Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:08, контрольная работа
Контрольная работа по дисциплине "История педагогики"
6. Каковы взгляды на основные педагогические вопросы древнегреческих философов (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит)
| Основные труды | Взгляды на основные педагогические вопросы |
Платон | «Государство», «Законы». Основал школу – Академию, которая стала центром античного философского идеализма и пропаганды его педагогических идей. | Право на образование имеют только рабовладельцы, остальные должны «крепко-накрепко закрыть уши». Воспитание, как доказывал Платон, призвано ориентироваться на обоснованную им с позиций философской системы объективного идеализма цель жизни мудрого человека. Она должна заключаться в непрерывном стремлении укреплять доброе начало в душе — развивать в ней способность воскрешения врожденных идей, привнесенных из потустороннего «царства идей». В этой связи Платон придавал большое значение изучению философии, ведущей к познанию добра и красоты, которые с наибольшей полнотой и силой напоминают человеку о доземпом истинном бытии. Главная задача педагогики — передать потомкам принципы добродетели и тем самым укрепить разумную часть души. Высокие требования предъявлял Платон к наставнику молодежи. В его представлении он должен был обладать знаниями, «отрешающими от земного бытия и приводящими на грань мира идей». Целью всей своей жизни наставник призван был ставить Благоразумие и Справедливость.
|
Аристотель | «Политика», «Этика», «О душе» | Педагогические воззрения Аристотеля наиболее тесно связаны с его учением о душе, согласно которому он различал 3 разных ее вида: растительную — проявляющуюся в питании и размножении; животную (волевую) — проявляющуюся в ощущениях и желаниях; разумную — проявляющуюся в мышлении. Этим 3 видам души; по Аристотелю, соответствуют 3 стороны воспитания — физическое, нравственное и умственное, которые, по убеждению философа, неразрывны. Цель воспитания — развитие высших сторон души: разумной и животной (волевой). В этих положениях заключалось философско-психологическое обоснование практики афинского воспитания, направленного на всестороннее развитие личности. Аристотель одним из первых в истории педагогики высказал мысль о природосообразности воспитания и, исходя из нее, сделал первую попытку дать возрастную периодизацию (до 7 лет, от 7 лет до половой зрелости — 14 лет, от 14 лет до 21 года). Рассматривая воспитание как средство укрепления государственного строя, Аристотель выступал за придание школам характера государственных учреждений, обеспечивающих всем гражданам, за исключением рабов, которых он называл «говорящими орудиями», равное и единое образование, приучающее членов общества к поддержанию государственного порядка. Нравственное воспитание, по Аристотелю, призвано было развивать в афинянах-рабовладельцах такие качества, как умение повелевать рабами, чувство собственного достоинства и чести, храбрость, мужество. Физическое воспитание должно было развивать сильное, красивое, ловкое тело, чтобы способствовать укреплению духовно-нравственного начала в человеке. Движущими силами развития личности, считал Аристотель, являются ее природные задатки, навыки и разум. Педагогическая система Аристотеля — наиболее полное и глубокое теоретическое обоснование задач и путей образования и воспитания в античном мире. Аристотель занимался и непосредственно педагогической деятельностью в основанной им в Афинах для молодых представителей рабовладельческой знати знаменитой философской школе Ликее (335 г. до и. э.; название — от храма Аполлона Ликейского, возле которого находилась школа), просуществовавшей несколько столетий. |
Сократ |
| строил свою преподавательскую деятельность на! устном слове («сократовский метод» беседы). Искусство Сократа! состояло в умении так организовать беседу, чтобы она в конечном! итоге привела к нахождению истины. Сам Сократ, по ассоциации с профессией своей матери — повивальной бабки, — назвал применяемый им метод «майевтикой» («майевтика» означает повивальное искусство). Так же, как Платон и Аристотель, Сократ не был сторонником образования народа, и свое учение, в основе которого были этические категории — Добро, Благо, Доблесть, он стремился распространить среди афинской аристократической молодежи. Считая, что человек от природы является носителем доброго начала, Сократ в качестве главной цели воспитания выдвигал освобождение человеческого интеллекта от негативных внешних влияний и создание гармонического единства жизненных потребностей и способностей личности, стимулом развития которых является интерес к знаниям, содействующим практической деятельности человека.
|
Демокрит |
| считал, что воспитание ведёт к обладанию трёмя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек - её часть «микрокосмос». Он отмечал важность необходимости родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей. Процесс воспитания и обучения - тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, утверждал Демокрит. Он полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. Демокрит предлагал использовать метод принуждения в процессе воспитания. Идеи Демокрита оказали влияние на взгляды учёных-софистов. (V-IV до н. э.)
|
7.Каковы цели, особенности, ступени системы образования в Древнем Риме?
Многие черты и особенности спартанской и афинской систем воспитания и образования были восприняты, получили дальнейшее развитие в Риме (до VI в. п. э.). Как и в Афинах, здесь дети до 7 лет получали семейное обучение и воспитание. Римская система образования и формирования личности имела отчетливо выраженный гражданский характер. Ее целью было подготовить активного члена общества, способного жертвовать собой ради своего рода и государства, быть храбрым воином, презирающим рабов и все иноземное, политиком с устойчивыми взглядами на римский государственный строй как эталон политической организации общества, жестким и расчетливым землевладельцем. Возникшие в период ранней республики (V в. до н. э.) первые начальные школы в Древнем Риме предназначались главным образом для детей бедняков. Здесь совместно обучались в течение 4—5 лет мальчики и девочки от 7 до 11—12-летнего возраста. Школы эти были частными и влачили чаще всего нищенское существование.
После того как Рим в первой половине II в. до н. э. завоевал многие государства Средиземноморья, превратившись в могущественную империю, римская система воспитания претерпела существенные изменения в сторону определенного усложнения. Широкое развитие получают грамматические школы (строились на базе элементарной) для мальчиков 11—12 лет из богатых и знатных семей. В этой повышенного типа школе изучались латинская грамматика, римская литература и греческий язык. К моменту окончания школы такого типа, которая строилась на первоначальных основах грамоты, полученных чаще всего в домашних условиях, 15-летние подростки, пройдя курс серьезной для того времени гуманитарной подготовки, могли в недалеком будущем посвятить себя деятельности политического и судебного оратора.
В последние десятилетия Римской республики (нач. и сер. I в. до н. э.) большое значение приобретают риторские школы, своего рода высшие учебные заведения той эпохи. Эти школы давали подросткам и юношам в возрасте от 13—14 до 16—19 лет более глубокое по сравнению с грамматическими школами общегуманитарное образование, основанное на изучении произведений выдающихся философов, историков, правоведов, ораторов, поэтов. Теория риторики как проявления искусства убеждения и красноречия впервые получила свое развитие в Афинах. В трактате «Риторика» Аристотель с наибольшей обстоятельностью и философским обоснованием уделил внимание красноречию.
8. Дайте характеристику педагогическим идеям Цицерона и Квинтилиана.
Педагогические идеи своим фундаментом имели первоначальное обучение ораторскому искусству. И если Цицерон в основном углублялся в тему ораторства, то Квинтилиан был видным педагогическим деятелем теоретиком и практиком, открывшим риторскую школу. Основными идеями Квинтилиана были:
1. идеи и принципы гуманистической, ненасильственной педагогики
2. ориентир на возрастной критерий
3. чуткое наблюдение за каждым ребенком
4. мысль, о том, что в ребенке все заложено изначально, и это стоит только развить
применял в своей практике три метода в обучении и воспитании, которые он считал наиболее действенными: подражание, наставление и упражнение. Серьезное значение придавал Квинтилиан осмысленному, творческому чтению, которое рассматривал как ценный источник знания, активного познания и обогащения памяти.
5. преимущество общественного образования перед индивидуальным
4.Особенности религиозного и светского образования в странах Западной Европы в эпоху средневековья.
1. Какое влияние оказало христианство как новый уклад жизни на трансформацию педагогических идеалов и на становление катехизической и схоластической парадигм образования? Какую образовательную роль в эпоху раннего и развитого средневековья стала играть церковь?
В значительный по продолжительности исторический период от падения Римской империи (V в.) до первых буржуазных революций (XVII в.) — этот период и составляет эпоху средних веков — в сфере образования господствовали духовные феодалы — «князья церкви». Они владели основным источником богатства и власти в эту эпоху — огромными земельными наделами. В руках христианской церкви сосредоточились ценнейшие письменные памятники античной культуры, сохранившиеся от предшествующей эпохи. В большинстве своем написанные на латинском языке, они были одним из духовных звеньев, связывающих прежнюю систему образования с новой. Она вопреки противостоянию церковников по отношению к духовному наследию античного мира основывалась не на родном, а на латинском языке.
С установлением монополии церкви на образование в Западной Европе основными типами школ стали: приходские (при церковном приходе), в которых священники готовили себе помощников из мирян; монастырские, предназначавшиеся для мальчиков, готовящихся к пострижению в монахи: в этих школах осуществлялась также подготовка низшего духовного персонала; соборные или кафедральные — они открывались при епископских резиденциях. Во всех этих школах дети 7—15 лет обучались основам грамоты и пению. В монастырских и соборных школах содержание образования, кроме того, составляли грамматика, риторика и «диалектика» (знания и навыки для ведения диспутов на религиозные темы), а в более крупных учебных заведениях такого типа, .наряду с указанными предметами, преподавались арифметика, геометрия, астрономия с религиозной направленностью (вооружение учащихся умениями вычислять время наступления христианских праздников, строить церкви), музыка (пение псалмов и молитв). Перечисленные выше учебные предметы, изучавшиеся в монастырских и соборных школах, в сумме своей известны были под названием «семь свободных искусств». Они по существу определяли собой все содержание средневекового образования, в основном обслуживающего, как это было отмечено выше, нужды церкви и имевшего схоластический характер.
2. Заполните таблицу, отражающую развитие различных типов школ и систем воспитания Западноевропейском средневековом обществе:
| Название школ или систем воспитания | Их назначение | Содержание образования |
Раннее Средневековье (V-X вв.) | Приходские школы | Религиозное образование, подготовка помощников священнослужителей из числа мирян | Грамота, пение, грамматика, риторика и «диалектика», арифметика, геометрия, астрономия с религиозной направленностью (вооружение учащихся умениями вычислять время наступления христианских праздников, строить церкви), музыка (пение псалмов и молитв). |
Развитое Средневековье (X-XIII вв.) | Цеховые и гильдийские школы
Рыцарская система воспитания
Учебные заведения светского типа ( медицинская школа в Солерно, юридическая школа в Болонье и Падуе (Италия). К этому же времени относится возникновение первых университетов, не зависимых ни от церкви, ни от феодалов, ни от городских магистратов. Наиболее знаменитые из университетов, созданных в характеризуемую эпоху, — Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Пражский, Краковский (Ягеллонский) и др. | Подготовка квалифицированных кадров для торгово-ремесленной работы
Обслуживала интересы феодалов | Цеховые школы давали начальное образование сыновьям городских ремесленников. . Эти школы, созданные по инициативе цехов и содержавшиеся на их средства, давали общеобразовательную подготовку, обучение же ремеслу осуществлялось в семьях ремесленников или же в процессе цехового ученичества. Гильдейские школы создавались объединениями купцов — гильдиями. Эти школы были платными, в них учились дети состоятельных родителей — сыновья ремесленников в них обычно не допускались. В школах указанного типа — как цеховых, так и гильдейских — содержание образования приобрело практическую направленность, что, в частности, выразилось в повышении роли в них математики и в целом дисциплин естественнонаучного цикла, имеющих реальное жизненное значение для будущих торговцев и ремесленников. Основой обучения в этих школах являлся родной язык. В XV—XVI вв. цеховые и гильдейские школы слились в городские, или бюргерские, перешедшие на содержание городских магистратов (самоуправлений). Это было вызвано упадком гильдий и необходимостью объединить силы обоих типов городских школ, подрывавших монопольное положение церкви в сфере образования, в их противостоянии духовенству, препятствовавшему развитию независимых от него новых школ. верховая езда, плавание, владение копьем, фехтование, умение охотиться, играть в шахматы, заниматься стихосложением или играть на музыкальных инструментах) «семь рыцарских добродетелей» рельефно отражали специфические особенности положения и нравов большинства представителей этого социального слоя средневекового общества. Для них были характерны презрение к труду, ко всем его видам, включая умственный, пренебрежение даже элементарной грамотностью, привычка жить за счет эксплуатации чужого труда, частое участие в воинских походах, нередко приобретавших характер грабительских набегов на соседей и т. д.
. Традиционными факультетами средневековых университетов являлись: артистический, или факультет искусств (подготовительный, на нем изучались ранее упомянутые «семь свободных искусств»), богословский, юридический и медицинский.
|
Позднее Средневековье (Возрождение) (XIV-XVI вв.) | Школы гуманистической направленности («школа радости») | Подготовка разносторонней, творческой личности. | ведущим направлением классического образования стало изучение латинского и греческого языков, античной литературы. |
3. Какова социокультурная и образовательная роль средневековых университетов? Каково было их устройство?
Средневековые университеты были совершенно оторваны от церкви, от феодалов, от городских магистратов, что дало возможность давать чистые знание, без какой бы то ни было направленности, религиозной например. Образовательная роль этих учреждений заключается прежде всего в популизации естественнонаучных дисциплин - математика, астрономия, естествознание, медицина), а также к философии и юриспруденции.
4. Как гуманистические идеалы эпохи Возрождения повлияли на педагогическую теорию и практику?
Основным гуманистическим идеалом эпохи Возрождения являлся образ всесторонне развитой ненасильственным путем, чтящей культурное наследие, инициативной, свободомыслящей личности
5. Заполните следующую таблицу
| Годы жизни | Педагогические идеи | Труды |
Витторино де Фельтре |
|
| Основал «школу радости» |
Франсуа Рабле | р. ок. 1494 г. — ум. в 1553 г | Воспел гуманистический идеал оптимистичного, жизнерадостного, сильного духом и телом человека | «Гаргантюа и Пантагрюэль». |
Мишель Монтень | 1553—1592 гг | Особенно важное значение придавал занятиям, которые ведутся с учащимися «не на слух, но путем опыта, направляя и формируя их души не столько наставлениями и словами, сколько примерами и делами» Общение – существенный фактор образования и воспитания. Жизнерадостность и оптимизм должны составлять, по Монтеню, философию, определяющую миросозерцание учащихся. Настаивал на включении физики и геометрии в учебные планы | «Опыты» |
Эразм Роттердамский |
|
|
|
Томазо Кампанелла |
|
|
|
Томас Мор |
|
|
|