Авторское право в современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2011 в 22:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является гражданско-правовая характеристика авторского права, основных принципов и понятий современного авторского права, а также анализ объектов авторского права.

Исходя из указанных целей, можно выделить следующие задачи:

1. дать понятие авторского права, охарактеризовать его и раскрыть сущность и значение,

2. охарактеризовать основные принципы и понятия современного авторского права,

3. рассмотреть объекты авторских прав, а также охраняемые и неохраняемые авторским правом произведения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОРСКОГО ПРАВА……………………………………………………………..……………..5

1.1. Понятие и признаки авторского права…………………………………….5

1.2. Сущность и значение авторского права……………………………………9

2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОНЯТИЯ СОВРЕМЕННОГО АВТОРСКОГО ПРАВА………………………………………………………...13

2.1. Общая характеристика основных принципов и понятий современного авторского права…………………………………………………………………13

2.2. Принцип свободы договора в законодательстве об авторском праве…..16

3. ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА………………………………………...20

3.1. Общая характеристика и признаки объектов авторского права………...20

3.2. Охраняемые и неохраняемые авторским правом произведения………..23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ АВТОРСКОЕ ПРАВО.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

                           
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОРСКОГО ПРАВА……………………………………………………………..……………..5

1.1. Понятие и признаки авторского права…………………………………….5

1.2. Сущность  и значение авторского права……………………………………9

2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ  И ПОНЯТИЯ СОВРЕМЕННОГО АВТОРСКОГО ПРАВА………………………………………………………...13

2.1. Общая характеристика основных принципов и понятий современного авторского права…………………………………………………………………13

2.2. Принцип свободы  договора в законодательстве об авторском праве…..16

3. ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО  ПРАВА………………………………………...20

3.1. Общая характеристика  и признаки объектов авторского права………...20

3.2. Охраняемые  и неохраняемые авторским правом произведения………..23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Актуальность  выбранной нами для исследования темы обусловлена, прежде всего, тем, что  в наше время интеллектуальная собственность  является особенно интенсивно развивающейся  сферой, и именно по этой причине оно нуждается в подробном изучении как исследователей, так и законодателей. Сегодня авторское право, нормы которого регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки и искусства, большинство видных юристов справедливо рассматривают в качестве особого института гражданского права. Институт авторского права заключает в себе специальные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Институтом этим охраняются не только имущественные интересы авторов, но также затрагивается и столь тонкая сфера, как интересы личные — нравственные и духовные. Вместе с тем затрагиваются интересы общественные — интересы культуры и просвещения. Все это делает авторское право специфичным институтом, очень нуждающимся в качественной и подробной регламентации. Именно поэтому данная тема не только не теряет свою актуальность, но и приобретает в некоторых своих аспектах все большую остроту.

      Данная  тема достаточно хорошо разработана, она рассматривалась в комментариях к законодательству, в различных публикациях и учебных пособиях. Разработкой этой темы занимались такие исследователи, как А. Н. Авдеева, Н. И. Добрякова, А. И. Земсков, Ю. Кочинев, Д. Липцик, Н. В. Макагонова, Е. А. Моргунова, Е. Павлова, М. М. Рассолов, И. В. Свечникова, Г. А. Соколова, С. А. Судариков, И. И. Турбина и многие другие. Нужно особенно отметить исследователей, стоявших у истоков российского авторского права. - Г.Ф. Шершеневича, И.В. Серебровского, В.И. Синайского.

      Целью данной курсовой работы является гражданско-правовая характеристика авторского права, основных принципов и понятий современного авторского права, а также анализ объектов авторского права.

     Исходя  из указанных целей, можно выделить следующие задачи:

1. дать понятие авторского права, охарактеризовать его и раскрыть сущность и значение,

2. охарактеризовать  основные принципы и понятия  современного авторского права,

3. рассмотреть  объекты авторских прав, а также охраняемые и неохраняемые авторским правом произведения.

      Данная  курсовая работа написана на основе анализа  различного рода источников по авторскому праву – публицистических материалов, учебных пособий, нормативных актов. Структура данной работы обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, включающих в себя шесть параграфов, и заключения. 
 
 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОРСКОГО ПРАВА 

1.1. Понятие и признаки авторского права 

      Авторское право как таковое появилось  в России лишь в начале XIX века – в этот период право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать. Прошедшие почти два столетия - это большой срок для развития отрасли права, но многие проблемы, поднимавшиеся тогда, актуальны и сегодня. В настоящее время авторское право регулируется частью четвертой Гражданского кодекса РФ, призванной регламентировать основания возникновения и порядок осуществления авторских, смежных с авторскими и иных прав, связанных с результатами интеллектуальной деятельности. Ранее авторское право регулировалось Законом РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах", утратившим силу в связи с применением Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ. Согласно вышеуказанному закону, авторскими правами назывались бессрочно охраняемые личные неимущественные права автора и охраняемые в течение его жизни, а также в течение семидесяти лет после его смерти имущественные (исключительные) права. При этом под автором понималось, как отмечает В.  Авдеев в своей статье «Автор произведения и авторские права» [21, 48], физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Согласно ныне действующему  Гражданскому кодексу РФ,  авторское право – это «интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства» [6, 16]. Теперь участниками регулируемых гражданских отношений являются граждане и юридические лица, под автором произведения подразумевается гражданин, творческим трудом которого оно создано. При этом «лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, на основании ст. 1257 ГК РФ будет считаться его автором, если не доказано иное» [6 ,15]. В объективном смысле авторское право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. В субъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства. Основной задачей авторского права является, с одной стороны, обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны, - интересов общества в целом, предоставление доступа к сокровищам мировой культуры. Как совокупность правовых норм, авторское право является составной частью гражданского права. Соответственно на авторско-правовые отношения распространяют свое действие общие положения гражданского права и, в первую очередь, положения обязательственного права, регулирующие права и обязанности сторон при заключении договоров на использование охраняемых авторским правом произведений. В частности, нормы обязательственного права регулируют такие вопросы, как права и обязанности сторон, участвующих в договоре, ответственность, наступающую в случае неисполнения договора и тому подобное. Обычными являются также условия об объеме правомочий на использование произведений, территория использования, срок использования.

      Объектами авторского права признаются лишь такие  произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками. Такими признаками являются творческий характер произведения и объективная форма его выражения. Это означает, что объект авторского права должен быть результатом именно творческого труда автора, и должен быть закреплён на материальном носителе (в письменной форме, в форме изображения, звуковой или видеозаписи, в объёмно-пространственной форме), также объект авторского права может быть выражен в устной форме, но в виде публичного исполнения. Так, например водные узоры,  которые образуются при работе фонтана,  являются результатом творческого труда автора, создавшего фонтан, но сами водные узоры не будут являться объектом авторского права, в этом случае охраняется только фонтан, поскольку он создан творческим трудом автора и имеет объективную объёмно–пространственную форму выражения (металл, камень) в отличие от водных узоров, создаваемых фонтаном. Если следовать определению некоторых исследователей, то можно определить творчество как «интеллектуальную деятельность, завершающуюся производящим актом, в результате которого появляются новые понятия, образы и (или) формы их воплощения, представляющие собой идеальное отражение объективной действительности» [15,54]. Показателем творческого характера произведения, по мнению большинства российских ученых, является его новизна. Новизна в данном случае рассматривается как синоним оригинальности произведения. Она может выражаться в новом содержании, в новой форме произведения, в новой идее, в новой научной концепции. В этом смысле всякое творческое произведение характеризуется оригинальностью, новизной, неповторимостью и уникальностью. В юридической литературе есть также точка зрения, согласно которой «новизна произведения должна считаться самостоятельным его признаком» [23, 74], но в авторском праве, охраняющем форму произведения, признак новизны как самостоятельный критерий его охраны является излишним, поскольку он полностью поглощается признаком творчества.

      Произведение  как результат творческой деятельности автора становится объектом авторского права лишь при условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме. Чтобы творческий результат приобрел общественную значимость и характер объекта авторского права, он должен быть воплощен в какой-либо объективной форме – письменной рукописи, машинописи, нотной записи, устной (публичное произнесение, публичное исполнение), звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической), изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр), объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение) или другой форме. Иными словами, произведение должно существовать в форме, которая отделена от личности автора и приобрела самостоятельное бытие. При этом для признания произведения объектом авторского права вовсе не требуется завершенности работы. Объективная форма выражения произведения тесным образом связана с возможностью его воспроизведения. Относительно характера данной связи в российской юридической литературе существуют две позиции. По мнению одной группы авторов, объективная форма и воспроизводимость произведения составляют единый признак охраноспособного произведения. То есть о воспроизводимости произведения нет необходимости говорить особо, так как само наличие у произведения объективной формы свидетельствует о возможности его воспроизведения. Другие ученые полагают, что воспроизводимость является самостоятельным признаком произведения или, что то же самое, закон охраняет только такие произведения, объективная форма которых обеспечивает возможность их воспроизведения без участия самого автора. Они признают, что произнесенные речи и доклады, исполненные музыкальные произведения и прочитанные устно стихотворения, даже если они нигде и никак не зафиксированы, существовали в объективной форме, иначе они не могли бы восприниматься другими людьми. Но, по мнению этой группы ученых, такая форма, не связанная с каким-либо материальным носителем, является «крайне неустойчивой, легко может быть утрачена и искажена» [18, 92].

      Также необходимо упомянуть о том, что ранее в советской юридической литературе было высказано мнение, что одним из критериев произведения должна считаться его общественная полезность. Но ст. 1259 части четвертой Гражданского кодекса РФ прямо указывает на то, что авторское право распространяется на все произведения «науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения» [6, 16]. Это говорит о том, что авторским правом в равной степени охраняются как высокохудожественные произведения, так и те произведения, художественные достоинства которых невысоки, тем более что оценка в данном случае была бы сугубо субъективна.  

1.2. Сущность  и значение авторского права 

      Говоря  о сущности авторского права, в первую очередь нужно подчеркнуть то, что оно охраняет форму воплощения идей, мыслей и образов автора в конкретном произведении независимо от его содержания. Целью законодательство об авторском праве является обеспечение владельцу авторских прав возможности использования охраняемого произведения по своему усмотрению в рамках действующего законодательства, а также возможности препятствия использованию охраняемого произведения другими лицами без его разрешения. Законодательство в области интеллектуальной собственности и, в частности, авторского права позволяет реализовать принцип справедливости, давая возможность владельцу исключительных прав получить вознаграждение за свой интеллектуальный труд. Тем самым оно стимулирует творческую деятельность людей. Ключевым понятием в авторском праве является понятие произведения. В законодательстве об авторском праве определения этого понятия нет. Наибольшее распространение среди юристов получила мысль о том, что произведение - это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения. Исходя из этого, можно выделить такой важный для сущностной характеристики авторского права аспект, как нематериальный характер произведения, так как  идеи, мысли и образы - сущности нематериальные, то произведение, как совокупность этих сущностей, также нематериально. В связи с этим следует различать собственно произведение и материальный носитель произведения. Одно и то же произведение может быть воспроизведено на разных носителях. Например, литературное произведение может быть воспроизведено на бумаге в виде книги или на электронном носителе: дискете или СD-диске. Но книга или диск - это не произведение, а только материальные носители. Также можно говорить о таком аспекте, как рассмотрение произведения как результата творческой деятельности автора. Авторское право распространяется не на любые произведения, а только на такие, которые являются результатом творческой деятельности автора. Творческая деятельность предполагает новизну результата. Следовательно, авторское право распространяется на новые, оригинальные, уникальные и неповторимые произведения. Следующая важная черта - конкретная объективная форма произведения. Для восприятия произведения людьми оно облекается автором в конкретную объективно существующую форму: письменную, устную, звуко- или видеозапись, изображение, объемно-пространственную и так далее – способы выражения могут быть различными, на это указывает часть 4 Гражданского кодекса РФ [6, 16]. Совокупность идей, мыслей и образов, не воплощенных в какой-либо объективной форме, не может быть воспринята другими людьми и не является произведением. Авторское право распространяется на произведения, которые можно воспроизвести без присутствия автора - если произведение невозможно воспроизвести известными способами без помощи автора, то такому произведению и не требуется правовая охрана. Авторское право распространяется только на воспроизводимые произведения. Из рассмотренного, таким образом, следует важный вывод: авторское право охраняет не идеи и мысли автора, а лишь форму их воплощения. Это значит, что научное произведение нормами авторского права охраняется так же, как и литературное произведение. Если те же идеи другой автор воплотит в новую форму, то это будет новое произведение, несмотря на то, что содержание осталось прежним.

      Говоря о значении авторского права, нельзя не сказать, прежде всего, о том, что  знание основополагающих положений авторского права как совокупности правовых норм важно не только для непосредственных творцов произведений литературы, науки и искусства, но и для значительной части лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. В первую очередь это касается предпринимателей, занимающихся использованием произведений литературы, науки и искусства, а также экспортных, импортных материальных носителей этих произведений (издательские, концертные, звукозаписывающие фирмы). Немаловажным представляется знание авторского права для организаций, занимающихся созданием и распространением программного обеспечения для компьютеров. В настоящее время повсеместно программное обеспечение, которое включает в себя не только алгоритмы и программы, но также и интегральные микросхемы, охраняется авторским правом. И, наконец, знание общих положений авторского права имеет значение для тех предприятий, которые занимаются производством наукоемкой продукции. Нередки случаи, когда работники таких организаций используют результаты совместного научного труда, в том числе итоговые работы научных учреждений для создания как новых самостоятельных работ, так и всякого рода компиляций. Конечно же, основополагающими для характеристики значения авторского права являются охрана произведений науки, литературы и искусства и защита прав авторов и правообладателей.

      Таким образом, в первой главе мы дали гражданско-правовую  характеристику авторского права –  раскрыли понятие, рассмотрели признаки, а также исследовали его сущность и значение. Авторское право претерпело за время своего существования значительные изменения:  первоначально (еще в начале XIX века) право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать. До недавнего времени авторское право регулировалось Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах", утратившим силу в связи с применением Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ [9]. Согласно ему, авторскими правами назывались бессрочно охраняемые личные неимущественные права автора и охраняемые в течение его жизни, а также в течение семидесяти лет после неё. Согласно ныне действующему  Гражданскому кодексу РФ,  авторское право – это «интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства» [6 ,15]. Теперь участниками регулируемых гражданских отношений являются граждане и юридические лица, под автором произведения подразумевается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Можно предположить, что в будущем понятие и сущность авторского права будет меняться в соответствии с реалиями времени.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Авторское право в современности