Авторское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 18:12, реферат

Краткое описание

Закон об авторском праве и смежных правах довольно полно раскрывает предмет правового регулирования, условия возникновения авторского права, сферу его действия, переход его к другим лицам. Особый раздел посвящен организационно-правовым вопросам, функциям и обязанностям организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе. Последняя часть содержит нормы, раскрывающие понятия нарушения авторских/смежных прав и способы защиты и обеспечения соответствующих исков.

Оглавление

1. Понятие, история возникновения авторского права. Правовые источники и институты. 3
2. Понятие объектов авторского права. Сфера его действия. 5
3. Виды объектов авторского права. 7
4. Критерии применимости авторского права. 12
5. Субъекты авторского права. Типология субъектов авторского права. 13
6. Права авторов произведений науки/литературы/искусства. 15
7. Защита авторских и смежных прав. 20
8. Охрана произведений российских авторов за рубежом. 22
Заключение. 22

Файлы: 1 файл

Author.doc

— 235.15 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский Государственный Университет Экономики и Финансов. 

Общеэкономический факультет. 

Кафедра хозяйственного права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему: "Авторское право". 
 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнил:

                    Студент гр.214

                    Дубров С.В.

                    Проверил:

                    Юркан И.Ю. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Санкт-Петербург, 1999.

 

Содержание:

1. Понятие, история возникновения авторского права. Правовые источники и институты. 3

2. Понятие объектов авторского права. Сфера его действия. 5

3. Виды объектов авторского права. 7

4. Критерии применимости авторского права. 12

5. Субъекты авторского права. Типология субъектов авторского права. 13

6. Права авторов произведений науки/литературы/искусства. 15

7. Защита авторских и смежных прав. 20

8. Охрана произведений российских авторов за рубежом. 22

Заключение. 22

 

 
 1. Понятие, история возникновения авторского права. Правовые источники и институты.

    В настоящее время авторское право представляет не разрозненную совокупность действующих на определенный момент времени нормативных актов, а достаточно сложную и целостную систему. Центральное место среди нормативных актов, регулирующих авторское право, занимает Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 09.07.1993. им регулируются две большие группы отношений: отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, искусства, литературы, которые и составляют предмет регулирования авторского права,  и отношения, связанные с созданием и использованием фонограмм, постановок, организации телерадиовещания - так называемые "смежные" права.

    Закон об авторском праве и смежных правах довольно полно раскрывает предмет правового регулирования, условия возникновения авторского права, сферу его действия, переход его к другим лицам. Особый раздел посвящен организационно-правовым вопросам, функциям и обязанностям организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе. Последняя часть содержит нормы, раскрывающие понятия нарушения авторских/смежных прав и способы защиты и обеспечения соответствующих исков.

    Конечно, требуется пояснить само понятие предмета, который регулирует авторское право. Этим предметом является интеллектуальная собственность. Это понятие достаточно широко, но в то же время довольно неконкретно и размыто, что позволяло возникать спорам об уместности его применения в юриспруденции.

    Происхождение этого  термина обычно связывают с французским законодательством XVIII века, чей подход к понятию опирался на теорию естественного права французских просветителей. Согласно этой теории, право создателя любого творческого результата является его неотъемлемым правом, возникающим из самой природы творческой деятельности, и не зависит  от признания. Далее теория охраны прав создателей и изобретателей получила распространение во многих странах мира.

    Свое логическое завершение этот подход нашел в теории интеллектуальных прав, в соответствии с которым права авторов и изобретателей признавались правами особого рода, вне классического деления на вещные, обязательные и личные.

    В настоящее время Россия участвует во многих международных соглашениях, среди которых важное место занимает Конвенция, учреждавшая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, от 14.07.1967. В ней указывается, что интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к:

  • литературным/художественным/научным произведениям
  • исполнительной деятельности артистов, звукозаписи, телерадиовещанию
  • изобретениям во всех областях человеческой деятельности
  • научным открытиям
  • промышленным образцам
  • товарным знакам, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям
  • защите против недобросовестной конкуренции.

И в Конвенции, и в ГК РФ термин "интеллектуальная собственность" используется в собирательном смысле. Таким образом, в настоящее время под этим понятием понимается совокупность прав как личного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной и в первую очередь творческой деятельности и на некоторые приравненные к ним объекты.

    Таким образом, нормы ГК РФ, относящиеся к интеллектуальной собственности, образуют особую подотрасль гражданского права, которую можно разделить на 4 относительно самостоятельных правовых института.

    Прежде всего, необходимо выделить институт авторского права и смежных прав. Он обеспечивает выполнение функций авторского права, среди которых чаще всего называют две:

  • стимулирование деятельности по созданию произведений науки, искусства, литературы. В этих целях авторское право способствует созданию условий для занятий творческим трудом, обеспечивает правовое признание и защиту достигнутых творческих результатов, закрепление за авторами прав на использование созданных ими произведений, получение доходов и т.д.
  • создание условий для широкого использования произведений в интересах общества.

    Такие несколько противоречивые функции и задачи авторского права тесно связаны с его принципами, которые пронизывают все содержание  системы авторского права, воплощаются в субъективных правах и юридических обязанностях участников авторских правоотношений. К числу основных принципов авторского права можно отнести:

  • принцип свободы творчества, который закреплен непосредственно 44 ст. Конституции РФ. Он предполагает творческий поиск в любом направлении, с любой темой, независимо от назначения произведения и, соответственно, запрещает цензуру
  • сочетание личных интересов автора с интересами общества. Он определяет меру монопольного права использования автором своих произведений не в ущерб обществу. Полная монополия сохраняется, конечно, только касаемо не обнародованных произведений. В остальном, признается право граждан РФ участвовать в культурной жизни и пользоваться достижениями культуры
  • положение о неотчуждаемости личных неимущественных прав. Эти права не могут перейти к другим лицам даже при согласии автора. К этим правам относятся право на имя, авторство, защиту репутации. В то же время имущественные права авторов могут передаваться другим лицам по авторскому договору в силу закона
  • принцип свободы авторского договора, который исключает появление в авторском договоре откровенно "кабальных" условий для автора, в то же время обеспечивая его определенным набором прав.

    Другими правовыми институтами являются институт патентного права, институт фирменных наименований и товарных знаков и институт нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности.

    В заключение можно сказать, что Российское законодательство включает в себя довольно полную совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения в области авторства и использования произведений.

2. Понятие объектов авторского права. Сфера его действия.

    Объектами авторского права являются произведения. Действующее законодательство не содержит официального определения произведения. Согласно ст. 6 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", авторское право распространяется на произведения науки/искусства/литературы, являющиеся результатом творческой деятельности независимо от назначения и достоинств произведения. В связи с этим существует множество определений этого понятия. Наибольшее распространение получило определение, сформулированное В.И. Серебровским: "Произведение - это совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения".

    В любых определениях подчеркивается, что произведение - благо нематериальное. Оно является результатом мыслительной деятельности человеческого мозга, который может производить только нематериальные объекты. Вследствие этого важно различать само произведение и вещественную форму его воплощения. Связь произведения с его материальным носителем может быть неразрывной: картина или скульптура являются объектами регулирования как авторского права, так и права собственности.

    Авторское право не связано с правом собственности на материальный объект, в котором оно выражено. Исключением можно считать изобразительное искусство: при передаче права собственности к приобретателю переходят отдельные авторские права. Автору произведения обеспечивается лишь право доступа.

    Таким образом, объектами авторского права признаются произведения, но только те из них, которые обладают предусмотренными законом признаками: творческий характер произведения и объективная форма его выражения.

    Показателем творческого характера произведения, по мнению большинства российских ученых, является его новизна, причем этому понятию придаются множественные значения: оригинальность, творческая самостоятельность. Попытки выделить новизну произведения в обособленный критерий ни к чему не привели: авторское право охраняет форму произведения, причем понятие приоритетности (его новизны) авторскому праву чуждо.

    Результат творчества становится объектом авторского права, когда он выражен в какой-либо объективной форме, которая отделена от личности автора. При этом абсолютно не учитывается завершенность произведения (защищаются эскизы, наброски, планы и иные промежуточные результаты). Что же касается художественных достоинств того или иного произведения, то в советской юридической литературе высказывалось мнение, что одним из важнейших критериев правоспособности произведения должна считаться его общественная полезность. Однако эта позиция в науке поддержки не получила, и была отвергнута большинством ученых. Кроме того, в законе "Об авторских и смежных правах" прямо указывается на то, что авторское право распространяется на все произведения, независимо от их художественных достоинств. Иное решение этого вопроса открыло бы широкие возможности для субъективизма в оценке тех или иных произведений, так как считается невозможным выявить объективные критерии художественной ценности произведения.

    Некоторые правоотношения возникают лишь тогда, когда выполнены некие необходимые формальности. Для возникновения, осуществления и охраны авторского права не требуется регистрации произведения, другого специального оформления произведения, или соблюдения иных формальностей. В соответствии с законодательством, авторское право порождается самим фактом появления произведения, причем если возникает спор о признании данного объекта человеческой деятельности произведением, данный вопрос разрешается в судебном порядке.

    Кроме того, объектом авторского права является не только произведение в целом, но и его часть, включая название, которая является результатом творческой деятельности человека и может быть использована самостоятельно (ст. 6, п. 3). В связи с этим, большое значение имеет выделение у произведения "юридически значимых" и "юридически безразличных" частей. В российской юридической литературе эта проблема наиболее полно исследована в работах В.Я. Ионаса. Им были предложены две группы элементов произведения. К юридически безразличным, то есть неохраняемым, элементам произведения были отнесены тема, материал произведения, сюжетное ядро, идейное содержание. К содержанию произведения, которое не охраняется авторским правом, относится и его название (заголовок), кроме тех случаев, когда оно является оригинальным и отражает самобытность автора.

    Что же касается значимых (охраняемых) элементов произведения, то к ним относятся образы и язык произведения. Оба элемента считаются не воспроизводимыми без согласия автора и указания источника в первом случае, и цитирования во втором.

Информация о работе Авторское право