Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 18:12, реферат
Закон об авторском праве и смежных правах довольно полно раскрывает предмет правового регулирования, условия возникновения авторского права, сферу его действия, переход его к другим лицам. Особый раздел посвящен организационно-правовым вопросам, функциям и обязанностям организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе. Последняя часть содержит нормы, раскрывающие понятия нарушения авторских/смежных прав и способы защиты и обеспечения соответствующих исков.
1. Понятие, история возникновения авторского права. Правовые источники и институты. 3
2. Понятие объектов авторского права. Сфера его действия. 5
3. Виды объектов авторского права. 7
4. Критерии применимости авторского права. 12
5. Субъекты авторского права. Типология субъектов авторского права. 13
6. Права авторов произведений науки/литературы/искусства. 15
7. Защита авторских и смежных прав. 20
8. Охрана произведений российских авторов за рубежом. 22
Заключение. 22
Санкт-Петербургский
Государственный Университет Экономики
и Финансов.
Общеэкономический
факультет.
Кафедра
хозяйственного права.
Реферат
на тему: "Авторское право".
Выполнил:
Студент гр.214
Дубров С.В.
Проверил:
Юркан
И.Ю.
Санкт-Петербург, 1999.
Содержание:
1. Понятие, история возникновения авторского права. Правовые источники и институты. 3
2. Понятие объектов авторского права. Сфера его действия. 5
3. Виды объектов авторского права. 7
4. Критерии применимости авторского права. 12
5. Субъекты авторского права. Типология субъектов авторского права. 13
6. Права авторов произведений науки/литературы/искусства. 15
7. Защита авторских и смежных прав. 20
8. Охрана произведений российских авторов за рубежом. 22
Заключение. 22
1. Понятие, история возникновения
авторского права. Правовые источники
и институты.
В настоящее время авторское право представляет не разрозненную совокупность действующих на определенный момент времени нормативных актов, а достаточно сложную и целостную систему. Центральное место среди нормативных актов, регулирующих авторское право, занимает Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 09.07.1993. им регулируются две большие группы отношений: отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, искусства, литературы, которые и составляют предмет регулирования авторского права, и отношения, связанные с созданием и использованием фонограмм, постановок, организации телерадиовещания - так называемые "смежные" права.
Закон об авторском праве и смежных правах довольно полно раскрывает предмет правового регулирования, условия возникновения авторского права, сферу его действия, переход его к другим лицам. Особый раздел посвящен организационно-правовым вопросам, функциям и обязанностям организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе. Последняя часть содержит нормы, раскрывающие понятия нарушения авторских/смежных прав и способы защиты и обеспечения соответствующих исков.
Конечно, требуется пояснить само понятие предмета, который регулирует авторское право. Этим предметом является интеллектуальная собственность. Это понятие достаточно широко, но в то же время довольно неконкретно и размыто, что позволяло возникать спорам об уместности его применения в юриспруденции.
Происхождение этого термина обычно связывают с французским законодательством XVIII века, чей подход к понятию опирался на теорию естественного права французских просветителей. Согласно этой теории, право создателя любого творческого результата является его неотъемлемым правом, возникающим из самой природы творческой деятельности, и не зависит от признания. Далее теория охраны прав создателей и изобретателей получила распространение во многих странах мира.
Свое логическое завершение этот подход нашел в теории интеллектуальных прав, в соответствии с которым права авторов и изобретателей признавались правами особого рода, вне классического деления на вещные, обязательные и личные.
В настоящее время Россия участвует во многих международных соглашениях, среди которых важное место занимает Конвенция, учреждавшая Всемирную организацию интеллектуальной собственности, от 14.07.1967. В ней указывается, что интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к:
И в Конвенции, и в ГК РФ термин "интеллектуальная собственность" используется в собирательном смысле. Таким образом, в настоящее время под этим понятием понимается совокупность прав как личного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной и в первую очередь творческой деятельности и на некоторые приравненные к ним объекты.
Таким образом, нормы ГК РФ, относящиеся к интеллектуальной собственности, образуют особую подотрасль гражданского права, которую можно разделить на 4 относительно самостоятельных правовых института.
Прежде всего, необходимо выделить институт авторского права и смежных прав. Он обеспечивает выполнение функций авторского права, среди которых чаще всего называют две:
Такие несколько противоречивые функции и задачи авторского права тесно связаны с его принципами, которые пронизывают все содержание системы авторского права, воплощаются в субъективных правах и юридических обязанностях участников авторских правоотношений. К числу основных принципов авторского права можно отнести:
Другими правовыми институтами являются институт патентного права, институт фирменных наименований и товарных знаков и институт нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности.
В заключение можно сказать, что Российское законодательство включает в себя довольно полную совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения в области авторства и использования произведений.
2. Понятие объектов авторского права. Сфера его действия.
Объектами авторского права являются произведения. Действующее законодательство не содержит официального определения произведения. Согласно ст. 6 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", авторское право распространяется на произведения науки/искусства/литературы, являющиеся результатом творческой деятельности независимо от назначения и достоинств произведения. В связи с этим существует множество определений этого понятия. Наибольшее распространение получило определение, сформулированное В.И. Серебровским: "Произведение - это совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения".
В любых определениях подчеркивается, что произведение - благо нематериальное. Оно является результатом мыслительной деятельности человеческого мозга, который может производить только нематериальные объекты. Вследствие этого важно различать само произведение и вещественную форму его воплощения. Связь произведения с его материальным носителем может быть неразрывной: картина или скульптура являются объектами регулирования как авторского права, так и права собственности.
Авторское право не связано с правом собственности на материальный объект, в котором оно выражено. Исключением можно считать изобразительное искусство: при передаче права собственности к приобретателю переходят отдельные авторские права. Автору произведения обеспечивается лишь право доступа.
Таким образом, объектами авторского права признаются произведения, но только те из них, которые обладают предусмотренными законом признаками: творческий характер произведения и объективная форма его выражения.
Показателем творческого характера произведения, по мнению большинства российских ученых, является его новизна, причем этому понятию придаются множественные значения: оригинальность, творческая самостоятельность. Попытки выделить новизну произведения в обособленный критерий ни к чему не привели: авторское право охраняет форму произведения, причем понятие приоритетности (его новизны) авторскому праву чуждо.
Результат творчества становится объектом авторского права, когда он выражен в какой-либо объективной форме, которая отделена от личности автора. При этом абсолютно не учитывается завершенность произведения (защищаются эскизы, наброски, планы и иные промежуточные результаты). Что же касается художественных достоинств того или иного произведения, то в советской юридической литературе высказывалось мнение, что одним из важнейших критериев правоспособности произведения должна считаться его общественная полезность. Однако эта позиция в науке поддержки не получила, и была отвергнута большинством ученых. Кроме того, в законе "Об авторских и смежных правах" прямо указывается на то, что авторское право распространяется на все произведения, независимо от их художественных достоинств. Иное решение этого вопроса открыло бы широкие возможности для субъективизма в оценке тех или иных произведений, так как считается невозможным выявить объективные критерии художественной ценности произведения.
Некоторые правоотношения возникают лишь тогда, когда выполнены некие необходимые формальности. Для возникновения, осуществления и охраны авторского права не требуется регистрации произведения, другого специального оформления произведения, или соблюдения иных формальностей. В соответствии с законодательством, авторское право порождается самим фактом появления произведения, причем если возникает спор о признании данного объекта человеческой деятельности произведением, данный вопрос разрешается в судебном порядке.
Кроме того, объектом авторского права является не только произведение в целом, но и его часть, включая название, которая является результатом творческой деятельности человека и может быть использована самостоятельно (ст. 6, п. 3). В связи с этим, большое значение имеет выделение у произведения "юридически значимых" и "юридически безразличных" частей. В российской юридической литературе эта проблема наиболее полно исследована в работах В.Я. Ионаса. Им были предложены две группы элементов произведения. К юридически безразличным, то есть неохраняемым, элементам произведения были отнесены тема, материал произведения, сюжетное ядро, идейное содержание. К содержанию произведения, которое не охраняется авторским правом, относится и его название (заголовок), кроме тех случаев, когда оно является оригинальным и отражает самобытность автора.
Что же касается значимых (охраняемых) элементов произведения, то к ним относятся образы и язык произведения. Оба элемента считаются не воспроизводимыми без согласия автора и указания источника в первом случае, и цитирования во втором.