Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:43, курсовая работа
В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни. Как известно, формирование личности происходит на основе всех аспектов воспитания: физического, нравственного, умственного, аскетического воспитания, а так же трудового. Таким образом, актуальность проблемы заключается в решении многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения, и в том, что оно существенно зависит от правильного понимания целей, задач и содержания труда.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1 ПРОБЛЕМА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………..4
2 ТРУДОВАЯ ШКОЛА КАК СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН: ТЕОРИЯ И ПРОБЛЕМА……………………………………..……..10
2.1 Теоретическое обоснование (Д.Беллерс, Д.Локк, Ж-Ж.Руссо) идеи соединения обучения с производительным трудом в XVII-XVIII вв. как условия общего развития ребёнка…………………………………………………………..12
2.2 Вопросы вовлечения детей в производительный труд в западноевропейских социальных учениях и педагогической практике первой половины XIX в. (К.А.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн, И.Г.Песталоцци)………16
2.3 Идеи трудовой школы в западноевропейской реформаторской (Г.Кершенштейнер, Д.Дьюи, А.Лай) и русской либерально-демократической (П.Ф.Каптерев, В.П.Вахтеров) педагогике…………………………………….…22
2.4 Трудовое воспитание и политехническое образование в истории советской школы и педагогики (Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский)……………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….33
Данные преобразования возможны только
в случае существенных изменений
в технологии педагогического взаимодействия
и качественного обновления всех
сторон учебно-воспитательного
Учитель трудового обучения должен перевести обучение учащихся с уровня информирования на уровень управления их учебной деятельностью. Ему необходимо расширить профессионально-педагогическую деятельность носителя и передатчика научно-технической информации функцией управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся и организации их самостоятельной работы. Это будет способствовать формированию личностно ориентированной самостоятельности учащихся в процессе их технологического образования.
В настоящее время происходят глобальные
системные изменения в
«Таким образом, культурологическая концепция технологического образования в процессе трудового обучения направлена на обогащение рационально-логической и эмоционально-психической сфер духовного и материального мира учащихся и предполагает достижение единства их разума, воли и чувств» [8. Пункт 1].
Для реализации социального заказа общества, удовлетворения индивидуальных запросов школьников, достижения требований, предъявляемых к современному технологическому образованию, и развития творческих способностей личности ученика определяются приоритеты при отборе теоретических положений и содержания учебного предмета.
В результате к исходным методологическим
посылкам построения содержания учебного
предмета «Трудовое обучение» можно
отнести:
— анализ социально-экономического и
научно-технического развития общества;
— изучение системности среды жизнедеятельности
человека и общества;
— формирование общей и технологической
культуры в плане преобразования техники,
технологий производства, а также жизнедеятельности
человека;
— развитие технологической культуры,
умственных, физических и творческих способностей
учащихся;
— рассмотрение трудового обучения как
интегрирующего элемента технологического
образования между различными областями
знаний;
— усвоение технологических процессов
по созданию предметов материальной среды,
направленных на преобразование информации
и материалов [8. Пункт 1].
Что касается конкретных целей и
задач по возрастным ступеням, то они
изложены в документе Образовательный стандарт учебного предмета
«Трудовое обучение» (1—9 классы), [утверждено:
Постановление Министерства образования
Республики Беларусь 29.05.2009 № 32] описаны
основные цели и задачи изучения предмета
по трудовому воспитанию на всех ступенях
трудового обучения. Так на I ступени общего
среднего образования цель сводится к
формированию технологической грамотности
младших школьников как основы технологической
культуры. Отсюда задачи:
– удовлетворение потребностей детей
в трудовой деятельности, в реализации
творческих замыслов в процессе учебно-трудовой,
преобразовательной и созидательной деятельности;
– формирование элементарных технико-технологических
знаний как компонента мировоззрения
– технической и технологической картины
мира;
– формирование опыта трудовой деятельности,
включающего овладение способами деятельности
по выполнению основных технологических
операций ручного труда как необходимым
условием успешной социализации;
– воспитание культуры труда и поведения
в процессе трудовой деятельности и общения,
развитие технических, интеллектуальных
способностей, сенсорных, двигательных
и манипуляционных навыков;
– формирование интереса к трудовой деятельности,
первоначальное знакомство с основными
сферами трудовой деятельности человека
[14. Пункт 1, 2].
На II ступени общего среднего образования
цель предполагает формирование общетрудовых
и технико-технологических знаний,
умений, навыков учащихся в современных
условиях, готовности к профессиональному
самоопределению; освоение опыта общетрудовой,
хозяйственно-бытовой деятельности, способствующего
социализации личности учащихся. Отсюда
задачи:
- формирование теоретических знаний,
практических умений и навыков работы
в различных сферах трудовой деятельности,
основ графической и технологической
грамотности, практических умений ведения
домашнего хозяйства, навыков безопасных
приёмов труда;
- развитие творческих, конструкторских
способностей и познавательных интересов,
технического и художественного мышления,
коммуникативных умений, эстетического
вкуса в процессе выполнения различных
видов деятельности;
- воспитание трудолюбия, культуры труда,
коллективизма, инициативности и самостоятельности,
культуры поведения и общения, уважения
к мастерству; формирование ценностного
отношения к народному творчеству [14. Пункт
1, 2].
Однако понятие трудовое воспитание
не сводится только к учебной деятельности,
а предполагает решение ряда
воспитательных задач. В методической
рекомендации «Актуальные аспекты организации воспитательного
процесса в общеобразовательных учреждениях
в 2009/2010 учебном году» в формировании
у учащихся экономного и бережного отношения
к использованию природных и производственных
ресурсов, написано следующее, что касается
трудовой деятельности: в общеобразовательных
учреждениях могут быть организованы
следующие виды деятельности учащихся:
- трудовая деятельность учащихся по ресурсо-энергосбережению
в общеобразовательном учреждении предполагает
экономное использование света, воды,
других ресурсов и материально-технической
базы в учебно-воспитательном процессе,
благоустройство территории, сбор вторичных
ресурсов (макулатуры, металлолома, стекла
и др.) [1. Пункт 4].
Ко всему выше сказанному следует добавить, что помимо различных образовательных концепций, стандартов и рекомендаций, следует также обращаться к «первоисточникам» - статьям и работам выдающихся педагогов, передовым журналам за решением трудностей и проблем в решении учебных задач по данному вопросу. Ведь это своеобразный «мостик» к тому, что можно и нужно использовать опыт прошлых поколений.
2 ТРУДОВАЯ ШКОЛА КАК СОЦИАЛЬНО-
Трудовая школа как социально-
В середине XIX в. развернулось движение за внедрение учебного труда в общеобразовательную школу - активизм. Сторонники мануализма (введения ручного труда) добились введения в народных школах ручного труда. Широкое распространение получили французская и шведская системы обучения ручному труду.
Другим заметным течением трудовой школы был профессионализм, который выступал за организацию практического труда и выработку у учащихся «целесообразно направленных» навыков. Однако идея профессионализма противоречила основным задачам общеобразовательной школы и не получила распространения.
На рубеже XIX - XX веков идеи активизма получили психолого-педагогическое обоснование в экспериментальной педагогике. Представители этого течения сформулировали принципы «школы действия» (педагогика действия). Европейские педагоги-эксперименталисты обосновали важнейшие идеи трудовой школы: о связи мысли ребенка с его двигательной активностью, о роли представлений и восприятия в процессе обучения, о соотношении практических работ с теоретическим обучением. Была разработана модель трудовой школы, представлявшую собой оригинальный вариант активизма и прагматистской педагогики. Практическую реализацию эти идеи получили в методе проектов, Дальтон-плане и других системах обучения [4. 319 c.].
К этому времени в России возникла проблема взаимосвязи труда и воспитания. Была закончена разработка «Проекта общего нормального плана промышленного образования в России». По инициативе одного из его авторов ручной труд стал учебным предметом в народных училищах. В дальнейшем на съездах по техническому и профессиональному образованию утверждалось, что основной задачей ручного труда является не обучение ремеслу, а достижение подлинно образовательных целей [6. 503 c.].
За основу системы обучения ручному труду был принят так называемый шведский «слойд», но отечественные педагоги-мануалисты разработали свою оригинальную систему обучения, основанную на изготовлении учащимися предметов не по готовым «моделям», а по самостоятельно выполненным эскизам и чертежам. В начале ХХ века ручной труд был введен в более чем 900 учебных заведениях России; к его преподаванию допускались лица со специальной и педагогической подготовкой [6. 510 c.]. Параллельно предпринимались попытки профессионализации народной школы, начатые еще в 60-е годы XIX века, однако организация базовой ремесленной подготовки в начальных училищах принципиально отличалась от идеи ручного труда. В начале ХХ века идеи трудовой школы пропагандировались сторонниками свободного воспитания. Эти идеи содержались в проекте реформы образования.
В советской педагогической теории трудовая школа рассматривалась как практическая реализация идеи о соединении обучения с производительным трудом в политехническом образовании, которое понималось как знакомство в теории и на практике с основными элементами различных отраслей производства. Однако теоретическое обоснование идеи соединения обучения с производительным трудом как условия общего развития ребёнка было разработано и представлено педагогами XVII – XVIII вв., поэтому начну своё исследование именно с этого периода.
2.1
Теоретическое обоснование (Д.
В XVII – XVIII вв. в западно-европейских странах шёл процесс становления национальных государств, утверждались рыночные отношения и новые способы ведения хозяйства. Получаемое людьми образование должно было обеспечить им овладение необходимыми для практической жизни реальными знаниями. В этих условиях вопросы народного образования стали занимать всё более заметное место в жизни общества и государства [22. 528 c]. В обстановке завершающейся эпохи первоначального накопления капитала сложившаяся к этому времени в Англии система школьного образования пришла в глубокое противоречие с новыми социокультурными условиями жизни: она тормозила дальнейшее развитие как науки, культуры, так и производства. В связи с этим многие общественные деятели настаивали на пересмотре содержания образования в школах и университетах на основе приоритетного изучения предметов.
Среди передовой английской общественности того времени обсуждался и вопрос о путях ограничения использования труда детей. С этим, в частности, был связан проект Джона Беллерса (1654-1725), английского экономиста, автора ряда социальных проектов, который в 1695 г. представил проект учреждения «трудового колледжа всех полезных ремёсел и сельского хозяйства» [4. 319 c.]. Проект предусматривал организацию воспитательно-образовательного учреждения, совмещающего промышленное предприятие и школу трудового воспитания. Труд и трудовая атмосфера предполагались в качестве главной воспитательной силы, воздействующей на чувства, разум и волю воспитанников. «Труд подливает масло в лампу жизни, а мысль - зажигает её» [4. 309 c]. Д. Беллерс рассматривал труд не только как средство подготовки к определённой профессии, помимо овладения мастерством он ценил его за общеобразовательные возможности и видел в нём мощный стимул общего развития личности. Сочетая общее образование и труд, воспитанники, по его мнению, смогут обучаться «всему полезному». Трудовой колледж рассматривался Д. Беллерсом как школа, предназначенная для бедных, но где смогут учиться и дети богатых. Проект Д. Беллерса оказался вскоре забытым и был вновь обнаружен лишь в 1817 г. и переиздан Р. Оуэном.
В общем, можно сказать, что в Англии к концу XVII в. потребность в коренном обновлении народного образования была уже осознана обществом. Тем не менее проект, обобщивший наиболее характерные требования общества к реформе школы – передачу народного образования в ведение государства, общедоступность начальной школы, её преемственную связь с профессиональными учебными заведениями, обновление всего содержания школьного образования и методов обучения, - в ходе общественных преобразований так и не был реализован. Интенсивное социально-экономическое развитие страны порождало всё более острую необходимость в хотя бы элементарно грамотной рабочей силе. Возникшие с конца XVII в. многочисленные общества по распространению христианских знаний открывали приходские начальные школы, где наряду с религиозным воспитанием, обучением грамоте и счёту детей знакомили и с некоторыми видами ремесла и сельского хозяйства [5. 218 c.]. Однако эти элементарные учебные заведения на протяжении всего XVIII в. сохраняли всё тот же статус «школ для бедных»: основная забота их учредителей сосредоточилась на дешевизне их содержания, но отнюдь не на уровне и качестве обучения.
Социокультурное развитие Англии рассматриваемой эпохи сопровождалось поисками адекватных ему изменений в деле обучения и воспитания. Одним из первых мыслителей, обобщивших эти поиски и разработавших новую педагогическую концепцию, стал Джон Локк (1632-1704) - английский философ, просветитель и государственный деятель, был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Его жизнь и деятельность совпали с эпохой английской революции XVII в. В своих философских и социально-педагогических сочинениях он попытался теоретически осмыслить происходившие в стране коренные изменения в общественной жизни. Концепция воспитания и образования изложена Д. Локком в его трактате «Мысли о воспитании» (1693), где содержится как бы программа воспитания джентльмена, делового человека нового общества. Отдавая некоторую дань традициям светского воспитания – обучение танцам, фехтованию, верховой езде и т.д., Д. Локк последовательно настаивал на практической направленности обучения, необходимого «для деловых занятий в реальном мире» [11. Т.1., 22 с.]. Можно утверждать, что в понимании задач образования Д. Локк далёк от узкого практицизма, утилитаризма. Его воспитанник должен был быть не только подготовлен к успешному ведению практических дел, но и осознавать свою гражданскую ответственность, быть приспособлен к «добродетельной жизни», проявлять интерес к изучению того, в чём он может быть полезен своей стране.
Д. Локк искал наиболее благоприятные условия и «самые лёгкие и краткие методы» [11. Т.2., 560 с.] реализации выдвинутых им целей и задач воспитания. Новизна его подходов заключалась в том, что процесс становления и воспитания человека рассматривался им как единство физического и умственного развития. Его трактат «Мысли о воспитании» открывается разделом о физическим развитии и воспитании ребёнка, и лишь после этого рассматриваются содержание и методы умственного и нравственного воспитания. В заключительном разделе этого труда автор вновь возвращается к положениям о единстве, целостности всех проявлений жизнедеятельности человека. Д. Локк полагал что, «физический труд – различные виды ремесленных и сельскохозяйственных работ – снимает усталость от учебных занятий, восстанавливает энергию, стимулирует познавательные силы, укрепляет здоровье, даёт жизненную закалку» [11. Т.3., 669 с.]. К вопросу о социальном значении детского труда Д. Локк обратился в составленной им записке к проекту закона о бедных «Рабочие школы» (1696). В этой записке он предлагал создавать в каждой общине воспитательные учреждения, предназначенные для детей бедноты от 3 до 14 лет, своего рода соединение дошкольных учреждений и элементарных школ. Обучаясь здесь началам ремёсел, распространённых в данной местности, дети должны были приучаться к трудолюбию и благонравному поведению и заодно возмещать издержки своего содержания. Этот составленный Д. Локком документ не был принят, предложение об учреждении в каждой общине школы для неимущих было по тому времени смелым: закон о начальном обучении всех детей появился в Англии лишь в последней трети XIX в. Философские, социально-политические и педагогические идеи Д. Локка составили целую эпоху в становлении педагогической науки. Его мысли были развиты и обогащены передовыми мыслителями Франции XVIII в.
Информация о работе Идеи трудовой школы в истории педагогики