Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 18:12, реферат
Закон об авторском праве и смежных правах довольно полно раскрывает предмет правового регулирования, условия возникновения авторского права, сферу его действия, переход его к другим лицам. Особый раздел посвящен организационно-правовым вопросам, функциям и обязанностям организаций, управляющих имущественными правами на коллективной основе. Последняя часть содержит нормы, раскрывающие понятия нарушения авторских/смежных прав и способы защиты и обеспечения соответствующих исков.
1. Понятие, история возникновения авторского права. Правовые источники и институты. 3
2. Понятие объектов авторского права. Сфера его действия. 5
3. Виды объектов авторского права. 7
4. Критерии применимости авторского права. 12
5. Субъекты авторского права. Типология субъектов авторского права. 13
6. Права авторов произведений науки/литературы/искусства. 15
7. Защита авторских и смежных прав. 20
8. Охрана произведений российских авторов за рубежом. 22
Заключение. 22
К
числу объектов, не охраняемых авторским
правом, относятся, прежде всего, те из
них, которые не обладают хотя бы одним
из указанных в законе признаков произведения
литературы/науки/искусства. Так, не охраняются
объекты работы, имеющей чисто технический
аспект: железнодорожные расписания, телефонные
справочники, адресные книги, при условии,
что составителем не был применен какой-либо
оригинальный способ сортировки/поиска/
В
добавление к вышеизложенному можно сказать,
что российское авторское право охраняет
лишь внешнюю форму произведения, а не
его содержание. Это нашло отражение в
ст. 6 п. 4 Закона РФ "Об авторском праве
и смежных правах", которая гласит, что
авторское право не распространяется
на идеи/методы/системы/процессы/
Кроме того, существуют произведения, обладающие всеми необходимыми признаками, но не включенные в сферу действия в силу различных причин. Среди них можно выделить:
3. Виды объектов авторского права.
Круг охраняемых законом произведений достаточно широк. Произведения различаются по форме, способам их воспроизведения, степени самостоятельности, видам использования и целому ряду других оснований. Различия между произведениями учитываются при их охране и сказываются на их правовом режиме. Вследствие этого системное структурирование произведений имеет большое значение. Наиболее распространено деление на: произведения науки/литературы/искусства.
Нередко в теории авторского права утверждается, что авторским правом охраняются лишь те результаты творческой деятельности, которые "непосредственно относятся к области науки, литературы и искусства".
В то же время становится ясным, что эти понятия используются не в своем прямом значении: если под литературой понимать любое произведение, выраженное в словесной форме, то такие понятия накладываются друг на друга. Специальное выделение произведений литературы имеет смысл лишь тогда, когда этим термином охватываются произведения, не являющиеся объектами науки или искусства. Так, произведениями науки могут и должны считаться любые произведения, основной задачей которых является выработка и систематизация объективных знаний о действительности, включая произведения научной литературы. Произведениями литературы считаются объекты художественного творчества, выраженные в словесной форме. И, наконец, к произведениям искусства относятся все остальные произведения художественного творчества, включая произведения архитектуры, живописи, графики, скульптуры, музыки, кино, театра и других.
Такое деление является достаточно общим, и вследствие этого закрепленный Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах" перечень охраняемых произведений носит более обширный характер:
В более полном определении литературное произведение охватывает не только литературно-художественные, но и научные, учебные, публицистические и иные работы. Оно может быть зафиксировано на любом материальном носителе. Вследствие этого законом охраняются и
Правовая охрана таких произведений тесно связана с обеспечением конституционного права граждан на неприкосновенность их личной жизни. Критерием правовой охраны является лишь частный характер содержащихся в них сведений. Для опубликования писем, дневников требуется согласие автора, в случае с письмами - и согласие адресата. В случае смерти кого-либо из указанных лиц согласие может быть получено от супруга или детей умершего.
Интервью становится охраняемым законом произведением только в случае приобретения им оригинальной формы благодаря тщательно продуманной композиции и индивидуальному стилю. Творческий характер участников интервью определяется активностью их вклада в создание оригинальной атмосферы, настроя и т.д. поэтому чаще всего именно соавторство определяет авторские права на интервью.
Авторство дискуссии как формы обсуждения поставленной журналистом проблемы признается за журналистом, который хотя и не принимает ярко выраженного участия, но организует и подает материал, определяет замысел дискуссии, придает ей оригинальную форму и выраженный творческий характер.
Довольно своеобразным правовым режимом обладают письма в редакцию. В отличие от частных, письма в редакции газет и журналов могут быть последними опубликованы, за исключением случаев, когда в письме содержится прямой запрет на опубликование. Ранее такой вид литературных произведений прямо не указывался в законе, но теперь, согласно ст. 42 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", "письмо, адресованное в редакцию, может быть использовано в материалах и сообщениях данного СМИ, если при этом не искажается смысл письма и не нарушаются постановления настоящего Закона". Однако важно и то, что письма в редакцию чаще всего непрофессиональные произведения. Они могут содержать интересный материал, который подан в неприемлемой для печати форме. Поэтому они нередко подвергаются редакторской обработке. Если в письме не казаны запреты автора на печать, внесение изменений, купюры, то редакция имеет право доработать материал, не изменяя, однако, его смысла. Целесообразным является согласование с автором доработанного варианта письма.
Объектами авторского права признаются все драматические произведения во всех их жанровых разновидностях, методах сценического воплощения и формах объективного выражения.
Музыкальным признается произведение, в котором художественные образы выражаются с помощью звуков. Для того чтобы являться объектом авторского права, оно должно носить творческий характер независимо от назначения и достоинств.
Под аранжировкой понимается переложение музыкального произведения, написанного для определенных голосов, инструментов. Разновидностью аранжировки является оркестровка, т.е. переложение музыкального произведения, написанного для одного инструмента, для исполнения оркестром.
Охраняется авторским правом и такое своеобразное музыкальное произведение, как вариации, т.е. такая переделка музыкального произведения, при которой основная музыкальная тема оригинала остается узнаваемой.
Среди объектов авторского права названы сценарии, по которым ставятся фильмы, балетные спектакли, массовые представления.
К произведениям такого рода относится широкий круг кино- теле- видеопроизведений, которые рассчитаны на одновременное визуальное и слуховое восприятие. Они являются синтезом различных произведений и творческим результатом работы многих людей - художников, композиторов, актеров и проч. Некоторые компоненты могут иметь самостоятельное творческое и ценностное значение, и выделяются как независимые объекты авторского права. Другие компоненты (режиссура, работа оператора) не поддаются обособлению и не могут использоваться самостоятельно.
Так как такие произведения являются результатом деятельности коллектива людей, возникает вопрос о признании их соавторства в их создании. Настоящее законодательство в соответствии со ст. 13 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" признает авторство только за тремя лицами: режиссером-постановщиком, сценаристом и автором оригинальной музыки.
К ним закон относит произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, комиксы, графические рассказы, произведения монументального и в значительной степени декоративно-прикладного искусства.
Важнейшей особенностью произведений изобразительного искусства является неразрывная связь произведения с его материальным носителем. Поэтому особенно важно разграничивать право собственности на картину или скульптуру и авторское право на само произведение. Авторское право на произведение содержит возможность его публичный показ. Собственник же обязан обеспечить неприкосновенность произведения изобразительного искусства, не вправе вносить какие-либо изменения в него и обязан не препятствовать автору в осуществлении его прав.
Произведения изобразительного искусства могут не только воспроизводиться, но и воссоздаваться в своей оригинальной предметной форме. Вопрос о правовом режиме таких копий решается в соответствии с нормами авторского права. Снятие копий с таких произведений возможно лишь с согласия автора или его правопреемников, а в некоторых случаях - с согласия собственника. Произведения, в отношении которых истекли сроки охраны, и находящиеся в публичном месте, могут копироваться без чьего-либо разрешения.
Такие произведения являются разновидностью произведений изобразительного искусства. Характерными их признаками являются утилитарность и художественность исполнения. Таким образом, они решают одновременно практические и художественные задачи. Закон не дает четкого их определения, хотя приводит ориентировочный список: ювелирные, галантерейные, металлические изделия, изделия из кожи, пластмассы, кости, игрушки, значки, сувениры. Не явность упоминания таких произведений в законе порождает различные споры и наложение понятий предмета декоративно-прикладного искусства и промышленного образца.
Фотографии или иные произведения, полученные способами, близкими к фотографии, признаются объектами авторского права. Наряду с фотографией охраной авторского права пользуются голографии, слайды и другие произведения.
Опубликование произведения, содержащего изображение другого лица, возможно лишь с согласия изображенного, после смерти - с согласия пережившего супруга или детей. Это право не входит в институт авторского права, но оказывает значительное влияние на осуществление авторских правомочий. Исключения существуют в случаях, когда изображенное лицо позировало за плату и когда государством распространяется информация о данном лице в государственных/общественных интересах.
Прежде всего, такие произведения имеют двойное значение. Авторско-правовой охране подлежит именно художественная сторона этих произведений. Поэтому авторским правом охраняется, например, не весь проект, а лишь его архитектурная часть. Предметом охраны являются и произведения архитектурной графики и пластики: эскизы, перспективы, рисунки, макеты.