Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 01:30, контрольная работа
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.
Введение
Функции учителя
Требования учителя
Профессиональный потенциал педагога
Мастерство учителя
Заключение
Список литературы
Министерство образования и науки Украины
Одесский национальный университет им. И.И.Мечникова
Институт математики,
экономики и механики
Контрольная работа
на
тему: «Учитель современной
школы»
Введение
Заключение
Список литературы
Каждый учитель хочет,
чтобы его ученики хорошо учились, с интересом
и желанием занимались в школе. В этом
заинтересованы и родители учащихся. Но
подчас и учителям, и родителям приходится
с сожалением констатировать: «не хочет
учиться», «мог бы прекрасно заниматься,
а желания нет». В этих случаях мы встречаемся
с тем, что у ученика не сформировались
потребности в знаниях, нет интереса к
учению.
В чем сущность
потребности в знаниях? Как она возникает?
Как она развивается? Какие педагогические
средства можно использовать для формирования
у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы
волнуют многих педагогов и родителей.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно
учить, если он относится к учению и знаниям
равнодушно, без интереса. Поэтому интересы
учащихся надо формировать и развивать.
Рассматривая вопрос об интересе учащихся
к изучению математике, надо затронуть
такие очень важные вопросы этой проблемы
как: сущность интереса, его значение в
обучении, особенности подросткового
возраста и какие интересы им присущи.
Интерес школьников к учению является
определяющим фактором в процессе овладения
ими знаниями. Великие педагоги – классики
всех времен подчеркивали первостепенное
значение в обучении интереса, любви к
знаниям. Интересное обучение не исключает
умение работать с усилием, а, наоборот,
способствует этому.
Поэтому, одной из важнейших задач педагогов
должно быть – выявление имеющихся интересов,
развитие и воспитание интереса к знаниям
у школьников. Проблема интереса в обучении
не нова. Значение его утверждали многие
дидакты прошлого. В самых разнообразных
трактовках проблемы в классической педагогике
главную функцию его все видели в том,
чтобы приблизить ученика к учению, приохотить,
«зацепить» так, чтобы учение для ученика
стало желанным, потребностью, без удовлетворения
которой немыслимо его благополучное
формирование.
Главный вид этой
деятельности - учение, в процессе которого
происходит систематическое овладение
знаниями в предметных различных областях,
приобретение и совершенствование способов
(умений и навыков) познавательной деятельности,
трансформирование целей, выдвигаемых
обществом, школой, в мотивы деятельности
самого учения.
Личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс в школе, это учитель. Можно сказать и так: учитель (педагог, преподаватель, наставник, мастер) — человек, имеющий специальную подготовку и профес-
сионально занимающийся педагогической деятельностью. Здесь следует обра-
тить внимание на слово «профессионально». Непрофессионально педагогичес- кой деятельностью занимаются почти все люди, но только учителя знают, что, где и как нужно делать, умеют действовать в соответствии с педагогическими законами, несут в установленном порядке ответственность за качественное ис- полнение своего профессионального долга. При этом не принимается во вни- мание ни вероятностный характер результатов педагогического труда, ни па- раллельное влияние значительного количества педагогических факторов на эф- фективность обучения и воспитания, ни отдаленность проявления формируе-
мых качеств личности. Человек, вставший за учительский стол, ответственен за все, все знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительс-
кая должность. Какими будут результаты труда педагогов сегодня — таким бу- дет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.
Учительская работа относится к очень сложным видам человеческой дея- тельности. Но что именно делает учитель, большинство людей не совсем пони- мают, ограничиваясь указаниями на внешние, видимые характеристики его дея- тельности. Очень многое проясняется, если поставить вопрос так — чем отли-
чается учитель от других людей, не учителей? Только ли дипломом педагоги- ческого вуза? Пригласим в класс инженера. Он начнет объяснять школьникам основы своей науки, сообразуясь со здравым смыслом. Скорее всего, он будет просто копировать своих учителей: объяснять, давать упражнения, вызывать к доске, ставить оценки и т. д. На первый взгляд создается видимость нормаль-ной педагогической работы. Но только на первый и только видимость. От нас- тоящего учительского труда она отличается так же, как детская игра «в школу» от самой школы. Учитель знает, как. Это всегда на первом плане. Умение го- раздо важнее знания предмета. Конечно, математике может обучить только знающий математику. Но, боже мой, сколько компетентных математиков ока-
зались никудышными учителями. Попытайтесь профессионально ответить на вопрос: что делает учитель, какими словами выразить его главную педагоги- ческую функцию?
Педагогическая функция — предписанное педагогу направление примене-ния профессиональных знаний и умений. Конечно же, главными направления-ми приложения педагогических усилий являются обучение, образование, вос- питание, развитие и формирование учащихся. В каждом из них учитель выпол-
няет множество конкретных действий, так что функции его часто спрятаны и не всегда подразумеваются явно. Все же, посмотрев в корень педагогического де-ла, мы установим, что лежит в основе профессиональной педагогической дея- тельности и выясним: что главная функция учителя — управление процессами-
обучения, воспитания, развития, формирования. Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван учитель. И чем он отчетливее понимает эту свою главную функцию, тем больше самостоятель-
ности, инициативы, свободы предоставляет своим ученикам. Настоящий мастер своего дела остается в учебно-воспитательном процессе как бы «за кадром», за пределами свободно осуществляемого учениками, а на самом деле — управ-
ляемого педагогом выбора. Еще Сократ называл профессиональных педагогов «акушерами мысли», его учение о педагогическом мастерстве носит название «майэвтика», что в переводе означает «повивальное искусство». Не сообщать готовые истины, а помочь родиться мысли в голове ученика обязан знающий педагог. Следовательно, сердцевина педагогического труда в управлении всеми теми процессами, которые сопровождают становление человека. Сегодня в пе- дагогический словарь проникло понятие «менеджмент» (от англ, management —руководство, управление), обозначающее общее искусство управления про-
цессами, протекающими в различных системах. То, что делает учитель, всё ча-
ще за рубежом и у нас начинают называть «педагогическим менеджментом», а самого педагога —«менеджером» (воспитания, обучения, развития роста потен- циала и т. п.). Это, впрочем, никак не влияет на содержание его труда. Для того чтобы выяснить, что же на самом деле делает учитель, в чем характерная осо- бенность и своеобразие его труда, исследователями придуманы и реализованы десятки моделей. Рассмотрим одну из них, основанную на признании педагоги-
ческого управления главной функцией учителя. Для конкретизации функции управления используем понятие «педагогический проект», под которым будем дем понимать любое задуманное и доведенное до конца дело: урок, классный час, изучение темы или раздела, организацию викторины, олимпиады или «подвижной перемены», школьного праздника, акта милосердия или экологи- ческой экспедиции. Всеми этими делами педагог обязан управлять, и чем боль- ше тонкого, вдумчивого, грамотного управления, тем меньше ошибок, тем вы- ше эффективность.
Первая функция педагога, возникающая уже на стадии замысла проекта, — целеполагание. Цель, как известно, ключевой фактор педагогической дея- тельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда учителя и его учеников к их общему же результату. Сущность управленчес-
кого процесса и заключается в том, чтобы координировать действия по линии совпадения цель — результат, сводя к минимуму неизбежные рассогласова- ния в силу высокой динамичности и непредсказуемости поведения участни- ков педагогической системы. Управление процессом обучения основывается, прежде всего, на знании учащихся: уровне их подготовленности, возможнос-
тей, воспитанности, развития. Это достигается диагностированием (от греч. diagnosis — распознавание = dia — прозрачный + gnosis —знание). Без знания особенностей физического и психического развития школьников, уровня их умственной и нравственной воспитанности, условий классного и семейного воспитания и т.д. нельзя осуществить ни правильной постановки цели, ни выбрать средства ее достижения. Чтобы педагогика могла воспитывать чело-
века во всех отношениях, она должна и знать его во всех отношениях, подчёр- кивал К.Д. Ушинский. Вот почему педагогу следует в совершенстве владеть
прогностическими методами анализа педагогических ситуаций. Эти методы в большинстве случаев повторяют методы научного исследования, рассмотрен- ные выше.
В неразрывной связи с диагностированием осуществляется прогнозирова-
ние (от греч. prognosis — предвидение = pro — вперед + gnosis – знание). Оно
выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности
(рис. 9) в
имеющихся конкретных условиях и, исходя
из этого, определить стратегию своей
деятельности, оценить возможности получения
педагогическо- го продукта заданного
количества и качества. Педагог, не умеющий
загляды- вать вперед, не понимающий, к
чему он стремится, уподобляется бредущему
наугад путнику, который может достичь
цели только случайно.
Получив диагноз и опираясь на благоприятный прогноз, профессиональ-
ный педагог приступает к составлению проекта учебно-воспитательной дея- тельности. Проективная (проектировочная) функция учителя заключается в конструировании модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь