Учитель современной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 01:30, контрольная работа

Краткое описание

В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.

Оглавление

Введение

Функции учителя
Требования учителя
Профессиональный потенциал педагога
Мастерство учителя
Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

педагогика 1.docx

— 106.37 Кб (Скачать)

             Министерство   образования  и  науки  Украины

  Одесский   национальный  университет   им.  И.И.Мечникова

                    Институт   математики, экономики  и  механики 

                                                                                                            

                                                                                                                 Кафедра общей и

                                                                                                     социальной  психологии 

                                 

                               Контрольная  работа

                                     по   педагогике

          на  тему: «Учитель  современной  школы» 
 

                                                                                         Выполнила : студентка 4 курса

                                                                                   заочного  отделения психологии

                                                                                                           Полякова  А. А. 

                                                                                                   

                                                                                                              
 
 
 

                                                   Одесса   2011 г.

                                              План

         Введение

  1. Функции учителя
  2. Требования  учителя
  3. Профессиональный  потенциал  педагога
  4. Мастерство  учителя

    Заключение

    Список  литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                                   Введение

           Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. 
        В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.  Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать. Рассматривая вопрос об интересе учащихся к изучению математике, надо затронуть такие очень важные вопросы этой проблемы как: сущность интереса, его значение в обучении, особенности подросткового возраста и какие интересы им присущи. Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги – классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям. Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому. 

        Поэтому, одной из важнейших задач педагогов должно быть – выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у школьников. Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование. 
        Главный вид этой деятельности - учение, в процессе которого происходит систематическое овладение знаниями в предметных различных областях, приобретение и совершенствование способов (умений и навыков) познавательной деятельности, трансформирование целей, выдвигаемых обществом, школой, в мотивы деятельности самого учения.
 
 
 

        1.   Функции учителя

         Личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс в школе, это учитель. Можно сказать и так:  учитель (педагог, преподаватель, наставник, мастер) — человек, имеющий специальную подготовку и  профес-

сионально занимающийся педагогической деятельностью. Здесь следует обра-

тить внимание на слово «профессионально». Непрофессионально педагогичес- кой деятельностью занимаются почти все люди, но только учителя знают, что, где и как нужно делать, умеют действовать в соответствии с педагогическими законами, несут в установленном порядке ответственность за качественное ис- полнение своего профессионального долга. При этом не  принимается во вни- мание ни вероятностный характер результатов педагогического труда, ни  па- раллельное влияние значительного количества педагогических факторов на эф- фективность обучения и воспитания, ни отдаленность проявления формируе-

мых качеств личности. Человек, вставший за учительский стол, ответственен за все, все знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства  характеризуется  учительс-

кая должность. Какими будут результаты труда педагогов сегодня — таким бу- дет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которой так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.

        Учительская работа относится к очень сложным видам  человеческой дея- тельности. Но что именно делает учитель, большинство людей не совсем пони- мают, ограничиваясь указаниями на внешние, видимые характеристики его дея- тельности. Очень многое проясняется, если поставить вопрос так — чем  отли-

чается учитель  от других людей, не учителей? Только ли дипломом педагоги- ческого вуза? Пригласим в класс инженера. Он начнет объяснять школьникам основы своей науки, сообразуясь со здравым смыслом. Скорее всего, он будет просто копировать своих учителей: объяснять, давать упражнения, вызывать к доске, ставить оценки и т. д. На первый взгляд создается видимость  нормаль-ной педагогической работы. Но только на первый и только видимость. От  нас- тоящего  учительского труда она отличается так же, как детская игра «в школу» от самой школы. Учитель знает, как. Это всегда на  первом плане. Умение го- раздо важнее знания предмета. Конечно, математике может обучить только знающий математику. Но, боже мой, сколько компетентных математиков ока-

зались никудышными учителями. Попытайтесь профессионально ответить на вопрос: что делает учитель, какими словами выразить его главную  педагоги- ческую функцию?

     Педагогическая функция — предписанное педагогу направление  примене-ния профессиональных знаний и умений. Конечно же, главными  направления-ми приложения педагогических усилий являются обучение, образование, вос- питание, развитие и формирование учащихся. В каждом из них учитель выпол-

няет множество конкретных действий, так что функции его часто спрятаны и не всегда подразумеваются явно. Все же, посмотрев в корень педагогического де-ла, мы установим, что лежит в основе профессиональной педагогической  дея- тельности  и выясним: что главная функция учителя — управление процессами-

обучения, воспитания, развития, формирования. Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван учитель. И чем он отчетливее понимает эту свою главную функцию, тем больше самостоятель-

ности, инициативы, свободы предоставляет своим ученикам. Настоящий мастер своего дела остается в учебно-воспитательном процессе как бы «за кадром», за пределами  свободно осуществляемого учениками, а на самом деле — управ-

ляемого педагогом выбора. Еще Сократ называл профессиональных педагогов «акушерами мысли», его учение о педагогическом мастерстве носит название «майэвтика», что в переводе означает «повивальное  искусство». Не сообщать готовые истины, а помочь родиться мысли в голове ученика обязан знающий педагог. Следовательно, сердцевина педагогического труда в управлении всеми теми  процессами, которые сопровождают становление человека. Сегодня в  пе- дагогический словарь проникло понятие «менеджмент» (от англ, management —руководство, управление), обозначающее общее искусство управления про-

цессами, протекающими в различных системах. То, что делает учитель, всё  ча-

ще за рубежом и у нас начинают называть «педагогическим  менеджментом», а самого педагога —«менеджером» (воспитания, обучения, развития роста потен- циала и т. п.). Это, впрочем, никак не влияет на содержание его труда. Для того чтобы выяснить, что же на самом деле делает учитель, в чем характерная осо- бенность и своеобразие его труда, исследователями придуманы и реализованы десятки моделей. Рассмотрим одну из них, основанную на признании педагоги-

ческого управления главной функцией учителя. Для конкретизации функции управления используем понятие «педагогический проект», под которым  будем дем понимать любое задуманное и доведенное до конца дело: урок, классный час, изучение темы  или раздела, организацию викторины, олимпиады или «подвижной перемены», школьного праздника, акта милосердия или  экологи- ческой экспедиции. Всеми этими делами педагог обязан управлять, и чем боль- ше тонкого, вдумчивого, грамотного управления, тем меньше ошибок, тем вы- ше эффективность.

       Первая функция педагога, возникающая уже на стадии замысла проекта, — целеполагание. Цель, как известно, ключевой  фактор педагогической дея- тельности, она идеально предвосхищает и направляет движение общего труда учителя и его учеников к их общему же результату. Сущность  управленчес-

кого  процесса и заключается в том, чтобы  координировать действия по линии совпадения цель — результат, сводя к минимуму неизбежные  рассогласова- ния в силу высокой динамичности и непредсказуемости поведения  участни- ков педагогической системы. Управление процессом обучения основывается, прежде  всего, на знании учащихся: уровне их  подготовленности, возможнос-

тей, воспитанности, развития. Это достигается диагностированием (от греч. diagnosis — распознавание = dia — прозрачный + gnosis —знание). Без знания особенностей физического и психического развития  школьников, уровня их умственной и нравственной воспитанности, условий классного и семейного воспитания и т.д. нельзя осуществить ни правильной постановки  цели, ни выбрать средства ее достижения. Чтобы педагогика могла воспитывать чело-

века во всех отношениях, она должна и знать  его во всех отношениях, подчёр- кивал  К.Д. Ушинский. Вот почему педагогу следует в совершенстве  владеть

прогностическими  методами анализа педагогических  ситуаций. Эти методы в большинстве случаев повторяют методы научного исследования, рассмотрен- ные выше.

          В неразрывной связи с диагностированием осуществляется прогнозирова-

ние (от греч. prognosis — предвидение = pro — вперед + gnosis – знание). Оно

выражается в  умении учителя  предвидеть результаты своей деятельности

 (рис. 9)  в имеющихся конкретных условиях и, исходя из этого, определить стратегию своей деятельности, оценить возможности получения педагогическо- го продукта заданного количества и качества. Педагог, не умеющий  загляды- вать вперед, не понимающий, к чему он стремится, уподобляется бредущему наугад путнику, который может достичь цели только случайно.  

                                                               Рис.  9

        Получив диагноз и опираясь на благоприятный прогноз, профессиональ-

ный педагог приступает к составлению проекта учебно-воспитательной  дея- тельности. Проективная (проектировочная) функция учителя заключается в конструировании  модели предстоящей деятельности, выборе способов и средств, позволяющих в заданных условиях и в установленное время достичь

Информация о работе Учитель современной школы