Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:15, курсовая работа
Целью настоящей работы является определение понятия авторского права, его понятия и значения в современном обществе. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1) Определить понятие авторского права, его значение и основные принципы; 2) Проанализировать источники авторского права; 3) Изучить объект авторского права, определить виды. 4) Также необходимо определить субъект авторского права.
Введение
Глава 1. Авторское право – понятие, источники правового регулирования
1.1. Понятие и функции авторского права
1.2. Источники авторского права
Глава 2. Субъекты, объекты авторского права
2.1. Субъекты авторского права
2.2. Объекты авторского права
Оглавление
Введение
Глава 1. Авторское право – понятие, источники правового
регулирования
1.1. Понятие и функции авторского права
1.2. Источники авторского права
Глава 2. Субъекты, объекты авторского
права
2.1. Субъекты авторского права
2.2. Объекты авторского права
Введение
Актуальность темы заключается в
том, что с наступлением рынка все большее
значение для людей, чьи профессиональные,
творческие интересы лежат в области интеллектуального
и духовного труда, приобретает законодательство,
регулирующее отношения, связанные с авторским
правом, с правом на интеллектуальную
собственность.
Согласно ст. 44 Конституции Российской
Федерации от 12 декабря 1993 г. "Интеллектуальная
собственность охраняется законом".
Под "интеллектуальной собственностью"
следует понимать результаты литературного,
художественного, научного, технического
и других видов творчества.
Целью настоящей
работы является определение понятия
авторского права, его понятия и значения
в современном обществе. Для достижения
поставленной цели необходимо решить
ряд задач: 1) Определить
понятие авторского права, его значение
и основные принципы; 2) Проанализировать
источники авторского права; 3) Изучить
объект авторского права, определить виды.
4) Также необходимо определить субъект
авторского права.
Объектом настоящей
работы являются правоотношения в области
авторского права, а именно на стадии определения
объекта и субъекта авторского права,
правового регулирования.
Предметом настоящей
работы является изучение нормативно-правовой
базы по данной теме. Основным из которых
является Гражданский кодекс РФ часть
4.
В настоящей работе изучены и проанализированы
учебники, монографии и статьи следующих
авторов…. Тема авторского права в последнее
время широко обсуждаема на различных
уровнях: от простого обывателя до ученых.
Однако непосредственно с точки зрения
теории недостаточно исследовано авторское
право как наука, не решены противоречия
при определении некоторых видов объектов
авторских прав.
Авторское право в объективном смысле представляет некую совокупность правовых норм, регулирующих отношения по созданию и использованию произведений литературы и науки, искусства.
С каждым годом становится все актуальнее проблема соблюдения личных неимущественных прав авторов при использовании произведений в рекламе, Интернете, на телевидении, радио. Личные неимущественные права являются основой для реализации автором прав на использование произведения, а их нарушение может повлечь самые негативные последствия для обеих сторон.
Согласно ст. 1255 ГК РФ автору, с момента создания произведения в объективной форме, в отношении его произведения, принадлежат следующие интеллектуальные права:
В предусмотренных Гражданским кодексом случаях автору также могут принадлежать и другие права: право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.
Подобнее рассмотрим сначала личные неимущественные права авторов. Начнём с права авторства и права на имя. Эти права являются абсолютными, т. е. защищают автора от нарушения (виновного либо невиновного) со стороны любых третьих лиц, как связанных с ним авторским договором, так и не связанных никакими отношениями. Право авторства и право на имя принадлежат только и исключительно автору произведения.
Право авторства означает право признаваться автором произведения и требовать такого признания от всех третьих лиц. Это важнейшее из личных неимущественных прав. Непосредственно из данного правомочия вытекают все другие права автора - как неимущественные, так и имущественные. Право авторства отражает объективный факт – создание произведения конкретным лицом. Следовательно, от авторства нельзя отказаться, и оно не может быть изменено соглашением сторон.
Возможные
нарушения права авторства
Говоря о присвоении авторства научных произведений, необходимо отметить ряд весьма важных моментов. Принято выделять две формы плагиата: присвоение авторства идей и плагиат конкретных произведений.
Присвоение
авторства идей, высказанных ранее
в научных произведениях
Иная ситуация
складывается, когда присваивают
авторство на зафиксированные
в материальной форме
Право на имя означает право автора выбирать способ указания своего имени при использовании произведения: подлинное имя, взятый им псевдоним, без обозначения имени, т. е. анонимно. В отличие от права авторства, право на имя реализуется волеизъявлением автора произведения. Только непосредственно сам автор, и никто иной, принимает решение о принятии псевдонима, его изменении на другой псевдоним или раскрытии своего подлинного имени. В большинстве случаев произведения используются под подлинными именами авторов, однако это не означает, что издательство вправе «автоматически» проставить имя автора, не спросив его согласия. Способ обозначения имени автора, как правило, определяется при заключении авторского договора. Поэтому часто именно нарушение исключительных имущественных прав автора (бездоговорное использование произведения) влечет за собой нарушение его личных неимущественных прав - права авторства и/или права на имя.
Личные неимущественные права, которые принадлежат всегда непосредственному создателю произведения, неотчуждаемы, их нельзя передать по авторскому договору (в отличие от имущественных прав).
Рассмотрим пример. «Высший Арбитражный Суд РФ в информационном письме Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999 года № 47 называет «оригинальность» названия произведения в качестве необходимого условия его правовой защиты»2.
«Г. обратился
в суд с иском к ЗАО "
Останкинский районный суд города Москвы 24 ноября 1997 г. в иске Г. отказал.
Судебная
коллегия по гражданским делам
Московского городского суда
решение оставила без
Президиум
Московского городского суда 14 октября
1999 г. протест заместителя
Заместитель Генерального прокурора РФ в протесте поставил вопрос об отмене судебных постановлений с направлением дела на новое рассмотрение.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 15 декабря 2000 г. протест удовлетворила по следующим основаниям.
Как видно
из материалов дела, 11 августа
1995 г. между Российским авторским
обществом (в дальнейшем - РАО)
и ЗАО "ОРТ" заключено
лицензионное соглашение. В соответствии
с этим соглашением РАО
Произведения
Г. входят в репертуар РАО,
песни "Королева красоты"
и "Солнцем опьяненный" зарегистрированы
в обществе под подлинным
12 января 1997 г. в программе "ОРТ" прозвучали упомянутые песни. Имя Г. как автора текстов песен указано не было.
В соответствии со ст.15 Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 г. N 5351-I "Об авторском праве и смежных правах" (в ред. Федерального закона от 19 июля 1995 г. N 110-ФЗ) автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:
право признаваться автором произведения (право авторства);
право использовать
или разрешать использовать
право обнародовать
или разрешить обнародовать
право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).
Личные неимущественные
права принадлежат автору
Отказывая
в иске и отклоняя надзорный
протест, судебные инстанции
С таким
выводом судебных инстанций
По смыслу
названного Закона только
Рассмотрим это на примере:
«Г. зарегистрировал
в РАО упомянутые песни для
сбора гонорара за их
Претензии о нарушении авторских прав (право на имя) должны быть обращены к нарушителю права автора, в данном случае к ЗАО "ОРТ", которое неправомерно использовало произведение анонимно, в связи с чем ссылка суда на то, что все претензии автор вправе предъявить к РАО, несостоятельна (последнее не нарушало авторских прав Г.).
Ошибочен
и вывод суда о том, что
положения ст.49 Закона Российской
Федерации "Об авторском праве
и смежных правах" могут быть
применены лишь к недоговорным
отношениям. Эта статья не содержит
каких-либо исключений для
Следует учесть, что ответчик также фактически не оспаривает нарушение права Г. на имя в телепередачах 14 января 1997 г. и 24 ноября 1997 г., поскольку предложил в качестве компенсации истцу разместить в эфире ЗАО "ОРТ" материал, в котором он будет представлен как автор слов упомянутых песен.
Поскольку судом при
Право авторства и право на имя прекращаются со смертью автора, то есть не наследуются. Однако эти права и после смерти автора охраняются, причем бессрочно. Наследники вправе осуществлять защиту личных неимущественных прав умершего автора, то есть сохранять избранный автором способ обозначения имени, но не вправе изменять этот способ.
Касаемо соавторства, очень важно, чтобы в договоре был определен порядок указания имен соавторов, если произведение создано несколькими лицами. Вовсе не обязательно, чтобы их имена (псевдонимы) были перечислены в алфавитном порядке, поскольку вклад каждого может быть разным и, кроме того, на очередность проставления имен соавторов могут влиять их заслуги, авторитет и известность. Поэтому разумно согласовывать очередность указания имен (псевдонимов) соавторов непосредственно в авторском договоре, который в случае возникновения споров издательство или иной пользователь всегда смогут предъявить в суде. Если же возникает спор о порядке расположения имён, и это не урегулировано договором, то в этом случае по закону имена соавторов располагаются именно в алфавитном порядке.