Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:08, контрольная работа
Контрольная работа по дисциплине "История педагогики"
Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева
Контрольная работа
по истории педагогики
Саранск 2011
1.Воспитание в условиях первобытно-общинного строя.
1. Каковы причины возникновения воспитания как особого вида деятельности?
Воспитание как особый вид деятельности возникло по причине разделения труда и необходимости передачи накопленного опыта и подготовки к самостоятельной жизни, а так же выполнения индивидом определенной социальной функции и определенного труда.
2.Что являлось целью первобытного воспитания?
Основной целью первобытного воспитания являлось вероятнее всего больше стихийное, чем целенаправленное научение примитивным навыкам выживания.
3. Что такое инициация, какую цель она преследовала?
Инициа́ция (лат. initiatio — совершение таинства, посвящение) — обряд, знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития в рамках какой-либо социальной группы или мистического общества. Проще говоря, инициация это часто болезненный ритуал, направленный на обозначение перехода ребенка в мир взрослых и признание как равноправного члена родового общества.
4. Чем отличается первобытное воспитание от современного?
Данный вопрос неоднозначен и некорректен по своей сути, но все же некую параллель провести можно. Опустив все очевидные различия, получаемые при сравнении столь различных эпох и огромной временной разницы, можно утверждать, что воспитание по-прежнему преследует одну цель – подготовку индивида к самостоятельной жизни и передачу опыта. Говоря же о различиях, современная жизнь очень прогрессивна и динамична и если в первобытном воспитании воспитатели представляли себе образ готового к жизни самостоятельного человека, то сейчас в условиях быстротекучести, прогрессивности, вариативности и индустриализации общества, представить себе образ «готового человека» крайне сложно. Так и получается, что цель воспитания, а именно готовый образ не ясен, отсюда все проблемы и противоречия современной системы воспитания.
2.Древневосточная цивилизация – прародина образования.
Основные типы школ стран древнего Востока.
Страна | Тип школы | Состав учащихся (кто учился) | Содержание обучения (чему учили) | Методы обучения (как учили) |
Египет | Школа писцов-чиновников которые были призваны удовлетворять нужды административно-хозяйственного управления, потребности в строительстве ирригационных сооружений и в уходе за ними.
| Мальчики от 5 до 16 лет. только знатные чиновники и богатые рабовладельцы могли обучать своих сыновей в таких школах.
| Письмо,чтение, счет, гимнастика, плавание, воспитание хороших манер | Суровая палочная дисциплина, |
| Школа жрецов и судейкоторые создавались при храмах и готовили служителей культа, — они относились к господствующему слою общества и были окружены почитанием как первые толкователи религиозного учения, причастные к таинствам молитв и обрядов | Сыновья господствующего слоя общества | Кроме общей грамотности (письмо на клинописной основе, счет, чтение), преподавались право, астрономия, астрология, медицина, давалось религиозное образование.
| Элитарный характер обучения |
| Военные школы, готовящие военачальников | Сыновья господствующего слоя общества | Кроме общей грамотности, постигали тонкости военной работы | Элитарный характер обучения |
| Школа колесничих | Самая привилегированная школа, куда даже дети из богатых и знатных семей могли попасть только по протекции |
| Элитарный характер обучения |
Индия | Школы для брахманов и кшатриев | Мальчики в возрасте от 6—12 лет до 22—24 лет, дети двух высших сословий брахманов и кшатриев | грамматика и литература, математика, история, медицина, этика, танцы и музыка, философия, обучение красноречию, точное заучивание. | Обучение и одновременное проживание |
Китай | Общинные школы | 6-7летние сыновья знатных родителей | стрельба из лука, религиозное пение и обряды. Несколько позже (в сер. 1-го тыс. до п. э.) состав учебных предметов пополнился еще тремя: управление конем, письмо и счет. Система образования слагалась из трех ступеней. Первая посвящалась заучиванию учениками с голоса фраз, текстов, приобретению умения писать и понимать значение иероглифов. На второй ступени к указанному добавлялось обучение стилистике и правилам стихосложения. Третья ступень предназначалась для тех, кто стремился стать ученым или чиновником — они должны были в течение ряда лет сдавать несколько экзаменов. Однако охарактеризованная система общего образования предназначалась для аристократии и детей чиновников. Простолюдины получали небольшой круг необходимых практических знаний. Высшее образование заключалось в обучении ораторскому искусству и философии.
| Домашнее воспитание и обучение |
3.Педагогические традиции стран Древнего Востока и античного мира.
1. Каковы причины зарождения воспитания и образования как особых сфер общественной деятельности и появления государственных форм воспитания в странах Древнего Мира?
С развитием общества и всех сторон жизни в странах древнего мира появилась потребность в квалифицированных жрецах, военачальниках и инженерах (обслуживающих ирригаций в то время). Так появились три основных типа школы: жреческие школы, которые создавались при храмах и готовили служителей культа, — они относились к господствующему слою общества и были окружены почитанием как первые толкователи религиозного учения, причастные к таинствам молитв и обрядов; дворцовые школы, которые предназначались для обучения детей рабовладельческой знати — элиты общества; школы писцов-чиновников, которые были призваны удовлетворять нужды административно-хозяйственного управления, потребности в строительстве ирригационных сооружений и в уходе за ними.
2. Каковы были общественные идеалы и идеалы воспитания в странах Древнего Востока? Как они отражались в религиозных (буддизм, иудаизм, язычество) и философских (конфуцианство, даосизм) учениях?
Общественные идеалы в странах Древнего Востока складывались в тесном соприкосновении с религиозными и философскими учениями, а так же в соответствии с социальным заказом общества. Так в Египте и Вавилоне существовали школы жрецов, писарей и различные военные школы в ответ на запрос общества в квалифицированных духовных служителях, военачальников и инженеров, обслуживающих ирригации и другие строения. В Китае идеалы воспитания складывались больше в соответствии с философскими учениями, в частности конфуцианство считало целью воспитания – создание «благородного мужа», «совершенного человека», людей, знающих и соблюдающих принципы конфуцианской морали. В Индии в связи с четкой классовой иерархией, каждое сословие (брахманы и кшатрии) обучались и воспитывались в соответствии с рождения приготовленными им предназначениями. Цивилизация, созданная рабовладельческими государствами Древнего Востока, явилась одним из важных источников дальнейшего развития мировой духовной культуры, в частности образования. Ее традиции и прогрессивные тенденции были восприняты и углублены прежде всего в античном мире, где сложились три во многом схожие и вместе с тем своеобразные системы образования и воспитания: спартанская, афинская и римская.
3. Раскройте взгляды на воспитание и образование Конфуция.
В основе всей системы образования в Древнем Китае лежало этико-политическое учение, основоположником которого был Конфуций (551—479 гг. до н. э.). По его имени оно получило название конфуцианства. Под влиянием этого учения, ставшего официальной государственной идеологией, образование приобрело па 2 тысячи лет вперед в основном гуманитарный характер. Это негативно сказалось на развитии науки и культуры, поскольку система образования фактически игнорировала происходивший со времен династии Хань (206 г. до н. э.—220 г. п. э.) рост таких наук, как математика, астрономия, медицина, гидротехника, прогресс в области строительного дела.
Положительными чертами конфуцианства на ранней стадии его развития были призыв к нравственному совершенствованию, критика жестокого отношения правителей к народу, провозглашение принципов жэнь (гуманность, человечность) и ли (нормы, правила поведения, определяющие отношения между людьми в обществе и семье, основанные на гуманности).
Со II в. до н. э. при династии Хань реформированное конфуцианство превращается в официально господствующую идеологию, в основе которой теперь — учение о небе как о божестве и верховном судье, определяющем и контролирующем поступки людей, о «воле неба» (тянь мин), от которой будто бы зависело восхождение государей на престол и их свержение.
Педагогические взгляды Конфуция и его учеников подробно изложены в «Луныои» и «Ли цзи». Основная цель образования, согласно учению Конфуция, — воспитать «благородного мужа», «совершенного человека», людей, знающих и соблюдающих принципы конфуцианской морали.
Свое учение Конфуций непосредственно передавал своим ученикам в созданной им школе, в которой он обучил 3 тысячи человек, однако только 70 из них овладели целостной системой взглядов, составлявших содержание конфуцианства.
. В дальнейшем ревностные последователи и поклонники Конфуция значительно исказили смысл и гуманистическую направленность его учения, выхолостили его прогрессивное содержание: установку на развитие самостоятельного мышления учащихся, внимание к формированию их способностей и склонностей, личностно ориентированный подход к каждому ученику. Книжная мудрость вытеснила живую речь и общение между учащимися, обучение логике, умению самостоятельно рассуждать уступило место зубрежке и схоластике, школа стала готовить догматиков и начетчиков, а не творчески мыслящих философов. Все это прикрывалось именем Конфуция, которому в Китае сотворили культ, объявив его национальным гением, величайшим из мудрецов. Его объявили главным покровителем школ и ученых, «учителем 10 тысяч поколений». Каждый ученик, переступивший порог школы, кланялся его портрету, в день его рождения школьники освобождались от занятий. Так называемое реформированное конфуцианство нанесло серьезный ущерб китайской системе образования — схоластика и догматизм вытеснили естественнонаучные и прикладные дисциплины, возвели барьер между школой и жизнью, теорией и практикой, отгородили обучение от полезных знаний и трудовых умений, жизненно важных навыков.
Многократные попытки реформировать систему образования, построенную на идеях и принципах позднего конфуцианства, оказались безрезультатными
4. Как Вы понимаете суть идеала калокагатии в образовательной системе Древней Греции?
Для начала следует раскрыть смысл понятия «калокагатия». И Так, калокагатия(греч. kalos kai hagatos — красивый и хороший) — этико-эстетический идеал древнегреческой культуры, предполагающий гармонию телесного и душевного совершенств, вызревающую в смене поколений (в отличие от внезапной вспышки красоты, таланта или добродетели, взятых в отдельности).отсюда следует, что идеалом в Древней Греции являлась гармонично развитая личность, в трудах Платона она характеризуется как . «Воспитание, как доказывал Платон, призвано ориентироваться на обоснованную им с позиций философской системы объективного идеализма цель жизни мудрого человека. Она должна заключаться в непрерывном стремлении укреплять доброе начало в душе — развивать в ней способность воскрешения врожденных идей, привнесенных из потустороннего «царства идей». В этой связи Платон придавал большое значение изучению философии, ведущей к познанию добра и красоты, которые с наибольшей полнотой и силой напоминают человеку о доземном истинном бытии. Главная задача педагогики — передать потомкам принципы добродетели и тем самым укрепить разумную часть души. Высокие требования предъявлял Платон к наставнику молодежи. В его представлении он должен был обладать знаниями, «отрешающими от земного бытия и приводящими на грань мира идей». Целью всей своей жизни наставник призван был ставить Благоразумие и Справедливость.
5. Дайте в письменной форме сравнительно сопоставительный анализ образовательных систем в Афинах и Спарте (типы школ, цели, принципы, содержание, формы организации обучения).
| Спарта | Афины |
Тип школы | Военно-физический характер обучения | Семейное обучение до 7 лет, далее система частных и платных школ |
Цели обучения | полное послушание старшим, физическая закалка и выносливость, «наука побеждать» | Формирование гармонически развитой личности |
Принципы | Строгость в обучении, дисциплина | Аристократический характер образования, презрение к физическому труду |
Содержание | дети рабовладельцев с 7 до 15 лет вне семьи учились чтению и письму, счету, много времени отводилось военно-физическим упражнениям. В возрасте от 15 до 20 лет юные спартиаты в дополнение к этим упражнениям получали музыкальное воспитание (хоровое пение). Оно тоже входило в их военизированный уклад жизни как составной элемент. После своеобразной инициации они становились полноправными спартиатами, получали оружие и начинали принимать участие в систематически проводимых избиениях илотов (критиях) с целью держать их в постоянном страхе. В плане интеллектуального развития юношей особое значение придавалось умению метко и кратко отвечать па заданные вопросы (отсюда выражение «лаконический стиль» устной и письменной речи). Спартанская система воспитания включала в себя определенные элементы и для девушек. Кроме традиционных (навыки домоводства, ухода за ребенком, музицирования) существовала специальная система военно-физических упражнений для девушек, чтобы их будущие дети были здоровы и крепки; они должны были позаботиться об укреплении и соответствующей тренировке своего тела: бегать, прыгать, бороться, I бросать диск, кидать копье. Действующие в Спарте Уставы исключали 9 для девушек изнеженный образ жизни. | . В них обучались мальчики начиная с 7 лет. В школе грамматиста они получали общие основы грамоты, а несколько позже одновременно занимались в школе кифариста (музыка, пенис, декламация). Достигнув 12—16 лет, подростки в школе палестра занимались гимнастикой под руководством педотриба (педотрибы — специалисты по отдельным аспектам гимнастики). Основными видами занятий в этой школе были бег, борьба, прыжки, метание копья и диска («пятиборье»). Здесь же уделялось внимание гражданской подготовке подростков, проводились беседы па политические и нравственные темы. Но более основательную в этом плане подготовку юноши 16—18 лет из наиболее знатных и состоятельных семей получали в государственном учебном заведении — гимпасии, где изучали философию, литературу, политику; в более сложных формах в этой школе осуществлялось их физическое развюие. Такая организация занятий призвана была готовить юношей к их будущей политической карьере. Более высокий уровень образования этой же направленности, основы которого закладывались в гимнасии, юношам 18—20 лет давала эфебия. Продолжая заниматься политическими науками, они изучали здесь законы Афинского государства (правоведение) и одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки. Она продолжалась в течение двух лет в лагерях. Первый год занятий посвящался гимнастическим и военным упражнениям, юноши учились строить военные укрепления. На втором году они несли гарнизонную службу, обеспечивали порядок во время народных праздников и собраний, выполняли обязанности пограничной охраны, изучали военно-морское дело, принимали участие в маневрах. Окончание курса в эфебии означало, что ее выпускники стали полноправными гражданами Афин.
|
Формы организации | Обучение вне семьи, по типу современной армии | Многоступенчатое платное обучение, доступное лишь детям состоятельных родителей |