Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:32, доклад
Краткая история школы номер 30 города Оренбурга.
По мнению многих исследователей, при губернаторе Перовском были построены самые красивые городские здания. Кроме Караван – Сарая, это и Дом Учителя, бывшее Благородное дворянское собрание, и нынешний областной краеведческий музей на Советской, городской музей на набережной, и дворец губернатора на Советской, 2 , и нынешняя белоколонная 30 школа …
Здание, в котором располагается школа № 30, имеет очень интересную историю, уходящую вглубь веков.
…В ХIХ веке в Оренбурге самым крупным учебным заведением было Неплюевское военное училище. Впервые разговор о нем начался в 1801 году, и начал его сам царь, приславший рескрипт, в котором выразил желание иметь в Оренбурге училище для детей местного дворянства. Второго января 1825 года в Оренбурге после большой подготовительной работы было открыто Неплюевское военное училище. Училище оформилось как учебное заведение для русских и «азиатцев». Готовило оно офицеров и переводчиков, играя определенную роль в сближении народов Азии и укреплении влияния России в Средней Азии.
Училище занимало здание на Николаевской (ныне Советской) улице, на Плацпарадной площади. Первоначально на месте здания в 1745 году была построена каменная гауптвахта. Сравнение планов города показывает, что она перестраивалась и меняла место в пределах небольшого квартала, занимаемого сейчас школой №30. Здание предполагалось для Инженерного и Генерального штабов управления, и при нем были помещения для соответствующих служб. Первым директором Неплюевского военного училища был назначен полковник Г. Ф. Генс, который в то же время был председателем пограничной комиссии и начальником инженеров обширного Оренбургского Инженерного округа.
Первый набор училища составлял 80 воспитанников, обучение было платным: от 150 до 300 рублей. Вторичное поступление не допускалось. Успехи учеников оценивались в баллах. Изучались такие предметы, как русский язык, всеобщая история, география, арифметика, гимнастические упражнения, математика, артиллерия, фортификация, черчение планов, основные понятия натуральной истории и иностранные языки. В 1831 году при Неплюеве в военном училище открылся «музеум». Ко времени приезда Пушкина в нем уже насчитывалось около 400 экспонатов. В 1843 году училище было преобразовано в кадетский корпус. Главной задачей корпуса была подготовка офицерских и административных кадров для нужд Оренбургского края и прилегающих приграничных территорий.
Неплюевский кадетский корпус плодотворно работал до 1918 года. Многие его руководители, преподаватели, выпускники оставили заметный след в истории России и Оренбургского края. Свидетельством плодотворности замысла организации системы обучения и воспитания в корпусе и практического воплощения этого замысла в жизнь является тот факт, что 29 мая 1887 года в Оренбурге на базе школы военных кантонистов был открыт второй кадетский корпус для обучения детей офицеров и чиновников, служащих в Туркестанском военном округе и Закаспийской области.
Шестого декабря 1832 года в Оренбурге было учреждено «Отделение Неплюевского военного училища для воспитания девиц» - специальный девичий институт, преобразованный в 1848 году в Оренбургский женский институт имени императора Николая I. В течение всего ХIХ века учебные планы, программы обучения в институте неоднократно менялись, укреплялась материальная база, постоянно росло число воспитанниц. В 1913 году в институте обучалось 202 воспитанницы.
В связи с развитием школьной сети в Оренбургской губернии встал вопрос о подготовке учителей, так как во многих начальных училищах преподавание вели люди, не имеющие специального учительского образования. После больших хлопот 30 августа 1878г. в Оренбурге был открыт учительский институт в здании, где сейчас располагается 30 школа. Он готовил преподавателей для городских училищ. При институте имелись 2-х классное городское училище и воскресная школа. Но не прошло и 16 лет, как институт закрыли, т. к. у властей не нашлось дополнительных средств на народное образование.
Сразу же после закрытия учительского института, в 1894 г., открылись подготовительный и первый классы реального училища в этом же здании. Училище представляло собой общеобразовательное среднее учебное заведение. В отличие от гимназии здесь не преподавались древние языки; основное внимание уделялось изучению математики, физики, естествознания, иностранных языков. Училище давало возможность подготовки для поступления в высшие технические, промышленные и торговые заведения, но не давало права для поступления в университет. Реальное училище просуществовало до 1919 г., в этом же году оно было преобразовано трудовую школу.
В 1935 году была открыта средняя школа № 30. Приказом Дзержинского РОНО от 16 августа 1941 года № 66 неполные средние школы № 30 и № 9 слились в одну среднюю школу, которая стала называться Оренбургской средней школой № 30. Школа стала смешанной, т. е. в ней осуществлялось совместное обучение мальчиков и девочек.
В период Великой Отечественной войны много выпускников школы и преподавателей ушли на фронт. Преподаватель физики Федор Михайлович Яковлев – лейтенантом. Он мог остаться учить ребят, но с первого дня войны ушел воевать добровольцем, а следом за ним - и его бывшие ученики. Брал Берлин выпускник школы летчик Ефим Попов. Не все вышли живыми из сражений и битв Великой Отечественной войны.
Оренбург, как и другие города Урала, был глубоким тылом, и сюда с первых дней войны шли эшелоны с ранеными, которых надо было выхаживать, спасать от смерти, возвращать в строй. Раненые стали прибывать в июле 1941 г. В тыл отправлялись больные с наиболее тяжелыми ранениями и заболеваниями, требующие длительного лечения. Оренбуржцы передали под госпитали 167 лучших зданий, в том числе 69 школ и 24 больницы. Одним из крупнейших госпиталей был госпиталь № 16-58, находившийся на базе нашей 30 школы. Вспоминая о его работе, бывший заместитель начальника военного госпиталя Т. Сабитов, писал: «В период 1941-1946 гг. я работал в госпитале № 16-58, который размещался по улице Советской (ныне школа № 30) с филиалом на ул. Пушкинской (ныне 4-ый корпус ОГПУ). Срочно оборудовались корпуса для приема раненых. А время не ждало. Шли вагоны с ранеными бойцами и командирами, которым нужна была срочная квалифицированная помощь врачей. Обслуживающий персонал состоял в основном из женщин, у многих из которых мужья, дочери и сыновья были на фронте. И надо было видеть, как самоотверженно трудились эти стойкие женщины. Врачам и медсестрам приходилось работать в 2 смены, а когда приходили эшелоны с ранеными, работники госпиталя не покидали своих мест сутками. И ни упрека, ни жалоб на трудные условия работы».
Во время войны, в связи с размещением госпиталя, школа была переведена в здание по ул. Советской, где ныне школа № 3. Обучение стало раздельным и школа называлась мужской школой № 30. С 11 января 1946 г. школа была переведена на прежнее место по ул. Советской 24, где существует до сих пор.
В 2005 году, 6 октября, школа № 30 праздновала своё 70-летие. В тот день в одном зале собрались и бывшие учителя, и бывшие ученики, те, кто до сих пор работает в нашей школе.
70 лет - значительный отрезок судьбы почти 4 тысяч человек - именно столько юношей и девушек вместе со свидетельством о завершении среднего образования получили здесь настоящую путевку в жизнь.
Директор школы Кандаурова Римма Ибрагимовна рассказывает: « В 9-ом классе на каждого ученика собирается портфолио, в котором концентрируется вся информация об уровне его знаний, увлечениях и склонностях.
В последнее время школа №30 дает образование по двум профилям: помимо математического – технологический, на котором углубленно изучается информатика. Ученики технологического класса в прошлом году создали сайт по теме «Восточная поездка А.С. Пушкина. История создания повести «Капитанская дочка».
Сегодня один из приоритетов качества школьного образования – результат сдачи ЕГЭ. Высшего показателя по ЕГЭ во всей России достигают единицы. А вот до 90 баллов набирает около 80% наших выпускников. Есть немало примеров, когда выпускники 30-ой школы без труда поступали в медицинскую академию, аграрный университет и даже на сугубо гуманитарные факультеты.
В этом году 63% из их числа поступило в институты, академии или университеты на бюджетной основе, ребята из последнего выпуска учатся в столице и других крупных городах, в таких престижных ВУЗах, как МГУ, Институт нефти и газа им. Губкина, Самарский авиационный институт.
Достижения детей – это прежде всего кропотливый, подчас неприметный труд учителей, их профессионализм. Из 46 педагогов 18 аттестованы на высшую категорию, 16 – на 1-ую категорию.
Словом, большой школьный коллектив, сплотивший детей и взрослых, живет единой, дружной семьей* ».
Хранителями традиций 30 школы можно с полным правом назвать Валентину Николаевну Лёвшину, Кузнецову Надежду Ивановну, Людмилу Ивановну Островерхову .
Валентина Николаевна Лёвшина- действующий завуч школы №30, родилась 10 июня 1940 года в Куйбышевской области в селе Домашка, в семье директора, учителя математики сельской школы Терещенкова Николая Ивановича. Пошла в школу с 6 лет. Окончила среднюю школу в Куйбышеве и поступила в Куйбышевский пединститут на физико-математический факультет. В 1960 году уехала на длительную педагогическую практику и начала педагогический стаж, как учитель. С января 1974 года стала завучем в 30 школе. В 1979 году ее фотография вывешена на доску Почёта. В 1994 году получила медаль - орден за заслуги перед отечеством второй степени. 22 ноября 1999 года получила звание Заслуженного учителя Российской Федерации. В 1985 году - звание “Отличник народного образования”.
Еще один, несомненно талантливый и очень сильный преподаватель математики Островерхова Людмила Ивановна родилась 29 октября 1934 года. Училась в школе №12 на ул. Советской. Закончила пединститут, факультет математики в 1957 году. С 1957 по 1960гг. работала в Адамовке. С 1960 по 1969 гг. – в школах №23 и №64, с 1969 по 1970гг. - в ОГПУ. С 1970года работала в школе № 30 учителем математики. Отличник народного просвещения. Имеет Медаль – Орден второй степени за заслуги перед Отечеством. В работе с детьми руководствуется такими принципами, как честность и доброжелательность
Школа может гордиться не только известными учителями, но и знаменитыми выпускниками. Это, к примеру, физик Борис Богачев, преподаватель ОГАУ академии Валентин Капралов, инженер гражданской авиации Ефим Попов, Леонид Иосифович Футорянский - профессор, доктор исторических наук, директор НИИ Южного Урала и казачества России; Сулейманов Рузалит Масгутович, артист Георгий Мартынюк, Снатенкова Валентина Валентиновна.
С некоторыми из них мне удалось встретиться. «…В город Оренбург я приехал из Одессы в январе 1942 года. – рассказывает Леонид Иосифович Футорянский, - Путь в Оренбург пролег через бомбежки фашистов, не щадивших ни женщин, ни детей, которые ехали в последних грузовиках из Одессы. В возрасте 13 – ти лет поступил учиться в школу № 30, которая располагалась в маленьком здании на углу Максима Горького и Советской. Сейчас это здание снесено…» В этой школе, вспоминает Леонид Иосифович, были печи, которые зимой топили сторожа. Питания в школе не было. А всем жителям выдавалось по 300 грамм хлеба на человека. Позже из этого здания школа была переведена в школу продленного дня № 3, находящуюся на улице Советской.
В то время тетрадей не было, писали на газетах. Учебников тоже не было. На столах стояли чернильницы – непроливайки, писали стальными перьями. Леонид Иосифович вспоминает, что их учитель литературы Илья Меркульев был любимым учителем большинства учеников, а так же он был блестящим специалистом. Жил он в маленькой каморке, в которой стояли только кровать и шкаф. Ученики, говорит Леонид Иосифович, часто приходили к нему в гости.
В те годы учащиеся трудились на р. Сакмара: из Башкирии по воде шли бревна, ученики вытаскивали их на берег; все лето они сохли, а зимой ими отапливали дома. Так же в летнее и осеннее время дети работали в Овощеводе, директором которого была О. П. Васильева.
В 1947 году Леонид Иосифович закончил школу всего лишь с двумя четверками, а по остальным предметам у него было «отлично».
Так же со мной поделился своими воспоминаниями Сулейманов Рузалит Масгутович, выпускник 30 школы. Учился в школе Рузалит Масгутович в период с 1943 – 1953 г.
В годы войны (1943 г.), рассказывает Рузалит Масгутович, бумага была нелинованная и сшивали ее нитками, делая тетрадки. А ученики вообще писали на газетах между строчек.
«…Вы спрашиваете, какие особенности были в школах во время войны? Я хорошо запомнил полы, которые были у нас в классе. Она были дощатые, фиолетового цвета, сильно пачкались. Формы не было, родители одевали детей как могли. Писали перьевыми ручками, перья снимались. В школе был такой предмет, как чистописание. Писать заставляли с нажимом, по – другому было нельзя. Сначала писали в самодельных тетрадях, потом у нас появились настоящие тетрадки с вкладышами – промокашками. Были перочистки – тряпочки, сшитые стопочкой. Чернила раньше наливали в чернильницу, а потом ставили в непроливайку. Непроливайки сначала заворачивали в пакеты, а потом клали в портфели. Чернила тогда можно было купить только разведенные, поэтому некоторые делали чернила сами. Плакатными перьями рисовали газеты. Оценки ставили словами: отлично, хорошо, посредственно, плохо, очень плохо. Потом стали ставить оценки цветами: красный, зеленый, голубой, черный. За хорошую успеваемость давали грамоты…»
Об одном из самых известном учителе нашей школы – Кузнецовой Надежде Ивановне, о своем классном руководителе, - рассказала Галина Борисовна Широнина. В 30 школе Галина Борисовна училась в период с 1973-1979 г. Она рассказала, что Надежда Ивановна была не только высококлассным педагогом, но и талантливой актрисой. Ее уроки всегда превращались в театральное представление, на котором юные «зрители» сидели с открытым ртом. Надежда Иванова давала очень высокие знания по русскому языку и литературе, была очень строгим и требовательным учителем. Ее ученики учили все от и до: к примеру, «Евгения Онегина» Пушкина они знали наизусть от начала до конца, не говоря уж о других, менее фундаментальных стихотворных произведениях. И именно Надежда Ивановна повлияла на выбор будущей профессии Галины Борисовны.
Помимо всего прочего, Надежда Ивановна была очень строгим классным руководителем, и следила не только за оформлением классного кабинета, но и за внешним видом учеников: смотрела, чтобы были чистые головы, отглаженная форма, аккуратно постриженные ногти. И именно она, по словам Галины Борисовны, привила умение всегда одеваться со вкусом.
В годы учебы Галины Борисовны школа начала приобретать статус «математической». В школе работали такие мастера своего дела, как Островерхова Людмила Ивановна, Тугай Владимир Иванович, преподававший физику, Валентина Николаевна Левшина. Эти имена знали практически во всех Московских ВУЗах, выпускники 30 школы гремели не только в Оренбургской области, но и по всей России.