Социальная педагогика

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 15:44, реферат

Краткое описание

Витя, воспитанник детского сада подготовительной к школе группы. Общее развитие ребенка – удовлетворительное, хорошо усваивает учебный материал, обладает хорошей памятью и вниманием. У ребенка на достаточном уровне сформированы навыки вежливого поведения, радуется похвале со стороны воспитателя. В детский сад приходит в меру опрятный, санитарно – гигиенические навыки сформированы в достаточной мере

Файлы: 1 файл

работа с ребенком девиантного поведения.docx

— 68.94 Кб (Скачать)

Работа с ребенком с  низкой самооценкой и ярко выраженным проявлением агрессивности 

Витя, воспитанник  детского сада подготовительной к школе  группы. Общее развитие ребенка –  удовлетворительное, хорошо усваивает  учебный материал, обладает хорошей  памятью и вниманием. У ребенка  на достаточном уровне сформированы навыки вежливого поведения, радуется похвале со стороны воспитателя. В детский сад приходит в меру опрятный, санитарно – гигиенические  навыки сформированы в достаточной  мере. Категорически отказывается посещать музыкальные и физкультурные занятия. Очень часто замечаются перепады в настроении, тогда поведение ребенка координально меняется. Он становится агрессивным, эмоционально- напряженным. Отказывается от занятий, ярко выражает свое упрямство, плачет, прячется, замыкается в себе.

По своему социальному статусу в коллективе, Витя считается « пренебрегаемым». Детский коллектив не принимает  Витю. У мальчика нет друзей, дети к нему относятся настороженно, пытаются избегать. Это они объясняют тем, что он не умеет с ними играть. В игре всегда хочет быть главным, стремиться привлечь к себе внимание, если же не получается, пускает в ход физическую силу, прослеживается желание унизить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Ребенок воспитывается в семье группы риска, где кроме него есть еще  двое детей. Отец погиб, когда ребенку было три года. Мать находится в отпуске по уходу за ребенком. Отчим - безработный, так же с ними проживает мать отчима - тоже безработная. Родители и бабушка злоупотребляют спиртным. Воспитанием детей занимаются мало. Часто ругают без причины и используют телесные наказания. Так же у ребенка есть проблемы со здоровьем - плохое зрение.

Таким образом, выявлены причины девиантного поведения.

Причины психологического свойства:

    • Пьянство родителей;
    • Жестокое обращение с детьми в семье;
    • Отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;
    • Не налажены коммуникативные каналы.

 Причины биологического характера:

В семье есть ребенок (сестра) – ЗПР, сам мальчик слабовидящий.

Причины социального свойства:

  • Малообеспеченность
  • плохие условия проживания.

Для устранения причин был разработан план работы.

Задача: научить  ребенка общаться со сверстниками, адекватно реагировать на происходящее.

Психологическая помощь.

Создание  благоприятного климата в группе, где ребенок будет ощущать  себя нужным, защищенным.

 Налаживание  отношений ребенка в детском  саду. Постараться изменить положение ребенка в группе. Вовлечение в совместную деятельность с другими детьми, контролируя и направляя его поведение, сопровождая похвалой. С целью наладить контакты со сверстниками, привлечь к труду, творчеству, отмечая положительной оценкой результаты.

Работа  с окружающими ребенка.

Посещение семьи. С целью помочь преодолеть сложности данной семьи.

(Связь с  семьей должна быть систематичной,  постоянной).

  • Дать ориентацию семье и помогать ей самоорганизовываться на решение собственной проблемы (благоустройство жилья, оздоровление микроклимата в семье, трудоустройство).
  • Беседы с родителями на собраниях о значимости периода дошкольного детства, ранимости детской психики, возможных последствий жестокого и грубого обращения с ребенком (родители группы риска не выделяются, приглашаются на общее мероприятие).Так же дискуссии по вопросам поощрения и наказания, консультирование о связи дисциплинарных воздействий и детского развития, обучение родителей индуктивным методам управления поведением ребенка.
  • Работа с мамой Вити. Предложить некоторые методы повышения самооценки ребенка.

К сожалению, проблемы с самооценкой  сегодня не редкость. А ведь давно  известно, что она формируется  в детстве и определяется стилем общения родителей со своими детьми. Так что то, какая самооценка будет у вашего ребенка – заниженная, завышенная или адекватная, всецело зависит от вас.

Самооценка  у ребенка развивается в процессе общения с окружающими людьми. С маленького возраста ребенок чутко  воспринимает то, как вы обращаетесь  к нему, как оцениваете его поведение, действия, каким образом выражаете  свое неудовольствие, ругаете или  поощряете его.

  • Формированию заниженной самооценки могут способствовать обычные, казалось бы, слова, которые мама без всякой задней мысли повторяет своему чаду каждый день: «Дай, я сама сделаю, а то у тебя опять не получается!», «Эх ты, глупыш (неумеха, растеряха и т.п.», когда родители, торопясь, не дают ребенку что-либо делать самому, не обращая внимание на просьбу: «Я сам!», или даже объясняя свою поспешность: «Ты копаешься, а надо быстрее, у меня быстрее получится!» (то есть лучше).
  • Если вы часто ругаете ребенка по пустякам, это также не будет способствовать формированию его правильной самооценки. Старайтесь чаще хвалить ребенка, а не ругать. Акцентируйте свое внимание на его хороших поступках, а не на том, что он опять что-то поломал, пролил, испачкал, испортил и т.п.
  • Впрочем, и частые похвалы могут сослужить медвежью услугу. Хвалить нужно за дело и адекватно его достижениям. Так, маленького ребенка можно попросить что-то сделать – убрать свои игрушки, сложить одежду, помочь маме накрыть на стол и т.п. И за выполнение вашей просьбы его нужно обязательно похвалить. Так ребенку будет понятно, за что конкретно его похвалили.
  • Чаще демонстрируйте детям свою любовь. Ребенок, чувствующий себя ненужным, нелюбимым, будет впоследствии страдать от различных комплексов и заниженной самооценки. Ребенку важно чувствовать, что он любим, нужен, что он кому-то нравится.
  • Будьте положительным примером для ребенка. Самооценка людей отражается на их поведении. Поскольку дети копируют поведение своих родителей, то в итоге они копируют и их самооценку.
  • Не ставьте перед ребенком слишком сложных, несвойственных его возрасту и развитию задач, которые он заведомо не сможет выполнить. Его неуспехи также будут способствовать формированию у него заниженной самооценки.
  • Правильный стиль общения будет способствовать формированию уверенности у ребенка в себе, своих силах, а следовательно, и развитию у него здоровой, адекватной самооценки.

 

Проведение работы с педагогическим коллективом.

  • Обратить внимание эколога детского сада на мальчика (у Вити дома есть кот, которого он очень любит и ухаживает за ним), предложить педагогу включать его в деятельность по уходу за животными и растениями в детском саду. С целью повысить его самооценку и значимость.
  • Предложить помощнику воспитателя привлекать ребенка к дежурству, акцентируя на его аккуратность и трудолюбие.

Работа со сверстниками. Цель: вовлечение ребенка в совместную деятельность.

    • Беседа с окружающими сверстниками. Известно, что мальчик хорошо умеет делать постройки из конструктора «ЛЕГО». «Он может помочь вам!». Важно чтобы за помощью к мальчику обратились сами дети.
    • Чаще обращать внимание детей на положительные качества Вити. «Витя очень хорошо занимался на занятии», «Посмотрите какой красивый рисунок у Вити» и т.п.

Примеры совместных игр детей на повышение самооценки.

1. Игра "Похвалилки"

Дети  сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой  зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами "Однажды я..." Например: "Однажды я помог товарищу " или "Однажды я быстро выполнил  задание" и т.д. На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в его карточке. После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами. В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.

      

 

2. Игра "За что меня любит мама"

Дети  сидят в кругу (или за партами). Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил то, что сказали другие. При затруднении дети могут ему помочь. После этого нужно обсудить с детьми, приятно ли им было, что другие дети запомнили эту информацию. Дети обычно сами делают вывод, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их. На первых порах дети, чтобы показаться значимыми, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать диссертацию, любят маленькую сестренку... Только после многократного повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

3. Игра "Скульптура"

Эта игра учит детей владеть мышцами  лица, рук, ног и снимать мышечное напряжение. Дети разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой - скульптура. По заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из "глины" скульптуру:

- ребенка, который ничего не  боится;

- ребенка, который всем доволен;

- ребенка, который выполнил сложное  задание и т.д.

Темы  для скульптур может предлагать взрослый, а могут - сами дети. Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой скульптуры. После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было изображать, какую - нет.

 

Индивидуальная работа с ребенком.

Витя  очень хорошо идет на контакт и  при разговоре с ним, можно  было легко выявить, какие проблемы его больше всего беспокоят. Воспользовавшись ситуацией была проведена с ним беседа на тему « Почему ты злишься?»

Были  выявлены причины - одна из главных: «Со мной не хотят играть», «Меня никто не любит».

В ходе беседы я пыталась убедить мальчика в  том, что ребята с радостью взяли  бы его в игру, если бы он не обижался на них по пустякам и принимал установленные  правила игры.

Приводила примеры из личного опыта.

« Когда  я была маленькой, меня так же не хотели брать в игру, потому что  я часто плакала и обижалась, все изменилось, когда я стала терпимее и перестала обижаться, у меня появилось много друзей».

Использовала  прием «отзеркаливания», ставя его на место других.

«А представь  ситуацию, если ты начнешь игру с  ребятами, а кто- то начнет капризничать, обижаться, убегать только по тому, что играют не по его правилам. Тебе это понравится? Ты захочешь продолжать игру с этим ребенком?»

Предложила  поиграть вместе с детьми.

« Давай  попробуем поиграть все вместе, только ты будешь более сдержан»

Организуется  сюжетно - ролевая игра « Мы капитаны», где Витя занимает - значимую роль. А так же игра « Летим в космос», где мальчик занимал второстепенную роль.

В первой и во второй ситуациях мальчик  смог организоваться и увлечься игрой. Все: Витя и его сверстники остались довольны.

Совместные  игры с участием мальчика стали систематичными, для выработки  у него привычки адекватно реагировать на происходящее и умение спокойно переживать не приятные для него ситуации.

Для того чтобы контролировать тенденцию  успеха проводимой работы, был заведен  дневник, где фиксировались данные прогресса.

Для проверки сформированных качеств, проводилось  наблюдение за ситуациями, которые  происходили вне контроля взрослых.( На прогулке, на занятиях, в совместных играх).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автономное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ленинградский государственный областной

университет им. А. С. Пушкина»

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

« Методика работы с детьми группы риска»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Феничева  Наталья Владимировна

Студентка 5 курса

Заочного  отделения

Факультет психологии,

Специальность: 050711

“социальная педагогика»

 

Проверил:

К. п. н., доцент Жукова О. Г.

 

 

 

г. Подпорожье

2011 г.


Информация о работе Социальная педагогика