Контрольная по "Истории педагогики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:08, контрольная работа

Краткое описание

Контрольная работа по дисциплине "История педагогики"

Файлы: 1 файл

контрольная История Педагогики.doc

— 357.50 Кб (Скачать)

 

Прочтите отрывок произведения «Эмиль, или о воспитании».

- Какие периоды в жизни ребенка выделяет Руссо?

 

Младенчество (этап упражнения тела и чувств)

С момента возникновения речи до 12 лет (этап упражнения ума и суждений)

Обучение ремеслу с помощью приобретенных ранее навыков
            Этап, когда с помощью чувствования усовершенствуется разум

 

- Каковы задачи каждого из этапов?


младенчество – основной задачей является дать ребенку свободу действий, как в физическом, так и в психологическом плане. Не позволить ребенку быть рабом или диктатором. Научить самостоятельности, самостоятельному познанию мира. (этап упражнения тела и чувств)

- раннее детство (или этап начинающийся с момента появления речи) и до 12 лет – формируется задача самостоятельного перенесения дискомфортных ситуаций, научиться «правильно страдать», дать свободному овладению навыком ходьбы, то есть намеренно не учить ходить, ограничить понимание власти (я дам тебе это, потому что это тебе действительно нужно, а не из-за твоей прихоти) и послушания, не рассуждать с ребенком (в противоречие Локку),  Таким образом, первоначальное воспитание должно быть чисто отрицательным. Оно состоит не в том, чтобы учить добродетели и истине, а в том, чтобы предохранить сердце от порока, а ум — от заблуждения. Воспитателю всем своим видом следует подавать пример ребенку. Чтение следует исключить, так же как и заучивание наизусть. (этап упражнения ума и суждения)

- обучение ремеслу ( этап овладения ремеслом с применением сформировавшихся ранее способностей и навыков)
- этап, когда с помощью чувствования усовершенствуется разум

 

 

 

- Докажите, что проблема развития свободы является одной из самых острых педагогических проблем, либо докажите обратное. Какова Ваша позиция в отношении к свободе в процессе воспитания? В чем Вы согласны с автором «Эмиля, или о воспитании», а в чем нет? В письменной форме обоснуйте свою позицию.

 

По мнению Руссо все несовершенство педагогической системы того времени складывалось из-за несвободы обучения личности, малой связью обучения с жизнью, малой наглядностью, формализма и консерватизма в обучении, даже некой насильственности в столь тонком деле. Центральной и ключевой идеей данной теории, я считаю мотивацию ребенка к обучению, причем не внешнюю, побудительную, а именно внутреннюю, возникшую из-за несоответствия возможностей желаниям. Проблема мотивации до сих пор актуальна и многие ученые разрабатывают всяческие теории. Руссо сформулировал ясный и точный ответ, с которым я полностью согласна – позволю себе несколько интерпретировать данные принципы, применимо к современному миру. И так, первый принцип – ненасильственности, 2. создание проблемных ситуаций, 3. обеспечение времени на обдумывание 4. природо- и культуросообразность обучения. Теперь в чем я не согласна с Руссо. Считаю данную теорию обучения и воспитания очень устаревшей, хотя местами и не потерявшей актуальности. К одной из таких устаревших вещей смею отнести, запрет на чтение до 12 лет. Совершенно очевидно, что в современном мире, 12-летний ребенок не увлекающийся чтением, более того без привитой культуры чтения и письма, будет выглядеть недоразвитым, по сравнению со своими сверстниками. В мир компьютеризации и информатизации, быть как минимум не начитанным значит отнести себя в разряд неуспешных, неконтактных людей.

 

 

 

 

10. Константин Дмитриевич Ушинский о народности в общественном воспитании.

 

На основе анализа представленного текста, выделите этапы жизни и педагогической биографии К. Д. Ушинского по следующей схеме:

Годы жизни

(с… - по…)

Характеристика этапа

Изданные произведения

19 февраля 1824 -1846

Рождение, юность, обучение в колледже, университете, магистратуре.

 

1846 -1849

назначение в Ярославский Демидовский лицей профессором по кафедре энциклопедии законоведения, государственных законов и финансов, что побу­дило его к глубоким занятиям юриспруденцией и политиче­ской экономией. Этап можно охарактеризовать, как становление «живого преподавания», в следствии чего Ушинский был уволен с должности

 

 

1849-1854

Чиновничья служба

 

1854-1859

Работа в Гатчинском сиротском институте им. П.В.Голохвастова

«О пользе педагогической литературы», «Три элемен­та школы», «О народности в общественном воспитании»

1859 -1862

Работа в Смольном институте. Этап характеризуется успешной деятельностью Ушинского, но столь прогрессивные мысли снова подвели его и после разразившегося скандала ( он «распространяет в заведении безбо­жие и безнравственность»), Ушинский был отстранен от преподавательской деятельности.

 

Июль 1862

Командировка в Европу для изучения женского образования за рубежом

«Родное слово», окончил первые два тома фундаментальной работы «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогиче­ской антропологии».

 

1867-1870

Непринадлежность ни к одному образовательному учреждению, свободная творческая научная деятельность.

Третий том «Педагогической антропологии»

 

 

 

 

 

 

-Проанализируйте фрагменты статьи К. Д. Ушинского.

 

Ушинский в своих статьях говорит о значимости той или иной науки в рамках антропологического подхода или иными словами, обесценивает ту науку, которая не применима во всех странах. Так же в статьях идет абстрагирование науки от воспитания, то есть наука лишь помощник в воспитании, но никак не цель.

 

-Какие характерные черты характера и систем образования зарубежных стран выделяет в

работе К. Д. Ушинский? Данные представьте в виде краткой схемы.

 

 

Страна

Особенности характера и системы образования

Германия

Наклонность к отвлечению и выходящая из нее наклонность к системе

Излишняя философизация понятий

Страсть к абстракции и системе

Воспитание возведено на степень науки

Всесторонность и систематичность знаний

Цель- воспитание истинного немца, наука как цель

Англия

Полная противоположность немецкому, говоря о многообразии и разносторонности изучаемых наук

Цель- воспитание истинного джентельмена, наука как средство воспитания

Воспитание характера – вот цель, а не овладение науками.

Железная дисциплина, монастырская строгость

Сильно развито самоуправление, но не самоуправство

Манера разговора с детьми, как со взрослыми (по Локку)

 

Франция

Средоточие всей системы воспитания Императорский университет – совокупность факультетов под одним руководством. Главнейшая цель его — дальнейшее развитие науки во всех ее отраслях и передача ее высших результатов посредством живых чтений

это необыкновенная централизация, доведенная до того, что каждое элементарное училище отражает в себе малейшую перемену в министерстве, а таких перемен приходилось во Франции до сих пор на каждый год по нескольку

Программа образования утверждается министерством образования, вплоть до номеров страниц, необходимых к заучиванию

Целью образования для учеников является внешний лоск и привелегии в перспективе

Если ученое образование, общее умственное развитие и воспитание нравственности и характера мало достигаются французским образованием, зато можно сказать с убеждением, что техническая часть ученья процветает во Франции.

Северо-Американские штаты

Составляет дальнейшее развитие английского.
полезность педагогической меры обязательно достигается агитационной убеждением публики

Образовательные учреждения соединены системой, градированы и последовательны

Нет разделения полов в обучении

наука — дело частное, а не государственное,— полезная роскошь, которая и сама приходит вслед за образованием и богатством общества и которую правительство штата может поддерживать, если оно имеет на то средства, но не может и не должно вести вперед само. Они также считают, что специальное образование, приобретаемое для специальных практических целей, должно покупаться тем, кто ожидает для себя выгод от достижения этих целей, и что это такой же промышленный расчет, как и всякий другой

разнообразие, безсистематичность образовательных программ

учителем могут стать совершенно посторонние и малоподготовленные люди

Совершенное отделение религиозного образования от светского

Сильно развит патриотизм

 

 

 

-Как автор определяет феномен народности? Дайте свое определение народности.

 

Народность, по определению автора, - это всеобщая прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание. То есть народ каждого человека – это его большая семья, которая развивается вместе с ним по ранее заданным ориентирам, по установленным традициям.
 

Народность для меня – это прежде всего принадлежность к большой общности людей, связанных территориальным, историческим, кровным фактором. Народность это неотъемлемая черта каждого человека, в свою очередь, включающая в себя уникальные особенности, присущие только данной нации.

 

11.Зарубежная реформаторская педагогика конца 19 – начала 20 века.

 

Проанализируйте представленный текст и ответьте на следующие вопросы.

- Каковы особенности реформаторской педагогики? Чем она отличается от педагогики традиционализма?

- Каковы основные течения реформаторской педагогики и педагогики традиционализма, кто их представители, каковы базовые педагогические идеи? Ответ представьте в виде таблицы.

 

 

 

Ответ на данные вопросы я объединю в одной таблице.

Вид педагогики

Особенности

Течения

Представители

Базовые педагогические идеи

Традиционная

Теория социального научения, социализации – как решающего фактора обучения и воспитания

Социальная педагогика

Э. Дюркгейм — Франция, В. Дильтей, П. Наторп, Э. Шпрангер — Германия, Б. Рассел, М. Макмиллан, С. Айзеке — Англия, Р. Зейдель — Швейцария и др

главным источником педагогической науки и практики считали социально-историческое знание

 

Тесная связь педагогики с религиозным мировоззрением и догмами

Религиозная педагогика

 

Неотомизм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф. Брюнетьер, Э. Бутру, Ж. Маритен (Франция), Ф. В. Ферстер (Германия), Р. Хатчинз, М. Адлер (США

 

 

 

 

 

Педагоги-неотомисты пытались синтезировать веру и педагогическую науку. Они сравнивали педагогический процесс с дорогой, движение, по которой предопределено свыше и которое можно ускорить теми или иными способами воспитания и обучения.

 

 

Философские обоснования подходов к обучению и воспитанию

педагогика, ориентированная в первую очередь на философское осмысление процесса воспитания и образования

В. Дильтей, Т. Литт, Э. Шпрангер, К. Ясперс — Германия, Ален, Ж.-П. Сартр — Франция, А. Н. Уайтхед, Р. Раек, Дж. Адамсон, Дж. Адаме — Англия и др.

Предполагали возможность видения в философии идеалов воспитания

Реформаторская

отличалась негативным отношением к прежней теории и практике воспитания, углубленным интересом к личности ребенка, новыми решениями проблем воспитания. Антитрадиционалисты искали пути формирования личности на протяжении всего периода детства

 

 

Реформаторская педагогика провозглашала идею развития личности прежде всего на основе врожденных способностей

 

Признание собственного «Я» ребенка, его творческого потенциала

Концепция свободного воспитания

Эллен Кей (1849—1926) "Век ребенка" (русский перевод в 1905 г.

гпредлагалась педагогическая формула Vom Kinde aus — исходя из ребенка. Приверженцев свободного воспитания объединяло отрицание традиций, призыв развивать в ребенке творческие созидательные силы. Они считали, что ведущую роль в воспитании должны играть детское переживание и накопление воспитанником личного опыта

 

Принцип саморазвития личности

Экспериментальная педагогика

А. Лай и Э. Мейман (Германия),  А. Бине (Франция), О. Декроли (Бельгия), П. Бове и Э. Клапаред (Швейцария),         Э. Торндайк, У. Килпатрик (США)

Создатели экспериментальной педагогики, стремясь освободить воспитание от умозрительности, опереться на эмпирию изучения ребенка и его поведения, на основе лабораторных наблюдений выдвинули в качестве основного педагогический принцип саморазвития личности. При разработке педагогических проблем они пытались использовать особенности детской психологии и физиологии, а также конкретной социологии.

Теория умственной врожденной одаренности

 

практическую направленность воспитания, предлагая решать его задачи посредством спонтанного развития ребенка

Педагогика прагматизма, или прогрессивизма

Дж.Дьюи Э. Паркхерст, У. Килпатрик, Е. Коллингс и др

Представители прагматической педагогики рассматривали воспитание как непрерывную реконструкцию личного опыта детей в опоре на врожденные интересы и потребности, Они разработали метод учения посредством делания

 

цели формирования на основе высокоразвитой умственной активности человека, способного преодолеть свою внутреннюю неустойчивость с помощью вечных ценностей, прежде всего религии и гражданственности Э. Зальвюрк и А. Лихтварк видели свою задачу в реализации творческих возможностей детей, в частности, в области искусства, которая рассматривалась как важное условие нравственного формирования.

 

Педагогика личности, воспитания посредством искусства

Э. Вебер, Г. Гаудиг, Ф. Гансберг, Г. Шаррельмани Э. Зальвюрк, А. Лихтварк и др

Они рассматривали педагогический процесс как синхронное взаимодействие воспитанника и наставника, носящее творческий характер, исключающее подавление личности воспитанника и жесткую регламентацию.

 

Обучение и воспитания в процессе игры, индивидуальный подход к каждому ребенку

Функциональная педагогика

Э. Клапаред, А. Ферьер, С. Френе и др.)

настаивали на внимании воспитателя к ребенку, детской игре как эффективному способу воспитания. Они считали необходимым отказаться от ориентации на "среднего ребенка", опираться в воспитании на интересы каждого школьника.

 

Обучение и воспитание личности в процессе вовлеченности в трудовой процесс

Реформаторская педагогика

Г. Кершенштейнер, Э. Шенкендорф — Германия, Д. Дьюи — США и др

уделяли особое внимание трудовому обучению и воспитанию.

 

- В чем причины становления реформаторской педагогики?

Причинами становления реформаторской педагогики стали: прогресс, гуманизация общества, социальный заказ общества, устаревшая образовательная система традиционного формата.

 

Прочтите отрывок из работы Г. Кершенштейнера «Школа труда – школа работы». Какие идеи автора, на Ваш взгляд, возможно реализовать в современной школе, а какие являются утопичными? Ответ представьте в виде эссе на тему «Школа учебы и трудовая школа: плюсы и минусы».

 

 

«Школа учебы и трудовая школа: плюсы и  минусы»

 

Статья Г.Кершенштейнера несет в себе сравнительный анализ традиционной книжной школы учебы и трудовой школы, с явным преимущественным перевесом в пользу второй.  И так, формализованное книжное обучение без практических занятий исходя из статьи предстает перед нами, как совершенейше бесполезная вещь, в то время как трудовая школа так ярко и красочно описанная, выглядит очень выигрышно и презентабельно. Предлагаю разобраться в данном вопросе конкретно и подробно.

 

И так, школа учебы или книжная школа представляет собой ежедневные устные уроки-лекции, проходящие в классах школы, регламентированные по времени и количеству. На таких уроках дети получают основные теоретические знания, соответствующие возрасту. Автор уверяет нас, что затрагивается только пассивная, а не активная сторона детской натуры. Осмелюсь не согласиться, большое количество упражнений, обучающих игр, наглядного обучения, проблемного как раз таки дают выплеск активной стороне натуры детей, а так же мотивируют на поиск научной проблемы. Далее автор вновь углубляется в описание «неоспоримых» преимуществ трудовой школы, далее цитата : «Конечно, дети могут здесь приобрести ценные черты, ко­торыми мы ни в коем случае не желаем пренебречь: пунктуальность, доб­росовестность, тщательность, выдержку, порядок, регулярность, самообла­дание. Можно даже признать, что эти моральные ценности процветают преимущественно там, где школа следует не исключительно склонностям учеников, предполагая, конечно, дружеское отношение и разумную добро­ту со стороны учителя.

Однако то, чего не дает наша нынешняя школа ребенку для его жиз­ни, развитию чего она скорее мешает, нежели способствует, - это извест­ные активные черты характера, которые большинство детей имеют уже в зародыше, когда они вступают в школу, дух самостоятельности и самоутверждения, дух предприимчивости, смелая инициатива во всем новом и непривычном, страсть наблюдать, исследовать и, наконец, самое главное, работать не только для себя самого, ради собственного развития, ради того, чтобы обогнать других и стать победителем в дикой борьбе за существование, но и для того, чтобы быть в состоянии с готовностью пре­доставить в распоряжение всех нуждающихся свои богатые силы.»   Последняя фраза звучит как некое устаревшее веяние времени, живя в условиях рыночных отношений, достаточно странно слышать фразу, про «предоставить в распоряжение всех нуждающихся свои богатые силы». Несомненно, огромным плюсом является максимальная связь обучения с практикой, совместный труд, позволяющий выработать навык групповой работы. Но не ведет ли излишняя наглядность к обеднению образного мышления и комплекса усвоенных знаний в целом? Мое мнение, что трудовое обучение хорошо лишь как факультативные уроки, необязательные для посещения. Для усвоения основных знаний, умений, навыков современная школьная система прекрасно адаптирована.

Информация о работе Контрольная по "Истории педагогики"