоспитанию и самообразованию, развитию речи, памяти, воображения, интуиции и других качеств мышления как деятельности [7. Глава V, пункт 14]. Другими словами содержание воспитательной работы направлено на реализацию познавательных потребностей и интересов личности обучающегося с учетом способностей и ведущих видов деятельности; самосовершенствования; самоорганизацию и саморегуляцию учебной деятельности; развитие продуктивных (креативных) способностей мышления. Здесь также имеют особое значение соблюдение условий и возрастных особенностей.

Профессиональное  становление личности представляет собой поэтапное углубление профессиональных компетентностей обучающихся в процессе учебно-профессиональной деятельности [7. Глава V, пункт 15]. То есть содержание воспитательной работы направлено на самореализацию личности в учебно-профессиональной деятельности, развитие стремления к осознанному выбору профессии, отвечающей способностям, интересам обучающихся и  включает формирование у них представлений о рынке труда, востребованности и перспективах профессии, качествах современного профессионала и его ключевых квалификациях; профессиональную компетентность и разностороннее развитие (значение иностранного языка, современных информационных технологий, основ экономики и менеджмента, ориентация на здоровый образ жизни и физическое развитие). А также формирование лидерских качеств, развитие организаторских способностей.

В Концепции учебного предмета «Трудовое обучение» [утверждено: Приказ Министерства образования Республики Беларусь 29.05.2009 № 675] для реализации цели и задач воспитания предусмотрено усиление идеологического, идейно-нравственного и патриотического направлений воспитания. Концепция закрепляет приоритеты воспитания в учреждениях образования: целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, настоящего гражданина и патриота своей страны. Для достижения цели воспитания учреждение образования решает следующие основные задачи (в нашем случае то, что касается трудового воспитания): подготовка к самостоятельной жизни и труду; трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности и т.д. Главное значение в решении этих задач отводится школьному предмету «Трудовое обучение». Общая цель и задачи этого предмета заключается  в формировании общетрудовых и технико-технологических знаний, умений, навыков учащихся в современных условиях, готовности к профессиональному самоопределению; освоение опыта общетрудовой, хозяйственно-бытовой деятельности, способствующего социализации личности учащихся. 
Реализация этой цели предполагает решение следующих задач: 
— формирование: теоретических знаний, практических умений и навыков работы в различных сферах трудовой деятельности; основ графической и технологической грамотности; практических умений ведения домашнего хозяйства; навыков безопасных приёмов труда; 
— развитие творческих, конструкторских способностей и познава-тельных интересов, технического и художественного мышления, коммуникативных умений, эстетического вкуса в процессе выполнения различных видов деятельности; 
— воспитание трудолюбия, культуры труда, коллективизма, инициативности и самостоятельности, культуры поведения и общения, уважения к мастерству; формирование ценностного отношения к народному творчеству [8. Пункт 3].

Новые социокультурные условия, цель и задачи технологического образования  учащихся школ ориентируют на изменение  подходов к преподаванию учебного предмета «Трудовое обучение». Одним из них  является культурологический подход [8. Пункт 1]. Культурологический подход предусматривает объединение разных подходов и методов при решении конкретных задач и технологического образования учащихся. 
При культурологическом подходе к процессу меняются представления об основополагающих ценностях технологического образования, расширяются культурные основы и содержание трудового обучения учащихся и процесса образования личности. Педагог при этом как участник процесса обучения использует гуманистическую диалоговую технологию, которая позволяет глубоко личностно актуализировать любую проблему, осознать её личностно-смысловое содержание. Всё это создаёт благоприятный эмоциональный климат на всех этапах трудового обучения учащихся, способствует повышению мотивации к процессу получения знаний о технологической культуре. 
С применением культурологического подхода к процессу трудового обучения учащихся создаются условия поиска культурных смыслов, вариантов собственной деятельности, свободного выбора образовательного направления учащихся.

Культурологический подход к организации  трудового обучения предполагает, что деятельность распадается на множество неповторимых и взаимодействующих ситуаций, требующих от учащихся не каких-то устойчивых знаний, умений и навыков, а способности к самостоятельному поиску и получению необходимой информации, развитию и адаптации в быстро изменяющемся мире новых технологий. Более того личность должна осознавать: зачем я учусь? В чём смысл того, что я делаю? Какова цель моей деятельности? Педагог занимается образованием не человека вообще, а определённого учащегося в конкретной ситуации.

Под трудовым обучением учащихся, согласно культурологическому подходу, понимают создание определённой образовательной  среды, в которой личность будет  поставлена в условия необходимости  саморазвития. Основными факторами  процесса обучения являются самообразование и самообучение. Создание условий для этих процессов есть основная задача учителя трудового обучения.

Личностно ориентированный характер трудового обучения открывает новые  резервы для развития творческой личности. Культурологическая концепция технологического образования должна быть основой для новой образовательной парадигмы, которая направлена на процесс обогащения рационально-логической и эмоционально-психической сфер духовного мира обучающегося и предполагает достижение единонаправленности его разума, воли и чувств.

Информация о работе Идеи трудовой школы в истории педагогики