Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2014 в 22:21, доклад
Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе - развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности.
Введение
3
Вопрос 1. Виды интерактивных методов обучения
4
Вопрос 2. Интерактивные методы обучения на уроках РКИ
6
Заключение
9
Литература
ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
имени С.М.КИРОВА
по дисциплине: Современные проблемы высшего профессионального образования
тема: «Использование интерактивных методов обучения на кафедре русского языка»
Выполнил(а) __преподаватель
кафедры русского языка
Хмура Е.А.
Санкт-Петербург, 2014
Содержание
Введение |
3 | |
Вопрос 1. Виды интерактивных методов обучения |
4 | |
Вопрос 2. Интерактивные методы обучения на уроках РКИ |
6 | |
Заключение |
9 | |
Литература |
10 |
.
Введение
Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе - развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности.
В современной педагогической практике разработаны и применяются несколько десятков новых стратегий, методов и приемов обучения, в том числе интерактивных. Современный педагог, независимо от преподаваемого предмета или учебной дисциплины, должен владеть необходимым запасом интерактивных методов обучения и уметь использовать их в учебном процессе.
1. Виды интерактивных методов обучения
Интерактивность означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося.
Интерактивные методы ориентированы на широкое взаимодействие курсантов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место преподавателя в интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).
Существует множество интерактивных методов обучения, и каждый преподаватель обязательно найдёт свой, применимый для конкретной специальности, для конкретной аудитории.
«Мозговая атака», «мозговой штурм» – это метод, при котором принимается любой ответ обучающегося на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов. «Мозговой штурм» – это простой способ генерирования идей для разрешения проблемы. Во время мозгового штурма участники свободно обмениваются идеями по мере их возникновения, таким образом, что каждый может развивать чужие идеи.
К интерактивным методам относятся презентации с использованием различных вспомогательных средств: доски, книг, видео, слайдов, компьютеров и т.п. Интерактивность обеспечивается процессом последующего обсуждения.
Кроме того, активно используется метод просмотра и обсуждения видеофильмов. На занятиях можно использовать как художественные, так и документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты.
Интересным методом является лекция с заранее запланированными ошибками, которая позволяет развить у обучаемых умение оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, выделять неверную и неточную информацию.
Каждое занятие по РКИ начинается с разминки. Разминка способствует развитию коммуникативных навыков (общению). Она должна быть уместна по содержанию, форме деятельности и продолжительности. Вопросы для разминки не должны быть ориентированы на прямой ответ, а предполагают логическую цепочку из полученных знаний, т.е. конструирование нового знания.
В свою очередь, дискуссия предусматривает обсуждение какого-либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения. Дискуссия является разновидностью спора, близка к полемике, и представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками.
Метод анализа конкретных ситуаций – это техника обучения, использующая описание реальных ситуаций и решения ситуационных задач: стандартных, критических, экстремальных. Метод способствует активизации обучающихся, стимулированию их успеха, подчеркиванию достижений участников. Обучающихся просят проанализировать конкретную ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них.
Интересный метод – деловая игра. Во время деловой игры имитируются реальные условия, отрабатываются конкретные специфические операции, моделируется соответствующий рабочий процесс.
2. Интерактивные методы обучения на уроках РКИ
Интерактивные методы обучения активно используются преподавателем РКИ, так как позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Интерактивные методы помогают установлению эмоциональных контактов между учащимися – эта задача особенно актуальна на подготовительном курсе и на первом курсе у курсантов, прибывших из стран ближнего зарубежья. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий при изучении РКИ. Ее необходимо использовать с первых шагов обучения, даже тогда, когда запас знаний еще минимален. Работа над произношением звуков, когда учащиеся не только должны сами правильно произносить отдельные звуки, слоги, а также слова, в составе которых есть эти звуки, но и контролировать правильность артикуляции и произношения другими учащимися, очень полезна и продуктивна.
Преподаватель в этом случае должен дать все необходимые инструкции по артикуляции того или иного звука, а затем только контролировать работу.
Активно используется на занятиях ролевая игра, которая представляет собой разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.
Ролевая игра проводится в небольших группах (3-5 участников). Участники получают задание на карточках (на доске, листах бумаги и т.д.), распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют всей группе.
Преподаватель может сам распределить роли с учетом характеров учащихся. Это прекрасный вид работы при отработке основных видов ИК и их эмоциональных реализаций.
Например:
- Как твоё здоровье, Иштван?
- Неважно.
- Действительно, ты плохо выглядишь сегодня.
- Я плохо спал ночью.
- Ты напрасно не вызвал доктора.
- Да, пожалуй, ты прав.
Одним из основных методов на занятиях РКИ является просмотр и обсуждение видеофильмов, прослушивание аудиоматериалов. Видеофильмы различного содержания можно использовать на любом из этапов занятий в соответствии с его темой и целью, а не только как дополнительный материал.
Перед показом фильма необходимо поставить перед обучаемыми несколько (3-5) ключевых вопросов. Это будет основой для последующего обсуждения. Можно останавливать фильм на заранее отобранных кадрах и проводить дискуссию.
В конце просмотра или лекции необходимо обязательно совместно со студентами подвести итоги и озвучить извлеченные выводы.
Прослушивание аудиоматериалов, таких как запись новостных программ, теледебаты, дискуссии и т.п. помогают учащимся приобрести необходимые навыки понимания быстрой и спонтанной речи.
В своей педагогической деятельности мы часто используем презентации с использованием различных вспомогательных средств: доски, книг, видео, слайдов, компьютеров и т.п.
Например, на первых занятиях слушателям предлагается несколько слайдов. Интерактивность состоит в том, что слушатель должен определить, что изображено на той или иной фотографии. При этом можно подготовить провоцирующие вопросы, на которые слушатель должен ответить без подготовки. Таким образом, в один интерактивный метод включается другой интерактивный метод.
Возможен и другой вариант работы со слайдами, но он возможен только при условии, что слушатель знает достаточное количество лексических единиц. Слушателю предлагается описать то, что он видит на фотографии (слайде).
Таким образом, преподавание РКИ невозможно без применения интерактивных технологий. Используя интерактивные технологии в своей практике, преподаватель помогает слушателям (курсантам) активно включаться в коммуникативный процесс, кроме того при использовании этих методов снимается определённый психологический барьер, который мешает слушателю коммуницировать.
Заключение
Использование интерактивных методов на занятиях РКИ – необходимость. Преподавание русского языка как иностранного предполагает практические занятия, на которых курсант не только изучает нормы русского языка, но и приобщается к культуре в целом. Для достижения быстрого положительного результата необходимо использовать интерактивные методы.
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является развитие коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана.
Литература
Информация о работе Использование интерактивных методов обучения на кафедре русского языка