Авторское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 09:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является определение понятия авторского права, его понятия и значения в современном обществе. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1) Определить понятие авторского права, его значение и основные принципы; 2) Проанализировать источники авторского права; 3) Изучить объект авторского права, определить виды. 4) Также необходимо определить субъект авторского права.

Оглавление

Введение
Глава 1. Авторское право – понятие, источники правового регулирования
1.1. Понятие и функции авторского права
1.2. Источники авторского права
Глава 2. Субъекты, объекты авторского права
2.1. Субъекты авторского права
2.2. Объекты авторского права

Файлы: 1 файл

Курсовой ГП, авторрское право (2003).doc

— 160.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

  1. Порядок и способы защиты авторских прав

 Защита авторских прав - это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения15.

 Защита авторских  и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты.

 Ч. 1 ст. 48 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» предусматривает гражданскую, уголовную и административную ответственность за нарушение авторских прав.

Гражданско-правовой способ защиты авторских прав.

Под способами  защиты авторских и смежных прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.

  Согласно  статье 49 Закона РФ «Об авторском  праве и смежных правах» обладатели  исключительных авторских и смежных  прав вправе требовать от нарушителя: признания прав; восстановления положения, существовавшего до нарушения права; прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению; возмещения убытков; взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав; выплаты компенсации в определенных законом пределах.

 Указанные  способы защиты не исчерпывают  собой всех возможных мер, к  которым может прибегнуть потерпевший  для защиты своих авторских  и смежных прав и охраняемых  законом интересов. Авторские и смежные права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и поэтому их защита может осуществляться с помощью всех тех способов, которые применяются для защиты субъективных гражданских прав.

 Следует  учитывать, что помимо способов защиты авторских и смежных прав в их точном смысле действующее авторское законодательство предусматривает возможность применения к нарушителям некоторых дополнительных санкций. Так, согласно п. 2 ст. 49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» помимо возмещения убытков, взыскания незаконного дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или арбитражный суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10% от суммы, присужденной судом в пользу истца. При этом сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты.

Данные санкции  носят административный, а не гражданско-правовой характер и гражданско-правовыми  способами защиты авторских и  смежных прав в строгом смысле не являются.

 Как правило,  обладатель нарушенного авторского  права может воспользоваться  не любым, а вполне конкретным  способом защиты своего права.  Зачастую способ защиты нарушенного  права либо прямо определен  специальной нормой закона, либо  вытекает из характера совершенного правонарушения. Так, например, если при опубликовании произведения искажено имя его автора, он может требовать лишь внесения соответствующих исправлений. Чаще, однако, обладателю авторского права предоставляется возможность определенного выбора среди потенциальных способов защиты.

  Уголовная ответственность за нарушение авторских прав.

 Законодательство России, как и многих других государств, наряду с мерами гражданско-правовой защиты авторских прав устанавливает уголовную ответственность за нарушение авторских и смежных прав. В соответствии с Уголовным Кодексом РФ незаконное использование объектов авторского права, а равно присвоение авторства, если эти действия причинили крупный ущерб, признаются уголовным преступлением.16

 Объектом  данного преступления являются охраняемые законом авторские и смежные с ними права, как составная часть гарантированной ст. 44 Конституции РФ свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

 Объективная  сторона рассматриваемого преступления  состоит из:

 а) двух  альтернативных деяний: незаконного  использования объектов авторского  права или смежных прав или   присвоения авторства;

 б) крупного  ущерба;

 в) причинной  связи между указанными деяниями  и ущербом. 

 Состав данного  преступления имеет материальный  характер, т. е. сам факт совершения указанных выше действий еще не заключает в себе состава окончательного преступления. Лишь при действительном причинении этими действиями крупного ущерба преступление считается совершенным.

 Субъективная  сторона преступления, предусмотренного  ст. 146 УК РФ, характеризуется прямым  умыслом или косвенным умыслом,  а также определенными мотивами  и целями. Наиболее типичными  мотивами его совершения являются  корысть и честолюбие. Цели в большинстве случаев совпадают с мотивами, хотя иногда приобретают и самостоятельное значение. Так, плагиат может быть совершен с целью вступления в творческий союз, занятия определенной должности, защиты диссертации и т. п.

 Уголовную  ответственность за нарушение авторских или смежных прав несут лица, достигшие 16 лет.

 Возбуждение  и рассмотрение в суде дел  о нарушении авторских прав  имеет ряд важных процессуальных  особенностей. Прежде всего они  являются делами так называемого  частного обвинения, т.е. делами, которые возбуждаются не иначе, как по желанию потерпевшего. Для возбуждения дела потерпевший должен подать жалобу в суд, указав в ней, когда, кем и где совершено противоправное деяние, в чем конкретно оно выразилось и чем подтверждается просьба потерпевшего о привлечении нарушителя к уголовной ответственности.

 Дела о  нарушении авторских прав не  подлежат прекращению в случае  примирения потерпевшего и обвиняемого,  что в целом не характерно  для дел частного обвинения.  Производство по этим делам ведется в общем порядке, т.е. с проведением предварительного расследования, которое производится органами прокуратуры.

 Если нарушение  авторских прав совершено впервые,  если характер деяния и данные  о личности правонарушителя свидетельствуют  о возможности его исправления и перевоспитания без применения уголовного наказания, суд может вынести определение о прекращении уголовного дела с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда. В реальной жизни меры уголовной ответственности за нарушение авторских прав реализуются на практике крайне редко.

  Международное законодательство  и охрана произведений российских  авторов за рубежом.

 По общему  правилу, действие авторских прав  на произведение ограничивается  территорией того государства,  в котором это произведение было создано. Это означает, что в других государствах произведение может быть свободно использовано без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения. Произведение, охраняемое на территории одного государства, получает охрану на территории другого государства, если между этими государствами заключен двухсторонний договор, или оба эти государства являются участниками многостороннего соглашения о взаимном признании и охране авторских прав. Таким образом, первый вопрос, который возникает при рассмотрении проблемы охраны произведений российских авторов за рубежом, заключается в выяснении того, связывают ли Россию и иностранное государство, на территории которого будет использоваться произведение, взаимные обязательства в области авторского права.

 Если таких обязательств не существует, определенные гарантии соблюдения авторских прав могут быть обеспечены лишь конкретным  авторским договором. Однако,  в случае обязанности перед автором будут нести только его контрагент по договору.

 Когда права  российских авторов признаются на территории иностранного государства, объем субъективных прав авторов определяется не российским законодательством, а законами данного иностранного государства и правилами международных договоров. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1883 г. (в редакции 1971 г.), и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (в редакции 1971 г.) исходят из принципа национального режима, в соответствии с которым иностранным авторам – гражданам государств, которые участвуют в указанных Конвенциях, предоставляется такой же объем прав, какой признается за авторами – гражданами соответствующего государства. В разных странах объем и содержание этих прав не совпадают. Правда для стран, участвующих в Бернской или Всемирной конвенции (в редакции 1971 г.), эти различия не столь существенны, так как  само участие государства в одной из этих Конвенций означает необходимость закрепления во внутреннем законодательстве определенного минимального уровня авторских прав.

 Охрана произведений  российских авторов в странах  ближнего зарубежья обеспечивается  на основе Соглашения о сотрудничестве  в области охраны авторского  права и смежных прав от 24 сентября 1993 г. В соответствии с названным  Соглашением государства – участники приняли на себя обязательство обеспечить на своих территориях выполнение международных обязательств, вытекающих из участия бывшего СССР во Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 г.), исходя  из того, что дата вступления в силу указанной Конвенции для бывшего СССР (27 мая 1973 г.) является датой, с которой каждое государство – участник считает себя связанным ее положениями. В тех независимых государствах, которые присоединились к Бернской конвенции, охрана прав российских авторов обеспечивается этой Конвенцией.

 Отдельное  внимание хотелось бы уделить охране авторских прав в Интернете.

  С 1 сентября 2006 года использование произведений, исполнений и фонограмм в Интернете  подпадает под действие исключительных  прав, перечень которых приведен в Законе.17 Интернет стал частью нашей жизни и уже воспринимается всеми как объективная реальность. В связи с этим особенно актуален в настоящее время вопрос о защите авторских прав.

 Особенностью  сети Интернет является сложность  контроля над копированием и использованием произведений. В силу простоты копирования и нематериальной сущности объектов авторского права в Интернете трудно доказать факт нарушения авторского права.

 К сожалению,  действующего механизма защиты  авторских прав в сети Интернет  еще не разработано. Однако можно с уверенностью утверждать, что материалы, обнародованные на сайте в электронной форме, являются объектом авторского права и подлежат охране. (Как следует из анализа ст. 5, 6 и 7 закона «Об авторском праве и смежных правах», например статья, размещенная на сайте, будет являться произведением, а значит одновременно и объектом авторского права, со всеми вытекающими отсюда последствиями.) Однако существуют проблемы с доказыванием авторства произведения и установления периода его публикации. Какой-либо нормативно-правовой базы, регулирующей данный вопрос, не существует, что следует и из анализа норм комментируемого Закона.

 Предполагается, что все пользователи  сети, размещающие в ней информацию, содержащую перепечатки, изображения  и другие зарегистрированные объекты исключительного права, обязаны предварительно получать согласие официальных владельцев на воспроизведение информации. Это, к сожалению, происходит не всегда. Споры по поводу нарушений исключительных прав рассматриваются судами в общем порядке. Можно предположить, что число конфликтных ситуаций будет быстро увеличиваться.

 Следует обратить внимание  на то, что экстерриториальность  глобальной компьютерной сети  Интернет делает возможным практически  неконтролируемый экспорт и импорт интеллектуальной собственности, что наносит значительный экономический ущерб как владельцам исключительных прав, так и государству. Такое положение делает очевидным необходимость международной унификации законодательства, разработки новых международных соглашений и преобразования уже имеющихся, а также внесения международно-признанных норм и принципов в национальные нормативные акты в целях их унификации. Основой унификации законодательства об исключительных правах должны стать договоры ВОИС 1996 г.

Заключение.

 Авторское право, без сомнения, является важным институтом в нынешнее время динамично развивающегося технического прогресса и культуры. Соответственно необходимо усиленно развивается и правовой институт, направленный на охрану авторского права. Особенные пробелы в законодательстве невооружённым взглядом видны в области защиты авторских прав в пространстве Интернета.

 К основным  видам защиты авторских прав  относят уголовно-правовой, административно-правовой  и гражданско-правовые способы.  Авторские права защищаются Конституцией РФ и отраслевым законодательством: Гражданским Кодексом РФ, Уголовным Кодексом РФ, Федеральным Законом «Об авторском праве и смежных правах» и т.д. В то же время отсутствие полноценной систематизации приводит к «усложненности» действующего законодательства, содержащего очень сложные по своей структуре нормы, закрепляющие сразу целый комплекс исключительных прав, исключений из них.

 Однако, прежде  чем производить «слияние» правовой  регламентации всех видов интеллектуальной  собственности в рамках единого кодифицированного акта, необходимо разработать теорию, содержащую в себе такие принципы, используя наименьшее число исключений из которых можно будет описать наибольшее количество явлений, отличных друг от друга и порой друг другу даже противоречащих. Особого рода «упорядоченность знаний» и так же, важна расширенность знаний и норм, должна предшествовать любой кодификации.

Информация о работе Авторское право