Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 00:57, контрольная работа
Работа содержит летопись по истории социальной педагогики.
Гр.1321 Букиной Екатерины
Зарождаются идеи учета социальных факторов в процессе обучения и воспитания членов общества. Становление воспитания как вида деятельности. Складываются социальные связи.
Школа становиться фактором социализации.
В основе богатых и своеобразных педагогических традиций Древнего Китая, как и других первых человеческих цивилизаций, лежит опыт семейно-общественного воспитания. В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим.
Конфуций (551 —479 до и э) создал свою школу. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам. Обобщил опыт воспитания и образования Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области.
В глубокой древности зародилась и укрепилась школа в Индии. Социальное воспитание имело кастовый характер. К середине 1-го тысячелетия до н.э. в Древней Индии сложилась своя схема воспитания: на первой ступени систематического воспитания не предусматривалось; для представителей трех высших каст было гарантировано право на образование. Древние индусы считали, что у человека существует особый период в детстве, предшествующий взрослости, – ученичество, которое именовалось вторым рождением – упанаяма.
Главными субъектами социально-педагогической деятельности в Древнем Египте также остаются семья и школа. В семье господствовал безоговорочный авторитет отца. Школа выполняла функцию инициации.
Демокрит (460-370 гг. до н.э.) в своем учении обосновывал тезис о необходимости соотнесения природы ребенка и воспитания. Таким образом, он одним из первых сформулировал принцип природосообразности. Воспитанием регулируется процесс развития потенциалов личности и их реализация, вхождение человека в систему общественных отношений.
Сократ (469-399 гг. до н.э.)Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что одной из главных жизненных задач человека является нравственное самосовершенствование. Развитие природных задатков он связывал с воспитанием и образованием.
Главной же его заслугой было то, что достижение гармонии взаимодействия человека и общества осознавалось в первую очередь через необходимость самосовершенствования, что и превращало человека в активный субъект социализации и воспитания.
Платон был одним из первых, кто выдвинул и обосновал идею соотношения государства и воспитания.
Он сделал попытку представить проект идеального, по его мнению, общественного строя.
Он наметил перспективы развития социального направления в педагогике.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) создал наиболее полую теорию воспитания в античном мире (с целями, задачами, возрастной периодизацией и этапами, структурой и содержанием). Воспитание, по его мнению, должно был, гармоничным, предполагающим единство физического, умственного и нравст- венного развития человека.
Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) ввел понятие «гуманизм». Гуманизм - это идеал образования, образ мысли, достойный человеческой жизни. Цицерон рассматривал душевную жизнь как сложный поток меняющихся состояний.
Воспитание опиралось на восприятие человека как такового перед Богом. В это время происходит окончательное формирование устойчивых социальных групп.
Витторино да Фельтре Создатель школы интернатного типа - первая гуманистическая школа - "Дом радости". Школа представляла собой воспитательно-образовательное учреждение пансионного типа, деятельность которого была подчинена основной цели – гармоничному развитию человека, его «тела, ума и характера».
Ядром содержания обучения В. да Фельтре делает классические языки, изучение литературы он строит на принципе сознательного усвоения и самостоятельного творчества. Педагог стремится давать энциклопедические знания, поэтому в программу обучения входят алгебра, астрономия, геометрия, черчение, естественная история и др.
В основу организации жизни детей были положены идеи самоуправления. Вместе с тем школа В. да Фельтре сохраняла сильный элемент религиозного воспитания с ярко выраженным средневековым аскетизмом.
Франсуа Рабле. В основу педагогической теории Ф. Рабле было положено его убеждение в том, что человек от природы, вне зависимости от происхождения предрасположен к добру, поэтому гуманистические ценности могут отражаться в образовании и передаваться из поколения в поколение.
Педагогические идеи Ф. Рабле выразил в своем романе «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Ведущее место в программе обучения отводится древним и новым языкам.
Ф. Рабле был сторонником наглядных методов обучения, поэтому основной путь овладения знаниями – это непосредственные наблюдения молодого человека за окружающим миром.
Мишель Монтень требует, чтобы организация образования ориентировалась на физические особенности детей и прежде всего не подрывала их здоровье. Провозглашая опыт основой всякого познания, педагог в методике обучения предлагает сначала знакомить детей с конкретными предметами и лишь затем со словами, обозначающими эти предметы.
Много внимания М. Монтень уделял вопросам развития детской самостоятельности.
Томас Мор Главный труд - «Утопия».
Высказал мысль о необходимости всеобщего, равного для всех государственного образования на родном языке, в котором должны сочетаться схоластические знания и реальные дисциплины.
Видел реализацию гражданского долга в трудовой деятельности, которая становится неотъемлемой частью гармоничного развития, устраняя противопоставление между физическим и умственным трудом, характерное для античной традиции.
Томазо Кампанелла В утопии "Город солнца" рисуется образец общества экономического и политического равенства. В трактате изложены педагогические идеи, пафос которых заключен в отрицании слепого подражания и книжности, в возврате к природе, в отказе от узкой специализации, в энциклопедизме и универсализме образования.
Шарль Фурье (1772-1837) Подверг критике современный строй "цивилизации" и разработал проект плана будущего общества - строя "гармонии", в котором должны развернуться все человеческие способности.
Высказывал представления о будущем обществе (труд как потребность и наслаждение, уничтожение противоположности между умственным и физическим трудом и др.).
Самые важные из его последних
работ – Трактат о
Фурье выступает за общественное воспитание: формирование всесторонне и гармонично развитой личности не под силу семье.
Джон Локк (1632-1704)издает свой знаменитый труд «Мысли о воспитании», положивший начало английской научной педагогике.
Дал свое философское обоснование проблеме происхождения знания, выступив против теории «врожденных идей», угодной привилегированным сословиям феодального общества.
Определяет воспитание как важнейшее средство социализации представителей социальной группы.
Основным субъектом
Ян Коменский (1592-1670) Одним из первых Коменский выделил одаренных детей в особую категорию социально-педагогического процесса.
С одной стороны, главной целью воспитания Я.А. Коменский считал помощь человеку в спасении души, его подготовку к жизни будущей. С другой стороны, ему было свойственно увлечение «идеей всеобщего исправления дел человеческих» еще на земле.
Воспитание человека, по его убеждению, следовало начинать с самого рождения, и первоначально оно должно было быть семейным.
Выделял четыре типа школ: «Материнская школа», школа «родного языка», «Латинская школа», академии или университеты.
Заслуга Я.А. Коменского состоит в том, что он разработал целостную систему социального воспитания на основе взаимодействия семьи, школы и общества. Его педагогика несет в себе существенную составляющую, которая оказывает значительное влияние на развитие современной социальной педагогики.
Коменский предлагал сделать всеобщим и обязательным лишь начальное образование.
Ж.Ж.Руссо Естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель, все окружающее ребенка служит ему учебником. Уроки дает природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает науку.
Воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных задатков и возможностей.
Роман-трактат «Эмиль, или О воспитании» является основным педагогическим сочинением Руссо, оно целиком посвящено изложению его взглядов на воспитание; в нем разумное воспитание понимается Руссо как способ - общественного переустройства.
Фридрих Фребель (1782-1852) Воспитание понималось Фребелем как развитие у человека четырех врожденных инстинктов: деятельности, познания, художественного и религиозного.
Цель воспитания - выявление
заложенного в ребенке
Он считал, что воспитание ничего не добавляет к тому, что дано природой, а лишь развивает заложенные в нем качества.
Фребель ввел термин «детский сад», ставший общепринятым во всем мире.
Фребель положил начало созданию системы дидактических игр и разнообразных занятий, разработал методические указания к их проведению.
Он детально показал этапы формирования речи детей раннего и дошкольного возраста и выдвинул требование о том, чтобы ознакомление с предметом предшествовало его называнию.
Он способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную отрасль науки, впервые создав теорию работы дошкольных учреждений. Он много сделал для пропаганды идеи дошкольного воспитания и широкого распространения детских садов.
А. Дистервег (1790-1866) Именно он впервые употребил сам термин «социальная педагогика», который впоследствии неоднократно использовал Наторп, выпустив даже книгу под названием «Социальная педагогика» , что и позволило некоторым исследователям считать его создателем научной социальной педагогики.
Разделял идеи общечеловеческого воспитания. Выделял три принципа социального воспитания: природосообразность, культуросообразность, самодеятельность.
Выступая за полноценное общее профессиональное образование учителей, открыл принципиально новое направление в социальной педагогике: социально-педагогическую поддержку особой социальной группе – учителям народных школ.
В одной из статей он провозглашает свою знаменитую формулу: «Человек – мое имя, немец – мое прозвище».
Он основал в Берлине
в 1832 г. «Педагогическое общество»,
а затем и еще несколько
учительских обществ и союзов
– прообразы учительских
Дистервег намечает программу социальных реформ, которые должны устранить крайнюю бедность трудового народа.
Стремился улучшить положение трудящихся в рамках существующего строя, говорил о мирном преобразовании существующих общественных отношений. Большую роль он отводил воспитанию и просвещению.
Р. Оуэн (1771-1858) он ставил перед социальным воспитанием задачу создания «рабочего класса, деятельного и вооруженного полезными знаниями».
В 1815 г. выступил с проектом закона, который ограничивал рабочий день для детей и устанавливал обязательное школьное обучение.
В 1816 г. открыл в Нью-Ланарке воспитательно-образовательный комплекс «Институт формирования характера», куда входили: школа для маленьких детей 1-6 лет; дневная школа для детей 6-10 лет; вечерняя школа для подростков 10-17 лет, работающих на фабрике; вечерние консультации для взрослого населения.
Педагогические воззрения изложил в книге «Новый взгляд на общество, или Опыты формирования характера».
Первооткрыватель системы образования взрослых.
Создание первых учреждений для малышей.
Поставил вопрос об организации досуга взрослых, самоуправлении в микрорайонах.
Не отрицая роли семьи, Оуэн настаивал на совместном, равном для обоих полов общественном воспитании, исключающем всякую проповедь религиозных догм.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827) В 1774 году он открыл в Нейгофе «Учреждение для бедных», в котором собрал до пятидесяти сирот и беспризорных детей.
Он издает социально-педагогический роман «Лингард и Гертруда» (1781—1787), в котором развивает свои идеи об улучшении крестьянской жизни посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей.
Информация о работе Контрольная работа по "Истории педагогики"