Авторское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования в курсовой работе является авторское право как подотрасль гражданского права.
Данная цель достигается по средствам решения следующих задач:
- определение понятия, задач и принципов авторского права;
- изучение объектов авторского права;
- анализ субъектов авторского права;
- определение понятия содержания авторского договора;

Оглавление

Введение 3
Понятие, задачи и принципы авторского права 6
Объекты авторского права 10
Субъекты авторского права 13
Авторский договор: содержание и форма 17
Охрана авторства 24
Заключение 26
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

К.Р. авторское право.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

     Титульный лист 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание

     Введение 3

  1. Понятие, задачи и принципы авторского права 6
  2. Объекты авторского права 10
  3. Субъекты авторского права 13
  4. Авторский договор: содержание и форма 17
  5. Охрана авторства 24

     Заключение 26

     Список используемой литературы  28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Авторское право является составной частью гражданского права. Признание и  уважение авторских прав стимулируют  индивидуальную творческую активность человека, а также содействуют  обеспечению доступности произведений для как можно более широких слоев общества. Авторское право касается особых форм творчества, которые имеют отношение главным образом к средствам массовых коммуникаций. Оно касается практически всех форм и методов массовых коммуникаций — не только печатных публикаций, но также радио- и телепередач, проката фильмов и т.д. и даже компьютерных систем хранения и использования информации.

     Большинство созданных произведений существуют в материальной форме. Это, например, книги, рисунки, картины. Но некоторые типы произведений, например стихи, музыка или артистическое исполнение, существуют, даже если они не были записаны или до того, как они были записаны в виде нот или слов.

     Авторское право охраняет именно форму выражения  идей, а не сами идеи. Как только идеи воплощаются в произведении, возникает авторско-правовая охрана их формы. Авторское право охраняет права авторов художественных произведений от тех, кто их копирует, т.е. от тех, кто использует такие формы, которые являются оригинальным созданием автора.

     Понятие авторского права заложено в Конституции (ст.44) и IV части Гражданского Кодекса РФ.

     В настоящее время тривиально звучат принципы, закрепленные ст. 1 Гражданского Кодекса РФ (равенство участников, свобода договора и др.), и, тем  не менее, гражданское, а в частности, авторское законодательство все еще требует значительной доработки.

     До  принятия IV части ГК РФ действовал закон «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 с последующими изменениями.

     Данный  закон «Об авторском праве  и смежных правах» впервые предоставляет авторам право передавать свои исключительные имущественные права, и устанавливает свободу авторского договора (Законом определено лишь несколько условий, соблюдение которых обязательно при заключении договора).

     Кроме того, авторские правомочия распространены ЗоАП на более широкие сферы, где ранее авторские произведения использовались на бездоговорной основе, т.е. свободно.

     По  общепринятому мнению закон «Об  авторском праве и смежных  правах» отвечал международным  стандартам в области авторского права и смежных правах, и это позволило Российской Федерации присоединиться к ряду международных конвенций.

     В дальнейшем законодательство об авторском  и смежных правах изменялось, дополнялось  и уточнялось различными нормативными актами, но основные принципы защиты авторских и смежных прав, а также формы, виды и основные свойства авторских договоров остались неизменными в своём соответствии международному праву.

     Четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации текстуально в значительной части повторяет положения уже действующих законодательных актов по вопросам интеллектуальной собственности, в том числе положения Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».

     Однако  имеется также ряд нововведений, которые оказывают влияние на деятельность российских авторов и издателей.

     Часть этих нововведений, несомненно, может  оказаться полезной для авторов  и издателей. Однако наряду с этим при принятии Гражданского кодекса  России многие важные предложения оказались, к сожалению, не учтены.

     Основные  последствия:

  1. изменение сложившейся договорной практики;
  2. усиление ответственности за нарушение исключительных прав;
  3. сложность соблюдения ряда новых требований законодательства, в частности,   связанных   с   новым   "правом   на   неприкосновенность 
    произведений".

     Наряду  с этими нововведениями IV часть ГК РФ вводит в гражданский оборот договор отчуждения интеллектуальной собственности, который приходит на смену авторскому договору или авторскому договору заказа.

     В данной курсовой работе будет рассматриваться один из важнейших институтов исключительных прав на отдельные результаты интеллектуальной деятельности. Это институт авторского права, который регулирует его объекты, субъекты и содержание.

     Целью исследования в курсовой работе является авторское право как подотрасль гражданского права.

     Данная  цель достигается по средствам решения  следующих задач:

     - определение понятия, задач и принципов авторского права;

     - изучение объектов авторского права;

     - анализ субъектов авторского права;

     - определение понятия содержания авторского договора;

     - рассмотрение способов охраны авторства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие, задачи и принципы авторского права

     В качестве основных задач авторского права чаще всего в юридической  литературе называются две следующие  задачи. С одной стороны, авторское право должно стимулировать деятельность по созданию произведений науки, литературы и искусства. В этих целях авторское право способствует созданию условий для занятия творческим трудом; обеспечивает правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепление за авторами прав на использование создание ими произведений и получение доходов и т.д. С другой стороны, задачей авторского права считается создание условий для широкого использования произведений в интересах общества. Иными словами, повышение уровня охраны прав авторов ни в коем случае не должно препятствовать использованию их произведений в целях образования и просвещения или служить помехой в стремлении самой широкой аудитории читателей, зрителей, слушателей знакомиться с ними.

     Указанные задачи авторского права тесным образом  связаны с его принципами. Принципы авторского права - это его основные начала, отправные идеи, которые  обладают универсальностью, высшей императивностью  и общезначимостью. Они пронизывают содержание всей системы авторского права, предопределяют всю юрисдикционную деятельность и воплощаются в субъективных правах и обязанностях участников авторских правоотношений. Не будучи закрепленными, в конкретных статьях закона, принципы авторского права выводятся из анализа всей совокупности авторско-правовых норм. Знание принципов позволяет ориентироваться в обширном авторском законодательстве, правильно толковать и применять на практике отдельные его нормы, а также решать вопросы, на которые нет прямого ответа в действующем законодательстве.

     К числу основных принципов российского  авторского права, отраженных в содержании его норм на современном этапе  развития, относятся следующие.

     Во-первых, принципом авторского права может  и должен считаться принцип свободы творчества, который прямо закреплен ст. 44 Конституции РФ. Данный принцип, лишь недавно наполненный реальным содержанием, пронизывает собой все авторское законодательство и конкретизируется в целом ряде его норм.

     Обеспечивая свободу творчества, авторское право охраняет все произведения науки, литературы и искусства независимо от их назначения, достоинств и способа выражения. В этих же целях закон не ограничивает круг охраняемых произведений каким-либо перечнем и охраняет любые результаты творческой деятельности, существующие в объективной форме. Творцы произведений свободны в выборе темы, сюжета, жанра и формы воплощения, создаваемых ими художественных образов, а также самостоятельно решают вопросы о выпуске своего произведения в свет, приданию произведению окончательной формы и т.п.

     Во-вторых, принципом авторского права является сочетание личных интересов автора с интересами общества. Хотя данный принцип, безусловно, проявляется и  в других институтах права интеллектуальной собственности и гражданского права в целом, в авторском праве он имеет особое значение. В основе авторского права лежит признанное за автором монопольное право на использование созданного им произведения. Определение разумных границ этой монополии на протяжении веков являлось одной из главных проблем авторского права. В настоящее время уже никто не утверждает, что авторы должны иметь неограниченный контроль за использованием своих произведений.

     Ничем не ограниченная монополия необходима и возможна лишь в отношении необнародованных произведений. Если же произведение с согласия автора стало доступно для всеобщего сведения, его права на произведение не могут быть столь обширными, чтобы полностью игнорировать интересы других граждан и общества в целом. Законы демократического общества не только гарантируют охрану интеллектуальной собственности, но и закрепляют право членов общества на участи в культурной жизни и пользование достижениями культуры ( п.2 ст. 44 Конституции РФ).

     В-третьих, в качестве одного из принципов российского  авторского права может быть выдвинуто положение о неотчуждаемости личных неимущественных прав автора. В этом состоит одно из существенных отличий российского авторского права от авторского права ряда зарубежных стран. По российскому авторскому законодательству, личные неимущественные права автора (право на авторство, право на имя и пр.) не могут перейти к другим лицам, хотя бы сам автор и выразил на это свое согласие. Подобное соглашение не будет иметь юридической силы и является недействительным. Поэтому даже в тех случаях, когда произведение создано в порядке выполнения служебного задания, личные неимущественные права сохраняются за автором и должны быть во всех случаях обеспечены. Этими же соображениями продиктованы нормы российского законодательства, устанавливающие, что право авторства, право на авторское имя, право на защиту репутации автора не переходят по наследству, что в случаях так называемого «свободного» использования произведений обязательно указание имени автора и т.д. Что же касается имущественных прав авторов, то они могут передаваться другим лицам по авторскому договору, в порядке наследования, а также в силу закона (служебные произведения).

     В-четвертых, для современного российского авторского права характерен принцип свободы  авторского договора. Данный принцип заменил собой присущий ранее действующему авторскому праву принцип нормативной регламентации основных прав и обязанностей сторон по авторским договорам. Наиболее ярким выражением последнего было существование так называемых типовых авторских договоров (издательских, сценарных, постановочных и др.), которые имели нормативное значение и подробно регламентировали отношения авторов и пользователей произведений. Конечно, было бы неверно сводить роль типовых договоров лишь к ограничению свободы сторон в распоряжении принадлежащими им правами. Одной из главных функций типовых договоров было ограждение авторов от произвола пользователей произведений, стремление гарантировать авторам определенный минимальный уровень прав. Условия конкретных авторских договоров, ухудшающие положение авторов по сравнению с типовым договором, признавались недействительными и заменялись условиями, закрепленными в типовом договоре.

     Вместе  с тем присутствие в законодательстве правил, детально регулирующих сферу  отношений, которая в принципе должна определяться, прежде всего, свободным волеизъявлением самих сторон, трудно признать нормальным явлением. В этой связи новое российское авторское законодательство отказалось от жесткой регламентации отношений сторон авторского договора. В нем закрепляются лишь возможные типы авторских договоров, а также указываются условия, которые должны быть в обязательном порядке согласованы сторонами. Что касается законных интересов авторов, то они обеспечиваются, с одной стороны, запретом включать в авторские договоры явно кабальные для авторов условия, например, условие о передаче прав на произведения, которые автор может создать в будущем, и, с другой стороны, правилами, предоставляющими авторам определенные права, например, на расторжение авторского договора по истечении пяти лет с даты его заключения, если конкретный срок, или налагающими на пользователей произведений определенные обязанности, например, по выплате автору аванса по договору заказа. Кроме этих и других, указанных в законе ограничений, стороны свободны в определении содержания авторского договора. 

     2.Объекты  авторского права

     ГК  не случайно назвали экономической  конституцией. Но без раздела об интеллектуальной собственности - это  незавершенный, и, в этом смысле, неполноценный  кодекс.

     В соответствии со ст. 1255 IV части Гражданского Кодекса Российской Федерации интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

Информация о работе Авторское право