Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 19:25, контрольная работа
В соответствии со ст. 1229 ГК РФ иск фирмы «Классик компани» будет удовлетворён, т к. предприниматель К. не имеет никаких доказательств к тому, что у него есть право на использование результата интеллектуальной деятельности М. Круга в виде альбома, а значит использует эти результаты незаконно.
Вариант №3
1). Личные неимущественные авторские права и их виды
2). Имущественные права, защищаемые авторским правом
Задача №1
Московская фирма «Классик Компании» обратилась в арбитражный суд Краснодарского края с иском к предпринимателю К. о компенсации за нарушение её исключительных прав на альбом песен певца Михаила Круга и конфискации всех контрафактных кассет с записями его песен, выставленными на продажу предпринимателем К. В обоснование иска фирма предъявила суду договор с певцом и автором песен М. Кругом о передаче фирме исключительных прав на альбом сроком на 15 лет
Будет ли удовлетворён иск?
На каких нормах права основывается требование истца?
Решение
В соответствии со ст. 1229 ГК РФ иск фирмы «Классик компани» будет удовлетворён, т к. предприниматель К. не имеет никаких доказательств к тому, что у него есть право на использование результата интеллектуальной деятельности М. Круга в виде альбома, а значит использует эти результаты незаконно.
Задача 2
Газета «Политический вестник» без согласия Емцева и без выплаты ему вознаграждения опубликовала в сокращённом виде его речь, поизнесённую на митинге в защиту бастующих шахтёров. После митинга Емцев и другие ораторы обратились к издательству «Политика ХХ века» с предложением издать сборник их речей. Издательство приняло их предложение и согласилось заключить договор о передаче ему исключительных прав с оговоркой о невозможности включения в сборник речи Емцева, поскольку она уже была ранее опубликована. В этой связи Емцев предъявил в суде иск к газете «Политический вестник» о взыскании вознаграждения и о возмещении убытков, причиненных незаконной публикацией его речи. Решите спор.
Решение
В соотв. со ст.1229 Емцев является обладателем исключительного права на свою речь, только он может дать согласие на её публикацию. В связи с тем, что такого согласия газете «Политический вестник» дано небыло, суд должен удовлетворить иск Емцева, руководствуясь ст. 1311 ГК РФ и назначить возмещение убытков в размере, указанном в данной статье.
1. Личные неимущественные авторские права и их виды
В соответствии с положениями ст. 150 ГК РФ[1] принадлежащие авторам личные неимущественные права неотчуждаемы и не передаваемы иным способом, причем даже сам автор не может от них отказаться. Так, недопустима какая-либо передача права авторства по договору. Автор сам должен определить, как будет указываться его имя при использовании произведения, разрешает ли он публиковать произведение анонимно или вносить в него изменения и т.д.
После смерти автора принадлежащие ему личные неимущественные права могут защищаться иными лицами в случаях и в пределах, предусмотренных законодательством.
На необходимость соблюдения личных неимущественных прав не может каким-либо образом влиять передача другим лицам исключительного права на произведение или предоставление им прав на использование произведения. Личные неимущественные права автора должны соблюдаться независимо от того, кому принадлежит исключительное право на произведение.
Российское законодательство предусматривает целый комплекс личных неимущественных прав, призванных обеспечить всестороннюю защиту нематериальных интересов автора.
Автор в отношении своего произведения обладает такими правами, как:
- право авторства;
- право на имя;
- право на неприкосновенность произведения;
- право на обнародование произведения;
- право на отзыв произведения.
Право авторства, под которым понимается право признаваться автором произведения (п. 1 ст. 1265 ГК РФ)[2], является краеугольным понятием всей системы авторских прав. Именно определение авторства позволяет говорить о возникновении у автора произведения и дальнейшем переходе к другим лицам авторских прав на такое произведение.
В случае любого отрицания авторства или плагиата (присвоения авторства) автор вправе требовать признания того факта, что он действительно является автором произведения.
Право автора на имя, т.е. право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, т.е. анонимно (ст. 1265 ГК РФ)[3], позволяет автору по его выбору требовать, чтобы его имя указывалось при любом использовании произведения, причем в том виде, как это будет согласовано с автором, либо использование осуществлялось с указанием определенного автором псевдонима, либо использование осуществлялось анонимно, без указания имени автора.
Вопрос о порядке указания имени автора желательно решать при заключении договора, на основании которого будет использоваться произведение. В то же время разрешение на использование произведения анонимно или определение порядка указания имени либо псевдонима автора могут быть установлены как дополнительным соглашением с автором, так и путем получения одностороннего разрешения (согласия) от автора.
В случае опубликования произведения анонимно или под псевдонимом издатель считается "представителем" автора, не пожелавшего раскрыть свою личность. Кодекс предусматривает, что именно издатель уполномочен принимать меры для защиты прав автора в таких случаях.
Таким образом, издателю произведения, опубликованного анонимно или под псевдонимом, предоставляется возможность защищать права автора и принимать меры для их реализации, за исключением случаев, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности либо сам автор раскрыл свою личность и заявил о своем авторстве.
Право на неприкосновенность произведения призвано гарантировать защиту произведения от искажений. В соответствии со ст. 1266 ГК РФ[4] не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.
Закрепление особого права на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений является одним из нововведений, появившихся в отечественном законодательстве в результате принятия части четвертой ГК РФ.
До этого момента действовал Закон РФ от 09.07.1993 "Об авторском праве и смежных правах", который предусматривал личное неимущественное право на защиту репутации автора, подлежавшего применению только при таких искажениях произведения, которые наносят ущерб чести и достоинству автора. ГК РФ ввел гораздо более жесткие правила: право на неприкосновенность произведения будет считаться нарушенным в случае внесения любого изменения произведения, например, даже при его снабжении ссылками, сносками, комментариями, примечаниями и пр.
Подобного рода положения были закреплены ранее в советском законодательстве, но фактически не применялись на практике в связи с отсутствием реальной ответственности за их нарушения. Введение положений о недопустимости внесения любых изменений или дополнений в произведение без согласия автора способно вызывать значительные сложности при осуществлении фактически любой деятельности, связанной с использованием произведений.
В соответствии со ст. 1266 ГК РФ[5] внесение в произведение любых изменений должно осуществляться только с согласия автора, а после его смерти - только с согласия лица, обладающего исключительным правом на произведение. При этом ничего не говорится о том, что следует делать в случаях, если такое лицо отсутствует.
Мало того, в связи с тем, что право на неприкосновенность действует бессрочно, формально окажется незаконным, например, издание с иллюстрациями, сокращениями или комментариями даже произведений таких авторов, имущественные авторские права в отношении которых уже давно истекли.
Можно предполагать, что судебная практика пойдет по пути ограничительного толкования данных законодательных положений в отдельных случаях.
Предусматриваемое положение о необходимости полу
Закрепление права на неприкосновенность произведения никак не согласуется также с признанием возможности передачи прав на переработку произведений, наличием особого правового регулирования при создании аудиовизуальных произведений и иных "сложных объектов" (ст. 1240 ГК РФ)[7] и существованием ряда иных положений ГК РФ.
В том случае, если внесенные в произведение изменения не только нарушили право на неприкосновенность произведения, но и по своей сути оказались порочащими честь, достоинство или деловую репутацию автора, для защиты прав автора могут применяться правила ст. 152 ГК РФ[8], причем защита чести и достоинства автора в таких случаях допускается и после его смерти.
В ст. 1267 ГК РФ[9] устанавливается принцип бессрочной охраны авторства, имени автора и неприкосновенности произведения: "авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно".
Автору предоставляется право назначить лицо, на которое он хотел бы возложить охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения. Такое лицо должно назначаться в порядке, установленном для назначения исполнителя завещания, следовательно, приобретение им соответствующих полномочий зависит от его согласия и соблюдения требований ст. 1134 ГК РФ[10]. Такое лицо может осуществлять свои полномочия пожизненно.
Законодательство не запрещает возложение указанных полномочий на разных лиц в отношении разных произведений, однако вопрос о том, получит ли подобный подход признание в судебной практике, остается открытым.
Если автор не воспользовался своим правом на назначение специально уполномоченного лица, призванного обеспечивать охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения, либо такое лицо отказалось от исполнения своих полномочий или умерло, охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения будут осуществлять наследники автора, их правопреемники и другие заинтересованные лица. Кто именно может входить в последние две категории - "правопреемники наследников" и "другие заинтересованные лица", - в ГК РФ не уточняется.
Автору принадлежит право на обнародование произведения, т.е. право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые сделает произведение доступным для публики - "для всеобщего сведения" (ст. 1268 ГК РФ)[11].
Таким образом, обнародование произведения - это осуществление с согласия автора любого действия, благодаря которому произведение впервые становится доступным для представителей публики, например путем его показа по телевидению, публичного исполнения (концерт, лекция и т.д.), публичного показа (размещение картины в художественной галерее), опубликование в журнале, издание в виде книги и т.д.
С обнародованием произведения связаны важные последствия, в частности возможность использования обна
Обнародование может осуществляться только с согласия автора - именно автор вправе решать, готово ли его произведение для представления публике или нет. Произведение, сделанное доступным публике без согласия автора, не считается обнародованным.
Наряду с понятием "обнародование" используется также понятие "опубликование", под которым подразумевается создание экземпляров произведения на материальных носителях и выпуск их в обращение "в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения" (абзац второй п. 1 ст. 1268 ГК РФ)[12].
Именно обязательное создание экземпляров произведения на материальных носителях отличает опубликование от обнародования, которое может осуществляться и без закрепления произведения на каком-либо материальном носителе, например при публичном выступлении автора с новым произведением.
Возможно обнародование без опубликовани
В международных договорах об авторском праве, в том числе в Бернской конвенции, Всемирной конвенции об авторском праве и др., используются именно термины "опубликование" ("выпуск в свет"). Такой подход не случаен, поскольку именно опубликование позволяет наиболее точно определять страну происхождения произведения и дату (год) опубликования, что важно для правильной реализации положений международных договоров.