История возникновения социальной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 22:36, реферат

Краткое описание

Социальная педагогика - относительно молодая наука, в апреле 1991 года решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам №92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен этой новой специальностью.

Оглавление

1. Определение науки
2. История формирования социальной педагогики
3. Основные категории и понятия социальной педагогики
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 52.50 Кб (Скачать)

Содержание

1. Определение  науки

2. История формирования  социальной педагогики

3. Основные категории  и понятия социальной педагогики

Список литературы

1. Определение науки

Социальная педагогика - относительно молодая наука, в апреле 1991 года решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам №92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен этой новой специальностью.

На протяжении всего времени существования  этих профессий ведутся споры  о том, нужно ли было выделять социальную педагогику в отдельную науку, отделяя этим ее от социальной работы. Если это действительно самостоятельная наука, то она дополняет или противоречит практике социальной работы.

Социальная педагогика - одно из направлений педагогики, предметом  изучения которой является пограничные социально-педагогические проблемы Горячев М.Д. Социальная педагогика. - М., 1999. - С. 8..

Почему же мы сегодня выделяем социальную педагогику и к ней обращаются самые разные категории общества? Ответ заключается  в том, что сейчас особенно обострилось противостояние  человека и среды, взаимодействие личности и среды, происходит активная социализация личности. Она включает в себя семейное, гражданское, религиозное и правовое воспитание Мудрик А.В. Социализация/Магистр. - 1993. - №3. - С. 19.. Это целенаправленное воздействие на человека. Это и есть социальное воспитание, многоуровневый процесс усвоения знаний, норм поведения, отношений в обществе, в результате которого личность становится полноправным членом общества. Следовательно, социальная педагогика рассматривает процесс воспитания, социологию личности в теоретическом и прикладном аспектах. Она рассматривает отклонения или соответствия поведения человека под влиянием среды, то, что принято обозначать социализацией личности Васильков Ю.В. Лекции по социальной педагогике. - М., 2004. - С. 12..

По утверждению  ученых, социальная педагогика - это  «отрасль педагогики, рассматривающая  социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий  людей, в организациях, специально для  этого созданных» (А.В. Мудрик). По мнению В.Д. Семенова, «социальная педагогика, или педагогикам среды, является научной дисциплиной, которая интегрирует научные достижения смежных наук и реализует их в практике общественного воспитания» Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М., 1986. - С. 16..

Социальная педагогика опирается на историю педагогики, на опыт обучения и воспитания в  прошлом, на практику воспитания и обучения в других странах. Социальная педагогика является основой для отраслей педагогики, которые представляют отрасли социальной педагогики: дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику профессионального образования, воспитания в закрытых учреждениях, детских и юношеских организациях, педагогику клубной работы, педагогику среды, военную педагогику, производственную педагогику, педагогику временных объединений, педагогику социальной работы Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997. - С. 16-17.. Каждое из этих направлений социальной педагогики имеют свои особенности, свои методы и может рассматриваться как самостоятельное направление.

Социальная педагогика вступает в междисциплинарные контакты с социологией образования, социологией  воспитания, педагогической социальной психологией, психологией управления. Она включает в себя изучение философии воспитания, особенностей воспитания в современном обществе. Поэтому в условиях кризисного состояния общества она выступает ведущей отраслью знаний. Особенностью современной социальной педагогики является ее гуманистическая направленность, т.е. сотрудничество, содружество, сотворчество воспитателя и ребенка.

В современных  условиях социальная педагогика - это  самостоятельный раздел педагогики, где сложилась особая методика социальной воспитательной и образовательной  деятельности. Методика социальной педагогики направлена на личность, на ее самосовершенствование, самовоспитание, самоорганизацию.

Общественный  смысл социальной педагогики состоит  в том, чтобы помочь человеку, попавшему  в беду: помочь семье, ребенку найти  свой путь социального жизненного самоопределения, развиваться в обществе на основании своих способностей и задатков. Помочь в стремлении человека выйти на путь нравственных человеческих отношений.

1.  
История формирования социальной педагогики

Время возникновения  социальной педагогики (рубеж ХIХ - ХХ вв.) в значительной степени условно. Обычно ее создание связывают с Паулем Наторпом, считавшим главными задачами педагогики выявление тех социальных условий, которые наиболее благоприятны для воспитания человека. Наторп понимает воспитание как преимущественно воспитание воли. Воля в ее общей форме - в форме активности или деятельного направления сознания, являющаяся как бы центром психической жизни Социальная работа в России: прошлое и настоящее/Под ред. Бадя. - М., 2006. - С. 6..

Однако еще  древнегреческие мыслители Демокрит; Протагор, Сократ, Платон, Аристотель отмечали тесную зависимость воспитания от политики государства. Французские материалисты 18 века подчеркивали значение воспитания для социальных преобразований, а  социалисты-утописты не только теоретически обосновали эту мысль, но и совершили первый в истории социально-педагогический эксперимент. На тесную зависимость воспитания от социальных интересов правящих классов указывали и русские революционные демократы.

Социальная педагогика возникла в противовес тем существовавшим в педагогике тенденциям, сторонники которых утверждали независимость воспитания от политики и жизни общества (Ж.Ж. Руссо, Г. Спенсер, С. Холл, Л. Толстой и др.). Несмотря на существование различия в их концепциях, общим для всех является утверждение о том, что воспитание определяется психологическими особенностями развивающегося ребенка и не должно зависеть от политики или идеологии каких либо классов. Наиболее четко эти идеи высказывались представителями экспериментальной педагогики (Мейман, В. Лай и А.П. Нечаев).

Научное представление  о социальной природе и социальной функции воспитания было дано К. Марксом  и Ф. Энгельсом. Классики марксизма  показали общественную детерминированость воспитания и отвергли утопические претензии на разрешение всех социальных противоречий с его помощью. В тоже время они подвергли глубокой критике представление о том, что духовный мир человека - пассивный обстоятельств жизни. Преобразуя своей деятельностью природу и общество, человек преобразует и свою психику. Воспитание становится великой силой, если оно направлено на решение задач, поставленных самой жизнью, ходом истории.

Советская педагогика в первые же послеоктябрьские годы разрабатывалась в тесной связей с марксистской социологией. Тем не менее, научное соотношение между педагогикой и социологией было найдено не сразу. В период становления советской педагогики боролись крайние точки зрения. В.Н. Шульгин и М.В. Крупенина пытались свести педагогику к социологии и политике, сторонники «свободного воспитания» совсем игнорировали их связь и выводили закономерности воспитания из психологии ребенка. И та и другая точка зрения были подвергнуты резкой критике Макаренко А.С. Соч. т. 5. М.,1958. - С. 103..

Советские педагоги четко различают воспитание как  специально организованную деятельность и социальной формирование личности, происходящее под воздействием всей жизни. Марксистская педагогика считает, что нет такой области образования  и воспитания, которая не была так или иначе связана с жизнью общества и что по этому вся педагогика социальна. Вот почему создание социальной педагогики как особой отрасли педагогической науки не правомерно  Гурова В.Г. Социальная педагогика/Педагогическая энциклопедия. Т. 4.- М., 1968. - С. 43.. В то же время имеются пограничные области знания между педагогикой и социологией, которые изучаются специальными отраслями педагогической науки - сравнительной педагогикой, социология и воспитание, педагогической социологии и экономико-народного образования.

2. Основные категории и понятия социальной педагогики

Рассмотрим более  основательно существо терминов и понятий  социальной педагогики. Прежде всего, надо определить, что такое социальная среда. Это, во-первых, широкая социальная действительность, общество, государство и, во-вторых, среда, которая непосредственно окружает личность, влияет на ее формирование Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. - М., 2004. - С. 14..

Социальное воспитание - понятие многомерное. Это забота общества о поколении будущего, это поддержка человека обществом, коллективом, другим человеком. Это помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятых правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений.

Понятие «социальное  воспитание» означает процесс помогающий человеку совершенствовать себя, достигнуть успеха в определенной жизненной  ситуации, ориентироваться в общественных отношениях Процесс социального  воспитания происходит в семье, в  школе, во всех звеньях образования, в труде. Основными очагами социального воспитания ребенка (подростка) являются семья, школа, среда «улица». Распространенной формой социального воспитания взрослых являются семейные клубы. Чаще их организовывают энтузиасты, увлеченные одним делом, спортом, искусством, идеей закаливания и т. д.

Термин «социальная  работа» означает профессиональную деятельность по оказанию помощи человеку, группе, с тем, чтобы улучшить их социальное положение.

«Социально-педагогическая деятельность» - это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленную на помощь ребенку (подростку) в организации себя, своего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе. Теорию этого процесса и представляет социальная педагогика - «наука о воспитательном влиянии социальной среды»  Семенов В.Д. О проблемах социальной педагогики /Магистр. - 1991. - № 11. - С. 6..

Социальная педагогика учитывает особенности семейного  воспитания, национальные особенности религиозного и общественного воспитания, поэтому социальному работнику надо основательно знать историю отечественного социального воспитания.

Так как в  основе социальной педагогики стоит  воспитание личности (в обществе и  для общества) следует помнить, что задача социального воспитания состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье, за свое время.

Социальная педагогика рассматривает воспитание и образование в государственных, муниципальных и частных учреждениях. Эта система социального воспитания, существующая в современных условиях, затрагивает вопросы теории и методики социальной защиты детей, вопросы теории и методики социальной деятельности различных учебных и воспитательных учреждений, педагогических коллективов с семьей и детьми.

Социальная педагогика - не новый раздел в педагогики, а  сложившаяся система семейного, сословного, народного и христианского  воспитания, поэтому прежде чем рассмотреть  практику современного социального воспитания, следует обратиться к истории семейного воспитания, к отечественным историческим и литературным памятникам воспитания в семье, заботы государства о детях-сиротах и вдовах, к памятникам народной педагогики, воспитании христианина, к истории общественного воспитания, благотворительности.

Какие процессы воспитания, организации ребенка (подростка) в обществе охватывает социальная педагогика? Каковы ее социальные функции и задачи?

1. Первостепенной  задачей является изучение ребенка (подростка), его состояние в стадии конфликта.

2. Оказание помощи  ребенку (подростку) попавшему  в беду. Важно найти пути, варианты  выхода из кризиса, поддержать  в трудное время.

3. Анализ состояния  социального воспитания в различных  социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.

4. Социальная  педагогика призвана анализировать,  изучать и распространять, пропагандировать  позитивный опыт.

5. Она должна  направлять деятельность ребенка  (подростка) на самовоспитание, самообучение  и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.

6. Социальный  педагог занимается координацией  и объединением различных специалистов, организаций, решающих проблемы  ребенка (подростка), имеющих отношение  к состоянию его кризиса, к  защите его прав.

7. Одна из  функций социальной педагогики  сводится к организации, исследований  различных проблем социального  воспитания, анализу работы социальных  педагогов, коллективов, различных  педагогических центров. Более  сжато функции социальной педагогики  можно сформулировать следующим образом, включив те, что перечислены выше. Это: воспитательная, социально-правовая и социально-реабилитационная Колобов О.А. Социальная работа как профессия. - Н. Новгород, 1996. - С. 45..

Информация о работе История возникновения социальной педагогики