Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 18:15, курсовая работа
В данной курсовой работе рассмотрены основные аспекты имиджа учителя и преподавателя права,взаимосвязь имиджа с успешным осуществлением педагогической деятельности.
Среди учащихся МОУ «Лицей №7» 6-х, 7-х, 8-х классов было проведено анкетирование, включающее 6 вопросов:
1. На что вы обращаете внимание при первой встрече с учителем?
2. Какие качества учителя (как преподавателя) вы цените больше всего?
3. Важно ли для вас как выглядит учитель?
4. Считаете ли вы, что учитель должен одеваться по последней моде?
5. Важны ли для вас личные качества учителя?
6. Как вы считаете, влияет ли имидж учителя на ваше отношение к предмету?
Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с нами всегда находятся родители, ученики, коллеги. Однако многие убеждены, что педагогические вузы должны прежде всего готовить специалиста, владеющего определенным набором знаний, умений, технологий, а человековедческим дисциплинам отводится второстепенная роль. Такое положение вещей приводит к тому, что молодой педагог не может работать с людьми, в том числе с учениками. Имидж своеобразный человеческий инструментарий, помогающий выстраивать отношения с окружающими.
Вот некоторые выдержки из ответов на первый вопрос (стиль сохраняется):
Важной частью имиджа педагога является и то, в какой мере ему присуще красноречие. Общаясь с учениками, учитель не должен забывать и о тоне, которым он разговаривает с другими людьми. От этого зависит не только эмоциональное состояние учеников, но и их работоспособность.
Вот несколько выдержек из высказываний учеников:
Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Учителю может не хватать самого важного аспекта личного успеха – привлекательности в глазах окружающих.
Необходимо подчеркнуть, что ученики высоко ценят учителя, имеющего чувство юмора. Вот что они пишут в своих анкетах:
В одежде учителя должен отражаться его высокий статус, так как между учениками и учителем должна возникать определенная дистанция.
Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, следует соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т. е. надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Настоящий учитель не станет одеждой подчеркивать свою привлекательность, он будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности, более важные во всех отношениях, чем внешность. Как же комментируют учащиеся ответы на вопросы о внешности и о моде?
Также ученики выделили и негативные качества у учителей, которые в целом способствуют как плохому усвоению материала, так и полной незаинтересованности в предмете. Вот некоторые из высказываний:
Все это конечно ведет к потере привлекательности учителя. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, что не интересен как личность. А без интереса к личности нет интереса к предмету (так считают психологи). Другое дело, что в последующем интерес к личности учителя угасает, а разгорается интерес к предмету. Интерес к личности учителя, таким образом – средство активизации интереса к предмету. Именно ученики дают энергию жизни учителю, а учитель дарит открытие “новых горизонтов”. Поэтому образ педагога должен вдохновлять. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая таким образом собственный имидж.
Построение имиджа, какой бы практически-ориентированной области это ни касалось, становится процедурой, которая поддается определенным обобщениям. Одна из немногих наук, которая позволяет нам увидеть направленность этого процесса, - семиотика, как наука о знаковых системах. Знак определяется как условное объединение формы и содержания в единую сущность. Примерами знаков может стать практически любое слово нашего естественного языка. Остановимся на основных процессах семиотических свойств в технологиях построения имиджа. Наиболее важные из них:
1. Движение к дистинктивным отличиям данного объекта от других.
2. Подчеркивание личностных характеристик, которые можно представить как введение имиджа лучшего или идеального учителя в понятие «свой», в отличие от понятия «чужой».
3. Вписывание имиджа «лучший или идеальный учитель» в семиотическое представление о лидере, отбор тех его характеристик, которые соответствуют этой идеализации.
4. Вписывание имиджа «лучший или идеальный учитель» в семиотическую модель уже реализованного лидера (учитель-новатор, мастер и т.п.), именно в модель, так как мы оперируем лидером как символом, а не как реальной личностью.
5. Вписывание имиджа «лучший или идеальный учитель» в модель поведения актера, а это более семиотически насыщенный объект, существом жизни которого вообще является порождение знаков.
6. Семиотическое использование других каналов восприятия, основным из которых выступает визуальный, при этом семиотизация визуальная отличается от вербальной, что обычно слабо учитывается.
7. Активное использование сопутствующих символизации в плане создания визуальных характеристик школы, коллектива и т.д.
8. Активное управление процессами массовой коммуникации, печатанием тех или иных статей, реакцией на те или иные мнения. Поскольку это вербальный поток, то он явно подчиняется процессам символизации.
9. Это борьба с автономными потоками коммуникации типа слухов, которые могут быть также принципиально символичны.
10. Символизация очень автономных сфер: одежды, прически, взгляда и т.п.
2.2 Профессиональные качества учителя
Широко известна и часто цитируется фраза К. Д. Ушинского о необходимости знать человека во всех его отношениях, чтобы воспитывать его во всех отношениях. Полтора века она актуализирует проблему всестороннего изучения педагогом своих подопечных. Гораздо меньше внимания уделяется в теории и на практике другой стороне вопроса: о необходимости педагога "оборотиться на себя", как потенциальный предмет профессионального преобразования.
К сожалению, у некоторых педагогов в сознании существует иллюзия возможности играть на своих учащихся . В то время как они не способны извлечь необходимые "звуки и мотивы" даже из себя. Технологичность как способность производить запланированные изменения, во многом обусловлена целостностью осознания себя как особого педагогического инструмента. Инструмента, способного не только производить позитивные изменения, но и становиться по отношению к другим людям орудием огромной разрушительной силы. Таким образом, перед педагогом встаёт задача грамотного предъявления и использования этого инструмента [9, c. 13].
Успешность работы педагога во многом зависит от степени осознания природы своего профессионально - личностного влияния на других людей и принятии на себя ответственности за последствия этого влияния. С этим связана необходимость профессионального самоощущения как знака, прочитываемого окружающими.
Пытаясь выстроить смысловой ряд, образующий семантическое поле термина "имидж", мы сразу обнаруживаем, что в русском языке существует немало других слов, выражающих формы восприятия обществом окружающих людей. Образ (в значении "вид", "облик") как "впечатление", или "наглядное представление", связанное с "ранее пережитым восприятием" или "воображаемое". От этого один шаг до "фантазий и домыслов" о сути человека, а от них - до кажущейся "мнимости" представления, родственной "мнению". Если собрать всё это воедино, мы оказываемся в пространстве другой реальности - символической, также являющейся органической частью человеческой культуры. Зачем же понадобилось вводить в уже существующий обширный лингвистический круг еще одно понятие "имидж"? Может быть, именно для того, чтобы более чётко обозначить необходимость гармонизации явления и сущности профессионального качества.
Развивая дальше это положение, определим имидж как осознанное явление (выражение вовне) сущности профессионального качества. Причем явление, принадлежащее символической реальности как цель и/или результат усилий, направленных на выявление определенных качеств субъекта и осознанную презентацию их целевой аудитории в условиях деловой или массовой коммуникации. Деятельность учителя, будучи публичной, предъявляет особые требования к такому профессиональному умению, как самопрезентация. Под этим словом понимается способность предъявить свои определенные качества той или иной аудитории с определенной целью. Например, школьный учитель утром выходит к ученикам, которые хотят видеть в нем одно; днем к нему на открытый урок приходят методисты, коллеги и администрация, и каждый со своими ожиданиями, а вечером - родительское собрание, на котором предстоит испытание придирчивыми взглядами взрослых людей.
Размышляя об отражении профессионального качества в имидже, особо стоит задуматься над его соответствием преподаваемой предметной области. Речь идёт о соотнесении "образа учебного предмета" и индивидуально-личностного стиля профессиональной деятельности учителя. В этом плане, очевидно, что словесник призван тщательно работать над культурой речи, красотой письма, манерой обращения с книгой. Преподаватель иностранного языка - не только над фонетикой, мелодикой, точностью произношения, но и над соответствием манеры общения, антуража, сопровождающих его появление в аудитории, культуре той или иной страны. Преподаватели физической культуры или валеологии - быть наглядными носителями здорового образа жизни. Школьный психолог не демонстрировать собственных комплексов в сфере межличностной коммуникации. В этом смысле трудно переоценить воспитательную значимость образа преподавателя или руководителя образования. Его имидж становится дополнительным технологическим средством включения механизмов подражания, заражения прелестью предмета, той или иной системой отношений между людьми, которые запечатлеваются порой в сознании (подсознании) человека на всю жизнь [3, c. 157].
Особо хочется подчеркнуть имиджевое значение моделирования и контроля в сфере развития функциональных и межличностных отношений, характерных для профессии. Так руководитель образовательного учреждения, свысока общающийся с родителями учащихся, преподаватель, систематически опаздывающий на занятия в системе повышения квалификации, не дающий вставить слово коллегам в процессе групповой работы, уже в какой- то мере демонстрирует свой непрофессионализм именно через систему привычных для него отношений.
Главное условие успешности педагогической деятельности – самоанализ. Постоянное теоретическое образование и практика – очевидные условия самоанализа. Результатом самоанализа становится проект обучающей деятельности. Иными словами, учитель планирует свое поведение на уроке, выбирает варианты общения с классом, прогнозирует возможные реакции учеников на собственные действия.
Известный методист П. А. Баранов выделил следующие важнейшие профессионально-педагогические умения учителя права и истории:
1. определять уровень личностного развития учащихся (сформированность их личностных функций);
2. ставить педагогические цели разной масштабности с учетом гуманитарных возможностей изучаемой темы;
3. видоизменять формы проведения урока, учебные задания и виды деятельности учеников с учетом поставленных перед уроком личностно- развивающих задач;
4. использовать разнообразные гуманитарные факторы обучения истории;
5. побуждать школьников к осмыслению философско - мировоззренческих выводов на основе изучаемого материала;