Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 01:30, контрольная работа
В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.
Введение
Функции учителя
Требования учителя
Профессиональный потенциал педагога
Мастерство учителя
Заключение
Список литературы
ности развивающейся личности.
Нейтрализовать сильное напряжение, присутствующее в педагогическом процессе, помогает воспитателю чувство юмора. Недаром говорят: веселый педагог обучает лучше угрюмого. В его арсенале шутка, прибаутка, пословица, удачный афоризм, дружеская подковырка, улыбка — все, что позволяет создать в классе положительный эмоциональный фон, заставляет школьников смотреть на себя и на ситуацию с комической стороны.
Отдельно следует сказать о профессиональном такте педагога как особого рода умении строить свои отношения с воспитанниками. Педагогический такт- это соблюдение чувства меры в общении с учащимися. Такт — это концентри- рованное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Сердцевиной
педагогического такта выступает уважение к личности воспитанника. Понима- ние воспитуемых предостерегает учителя от бестактных поступков, подсказы- вая ему выбор оптимальных средств воздействия в конкретной ситуации.
Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессио- нальных. К последним обычно причисляются приобретаемые в процессе про- фессиональной подготовки, связанные с получением специальных знаний, уме- ний, способов мышления, методов деятельности. Среди них: владение предме-
том преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подго- товка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мас- терство, владение технологиями педагогического труда, организаторские уме- ния и навыки, педагогический такт, педагогическая техника, владение техноло- гиями общения, ораторское искусство и другие качества.
Научная увлеченность — обязательное учительское качество. Само по себе
оно не может и не имеет непосредственного значения, но без него невозможен
процесс нравственного воспитания. Научный интерес помогает учителю фор- мировать уважение к своему предмету, не терять научной культуры, видеть и учить видеть учащихся связь своей науки с общими процессами человеческого развития,
Любовь к своему профессиональному труду — качество, без которого не может быть педагога. Слагаемые этого качества —добросовестность и самоот-
верженность, радость при достижении воспитательных результатов, постоянно растущая требовательность к себе, к своей педагогической квалификации.
Личность современного учителя, воспитателя во многом определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентиро-
ваться в современном мире, должен много знать. Эрудированный педагог дол- жен быть и носителем высокой личной культуры. Хотим мы этого или нет, но
учитель всегда
являет собой наглядный образец
учащимся, образец этот должен быть
своеобразным эталоном того, как принято
и как следует себя вести.
Профессиональный потенциал (от лат. potencia — обобщенная способность, возможность, сила) — главная характеристика педагога. Это совокупность объединенных в систему естественных и приобретенных качеств, определяю-
щих способность педагога выполнять свои обязанности на заданном уровне. Профессиональный потенциал педагога можно определить и как спроектиро-
ванную на цель способность педагога ее реализовать: при этом соответственно речь идет о соотношении намерений и достижений. Профессиональный потен- циал может быть определен и как база профессиональных знаний, умений в единстве с развитой способностью педагога активно мыслить, творить, дейст- вовать, воплощать свои намерения в жизнь, достигать запроектированных ре- зультатов.
Профессиональный потенциал определяется как система естественных и приобретенных в процессе профессиональной подготовки качеств:
ППП = Пнеп + Пчип + Пдсп + Пдпд,
где
ППП — профессиональный потенциал педагога;
Пнеп — неизменяемая часть потенциала, обусловленная общими врожденными способностями личности;
Пчип — частично изменяемая (прогрессивная) часть потенциала,обусловленная естественными специальными способностями личности, развитием последних в процессе профессиональной подготовки и практической деятельности;
Пдсп — компонент потенциала, добавляемый специальной подготовкой в вузе (специальный);
Пдпд — часть потенциала, приобретаемая в процессе практической деятель-
ности педагога.
Система ППП содержит структурные части, под которыми понимаются крупные направления (аспекты) подготовки учителей и их профессиональной деятельности. Компоненты выделены по направлениям научных исследований, разрабатывающих проблему профессионального потенциала педагога.
Общая структура понятия «профессиональный потенциал» достаточно сложная и многоплановая. С одной стороны, ППП содержит в себе соотноше-ние ориентации как наклонности к педагогической деятельности и действитель- ной ситуации деятельности. При таком подходе подчеркивается значение при- обретенной и естественной способности к занятиям педагогической деятель- ностью. С другой стороны, ППП отражает отношение педагога к профессио- нальной деятельности. Это значит, что одних лишь способностей, даже когда они есть, мало для качественного выполнения профессиональных обязанностей.
С третьей стороны, ППП трактуется как возможность выполнять свой труд на уровне требований, налагаемых педагогической профессией, в сочетании с индивидуальным пониманием сущности педагогического процесса — стилем учебно-воспитательной деятельности. Наконец, с четвертой стороны, ППП —
это концентрирование приобретенных качеств, т.е. систем приобретенных в процессе подготовки знаний, умений, навыков, способов мышления и деятель-
ности.
Ближайшим по отношению к ППП общим понятием является педагогичес- кий профессионализм. Профессионализм сводится к способности рассчитывать течение педагогических процессов, предвидеть их последствия, опираясь при этом на знание общих обстоятельств, условий и конкретных причин. Иными словами, профессионализм — это умение мыслить и действовать профессио- нально.
Использование понятия профессионального потенциала помогает разоб- раться в иерархии понятий, его составляющих, достичь правильного выделения общих условий и конкретных факторов.
Общими структурными компонентами педагогического профессионального потенциала являются интеллектуальный, мотивационный, коммуникативный, операционный (или собственно профессиональный), творческий. Культурный, гуманистический, деятельностный и другие компоненты, обычно выделяемые в педагогических пособиях, должны рассматриваться как общие условия, в кото- рых протекает профессиональная деятельность педагога.
Существенно поясняет ситуацию использование понятия «идеальный пе- дагог». Идеальный педагог — образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне.
Идеальный педагог — образец для подражания, ориентир для подготовки и эталон для сравнения.
Следует обратить внимание на динамизм педагогических качеств. Оста-
ваясь неизменными по названию, они постоянно наполняются новым содержа-
нием. Поэтому конкретные особенности качеств идеального педагога должны подвергаться регулярному критическому анализу, иначе, окостенев в своем развитии, они будут выглядеть архаично и малопривлекательно для острых в своем восприятии действительности учащихся и студентов. Но дело не только в этом. Существенным недостатком до сих пор было то, что качества идеального педагога выступали абстрактными ориентирами и завышенными притязаниями.
Почти никогда они не ставали действительными
и за их полное, в соот- ветствии с идеалом,
формирование никто не брался. Теперь
же, спроектирован- ные как составляющие
профессионального потенциала педагога,
эти качества перестают быть благими пожеланиями,
поскольку выступают как цель его под-
готовки. Задавая последнюю диагностически,
т. е. так, чтобы ее компоненты можно было
честно определить, измерить, а затем и
проверить уровень сформи- рованности,
получаем реальную программу приближения
формирования педа- гога.
Если посмотреть на программу профессионального потенциала педагога практически, то здесь на первый план выдвигается интегральное качество — учительское мастерство. Определений педагогического мастерства столько, сколько есть желающих высказаться по этому поводу. Поражает то, что(абсурд-
ных определений нет) в любом из них подчеркивается какая-то новая изюмин-ка, проявляется неведомая грань многообразного умения, именуемого мас- терством. Мастерство — это «высокое и постоянно совершенствуемое искусст-
во воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по при- званию и любящему детей. Педагог мастер своего дела — это специалист высо-
кой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответст- вующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в воп- росах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий мето- дикой обучения и воспитания».
В педагогической теории исторически сложились два подхода к понима-
нию учительского мастерства. Первый связан с пониманием методов педагоги- ческого труда, второй базируется на утверждении, что личности педагога, а не методу принадлежит ведущая роль в воспитании. Но поскольку метод неотде-
лим от личности педагога, то никакого противопоставления тут нет, разница только в том, под каким углом зрения рассматривается мастерство — как метод через личность его реализующего или через личность педагога, реализующую метод.
Чтобы овладеть мастерством, надо многое знать и уметь. Надо знать законы и принципы воспитания, его слагаемые. Нужно уметь в совершенстве пользо-
ваться эффективными технологиями учебно-воспитательного процесса, пра- вильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, диагностировать, прог-
нозировать и проектировать процесс заданного уровня и качества.
Существует мнение, что подлинным мастером — учителем может стать лишь талантливый человек с определенным наследственным предрасположе-
нием. Учителем надо родиться.Есть и другие утверждения: массовая профессия не может стать привилегией особенно одаренных. Почти все люди (за исклю-
чением отдельных) наделены самой природой качествами воспитателей. Задача состоит в том, чтобы научить педагогическому мастерству.
Исследуя различные аспекты психологии труда учителя, Н.В. Кузьмина ут- верждает, что по-настоящему талантливых учителей не более 12%, основная масса — это мастера, сумевшие хорошо овладеть приемами обучения и воспи- тания и добивающиеся благодаря этому эффективности в работе.
Мастерство учителя выражается прежде всего в умении так организовать
организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний уча-щихся. Настоящий учитель всегда найдет нестандартный ответ на любой воп- рос, сумеет по-особому подойти к ученику, зажечь мысль, взволновать его. Та-
кой учитель глубоко знает свой предмет, перспективы развития той науки, ос- новы которой преподают, он знает современную литературу, новости культуры, спорта, умеет проанализировать международные события, он постоянный чита- тель популярных журналов, которые любят его воспитанники. Но одних знаний мало. Учитель может знать и любить предмет, но не владеть умением донести свои знания до учащихся.
Итак, мастер — это учитель, в совершенстве владеющий современными ме- тодами преподавания.
Можно ли этому научиться? Опыт многих учителей-мастеров показывает, что можно. Большинство учителей при желании и должных условиях в состоя-
состоянии овладеть основными современными приемами обучения. Путь к этому нелегок, требует напряженной систематической работы. Этапы этого пу- ти такие: наблюдение за работой мастеров, постоянное самообразование, изу-
чение специальной литературы, внедрение в собственную практику новых ме- тодов преподавания, самоанализ. Нельзя, конечно, механически перенимать опыт другого учителя.
Искусство учителя особенно проявляется в умении учить на уроках. Опыт- ный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке. Для него домашнее задание — это способ углубления, закрепления, расширения знаний. Секрет успеха опытных учителей состоит в умении управ-