Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 19:08, контрольная работа
Контрольная работа по дисциплине "История педагогики"
С открытием в 1786 году главных народных училищ потеряла смысл «Комиссия об учреждении народных училищ». Тогда она была преобразована в Главное правительство училищ, родоначальник современного Министерства народного просвещения. Правда, в архивных документах оно, по-прежнему, иногда именуется Комиссией. Это Главное правительство училищ было непосредственно подчинено императрице.
Местным управлением в губернии ведал губернатор и Приказ общественного призрения. Губернатор должен был заботиться об устроении по городам училищ и ободрять учителей и учащихся. Приказ общественного призрения — изыскивать средства и помещения для училищ, подыскивать учителей и заготавливать учебники. Заведование учебным делом было поручено директору народных училищ, который должен быть один на каждую губернию. Директор должен наблюдать, чтобы никто не попадал в учителя без надлежащего экзамена и диплома, должен присутствовать на экзаменах и посещать уездные училища, по крайней мере, один раз в год. В уездных городах для наблюдения за училищами избирались попечители, или, как тогда называли, «смотрители», должность вроде инспекторов. Нынешняя организация во многом ведет свое начало от времен Екатерины II.
Устав народных училищ вводил новую программу обучения, главное место в которой отводилось изучению общеобразовательных предметов, так чтобы программа каждого класса представляла нечто цельное. В первом классе (разряде) требовалось «обучать чтению, письму, первоначальным основаниям христианского закона и добронравию» («Краткий Катехизис» и «Священная история»), а также проходилось знание цифр. Новаторство системы Янковича состояло во введении обучения по слогам. «Слоговое чтение» легче усваивалось детьми, давало экономию во времени. Этой методике была суждена долгая жизнь. Во второй половине первого года обучения занятия усложнялись: большое внимание уделялось освоению прописей «гражданского» российского письма. По методике Янковича прописи изучались в связи с написанием слов и словосочетаний, собранных в особую таблицу. Характерно, что эта таблица предназначалась не учащимся, а учителям. Другими словами, было подготовлено едва ли не первое в истории российской грамматики пособие для учителей. Для второго класса характерно увеличение веса воспитательных дисциплин. Прежде всего, расширилась религиозная проблематика, где изучался уже «Пространный катехизис», а также книга по светскому (мирскому) обществознанию: «О должностях человека и гражданина». С этого же года вводилась арифметика, чистописание и рисование. О преподавании излюбленных предметов русского дворянства — иностранных языков и танцев — эта школа заботилась мало. Иностранный язык преподавался с учетом территориального расположения училища. Ближе к Западной Европе преподавали один из главных европейских языков. В других регионах следовало изучать языки «соседствующих» народов и стран. В точной формулировке: «иностранный язык живой, какой полезнее из соседних к училищу». «Живой» иностранный рекомендовался только тем из учеников, семьи которых предполагали учить своего отпрыска в гимназиях и университетах. Это был своего рода факультатив, если перевести на современный язык. С первого года обучения «честолюбивые» учащиеся, могли также факультативно обучаться латинскому языку, но не греческому. Это явное свидетельство, что «вестернизация», а с ней и «латинизация» становилась определяющим фактором в сфере российского образования. С 1793 года в Тобольском главном народном училище было введено преподавание татарского языка (первоначально планировалось изучение киргизского, но не нашлось преподавателя, а потому он и был заменен татарским)[1] по которому был преподаватель в местной семинарии — священник Софийско-Успенского собора Иосиф Гиганов. Таким образом, с открытием Тобольского главного народного училища изучение татарского языка перемещается из духовной в светскую школу. А вскоре класс татарского языка выделился в особую татарскую школу. Преподавание этого языка продолжалось вплоть до преобразования училища в гимназию (1810 г.) и его изучало (как необязательный) значительное число учащихся. В 1795 г. в классе татарского языка обучалось 45 человек. Судя по документам, сохранившимся в Тобольском архиве, планировалось также изучение французского языка. Новороссийский Приказ общественного призрения в 1801 году прислал по запросу Тобольского 10 экземпляров книги под названием «Начальное учение французского языка» для главного народного училища.[2] Программа первых двух классов главного училища была тождественна программе уездного, чтобы ученик, окончивший уездное мог поступить в 3 класс главного училища.
В третьем классе следовало «продолжать рисовальное искусство», предполагалось «повторение Пространного Катехизиса», но «с доказательствами из Священного писания», объяснение Евангелия, русская грамматика с орфографическими упражнениями, всеобщая и русская история и две географические дисциплины.
В четвертом классе (разряде) формально преподавалось 10 дисциплин. Фактически в учебный план было включено намного больше. География и история проходились подробнее, затем преподавалась математическая география, грамматика с упражнениями в сочинениях делового характера (писем, счетов, расписок и т. п.), основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры, рисование и иностранный язык. И в третьем и в четвертом классе часовое соотношение было не в пользу отечественного материала, а в пользу зарубежной информации. Но в целом контраст западного и российского учебного материала в четвертом классе менее рельефен, чем в третьем. Очевидно, что в распоряжении организаторов народных училищ книг и статей по Западной Европе было значительно больше, чем по России.
Главное отличие новой школы заключалось в способе обучения. Учитель находился в классе не для задания и выспрашивания уроков, а для самого усвоения предметов. Прежде всего, он должен был заниматься с целым классом, а не с отдельными учениками. В прежнее время ученики учились сами по себе. Каждый зубрил свою часть предмета вслух, а учитель занимался своими делами. Теперь этот шум должен был смениться общим вниманием к тому, что говорит учитель. Появилась классная доска, на которой записывалось то, что надо было выучить. Объяснение и рассказ учителя все еще не были главными в преподавании. Школа должна была заниматься не только разъяснением, но и самим усвоением урока, поскольку ученик еще не привык учиться вне школы. В некоторых случаях учитель требовал рассказа своими словами. В высших классах рекомендовалось вызывать в ученике самостоятельную работу мысли. Но основой преподавания все же оставался учебник и его усвоение — по возможности, буквальное — целым классом в течение урока.
5. Какую роль в развитии образования сыграли И.И. Бецкой, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков?
И.И. Бецкой | М.В.Ломоносов | Н.И.Новиков |
— видный теоретик и реформатор в области воспитания, автор знаменитого проекта «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» (1764 г.) о создании воспитательных домов, интернатов закрытого типа .для подготовки в них «новой породы людей», инициатор создания Смольного института благородных девиц, положившего начало женскому среднему образованию в России. Для Бецкого характерна высокая оценка роли воспитания в общественной жизни, сложившаяся под влиянием идей просветителей XVIII в.
| .). В «Регламенте академической гимназии» (1758 г.) он развивал идею об общеобразовательном и бессословном характере средней школы. По проекту Ломоносова был открыт Московский университет, ставший центром отечественной науки, культуры, просвещения и педагогической мысли. Великий ученый, творчески работавший во многих областях научных знаний (химии, минералогии, механики, истории) был талантливым поэтом и художником. «Он все испытал и все проник», — так оценивал его многогранную деятельность А. С. Пушкин. Вместе с тем Ломоносов — автор учебников для гимназии при Университете и Академии паук: «Риторика» (1748 г.), «Российская грамматика» (1755 г.), «Экспериментальная физика», основанная па положениях философского материализма и выводах из физических опытов, описанных в книге. М. В. Ломоносов много сделал для развития демократических и патриотических традиций в отечественной науке и просвещении.
| Его просветительская деятельность носила антикрепостнический характер, имела определенную демократическую направленность. Он организовывал независимые от официальных властей народные училища для непривилегированных слоев населения, пропагандировал педагогические идеи французских просветителей XVIII в., был создателем и редактором первого в России детского журнала «Детское чтение для сердца и разума». Наиболее полное изложение педагогических взглядов Н. И. Новикова : содержится в его статье «О воспитании и наставлении детей (Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия)».
|
8. Идея природосообразности в философско-педагогической теории Яна Амоса Коменского. (на основе анализа глав из «Великой дидактики»)
1.На основе анализа представленного ниже отрывка работы, выделите этапы жизни и педагогической биографии Я. А. Коменского по следующей схеме:
Годы жизни (с… - по…) | Название и характеристика этапа | Изданные произведения |
1608-1611 | Изучение латинского языка в Пршерове |
|
1611-1613 | Обучение в протестанском немецком университете. В этот период на Яна Амоса Коменского оказали влияние такие ученые, как И. Г. Альштед, И. Фишер (Пискатор), И. Алтузий, а так же Ратке, обосновавший необходимость обучения на родном языке, а не на латинском, а так же наглядность обучения. |
|
1614 | Учитель в городе Пшерове |
|
1616 | Священник общины чешских братьев |
|
С 1618 | Руководитель школы и церковной общины в Фульнеке |
|
1623 (издано в 1631) | Времена тридцатилетней войны, смерть жены и сыновей | "Лабиринт света и рай сердца" |
Протяжение 1620хх |
| Ряд утешительных сочинений |
1628-1638 | Чешский период | «Чешская дидактика» |
1631 |
| Первый в мире учебник с картинками «Открыта дверь языков» |
1632 |
| «Материнская школа» (специфика детского воспитания) |
1641 | Попытка переехать в Англию, но из-за революции неудавшаяся |
|
1642 | Принял приглашение в Швецию, возглавил реформу образования, написал ряд учебников |
|
1644 |
| Начал писать «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих", в котором давалась широкая программа преобразований на пути к всеединству. |
1648 |
| «Новейший метод языков» |
1650 | Вернулся в чешскую общину | "Завещание умирающей матери, Общины чешских братьев" (1650). |
1650-1654 | Работа в Венгрии | "Пансофическая школа, то есть Мастерская всеобщей мудрости", "О развитии природных дарований", "Об искусном пользовании книгами - первейшим инструментом развития природных дарований". А также "Похвала истинному методу", "Воскресший Форций, или как изгнать леность из школ", "Правила поведения" и др. В то же время он создал еще одну широко известную книгу "Школа-игра", собрание школьных пьес, повышающих интерес к школьным занятиям. Прощаясь с Венгрией, Коменский написал политическое сочинение "Счастье народа", где предлагал реформы в Трансильванском княжестве и впервые дал формулировку теории нации, близкую к современным представлениям |
1654 | Вернулся к своей общине в Лешно, но город был сожжен как еретический и огромная библиотека Коменского погибла в огне. |
|
1656-1670 | Голландский период | «Мир чувственных вещей в картинках» (1656) В 1657-1658 гг. Коменский осуществляет грандиозный проект — издание всех своих педагогических сочинений под названием "Opera didactica omnia".. <…> В Амстердаме он много работал над завершением главного труда своей жизни - "Всеобщего совета об исправлении дел человеческих".»Всеобщий совет» и его часть «Панпедия» |
2.Прочтите отрывок из работы Я. А. Коменского «Великая дидактика», выполните задания и ответьте на следующие вопросы.
Как определяет дидактику Я. А. Коменский и какие задачи ставит перед этой наукой?
Я.А. Коменский определяет дидактику, как теорию об обучении т. е. универсальное искусство всех учить всему. И притом учить с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло; учить быстро, чтобы ни у учащих, ни у учащихся не было обременения или скуки, чтобы обучение происходило скорее с величайшим удовольствием для той и другой стороны; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, но подвигая учащихся к истинной науке, добрым нравам и глубокому благочестию. Наконец, все это мы выясняем а priori, т. е. из самой настоящей неизменной природы вещей, точно заставляя вытекать из живого источника неиссякающие ручейки; затем, соединяя их в одну большую реку, мы устанавливаем некоторое универсальное искусство создавать всеобщие школы. <…>
В чем Я. А. Коменский видит сходство законов, которые действуют в природе, с законами воспитания /принцип природосообразности воспитания/? Дайте свое определение принципу природосообразности воспитания.
Сходство законов, действующих в природе, с законами воспитания по Коменскому:
1.сходство человека с растением. Проведена параллель между дикорастущим и культурным растением и стихийным и целенаправленным обучением, как наилучший способ обучения и воспитания. Закладка основных умений, знаний, навыков, до того как они понадобятся в реальной жизни.
Современная трактовка принципа природосообразности исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации образования, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. У человека необходимо культивировать стремление к здоровому образу жизни и умение выживать в экстремальных условиях. Особое значение имеют развитие планетарного мышления и воспитание природоохранного поведения.
Заполните следующую таблицу
Возраст учеников | Тип школы | Задачи школы | Изучаемые предметы (содержание образования) |
Младенческий возраст до отрочества | Материнская школа | упражняются преимущественно внешние чувства, с тем, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их | Элементарные метафизика, физика, астрономия, естествознание,оптика, география, хронология, история, арифметика, геометрия, статика, механический труд, диалектическое искусство, риторика, поэзия, музыка, хозяйство, политика, этика |
Отрочество | Школа родного языка | в школе родного языка будут упражняться больше внутренние чувства, сила воображения и память с их исполнительными органами | чтение, письмо, рисование, пение, счет, измерение, взвешивание, запоминание различного материала |
Юность | Гимназия | развиваться понимание и суждения обо всем собранном ощущениями материале | диалектика, грамматика, риторика и остальные реальные науки и искусства, изучаемые посредством вопросов: что? почему? |
Зрелость | Академия | Развитие области воли и сохранение внутренней гармонии | Богословие, философия, юриспруденция |
9. Идеал свободного воспитания в педагогической теории Жан-Жака Руссо.
Проанализируйте представленный текст. Выделите этапы жизни и педагогической биографии Ж.-Ж. Руссо по следующей схеме:
Годы жизни (с… - по…) | Название и характеристика этапа | Изданные произведения |
1712-1742 | Подготовительный этап к исследовательской и просвятительской работе, мытарства Руссо по миру | Участие в «Энциклопедии» вместе с Д.Дидро |
1742-1761 | Работа в области искусств | «Рассуждение о науках и искусствах», пьеса «Нарцисс», опера «Деревенский колдун», «Рассуждение о неравенстве», «Письмо Даламберу о театральных представлениях», |
1762-1776 | Педагогические труды | «Общественный договор», |