Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:08, контрольная работа
Контрольная работа по дисциплине "История педагогики"
5. Развитие Западно-Европейской школы и педагогической мысли в эпоху нового времени.
1. Дайте характеристику развития воспитания и образования в Западной Европе в эпоху Нового Времени. Почему на протяжении XVIII-XIX вв. в странах Западной Европы принимаются законы о всеобщем начальном образовании?
Процесс развития капитализма в Западной Европе привел к превращению сословной школы в классовую, буржуазную, сущность которой состоит в том, что образование одинаково организовано и одинаково доступно для всех имущих, т. е. его получение теперь определяется не обязательной принадлежностью к сословию (дворянскому, купеческому, духовенству), а единственно возможностью родителей оплачивать образование своих детей в соответствующем типе учебного заведения. В развитых капиталистических странах в XIX в. были приняты законы о всеобщем обязательном начальном обучении детей обоего пола, школа провозглашается единой и светской. Наряду с классической средней школой широкое развитие получают реальные и профессиональные школы, призванные удовлетворять потребности растущего промышленного производства и расширяющейся сферы торговли в грамотных и квалифицированных кадрах.
2. Какими типами школ преимущественно представлено массовое образование в Европе XVIII-XIX вв.?
Массовое образование в Европе 18-19 вв в основном представлено реальными школами с углубленным изучением естественно-математического цикла. В Англии школьное обучение начинается с 5 лет в школах для малышей, где преобладают игра, музыка, изобразительное искусство, физическое развитие. Детей учат чтению, элементам письма, счету. Достигнув семи лет, дети продолжают обучение в четырехлетней начальной школе, где основная часть времени отводится родному (английскому) языку, затем по значимости следуют арифметика, история, география, природоведение, религия. Большое место занимают физическое воспитание, ручной труд и искусство.
Далее наметилась дуалистичность образования.
Так же органичной частью образовательной системы оставались церковные школы
3. Заполните таблицу
| Годы жизни | Педагогические идеи (деятельность) | Труды |
Дж. Локк | 1632-1704 | исходит из идей о решающем влиянии среды на воспитание, необходимости учёта естественной склонностей ребёнка, формирования у него здорового тела и духа. Вначале ребёнок всецело находится под влиянием родителей и воспитателей, которые должны быть для него примером; по мере того как он взрослеет, он получает свободу. Относя "пользование разумом", а следовательно, и плодотворное обучение к зрелому возрасту, Л. считал, что к учению следует приступать лишь после того, как сформирован характер ребёнка (притом в семье, а не в школе) и ему привиты основы морали. Задачам, содержанию и методам схоластического обучения Л. противопоставлял программу образования, исходящую из потребностей делового буржуазного общества. Оно должно основываться на развитии у детей интереса к учению и любознательности. Обучение древним языкам сводится к минимуму; подчёркивается важность изучения родного языка. Наряду с новыми языками и математикой, особенно способствующей развитию мышления, должно быть введено изучение географии, истории, основ права и "естественной философии". | «Некоторые мысли о воспитании» |
Ж.-Ж. Руссо | 1712—1778 гг. | Направление в педагогике «свободное воспитание», гуманизация образования, научить «читать книгу природы», антикрепостнический и антифеодальный характер обучения. |
|
И.Г. Песталоцци | 1746—1827 гг | Поддерживал идеи Руссо |
|
И.Ф. Гербарт | 1776—1841 гг | своим учением о сущности и составных компонентах педагогического процесса (управление, воспитывающее обучение, нравственное воспитание) разработка Гербартом ряда проблем дидактики, основанной на данных философии и психологии, в частности на положении о роли апперцепции в усвоении новых знаний. К таким проблемам относятся: развитие многостороннего интереса в процессе воспитывающего обучения, обеспечение систематичности обучения, формирование интереса к знаниям и воспитание внимания. Гербарт не противопоставлял классическое образование реальному. Ставя на первый план развитие формального мышления, он в одинаковой мере в учебном плане отдавал приоритет и древним языкам и математике, которые наиболее успешно дисциплинируют ум учащихся. Нравственное воспитание, по Гербарту, основывается на пяти идеях, которые, как он полагал, исчерпывают нею этику (идеи внутренней свободы, совершенства — «внутренней гармонии», благорасположения, права, справедливости).
|
|
Ф.А. Дистервег | 1790—1866 гг | много сделал для дальнейшей разработки теории развивающего и стимулирующего обучения. Ведущей идеей его педагогической системы была идея общечеловеческого воспитания, которая определяла его подходы и к содержанию образования, и к методам учебно-воспитательного процесса. В свете этой идеи Дистервег выдвинул и обосновал три принципа разумно организованного воспитания: природосообразность, культуросообразность, самодеятельность. Он стремился преодолеть характерное для того времени противопоставление формального и материального образования, а вместе с тем классической и реальной школьных систем. В дидактической концепции Дистервега главная задача — развитие умственных сил и способностей детей. Обучение рассматривалось им как средство всестороннего развития человека и его нравственного воспитания. Дистервегом была предпринята серьезная попытка дифференциации дидактических принципов и правил по отношению к ученику, учителю, учебному материалу, внешним условиям. Большое место в педагогической теории и практике Дистервега занимают вопросы профессиональной подготовки учителя. Им были разработаны основные требования к профессиональным и личностным качествам учителя. | «Руководство к образованию немецких учителей» (1835 г.).
|
6.Историко-культурный, цивилизационный анализ развития воспитания и социализации в Древней Руси и Московском государстве ( до 18ого века)
1. Сравните особенности воспитания и образования у славян до принятия христианства (народная педагогика) и после (педагогика православия). Как на эти процессы влиял образ жизни людей?
Воспитание и образование у славян до принятия христианства носило характер народной педагогики. С принятием христианства, появились христианские школы, обучение детей при монастырях.
2. Какие типы школ развивались на Руси с X по XVII века и чему в них обучали? Ответ представьте в виде хронологической таблицы.
Век | Тип школы | Содержание обучения |
10-13 вв. | Школы при церковных приходах, монастырях, дворцах князей | Письменность, язык, грамота, литература, религиозные дисциплины. |
13в | Училища, основанные Ярославов, обучение детей при монастырях | Чтение, письмо, математика, определенные ремесленные навыки |
16-17 вв | Коллегии, а позже академии | славянский, греческий, латинский, -польский языки, грамматика, риторика, пиитика (поэзия), философия, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, богословие, диспуты немецкий, еврейский и французский языки, всеобщая и естественная истории, география, архитектура, экономия, медицина |
3. Какую роль сыграла древнерусская учебная литература ("Сборник Святослава", "Поучение" князя Владимира Мономаха, "Домострой", другие изборники)?
Начну с того, что вышеперечисленные труды признанные шедевры того времени и основные трактаты о домоуправстве, семейной жизни, дисциплине и воспитании детей. «Сборник Святослава» в котором содержались высказывания и тексты Сократа, Демокрита, математический трактат Аристотеля и педагогическое сочинение самого Святослава по методике чтения, «Поучение» князя Мономаха было сборником методов и средств воспитания, «Домострой» имел сутью своей предписание о правильной семейной жизни. В целом древнерусская учебная литература имела огромный смысл и значение в то время, как учебники по воспитанию детей и строительстве правильной семейной жизни.
7.Становление Российской образовательной системы в 18 веке.
1. Каковы особенности реформирования школы и образования в эпоху царствования Петра I?
В эпоху царствования Петра было осуществлено большое количество просветительских реформ введение гражданского алфавита и возникновение периодической прессы, учреждение Академии наук, открытие первых светских государственных школ — математических и навигационных наук, реальных школ при заводах и верфях, цифирных школ — первых государственных общеобразовательных школ, создание Морской академии в 1715 г. па базе морских классов школы математических и навигационных наук). Петровские реформы отражали стремление государственной власти в России поставить науку и школу на службу практическим нуждам армии, флота, промышленности, торговли, управленческой деятельности.
2. В виде таблицы представьте типы профессиональных школ, которые создавались в это время?
Тип школы | Содержание обучения |
Школы математических и навигационных наук | Созданы на базе морских классов школы. Призваны к подготовке людей к армии, морскому флоту. Изучались математика, навигация, судоходство и т.п. |
Государственные общеобразовательные (цифирные) школы | Совокупность всех основных наук |
Начальные архиерейские школы, духовные семинарии | Подготавливали служителей церкви. В комплекс к основным наукам добавлялись специфические религиозные предметы |
Пансионаты благородных девиц | Учебные заведения для девушек. Изучали: литературу, пение, чтение, этику, иностранные языки а так же прикладные навыки(вышивание, шитье и т.п) |
Школы для детей низшего класса | Минимум основных предметов и максимум прикладных |
3. Дайте характеристику педагогическим идеям И.Г. Посошкова и В.Н.Татищева.
И.Г Посошков педагогические идеи | В.Н. Татищев педагогические идеи |
1652—1726 гг.) — русский экономист, автор «Книги о скудности и богатстве», в которой подчеркивалась необходимость просвещения народа, и В. Н. Татищева (1686—1750 гг.), взгляды которого на образование в духе просвещенного абсолютизма получили отражение в сочинении «Разговор о пользе наук и училищ». Будучи управляющим уральскими горными заводами, В. Н. Татищев открыл ряд горнозаводских школ. Это были первые профессиональные школы на Урале, в которых сочетались общеобразовательная и специальная подготовка учащихся. | После смерти Петра защищал и придерживался его реформ и педагогических взглядов |
4. Охарактеризуйте устав о народных училищах 1786г. Екатерины II.
Екатерина II вступила на престол, когда в русском обществе уже было заметно стремление не к специальному, практическому образованию, а к общему, не зависимому от практических целей. Увлеченная педагогическими идеями, Екатерина задалась целью в корне изменить самое назначение общественной школы. Прежняя школа только учила; новая — должна была воспитывать. Таким образом, впервые в России школа брала на себя задачи воспитания, принадлежавшие до сих пор семье. А значит, должны были измениться приемы и цели обучения в школе. России были нужны общеобразовательные народные школы. Во второй половине XVIII века образцовым типом общеобразовательной школы считался прусский. По прусскому образцу были реформированы и австрийские училища (1774 г.). 7 сентября 1782 года из Сената в Синод был отправлен указ, который положил начало образовательной реформе в России. Была учреждена Комиссия об училищах, которой было поручено по образцу австрийской школьной системы создать положение о народных училищах и выполнить все требующиеся по этому поводу мероприятия. С этой целью из Австрии был выписан некто Ф. И. Янкович де Мириево, серб, имя которого заслуживает большей известности, чем оно известно до сих пор. Иосиф II рекомендовал Янковича «как человека, трудившегося уже по устроению народных школ, знающего язык российский и исповедывающего православный закон». Именно Янкович стал истинным творцом первой русской общеобразовательной школы, сравнительно с которой все предыдущее является только отрывочными попытками. В 1782 году он приехал в Россию и был направлен в распоряжение Комиссии под председательством Завадовского. Им был выработан план учебных заведений, который был принят Комиссией об устройстве училищ и положен в основу Устава, высочайше утвержденного 5 августа 1786 года. Янкович разработал 3 типа общеобразовательных народных школ: малой — двухклассной; средней — трехклассной и главной — четырехклассной. В эти школы принимались дети разных сословий, исключение, правда, составляли крепостные крестьяне. В дальнейшем от средних училищ Комиссия отказалась, на университетах она не останавливалась, т. к. высшее образование не входило в план ее работ.
К коронации императрицы (22 сентября) главные народные училища обязательно должны были быть открыты в 26 губернских городах России. Следующим указом от 3 ноября 1788 года было предписано открыть главные народные училища в остальных 14 губерниях России, в число которых вошла и Тобольская губерния. Устав 1786 года без изменений был распространен на Западную Сибирь. Основную роль в образовательном процессе здесь играло Тобольское Главное народное училище, которое открылось 11 марта 1789 года. В 1789–1797 гг. в ряде уездных городов были открыты малые народные училища (Тюмени, Нарыме, Туринске, Томске, Таре, Енисейске, Красноярске, Кузнецке, Верхнеудинске), большая часть которых находилась в Западной Сибири и входила в Тоболькую губернию. Руководство народными училищами возлагалось на Приказы общественного призрения, а их содержание на местные городские общества. В именном указе Сибирскому генерал-губернатору Волкову 3 ноября 1789 года об открытии училищ, говорилось, что процентов с капиталов приказов общественного призрения, очевидно, не хватит и необходимо приискать другие источники доходов «без отягощения казны». Заслушав этот указ с его явными намеками на участие городского общества в расходах по содержанию училищ («снабдив города наши разными выгодами в городовом положении изображенными, доставили мы им доходы на их потребности, между таковыми надобностями просвещение народное одною из первых почитаться должно»), Тобольская городская дума в заседании 3 февраля 1789 года постановила, что «приемлет с удовольствием содержание главного народного училища на себя» и находила, что его учреждение для города есть великое благо, дающее путь к просвещению. В Западной Сибири этот вопрос решался так же, как и везде по России. Сибирскому генерал-губернатору был представлен реестр пожертвованиям на содержание главного училища в Тобольске в сумме 3118 рублей (из них главная часть — единовременные пожертвования). Но уже в самое ближайшее время, при истребовании объявленных пожертвований и взносов, обнаружилось, что поступают они очень медленно или вновь совсем не делаются. Вскоре Приказу общественного призрения пришлось взять школу на свое содержание полностью. Долг за городским обществом все рос и рос и к моменту преобразования в гимназию в 1810 году выражался в довольно солидной для того времени сумме — 24 тысячи рублей. Приказ общественного призрения ежегодно отпускал из своих средств на училище только по 820 рублей. Отказаться от этого расхода приказы общественного призрения не могли, но они сделали все, что только возможно, чтобы сократить свои траты до минимума. За счет учительского жалования и в ущерб школьному благоустройству им удавалось иногда сберечь до половины издержек, положенных по штату. Думается, что так же дело обстояло и в Тобольске, и в уездных городах Западной Сибири, где учителя часто жаловались на задержку жалованья. В уездных училищах Западной Сибири городские общества взяли на себя обязательства вносить на содержание малых народных училищ по 200 рублей, не считая частных пожертвований, а некоторые именитые горожане отдавали под училища дома. Очевидно, к 1795 году первый всплеск энтузиазма, вызванного указом императрицы и возможно инспирированного местной бюрократией, иссяк. А вековые традиции отношения государства и граждан приучили последних настороженно относиться к любым «благодетельным мерам» властей. Не менее важно и то, что субъективно граждане были не готовы к тому, чтобы нести финансовые затраты ради получения их детьми школьного образования.